Серия «Арехология»

31

Эмиль Картальяк: «Граф Дуку» французской археологии?

Наш герой, а может, и антигерой навеки вписал своё имя в науку. Эмиль — фигура неоднозначная, как и практически любой человек, стоявший у истоков научной дисциплины своего времени. Заслуги учёного Картальяка приуменьшить невозможно: именно при нём продолжалось становление французской археологии. Франция как регион обладает уникальным статусом в археологии. Получить такой мощный импульс для развития науки на своей территории — редкая удача. Пусть знаменитая пещера Альтамира была обнаружена в Испании, но её изучением занимались опытные французские специалисты. С этой пещерой связана трагическая история Марселино де Саутуолы — человека, который до конца жизни не смог убедить современников в подлинности открытой им наскальной живописи древних людей. Одним из тех, кто подвергал Саутуолу жёсткой научной критике, был как раз наш герой — сдержанный и авторитетный Эмиль Картальяк. Но начнём по порядку...

Эмиль Картальяк (сидит справа) и Анри Брёйль (третий справа) у входа в пещеру Гаргас (Верхние Пиренеи) в июле 1907 года.

Эмиль Картальяк (сидит справа) и Анри Брёйль (третий справа) у входа в пещеру Гаргас (Верхние Пиренеи) в июле 1907 года.

Норбер Кастере, французский спелеолог, чей вклад в науку трудно переоценить, начал свою исследовательскую деятельность в том числе под влиянием Эмиля Картальяка. Их встреча могла бы стать завязкой приключенческого романа.

Ещё в младших классах школы Норбер питал благоговение перед пещерами. Его любимым местом, помимо самих пещер, был музей. Однажды, разглядывая обработанный кремень из пещеры Мас-д’Азиль, юный Кастере услышал, как в зал вошёл невысокий старик. Незнакомец внушал уважение: в сюртуке и без шляпы, сгорбленный под грузом лет, с белоснежными бакенбардами, похожими на пушистый хлопок. Лысину обрамлял нимб длинных седых волос. Очки в тонкой стальной оправе с маленькими стёклами гармонировали с морщинистым лицом учёного, доживавшего свой век. Это и был Эмиль Картальяк — убеждённый дарвинист, известный археолог, главный хранитель музей, ведущий специалист по доисторической эпохе. Между юным Норбером и пожилым Эмилем завязалась беседа, которая оставила неизгладимый след в душе будущего спелеолога и определила его путь.

Как же так вышло, что этот добродушный старик, способный вдохновлять, жестоко отвергал открытия Саутуолы? Наука, как ни стремились учёные к объективности, всегда связана с контекстом эпохи, включая политику.

Перенесёмся в прошлое. Когда Марселино обнаружил наскальные рисунки, он отправил статью в авторитетный журнал «Материалы по естественной истории человека». Издание выходило во Франции, а главным редактором был Картальяк. Представьте: в руки учёного попадает работа испанского дилетанта. Вскоре Картальяк получает письмо от своего наставника, где тот предостерегает: «Всё это — проделки иезуитов, желающих дискредитировать исследования первобытной истории!»

Учителем Картальяка был Габриэль де Мортилье — человек, стоявший у истоков научной археологии, разработавший периодизацию палеолита, в целом сохранившуюся до наших дней. Это был крупный учёный, признававший существование искусства каменного века. Однако в вопросах культуры он оставался консерватором: не верил в эволюцию искусства и связанные с изображениями духовные практики. Специфика его материалистических взглядов не позволяла согласиться, что при низком уровне технического развития возможны сложные духовные процессы. В этом убеждении он был непоколебим.

Важно помнить, что в то время археологические открытия вступали в конфронтацию с библейской хронологией. Габриэль опасался, что иезуиты воспользуются ошибками молодой науки, а его личные убеждения лишь усиливали этот страх. Картальяк последовал за учителем. Учёные нередко поддерживают идеи влиятельных наставников, даже достигнув высокого статуса — это не секрет.

Картальяк поддержал позицию Мортилье яростно, игнорируя альтернативные точки зрения. Например, Эдуард Пьетт открыто писал о значимости Альтамиры, а его статус в науке был не ниже. Тем не менее Эдуард Харле, сотрудник журнала Картальяка, посетил пещеру и… «забил гвоздь в крышку гроба» репутации Саутуолы. По требованию ли Картальяка? Вопрос спорный, но тот публично одобрил разгромную статью.

Настолько однозначно, что на конгрессе антропологов в Лиссабоне (1880) Картальяк демонстративно проигнорировал выступление профессора Вилановы, защищавшего Альтамиру, а перед экскурсией покинул зал. Через два года в Германии Виланова прямо обвинил Картальяка и Харле в необъективности, приведя серьёзные аргументы, но его не стали слушать. Разрушать устоявшиеся догмы всегда рискованно — вспомните трагедию Игнаца Земмельвейса, которого за открытия в медицине объявили сумасшедшим.

