Серия «Истории огня»

1735

The Show Must Go On - за кулисами создания классики рока

Queen в Ирландии во время Magic тура.

Queen в Ирландии во время Magic тура.

Когда Фредди Меркьюри узнал свой диагноз, то не стал жаловаться на жизнь и делать из этого шоу. Он стойко принял удар судьбы и обратился за помощью к лучшим специалистам - другим участникам Queen. Ему не нужно было сострадание, он попросил их только об одном: вместе написать как можно больше песен.

Со временем его состояние ухудшалось и группа отказалась от концертов, сосредоточившись на работе в студии.

Осенью 1990 года Фредди Меркьюри уже точно знал, что умирает. В один из этих дней барабанщик Роджер Тейлор и басист Джон Дикон импровизировали, играя одну и ту же аккордовую последовательность. Гармония понравилась гитаристу Брайану Мэю и Фредди Меркьюри, которые в это время спорили о жизни и искусстве. Царившая в студии атмосфера сподвигла их написать песню поверх импровизации Тейлора и Дикона. Мэю и Меркьюри оставалось выбрать тему и они зацепились за принцип цирковых артистов XIX века:

Представление должно продолжаться несмотря ни на что, ведь зритель не должен быть разочарован

Брайану это напомнило борьбу Фредди: музыкант, испытывавший сильную физическую и моральную боль, продолжал творить. Следующие дни Мэй с головой погрузился в текст, выверяя каждое слово и делая Меркьюри главным героем драмы.

Шаг за шагом группа выковывала свой шедевр. Например, слова My soul is painted like the wings of butterflies (Моя душа раскрашена, словно крылья бабочек) пришла к Мэю во сне. Другая строчка I must be warmer now (Должно быть уже теплее или более литературный вариант: Я должно быть близко к цели) стала отсылкой на детскую игру «холодно-горячо». Здесь Мэй описывает моральное состояние друга, приближающегося к концу жизненного пути. Впервые была нарушена одна из традиций Queen не обсуждать слова песни с автором: Брайан убедил Фредди направлять ход сюжета и вносить правки.

Мощнейший текст Queen подкрепили музыкой, достойной театральной трагедии. Мрачное и тихое начало, развивающийся за счёт громкости и постепенного наслоения инструментов уровень драматизма создают гнетущую атмосферу. Появившаяся у героя надежда подчеркивается изменением тональности на тон вверх, а идущая следом исходная гармония возвращает его в жестокий реальный мир, где он находит в себе силы продолжать выступление.

Уже потом Queen обвинили в плагиате основного риффа. Меломаны вспомнили трек Эдди Мани - Take a little bit (кто-то даже вспомнил схожие советские песни, но тут без комментариев). Позже Мэй признал, что рифф был непреднамеренно воспроизведён им на уровне мышечной памяти.

Когда настало время записать вокальную партию были сомнения, что Фредди исполнит творческий замысел, уж слишком он ослаб. Но Меркьюри провернул старый трюк: выпил две стопки водки, разогрел связки, распелся и …

То, что получилось вы слышали много раз. На запись ушло 3-4 дубля и, по словам Мэя, Фредди просто «разорвал песню».

The Show Must Go On стала финальной композицией альбома Innuendo, что противоречило негласному правилу того времени: открывать альбом самым сильным треком. Но Queen уже не нуждались ни в деньгах ни в славе. Зная, что один из них умирает, они мыслили иными категориями: друзья Фредди дали ему возможность красиво попрощаться со слушателями, донести до них те чувства, которые он не мог передать простыми словами.

Альбом Innuendo вышел в феврале 1991 года. The Show Must Go On стала синглом в октябре, а полтора месяца спустя Фредди Меркьюри не стало.

Мир музыки понёс невосполнимую утрату. Но остался шедевр, стоящий в одном ряду с лучшими произведениями мирового искусства. The Show Must Go On даёт нам возможность узнать, что чувствует тот, кто стоит перед нами на сцене в лучах славы. Тот, кого не сломали удары судьбы. Тот, кто смело смотрит смерти в глаза, зная, что близкие ему люди самоотверженно решили идти вместе с ним до конца.

