Серия «Музыка и жизнь»

13

Без номера. Воспоминания. Рэгги

По правде говоря, этот пост - всего лишь мой комментарий на ютубе. Который я ещë не опубликовал. Поехали.

Здравствуйте, автор. Спасибо за КОТ и видео. Расскажу вам сейчас одну историю.

Я родом из Приуралья, но так сложилось, что мои родители, ещё когда я был младенцем, переехали на ПМЖ в Ставропольский край. И тут я вырос, повзрослел, поступил в институт в начале двухтысячных, в столицу края. И тут, на юге, во времена своего студенчества, познакомился с творчеством местной группы.

Ею болела ставропольская молодёжь и на концертах, на которых я тоже бывал неоднократно, бывало, собиралось до нескольких тысяч человек. Звалась группа “Саранча”, а позднее, после распада и ухода всех участников - “Dimoss Sound System” (ничего не напоминает?) и большого успеха ни первое, ни второе музыкальное объединение на глобальной российской сцене не имели. Хотя, в середине двухтысячных, “Саранчу” всё же поймал какой-то столичный продюсер и группе удалось выпустить альбом с тиражом на всю Россию. Даже клип сняли на свой хит “Жёлтый снег”. Но это стало концом. Больше группа ничего не выпустит.

Музыканты, с некоторыми из которых я, волею судеб, знаком был лично, разбредутся по разным коллективам. Виктор Голованов, барабанщик, будет некоторое время играть в группе “Город 312”. Он выпускник школы, в которой я работал с 2006 года системным администратором по проекту информатизации системы образования. И я также был знаком с учителем Виктора, Юрием Амбарцумовичем, (фамилию сейчас уже не вспомню), руководителем кружка барабанщиков, в котором Виктор когда-то стал учиться игре на барабанах. Однажды Виктор пришёл на встречу выпускников. Я отвечал за техническую часть. В помещении уже была смонтирована ударная установка. Старая, разбитая. И он сыграл. Ученики, и мальчики и девочки, даже те, которые не состояли в кружке, были готовы вешаться ему на шею. Да. Не мировой уровень, но для провинциальной школы… Позже кружок закроют. Юрий Амбарцумович, в силу возраста, уже не мог вести его, да и финансирование прикрыли. Хотя он запомнился мне ещё тем, что писал трогательные стихи и даже смог издать их, пусть локально, только в Ставрополе.

Так, что-то меня понесло, нужно вернуться к сути.

Двое других бывших участников “Саранчи” позже создадут группу, которая уже получит известность в стране - “Градусы”. А теперь - к регги. Я считаю, в двухтысячных - это последняя волна, да и молодёжь, частью которой и я был на тот момент, уже не очень понимала основного, коренного посыла этой музыки. Собственно, такой музыкой “Саранча” и была. Очень разнообразна в стилях, но в определенный момент выбравшая регги. Да, поверхностно, иногда очень по-детски, вокал - посредственный. И, если честно, играла на публику во всю эту любовь к регги. Но. Но “Даб-дабу-даб”, “Девочка”, “Ночь”, “Зелёный чай”, “Латино” и многие другие - это время и песни в моëм сердце навсегда. Есть даже целый альбом. Пусть наивно, неумело написанные тексты. И спустя годы смешно. Но - “На работу”. Если найдете - послушайте. "Роман-растаман" вообще по стилистике никак к регги не относится. Но тоже стоит послушать.

А ещё лучше - “Ветер с Востока”. От некоторых строк этого трека очень тревожно. А песне около двадцати лет.

P.S. для знатоков. Не трави мне душу, Вадик, не трави.

Показать полностью
2

Песня номер. Соль минор

Соль минор. Это будет сложно, но я попробую. Соль минор. Начнём же!

В ночи. Играет музыка. Молчи. Лишь пара нот. Звучали в унисон и сон. С надеждой пробудиться, он… Загадочна. Всегда. Как снег, летящий словно быль времён ушедших… 

Начнём.

Простая мелодия. Очень простая. Но западающая в душу. В самое сердце. Сегодня я буду говорить с вами о человеке, чьë творчество оказало на меня невероятное влияние. Впервые это будет пост в нескольких частях. Здравствуй, Юки. Ты знаменита. Успешна. И даже не подозреваешь, что у тебя и твоего творчества есть подобные поклонники.

1

Номер ноль

Давно пора написать про этот трек. Даже не вспомню сейчас, как я нашел его, может, впервые услышал на радио. Это же попса! Абсолютная, выверенная до последней ноты попса! И всё же. Это воспоминание из детства? Нет. Это для меня любовь на всю жизнь? Да! Когда я был молод - я не обращал внимания на это творение, время текло неспешно. Неспешно. А так ли всё на самом деле? Теперь же я, вопреки всему, хочу догнать этот ритм, идти вровень. Но он далеко, далеко впереди, хоть и отдается во мне эхом несбывшихся надежд. Расслабленный, ностальгический, но уверенный в своём будущем. Как я почти полвека назад.

