Серия «Карта души»

3

Карта души. Эго, сознание и бессознательное

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Начинаю цикл статей, в которых хочу рассказать вам о том, как в рамках Юнгианского анализа представлена психика и душа человека. Юнг отличался крайне личностным подходом к исследованию бессознательного и опирался не только на работу с пациентами, но и на экспериментальные данные. На основе своих исследований и практического опыта, а так же опыта анализирования самого себя, Юнг начертил карту человеческой души, описывающую психику, во всех ее измерениях. Но карта не есть территория, но она может помочь заблудившимся. Эта карта может указать путь и дать направление, но конкретное содержание каждый должен открыть для себя сам.

В основе этого цикла статей будет книга «Юнговская карта души» Мюррей Стайн. Я хочу отойти от прямого цитирования, делая свою внутреннюю психическую и аналитическую работу, представляя вам мое понимание этих феноменов.

Мы будет пробираться с поверхности психического и уходить все глубже и глубже в непознанные глубины бессознательного.

И так, начнем. На самой поверхности мы имеем то, что называется сознанием.

По факту, сознание

  • это все то, что мы знаем,

  • это «фактор жизни», оно присуще только живым организмам, но не только человеку

  • это состояние бодрствования, наблюдения и отслеживания всего того, что происходит вокруг и внутри нас, где в центре находится Я.

Сознание похоже на комнату, которую временно заполняет психическое содержание, то есть то, что с нами происходит.

Наиболее важная особенность именно человеческого сознание это Эго.

Эго – это центр этой «комнаты», оно относится к переживанию себя как центра воли, желаний, размышлений и действий.

То есть, у нас есть условная «комната» (сознание), в которую помещается все то, что мы проживаем, а в центре находится условное зеркало (Эго), которое способно отразить это психическое содержание, укореняя его в сознании и делая это частью того, что мы считаем нами, нашим Я, нашей личностью. С помощью Эго психика способна осознавать саму себя.

Эго – это фокус в пределах сознания, его центральный элемент и, возможно, его наиболее постоянное свойство.

Отсюда следует такая характеристика сознания как устойчивость – это чувство «осязаемости», которое обеспечивается наличием конкретных психических объектов – образов, воспоминаний, мыслей.

Наряду с сознанием в нашей психике присутствует бессознательное. И, если говорить условно, то сознание – это все то, что мы знаем, а бессознательное – это все то, чего мы не знаем.

Бессознательное вбирает в себя весь психический материал, который по какой-то причине находился вне сознания. То есть бессознательное – это все то, что с нами происходило, но не нашло отражения в Эго.

«Для Юнга Эго является главным центром сознания и фактически в значительной степени определяет – какое содержание останется в пределах сферы сознания, а какое будет пропущено и попадет в бессознательное.»

Таким образом Эго не только отражает все то, что с нами происходит в сознание, но и может «вытеснять» то, что кажется ему неприятным, нестерпимо болезненным или несовместимым с другим содержанием.

А так же, это значит, что Эго может восстановить вытесненное содержание из бессознательного. Об этом и других особенностях Эго, сознания и бессознательного я расскажу в следующих статьях  цикла.

Спасибо за внимание, ваш аналитический психолог Виктория Красножен.

Показать полностью
2

Карта души. Динамический центр сознания

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я продолжаю серию постов про представления о душе и психике человека в рамках Юнгианского анализа. Сегодня пойдет речь о функциях Эго, его взаимодействии с психикой, телом и внешним миром.

И так, Эго – это динамический центр сознания:

  • Оно фокусирует внимание сознания на том, что с нами происходит

  • Но так же оно может «вытеснить» какие-то события или факты из сознания если они представляются нестерпимо болезненными, травмирующими или несовместимы с другим содержанием сознания.

На последнем мне хочется немного остановиться – если есть возможность «вытеснять» что-то из сознания, значит должна существовать и обратная возможность возвращения в сознание содержания, которое было вытеснено в бессознательное.

Эго может вернуть такое «вытесненное» содержание обратно в сознание (благодаря такой возможности Эго и существует психотерапия и возможность работать с «вытесненным» из сознания травматичным содержимым), но при условии что это содержание будет:

  • Иметь достаточно прочную ассоциативную связь с Эго (иногда это звучит примерно как «я всегда об этом догадывался»)

  • Не заблокировано механизмами психической защиты (тут психотерапия направлена на ослабление этих психических защит за счет формирования безопасного пространства и возможности интернализировать принимающую фигуру психотерапевта)

Что еще характеризует Эго как динамический центр сознания – то, что Эго – это центр принятия решений и свободы воли.