Нельзя списать всё на то, что Саутуола был любителем. В тот же период профессиональные археологи Л. Широн и Оллье де Марешан открыли грот Шабо — их ждала та же участь. Лишь Гюстав Ривьер, наученный горьким опытом, поступил иначе: обнаружив пещеру Ла-Мут с рисунками, он запечатал вход и пригласил авторитетов — Мортилье, Картальяка, Пьетта. И тогда все единодушно признали древность изображений! Хотя слухи о подделке не утихли, доказательств подлинности было уже слишком много.

Вероятно, признание искусства палеолита затянулось бы на годы, если бы не… Картальяк. В 1892 году он неожиданно покаялся в своей ошибке, публично заявив: «Изображения в Альтамире подлинны. Я 20 лет активно заблуждался». Это разрушило главную преграду — насмешки над защитниками истины без попыток диалога.

В трогательном письме Картальяк подтвердил правоту Вилановы:

«Неодинаковая сохранность красок, отсутствие сталагмитового слоя, совершенство работ, их масштаб, техника исполнения, оригинальность силуэтов, отсутствие следов копоти и, главное, тьма глубин, преодолимая лишь современным светом, — всё это в Дордони оправдывает древность живописи Альтамиры. Следует склониться перед фактами. Я приношу повинную Саутуоле».


Побывал в пещере повторно и господин Харле, который тоже покаялся:

«Дорогой друг, с того несчастного 1880 г. прошло четверть века, а меня всё не покидает мысль об этом. Всё время я вспоминаю о том, что я сделал. Это — несмываемое пятно на мне и моей научной деятельности!»

Лишь ещё через 20 лет в пещере будут произведены большие и серьёзные раскопки, будет найдена третья в Европе мастерская доисторического художника, там обнаружат нетронутые кисти (кости, в которые можно вставить шерсть), краски, разложенные по цветам, но это уже тема отдельного текста.

Вернёмся к нашему «покаявшемуся» герою. В 1908 году на одном из конгрессов прозвучало заявление: «Первыми археологами, которые открыли гравюры и живопись в пещерах, были аббат Брейль, Картальяк, Пейрони и Капитан», а чуть позже это будет опубликовано в ведущем научном журнале.

Когда Эдуард Альфред Мартель, один из основателей спелеологии, известный учёный, прямо указал на ошибочность этого утверждения, его текст… просто не приняли к публикации. Далее последовали долгие споры о том, кто прав, а кто виноват, кто на самом деле открыл конкретный памятник. Были заявления, демарши, многочисленные попытки присвоить себе статус «первооткрывателей», а также попытки интерпретировать археологические находки через призму библеистики… Учитель Картальяка перевернулся бы в гробу, знай он, чем закончились его предупреждения.

Так чем же в итоге был этот покаянный жест? Настоящим подвигом исследователя, отказавшегося от своих убеждений и ставшего одной из виднейших фигур в изучении палеолитического искусства? Или расчётливым ходом успешного научного бюрократа, желавшего присвоить то, что годами топтал и замалчивал? Конкретного ответа у меня нет, за что приношу извинения вам, уважаемые читатели. Ответ, скорее всего, зависит от убеждений каждого. Одно ясно точно — без политики здесь не обошлось. Наука не существует в отрыве от человеческих страстей. Её двигают люди с их верованиями, условностями и амбициями. Какими именно были мотивы тех, кто давно ушёл? Этого мы, вероятно, никогда не узнаем.

Главное, дорогие читатели, не забывать о принципе историзма и оценивать события не с современной колокольни, а через призму эпохи, для которой это было не «понятное прошлое», а «суровое настоящее».

P.S. Рекомендую научно-популярную книгу «Прозрение» Виталия Епифановича Ларичева, (с книгой можно познакомится вот тут) известного советского и российского археолога. В ней дано авторское, но в целом логичное обоснование действий Картальяка. Впрочем, во французской литературе встречаются иные трактовки при схожести фактов, но это совсем другая история.

P.P.S. Ранее текст был опубликован в историческом сообществе Катехизис Катарсиса, он же Cat.Cat, давно известный на Пикабу, у нас там много интересного.

Показать полностью 1
79

Марселино Санс де Саутуола – археолог, которому не верили

Когда тебе не верят – это обидно. Когда тебя обвиняют во лжи, а ты не врал – обидно вдвойне. Сложно передать степень обиды, когда ты сделал великое открытие, а вся официальная наука высмеивает тебя и открыто называет лжецом, когда до своей смерти ты так и не смог доказать свою правоту. К сожалению, есть в археологии и такая страница. Перед вами история Марселино Саутуолы, археолога-любителя, которому не поверила система.

Марселино Санс де Саутуола. Слева - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.

Марселино Санс де Саутуола. Слева - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.


Марселино родился в XIX веке в весьма обеспеченной испанской семье. Он имел очень хорошее образование для своего времени. В науку его привело именно семейное состояние: ему просто не нужно было работать по специальности. Марселино занимался биологией, историей, антропологией и археологией. Умудрился вырастить эвкалипт и написать несколько работ о его акклиматизации, был членом-корреспондентом Академии истории. К науке этот человек отношение, без сомнения, имел.