Я обожал тебя. Улыбку, взгляд... И до сих пор обожаю. Несмотря ни на что, ты осталась в моей памяти одной из. Одной из лучших, желанных и непревзойденных. Пусть пресса кричит о твоей склочности, а толпа порицает тебя, ты для меня - идеал.

Моя сестра была фанаткой этого сериала. Болела им. Я же, в то время, просто прошел мимо. Но спустя годы что-то заставило меня обернуться. Вру. Не что-то. Кто-то. А именно - ты. Шеннон.

Первый трек первой серии. Надежда, которая никогда не иссякнет (сейчас не важно, о чем поется в оригинале, я не об этом хочу поговорить). Все будет хорошо, все будет славно, мечты сбудутся. И жизнь, такая прекрасная, и всё лучшее впереди. Улыбнись, Шеннон. Зачаруй меня своей улыбкой - она до самой смерти со мной навсегда.

Torn.

Я разорван на части. Спасибо, Шеннон, спасибо, Натали.

Показать полностью
0

Песня номер пять

Их - всего пять. А фантазий - и того меньше. Но почему я вслушиваюсь в каждый звук? До сих пор. Эта старина, покрытая пылью и уважением, уже никого не должна трогать. Но все же. За живое. Цепляет и не отпускает. А мне - интересно - как звучала эта музыка в момент своего написания, почти триста лет назад?

Пять - как пальцев на руке. Но речь сегодня пойдет не о самой известной. Фуга. А фуга - это Бах. Который может сотворить с вашим сознанием что угодно. Она тоже в ре-миноре. Но более глубока. Зрелая. Пусть бесконечный квинто-квартовый круг не вводит в заблуждение. Я хочу утонуть в этой мощи. Я готов верить. И страдать. Чтобы потом, в конце, познать всю глубину.

Её порой тяжело слушать, эту фугу. Здесь почти нет того юношеского задора, который присущ известному всем вам баховскому творению. Она медленная, но, в момент, раскрывается. И сияет. И, представляя, как скользили руки мастера по клавиатуре, я плачу. Но мастер - есть мастер, нет никого лучше, и не будет никогда.

"Одним перстом. Я просто указал на ноты. Спросил меня Господь - ну что ты? Хочу быть лучшим - вот, что я ответил..."

Василий Васильевич, спасибо вам за все, в том числе, за любовь к классической музыке. Это не всё. Где-то вдали играет фуга ля-минор.

Но сейчас - дорийская, чтобы от сердца отлегло.

Показать полностью
2

День, когда перевели часы (снова песня номер один)

Далеко, через весь наш маленький городок я шел в этот день. С надеждой найти очередное сокровище там, куда любил приходить часто и просто рассматривать витрины. Мне дали немного денег, и я горел. Желание потратить их было бесконечно велико. На одну кассету мне точно хватит!

Все листья, что могли опасть, уже опали, небо было серым и неприветливым. Конец осени. Но я шел. Для подростка, каким я был тогда, всё было настоящим приключением. Руки в карманах, в тепле. На мне много одежды, даже жарко идти. И, сжимая в кулаке купюры, я шел. Шел к цели.

Вот и он - один из редких магазинчиков нашего города, который торгует буквально всем. Я открыл дверь и вошел. Тут я покупал компас, а раньше, когда я был в детском саду, родители купили мне здесь игрушечную машинку, исключительного качества, которую, я, конечно же, разломал.

Но сейчас - не об этом. Я пришел в определенный магазин за определенной вещью. Я пришел за музыкой. Тут всегда было тихо. Я прошел вперед по коридору, к нужному мне месту. Я уже знал, чего хочу. И ряды аккуратно выставленных под стеклом аудиокассет действовали подобно гипнозу. Стекло витрины, несмотря на отопление, оставалось холодным. И я смотрел сквозь него на все эти разноцветные обложки. Искал глазами. И нашел.

На обратном пути я сжимал в кармане кое-что другое. Что было ценнее отданных мною денег. Кассету с записью. Закат был уже близок, как близок родительский дом, к которому я возвращался. И мы бежали наперегонки, я и закат.

В этот день переводили часы на зимнее время.

Вернувшись домой, быстро раздевшись, пробежав мимо сидящих за столом взрослых в свою комнату и закрыв дверь, я раскрыл подкассетник и извлек свое сокровище. Не медля, но бережно, я вставил кассету в магнитофон. В портативный однокассетник, какие были популярны в девяностые. Тот, которым пользовался я, подарил мне дед. У него самого был такой же. А большего и не нужно.

Я еще ничего не слышал. Ничего не знал. И купил тебя по наитию. И в этот день, "что час назад", все изменилось. Это были Queen и Made in Heaven.

Мы зачастую не ценим моменты, которые являются обыденностью в нашей жизни. Но которые были дороги нам, как самое ценное сокровище. Мне бы сейчас эту мою детскую целеустремленность. Мне бы вернуться на час назад.