P.S. Итак, будучи музыкантом я всё чаще пишу об истории музыки. Честно говоря, я больше обитаю в тг и приглашаю в свой не только музыкальный, но и исторический канал: https://t.me/eettubrut

Всегда рад новым подписчикам! Всех обнял!

Показать полностью 1
82

In the End - как Linkin Park создали шедевр

In the End - как Linkin Park создали шедевр

В 1962 году лейбл Decca отказал The Beatles в контракте так как «гитарные группы выходят из моды». В коммерческий потенциал Богемской рапсодии менеджеры не особо верили из-за продолжительности трека. Альбом Nevermind был раскритикован журналом Rolling Stone: «группа не предложила ничего нового».

Точно также некоторые критики ошиблись в отношении Linkin Park. Авторы авторитетного музыкального издания NME утверждали, что песня In the End - «ещё один кусок бестолкового MTVшного рэп-рока из основания пищевой цепочки». Но мы с вами знаем, как же ошибался автор этих строк.

В начале 2000 года Linkin Park работали в одной из студий Западного Голливуда. Как-то лидер группы, гитарист и второй вокалист Майк Шинода стал увлечённо работать над новой песней: он настолько погрузился в написание, что потерял счёт времени, ведь в маленьком помещении не было окон. На следующий день он показал группе демо-версию. Песня понравилась всем за исключением Честера Беннингтона - основного вокалиста.

Дело заключалось в том, что он единственный понял смысл – о чём, а точнее о ком, она написана. Спустя годы участники группы говорили, что Шинода и Беннингтон много общались на разные темы, рассказывая друг другу свои истории. Майка, у которого жизнь складывалась достаточно благополучно, сильно поразили рассказы Честера о его детстве и подростковом возрасте: мальчик из неблагополучного района, непросто переживавший развод родителей, столкнулся с тяжелым детством, полным издевательств. Майк был настолько впечатлён, что облачил эти эмоции в стихотворную и музыкальную формы. А вот Честер хотел спрятать чувства и потому сначала не одобрил песню. Но поддавшись на уговоры друзей, всё же согласился её записать.

I tried so hard and got so far/Я так старался и делал так много

But in the end, it doesn't even matter/Но в конце концов это даже не важно

I had to fall to lose it all/Я должен был упасть чтобы всё потерять

But in the end, it doesn't even matter/Но в конце концов это даже не важно

Дальше случилось невероятное. Этот «бестолковый MTVшный рэп-рок» взлетел на вершины мировых чартов, добрался до второго места Billboard Hot 100. Популярности песне добавил и сюрреалистичный видеоклип, вдохновлённый полотнами Сальвадора Дали и Альфонса Мухи.

Причина успеха, как мне кажется, кроется в эмоциональности песни, в её открытости и чувствах, которыми хотел поделиться Шинода и так не хотел делиться Честер. Пока их коллеги по сцене выпускали гедонистические треки, Linkin Park обратились к самым сильным чувствам – гневу и страху, дополнили это мрачным фортепианным риффом и тяжёлыми гитарами. Потому песня, до краёв наполненная болью, отчаянием и тревогой тронула сердца слушателей, звонивших на радиостанции и ТВ-эфиры с просьбой поставить песню, которая им так сильно понравилась.

В песне на самом деле идет речь о странной борьбе с безнадежностью и эфемерностью времени и наших жизней.

Майк Шинода

В 2017 году на концерте памяти Беннингтона группа пошла на смелый шаг, решив сыграть In the End без основного вокалиста: Майк исполнил свою партию, а партию Честера спел зал.

Песню, которую Честер пел для других, теперь пели для него.