В 1878 году, посетив отдел антропологии на Всемирной выставке в Париже (там он находился по работе, представляя продукты своего региона), он окончательно загорелся исследованием пещер. Посещая многочисленные пещеры в своих владениях, Марселино вместе со своей дочерью Марией обнаружил на потолке одной из них цветные рисунки. Согласно легенде, их впервые заметила именно его дочь. Вот так, без какого-либо научного обоснования и просто по невероятному везению, была найдена одна из жемчужин мировой истории – пещера Альтамира.

Наверное, самая известная из изображений Альтамиры

Наверное, самая известная из изображений Альтамиры

Пару слов о ней. Эта ничем не примечательная пещера сохранила творчество времён позднего палеолита. Первые рисунки там могли появиться около 22 тысяч лет назад. Использование пещеры прекратил оползень, который запечатал вход. Позже учёные узнали, что для нанесения рисунков использовались не только руки, но и специальные приспособления, сделанные именно для рисования. Мы знаем только о картинах, но в этой пещере было найдено очень много артефактов древности: каменные иглы, бусы, подвески, резцы, остатки съеденных ракушек и многое другое. Не пещера – а сундук с сокровищами. Но вернёмся к её обнаружению.

Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".

Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".

Будучи человеком, близким к науке, Марселино публикует копии некоторых картин и своё видение того, когда они были созданы. Ему помогал достаточно известный учёный Хуан Виланова, геолог и палеонтолог, который до конца своей жизни пытался доказать, что пещера Альтамира не подлог.

Juan Vilanova y Piera (Хуан Виланова)

Juan Vilanova y Piera (Хуан Виланова)

К сожалению, не все приняли открытие Саутуолы. Вместо признания он получил серьёзную критику от трёх мэтров своего времени: Эдуарда Арля, Эмиля Картальяка и Габриеля Мортилье. Читателю вряд ли что-то скажут эти имена, но Мортилье придумал разделение палеолита на эпохи, часть из которых используется до сих пор (Мустьерская, Солютрейская, Магдалинская и т. д.). Картальяк был автором раздела «Предыстория» (первобытное общество) на Всемирной выставке в Париже и известным преподавателем. Арль же был влиятельным историком, геологом и археологом.

Эдуард Арле

Эдуард Арле

Критика была жёсткой. Три вышеупомянутых специалиста утверждали, что у древнего человека не могло быть таких произведений искусства. Критиковали всё: технику, цвета, сюжеты. На международном конгрессе выдвигались обвинения, что рисунки – подделка. Самые мягкие обвинители говорили, что Саутуола сам стал жертвой обмана. Те, кто жёстче, обвиняли его в фальсификации. После того как в 1881 году Эдуард Арль провёл там археологические раскопки и пришёл к выводу, что искусство – новодел, вопрос был фактически закрыт. В 1888 году умирает Марселино, спустя пять лет – Виланова. До конца своих дней их доводы так и не были приняты обществом. До подтверждения своей правоты они не дожили считанные годы, а ведь Марселино не исполнилось даже 60…

Эмиль Картальяк

Эмиль Картальяк

В 1895 году были найдены схожие наскальные рисунки. Анри Брейль провёл большую работу и в 1902 году неопровержимо доказал, что живопись пещеры Альтамиры подлинна. Лишь после этого один из главных критиков, Эмиль Картальяк, публично признал свою ошибку, выпустив труд «Грот д’Альтамира, Испания. “Моя вина за скептицизм”». На признание ошибки потребовалось 23 года… Как по мне, обиднее всего, что главный критик впервые посетил эту пещеру только в 1902 году. Эдуард Арль своих ошибок публично не признавал, но его «карательная» экспедиция 1881 года позволила сохранить множество находок, которые сейчас находятся в музеях по всему миру. Честь Саутуолы была полностью восстановлена, но спустя 14 лет после его смерти.

Габриель Мортилье

Габриель Мортилье

Трудно переоценить значимость его находки для научного мира. Однако ни посмертная память, ни памятная доска около одной из величайших доисторических «картинных галерей», ни сыгравший его роль в недавнем фильме Антонио Бандерас – ничто не окупит годы жизни, на протяжении которых почти всё научное сообщество считало тебя лжецом. История бывает жестокой. Некоторых критиков, которые сделали всё, чтобы Саутуолу никогда не узнал и не признал большой мир, сейчас помнят не за их достижения, а именно из-за этой, с нашей точки зрения, необоснованной критики. Однако, уважаемый читатель, помните о принципе историзма: на события нужно смотреть с точки зрения их современников. Для них правота Марселино была далеко не столь очевидной, а мошенников археология знала немало.


P.S. Ранее текст был опубликован в сообществе CatTech, паблике, который посвящён истории технологий (и не только), там ещё много всего интересного. Это один из пабликов семьи исторического сообщества Катехизис Катарсиса, он же Cat.Cat, давно известный на Пикабу.

P.P.S. Через два дня на Пикабу выйдет продолжение этого текста, в котором мы поговорим про личность Эмиля Картальяка, чтобы не пропустить продолжение - советую подписаться.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!