Показать полностью
1

Песня номер один. Реприза

Но кланяться в ноги стоит не только Кимико Ито. Она - лишь исполнительница, пусть и потрясающе талантливая. В тени, как всегда, стоит маэстро. Один из мастеров безысходности - Кендзи Каваи. Причём, его узнаёшь по звучанию отдельных аккордов с первых же секунд. И не знаешь, рыдать в итоге, или радоваться. Неповторимый композитор.

2

Песня номер один

Бывало ли у вас так, что, будучи фанатом одной песни, вы с жаром доказывали всем окружающим ее гениальность. Глубину? И вечную, неотвратимую ценность? Рассказывали всё, что знаете о ней. Бредили, будто молодой отец - своим дитя. Ведали, кто - её творец, и кто - её гармония. И в тот же момент не знали, кто настоящий автор. Музыки, текста, даже аранжировки.

В современное нам цифровое время такая ситуация возникает все чаще. Все чаще молодые люди, что мгновение назад открыли для себя двери во взрослый мир, открывают для себя и песни, написанные давно, но звучащие так, словно они сотворены прошлой ночью для их юных ушей. Чтобы пробудить этих всезнающих отроков ото сна.

Демиса я слышал. Нет, не того, что будет много позже блистать в КВН, на сцене Comedy Club... Хотя и тут: все звучит спорно и вообще вкусовщина. Отвлекся я, давайте вернемся.

Слышал я песни фальцетного грека еще в детстве. У моих родителей даже была плотная холщовая сумка с портретом Руссоса - видимо, очень популярный аксессуар в то время. Как и кассеты с записями. Сумка была лучше, чем авоська, и, с точки моего, ещё даже не оформившегося взгляда на окружающий мир, выигрывала у авоськи во всём. Но, вопреки, сумка бережно хранилась в кладовке.

Я - плохо знаю английский язык даже сейчас, что уж говорить о том времени, когда я мог без труда заглянуть (и даже залезть!) под старую советскую софу в квартире моих дедушки с бабушкой, в поисках пыльных древних сокровищ предков. Но уже тогда песни Демиса звучали для меня как невероятно мелодичное завывание. Которому я подпевал (завывал), конечно. Но в меру. Короче, как мог.

А потом - я забыл. Внезапно, как начал активно расти. Мы все о чем-то забываем, и забываем неожиданно, словно выйдя из комнаты и закрыв дверь (как жаль, что это не работает с воспоминаниями, от которых хочешь избавиться раз и навсегда).

А потом - я вырос. И вырос ещё. И ещё. И ещё вырос, и дед мой умер, а бабушка и того раньше. Я заматерел, возмужал. Ну что там еще, подскажете? Хотя, по правде, просто окончательно обнаглел.

Но суть поста не в этом. А в том, что спустя много лет я нашел эту душещипательную песню. Послушал. Прочувствовал. Даже пропел - насколько мог. Осознал - через рисованные картинки. Потом опустил голову, закрыл глаза руками. За...

Я уже не смогу поклониться в ноги живому Демису Руссосу, чтобы поблагодарить его за исполнение этой песни. За то, что он своим голосом (пусть только лишь на миг, и только в моей голове) смог связать всех членов нашей семьи.

Но!

Но на мгновение я представляю, что у меня ещё есть шанс поклониться и Кимико Ито. Сказав спасибо за пробудившиеся воспоминания, что расцвели на звуках её треков. И за многое другое, о чём, возможно, я скажу в будущих постах о музыке.

И поклониться деду своему, что тоже шепчет: "За мною следуй. Поддержу."

Показать полностью
1

Песня номер три

Только включи её. И услышишь. Сначала - кристальное фортепиано, потом - вплетающийся в музыку вокал. И текст. О самом важном на свете. Сколько же в этой мелодии надежды. Сколько жизни. И пусть музыкальные приёмы, которые сейчас уже считаются классическими и устаревшими, накладывают свой отпечаток на эту песню. Пусть. Но я хотел бы просыпаться под эту песню каждое утро. И любить. Себя, жизнь, весь мир вокруг. Да не важно что, просто проснуться с улыбкой на лице, зная, что меня ждет отличный день - уже прекрасно. Знать, что все впереди. И я с такой же лохматой шевелюрой, которая была популярна в восьмидесятых. Вот такой, юный, полный сил. Полный надежды на будущее. Здоровый и сильный. Делаю шаг вперед, в новый день.

Но все мы взрослеем. И это "но" только добавляет нам сложностей.

Следующей на альбоме стоит песня, которую знают почти все. Её имя - Eye Of The Tiger.

Я один из многих. Или редких и уникальных, случайно выживших (брехня, абсолютная чушь и брехня, куда мне). Survivor - спасибо, что вы были. Даже ради одной этой песни. Не ставшей суперхитом.

Песня номер три. Мы помним, мы боремся. Но чаще - только помним.

Отличная работа, все прочитано!