Константин VII Багрянородный
2 поста
2 поста
Давненько у нас не было веселых римских историй, а между тем, есть повод! 11 декабря предположительно 17 года до н.э. родился Гней Домиций Агенобарб. Главное, что нужно о нем знать - это отец Нерона. Этим уже все сказано! Яблоко от яблони и все такое. О нем рассказывал историк Светоний в "Жизни 12-ти цезарей". Там и самодурство, и превышение полномочий, и коррупция и адский разврат:
"От Антонии Старшей он имел сына, будущего Неронова отца, человека гнуснейшего во всякую пору его жизни. Сопровождая по Востоку молодого Гая Цезаря, он однажды убил своего вольноотпущенника за то, что тот не хотел пить, сколько ему велели, и после этого был изгнан из ближней свиты. Но буйство его не укротилось: в одном селенье по Аппиевой дороге он с разгону задавил мальчика, нарочно подхлестнув коней, а в Риме, на самом форуме, выбил глаз одному всаднику за его слишком резкую брань.
Бесчестен он был до того, что не только менялам не платил за покупки, но и на скачках в должности претора не выдавал возницам наград, за что над ним издевалась даже его сестра; и только после того, как хозяева колесниц принесли жалобу, он постановил выплачивать впредь награды на месте. Обвинялся он незадолго до кончины и в оскорблении величества, и в разврате, и в кровосмешении с сестрой своей Лепидой, но смена правителей его спасла. Он скончался в Пиргах от водянки, оставив сына Нерона от Агриппины, дочери Германика".
Кстати, что касается автора гравюры из предыдущего поста. Андре Теве -это очень интересный человек. Он был младшим сыном в небогатой французской семье и посему, когда ему исполнилось 10 лет (в 1526 году), родители отправили его в францисканский монастырь. Но религия его не интересовала. Тем не менее, монастырь дал ему доступ к книгам, которые увлекли Андре и удивительным образом привели в мир французской знати.
Выполняя разные поручения своих покровителей, за их счет Андре в прямом смысле объехал полмира. В 1559 году началось его восточное путешествие. Андре побывал на островах Эгейского моря, в Константинополе (прожил там почти два года), в Египте, Сирии и Палестине. В 1554 году, вернувшись во Францию, он написал книгу "Космография Леванта", в которой рассказал о своем путешествии. Андре снабдил книгу яркими гравюрами, благодаря чему она стала популярной. Картиночки люди любили везде и во все времена!
На следующий год он поехал в Бразилию, где Франция пыталась основать свою колонию. Оттуда Андре вернулся в 1557 году и сразу же издал книгу "Особенности Антарктической Франции", которая прославила его еще больше. В ней Андре рассказывал о природных диковинах и странных обычаях народов Нового света. Ну и как обычно, успех книги не в малой степени обеспечили гравюры. Тут тебе и зажаренные на костре человеческие головы и обнаженные красотки, разматывающие кишки несчастной жертвы! В высшем свете Франции такое заходило на ура.
Наконец, в 1559 году орден монахов францисканцев махнул рукой на Андре и освободил его от клятвы. А на следующий год он стал официальным придворным географом. Новые возможности (в том числе финансовые) позволили ему заняться нумизматикой. Андре собрал коллекцию греческих и римских монет и множество редких штуковин из обеих Америк. В том числе, ацтекский кодекс Мендосы. Но и про работу он не забывал. В 1575 году его девятилетний труд увенчался выходом "Универсальной космографии", географической энциклопедии известного мира. Эта публикация подстегнула интерес к исследованию мира и новым географическим открытиям.
В 1584 году вышла восьмитомная работа "Достоверные портреты и жизнеописания прославленных людей: греков, латинян и язычников". В ней и была глава, посвященная России и конкретно Василию 3. Оттуда и взята знаменитая гравюра. Андре Теве писал эту книгу как компиляцию из различных источников информации, в том числе не очень достоверных. Сам он в России никогда не был, зато образ "московитов" получился у него довольно отталкивающим. В целом, они - варвары. Странные, глупые и жестокие. Но их жестокость не лихая, как у американских каннибалов, а какая-то примитивная. Эта работа Андре Теве сделала свой вклад в развитие русофобских идей. Многие моменты очень узнаваемы даже в наше время.
Кроме этого, Андре Теве сделал вклад в популяризацию курения. Он первым привез табак во Францию и дал его описание как весьма полезной травы, которая утоляет голод и жажду, а также прогоняет дурные мысли из головы.
Умер Теве разоренным в 1592 году.
После такой рекламы хочется сказать: "Нет наркотикам!" Но на самом деле, многие в древности астрологию уважали. Включая императоров. Например, Август Октавиан. Его приход к власти, а также его политическая пропаганда были тесно связаны с астрологией.
В Древнем Риме астрология была не развлечением, а инструментом власти, страха и управления судьбой огромной империи. Римляне не изобрели астрологию. Они, как и многое другое, позаимствовали её у греков, а те - у вавилонян. "Халдеями" римляне называли всех астрологов, независимо от их происхождения. Астрология считалась наукой, при том сложной, таинственной и потому очень престижной. Личный астролог был таким же признаком статуса, как и вилла с мраморными статуями. Иметь своего "халдея" стремились многие: от сенаторов и полководцев до богатых купцов.