Благодаря свой возможности фокусировать внимание сознания Эго отвечает за мотивацию и поведение человека.

Если Эго сильное – то у него есть возможность свободно оперировать большим количеством психического содержания, и принимать такие решения, которые могут бросить вызов инстинктам самосохранения, размножения и творчества.

А если же Эго слабое – то оно чаще поддается импульсам и эмоциональным всплесками, и как следствие теряет концентрацию и мотивацию.

Такая свобода Эго конечно весьма относительная, так как оно легко поддается влиянию как внутрипсихических импульсов, так и внешних стимулов окружающей среды.

Не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, что Эго это лишь функция. На самом деле, все говорит о том, что наше Эго рождается вместе с нами, оно не «хорошее» и не «плохое», оно нравственно нейтральное, а значит это не продукт воспитания или развития, и это то, что отличает людей от других живых существ, наделенных сознанием, и отличает одного человека от другого.

Эго – это наша врожденная данность, которая появляется еще до приобретения языка и формирования самосознания.

Знание нашего имени узнавание собственного лица тесно примыкает к Эго, определяет Эго и увеличивает сферу контроля и самосознания.

Но мы люди существуем внутри культуры, а это значит, что в какой-то момент нашего развития Эго и сознание в значительной степени формируются миром культуры, в котором мы растем и развиваемся – так формируется оболочка Эго-структуры, его внешний уровень (иными словами – Персона, но об этом мы поговорим дальше).

По мере взросления и обучения оболочка Эго-структуры становится все более мощной.

Говоря об этих двух составляющих Эго, Юнг называет их «личность № 1» и «личность№ 2»:

Личность № 1 — это врожденное ядро Я,

Личность №2 — его культурно приобретенный слой, который увеличивается с течением времени.

При этом, имея такую мощную культурную оболочку, Эго глубоко укоренено в теле, даже больше, чем в культуре однако на сколько далеко – это по-прежнему открытый вопрос.

Здесь мне хочется процитировать Юнга, в Anion он пишет:

Эго не простое или элементарное явление, но очень сложное, к тому же не поддающееся исчерпывающему описанию. Опыт показывает, что оно базируется на двух, по-видимому, различных основаниях - соматическом и психическом

Таким образом – Эго включает в себя и психическое, и телесное, но они не совпадают друг с другом и не выводимы друг из друга. Эго опирается на тело только в том смысле, что оно переживает чувство единства с телом, однако тело, переживаемое Эго является психической реальностью – то есть то, как мы сознательно переживаем свое тело. Не все процессы внутри организма (например переваривание пищи, кроветворение или иные процессы) переходят порог сознания. Большая часть из них остается в бессознательном. Это не обязательно подразумевает, что эти процессы только физиологические, но

вне всякого сомнения, значительная часть этих эндосоматических стимулов просто непригодна для осознания и настолько элементарна,что нет никаких причин наделять их психической природой.

Таким образом существует 2 границы:

  1. Отделяет сознание от бессознательного

  2. Отделяет психику от соматической основы.

На самом деле эти границы весьма условны, так как до сих пор остается открытым вопрос о том, на сколько глубоко в эндосоматические процессы может углубиться наше сознание (как утверждают некоторые йоги что особенно продвинутые из них могут останавливать биение собственного сердца).

Суммари:

Эго – динамический центр сознания, данный нам от природы. Оно оперирует психическим содержанием и представлением о том, что с нами происходит. Эго может «фильтровать» психическое содержимое сознания и фокусировать внимание на чем-то, побуждая человека к действию. Чем сильнее Эго, тем больше у человека возможности оперировать психическим отражением внешней реальности и не терять концентрацию, смещая фокус на внутренние или эмоциональные импульсы. По мимо психического ядра, Эго опирается на телесное в виде представления о проживании чувства единства с телом и имеет укрепляющуюся по мере взросления культурную оболочку.

На этом мы пока остановимся, а в следующей статье мы рассмотрим местонахождение Эго.

Спасибо за внимание, ваш аналитический психолог Виктория Красножен.

Показать полностью
2

Карта души. Местонахождение Эго

Здравствуйте, уважаемы читатели! После перерыва я продолжаю серию постов о карте нашей души, основываясь на теории К.Юнга и книге М.Стайн «Юнговская карта души».

Сегодня поговорим о местонахождении Эго, но не о его нейробиологическом расположении в нашем мозге, а о его местонахождении в психике.  Честно признаюсь, что при рассмотрении этой темы у меня возникает много вопросов, что ж, будем пытаться найти на них ответы в местами запутанных и немного витиеватых размышлениях Юнга.