P.S. Если вдруг Вы читаете мои посты, то заметили, что я в основном пишу на исторические тематики, но в силу профдеформации иногда делюсь своими мыслями о музыке и пишу истории песен, которые меня тронули. Честно говоря, я всё чаще обитаю в тг и приглашаю в свой историко-музыкальный канал: https://t.me/eettubrut

Всегда рад новым подписчикам! Всех обнял!

Показать полностью 1
93

Moi…Lolita - кто стоял за хитом 2000-х

Милен Фармер, Alizée и Лоран Бутонна за работой.

Милен Фармер, Alizée и Лоран Бутонна за работой.

🎶В июле 2000 года в мировые чарты стремительно ворвалась пятнадцатилетняя певица Ализе Жакоте (она же Alizée) с синглом «Moi…Lolita». Сильнейший потенциал трека был раскрыт провокационным текстом и необычным образом исполнительницы. Слушатели и критики не сразу поняли, откуда взялась девочка и как у неё оказалась такая песня. Несмотря на лёгкое поп-звучание, трек был очень взрослым: сложная лирическая структура дополнялась сюжетом на грани этики и морали, но не был при этом пошлым. Вскоре выяснилось, что автором слов была Милен Фармер.

🎹Наша история началась весной 2000 года, когда  Фармер исчезла из поля зрения прессы на несколько месяцев. Журналистам всё же удалось узнать, что Милен и её композитор Лоран Бутонна планировали попробовать себя в продюсерском деле: они были в поиске молодой певицы для нового проекта. Для неё они выбрали несколько песен, среди которых были и те, которые Фармер не хотела исполнять сама.

📝Впоследствии в отношении «Moi…Lolita» выяснились причины такой позиции. Под впечатлением от произведения Владимира Набокова «Лолита» Милен написала песню. Только в отличие от романа, где рассказчик-мужчина, повествование велось от женского лица. Смысл и содержание требовали, чтобы пела её девочка-подросток, а не певица с большим жизненным опытом. Сложности добавляло и то, что в тексте поднимались запретные, аморальные и преступные темы. Их Милен старательно прятала за аллегориями, запутывая слушателя и допуская несколько толкований.

🎤В конце концов Фармер и Бутонна написали и текст и музыку и стали искать исполнительницу. Они остановили выбор на победительнице конкурса талантов по имени Ализе Жакоте. Небольшое прослушивание и контракт был подписан. Так начался творческий путь Alizée.

📈Сингл ожидал сумасшедший успех: продажи превысили тираж хитов Милен: песня была продана почти в 1,3 млн копий. Бутонна также знал как усилить и без того мощный трек: в живых выступлениях музыканты Alizée использовали перегруженные гитары, добавляя рок-звучание.

👑Помните, что Милен отказывалась петь эту песню? Но на самом деле Вы можете услышать там её голос. Вслушайтесь в последние припевы: на бэк-вокале звучит голос именно Милен Фармер.


PS

Итак, помимо исторических постов, я решил писать про музыку, такие дела. Ваш покорный слуга хоть и посвятил 6 лет изучению истории, но по жизни занимается музыкой. Имея такую профдеформацию, хочется писать не романтизированные истории, а про обычную работу музыкантов и их подходы: кто и что скрывалось за треками на самом деле. Потому всех снова приглашаю в свой уютный теперь уже историко-музыкальный телеграм-канал «И ты, Брют», а также группу в ВК:

https://t.me/eettubrut

https://vk.com/ettubrut

PPS

Мне очень нравится фотография в начале поста. Честно говоря, я не нашёл описания того, что там происходит на самом деле. Но мне почему-то кажется, что все трое будто прослушивают получившийся материал (или смотрят кадры отснятого клипа). Посмотрите насколько сосредоточен Бутонна, словно ищет ошибки в своей работе или же раздумывает над тем, как улучшить композицию. Насколько также обескуражена Ализе, будто не может поверить в то, что именно на неё обратил внимание самый сильный творческий тандем Франции. И как по-матерински за неё переживает Милен Фармер: она знает - у девочки впереди долгий творческий путь, её нужно поддержать, ну а пока следует сконцентрироваться на работе.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!