Вся территория психики почти совпадает с потенциальным диапазоном Эго

От этой фразы возникает больше вопросов, чем понимания. Попробуем разобраться – Эго так или иначе ограничено сознанием, так как является его центром, а психика, помимо сознания включает в себя и бессознательное. То есть будет ошибочно предположить, что психика и Эго – это одно и то же. Но при этом Эго имеет потенциальный доступ к бессознательному.

С одной стороны, Эго покоится на всем поле сознания, с другой, на общей сумме содержаний бессознательного. Оно делится на три группы: во-первых, временно подсознательные содержания, которые по желанию могут быть воспроизведены (память), во-вторых, бессознательные содержания, которое не могут быть воспроизведены по желанию. В-третьих, содержания, которые вообще не способны стать осознаваемыми

Юнг не придерживался четких формулировок, говоря о психике и границах бессознательного – кажется он намеренно избегал жестких  схем, оставляя там белые пятна, так как на многие вопросы, связанные с тем, где заканчивается психическое и есть ли что-то «квазипсихическое» на границе соматического и психического пока остаются открытыми.

Но вернемся к Эго. Его потенциальный доступ к бессознательному складывается из того, что мы называем памятью – это та первая группа, которую описывает Юнг, так же вторая группа – это то, что может вторгаться в наше сознание, и тут речь идет о комплексах (очень интересная тема, будем обсуждать ее в следующих статьях) и третья группа, самая неоднозначная, на мой взгляд – это зона, где заканчивается психическое, но еще доступное бессознательному.

Очевидно, он считал, что бессознательное достигает тех мест, где уже больше нет психики, и простирается в непсихические области, то есть в «мир» за пределами психического. Но при этом, по крайней мере, на каком-то промежутке этот непсихический мир находится еще в пределах бессознательного

И это то самое место, где мы подходим к вопросам о синхронистичности, экстрапсихическому восприятию, чудесным исцелениям и прочему подобному. Пытливым рациональным умам сложно в этой области, но все же, Юнг, будучи ученым, предполагал эту третью группу как гипотезу и логический вывод из фактов, подтверждающих существование второй группы.

Таким образом, хоть мы и говорим о том, что Эго – это центр сознания, но его корни находятся глубоко в подсознании и бессознательном. И чем дальше и глубже от рационального сознания эти корни, тем более Эго подвластно влиянию.

Так же, Эго не является всем полем сознания. Оно скорее как фокус внимания, который выделяет во всем поле что-то конкретное.

Нет сомнений в том, что Эго является сознательным фактором и я уже писала о том, что это врожденная структура нашего сознания, но оно развивается вместе с нами, вместе с тем как мы растем. И основным фактором развития Эго являются то, что Юнг называл «коллизиями», то есть столкновения с внешним и внутренним миром. Иными словами это конфликты, тревога, боль, печаль и страдание – именно они заставляют Эго развиваться и адаптироваться к жизни. То есть – наши проблемы, боли и печали – это то, что помогало нам развивать Эго и адаптироваться к нашей жизни и это то, что сделало нас теми, кто мы есть.

Но все мы понимаем, что такие столкновения могут быть настолько сильными, что принесут не возможность развития, а могут причинить психике серьезный вред. В таком случае Эго получает серьезные и глубокие травмы.

Из-за них Эго часто повреждается в самых глубоких психических слоях. Оно может функционировать нормально в когнитивном плане, но в менее сознательных частях эмоциональный разлад и отсутствие связной структуры создают серьезные нарушения характера и тенденции к диссоциации. Такое Эго не просто уязвимо естественным образом, как и любое другое Эго, оно хрупко и склонно к чрезмерной защите. В состоянии стресса оно легко теряет целостность и поэтому имеет тенденцию возвращаться к примитивному (но очень мощному) способу защиты

Таким образом, Эго – это наш волевой центр, который функционирует в зоне нашего сознания, но при этом имеет корни в бессознательном, и чем более хрупкое Эго мы имеем, тем большему влиянию этого бессознательного оно подвергается и вынуждается защищаться.

Такие ригидные защиты Эго, которые не способствуют адаптации, а призваны для того, чтобы сохранять его целостность часто становятся патологиями характера.

На этом мы пока остановимся. Наверное, это все, что мне пока хочется рассказать про Эго и в следующих статьях мы коснемся уже не поверхности, а внутренней вселенной и поговорим про комплексы.

Спасибо за внимание и ваш интерес к этой теме!

Ваш аналитический психолог, Виктория Красножен

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!