Многие правители Рима относились к астрологии с трепетом и страхом. Они хотели знать своё будущее, но панически боялись, что тот же гороскоп составят их конкуренты. Например, Октавиан Август, который был мастером пиара в 11 году публично обнародовал свой гороскоп, составленный его личным астрологом Феагеном. Там утверждалось, что судьба Августа - стать правителем мира. Это был хитрый ход: не божественное право, а предопределение звёзд придавало его власти легитимность. Тиберий, по слухам, держал при дворе целый штат астрологов, но тех, чьи предсказания ему не нравились, попросту сбрасывали со скалы. Нерон жил в постоянном страхе из-за предсказания о том, что его свергнут. Это привело к казни множества реальных и мнимых врагов, включать его собственного учителя Сенеку.
Астрология была настолько опасной для власти, что римские власти периодически изгоняли астрологов из города. Потому что любое предсказание о смене императора могло стать причиной заговора и бунта. Рядовые римляне занимались всё тем же! Благоприятный день для свадьбы, открытия бизнеса или начала военной кампании можно определить только сверившись с гороскопом!
Родился ребёнок? Срочно зови астролога составить натальную карту! От неё зависело, как назвать младенца, какую карьеру ему выбрать и будет ли он счастлив. На римских форумах можно было встретить дешёвых гадателей, которые за несколько монет предсказывали будущее по упрощённым схемам. Древний аналог нынешних пабликов с гороскопами.
Конечно, находились и те, кто критиковал астрологию. Знаменитый оратор Цицерон в своём трактате "О дивинации" язвительно спрашивал: "Неужели все солдаты, павшие в одном бою, родились под одной и той же звездой?"
Но даже скептицизм философов не мог остановить всеобщую веру в силу небес. Более того, многие философы и сами занимались астрологией, включая моих любимых неоплатоников! И тем самым в глазах простых людей придавали научности этому странному суеверию. Астрология в Римской империи была всем сразу: наукой, религией, политическим оружием и бытовой магией. Она помогала правителям удерживать власть, а простым людям находить утешение и ощущение контроля в непредсказуемом мире. Только в IV веке христианские мыслители Римской империи начали борьбу с астрологией. В 382 г. в Константинополе состоялся диспут, состоявшийся между Григорием Нисским и языческим философом. Он описан в трактате "Против учения о судьбе", в котором Григорий изложил учение о свободной воле, опровергая мнение язычников о том, что человеческая судьба зависит от расположения звезд в момент рождения человека, и доказывая нелепость фатализма и астрологии. Это лучший полемический трактат на эту тему.
В последствии эту линию продолжил Аврелий Августин, который подтверждал, что детерминизм астрологии противоречит свободе воли и ответственности человека. Он он также указывал на неспособность астрологии объяснить поведение близнецов, которые ведут себя по-разному, хотя были зачаты в один и тот же момент и родились примерно в одно и то же время.
Но, как мы видим, христианские мыслители Римской империи не добились большого успеха. И в наши дни астрология по-прежнему привлекает легковерных ...
Как кризис III века изменил римский город
Поздняя Римская империя стала свидетелем глубокой трансформации градостроительной модели. Если ранняя Империя характеризовалась открытыми, просторными городами, то начиная с III века облик и сама суть римского города кардинально меняются. Внутренние междоусобицы и внешние вторжения заставили римлян пересмотреть подходы к урбанистике, сделав оборонительные стены и компактность новыми приоритетами.
Античность была цивилизацией городов и сельская местность играла в ней вторичную, обслуживающую роль. Кризис III века тяжело ударил по городским центрам: в некоторых регионах города подверглись прямому разрушению. Нашествия варваров в Галлии и на Балканах привели к масштабным разрушениям. Впоследствии, при восстановлении, стало очевидно, что работа бессмысленна без возведения защитных стен. Даже города, избежавшие разорения, были вынуждены задуматься о строительстве укреплений. Это стало вопросом выживания, что породило другую проблему — поиск средств. Идеальным вариантом был сверхбогатый меценат, готовый полностью финансировать работы. Но если его не находилось, перед городской общиной вставал сложный вопрос: как распределить финансовое бремя между жителями?
Учитывая высокую трудоемкость и стоимость работ, при проектировании стен стремились сделать их периметр как можно короче. Окружить укреплениями все городские постройки, включая пригороды, было бы непозволительной роскошью. Поэтому городским властям приходилось решать, какие районы и здания достойны защиты, а какие останутся за чертой города. Это, наряду с общим сокращением населения, объясняет, почему с конца III века средняя площадь городов Римской империи резко уменьшилась.
Исследования А. Гренье демонстрируют, что средняя площадь семи галльских городов (Отен, Ним, Кельн, Авенш, Лион, Вьенн и Сент) составляла 168 гектаров в эпоху Ранней империи. В Поздней Античности этот показатель сократился почти на 90%. Например, Авенш уменьшился со 150 до 9 гектаров, Амьен — со 100 до 10. Если исключить две северные столицы — Трир (285 га) и Майнц (120 га), — то средний размер римского города в Галлии составлял всего 18 гектаров. Для сравнения, площадь московского Кремля - 27 гектаров. Даже города в глубине империи, не испытывавшие острой угрозы, не могли чувствовать себя в безопасности. Показательно, что в 271—275 годах император Аврелиан возвел грандиозную стену вокруг Рима, который был далек от границ. Эта строительная активность продолжилась и в начале IV века: восстанавливались и укреплялись города, разоренные в III веке, часто при поддержке центрального правительства.
Как свидетельствует Лактанций, при Диоклетиане масштабное строительство требовало привлечения огромного количества рабочих, ремесленников и ресурсов. Естественно, это требовало колоссальных расходов. Лактанций даже обвиняет Диоклетиана в том, что тот «ограбил провинции» для финансирования своих проектов. Историк Зосим пишет о Константине, что из-за его поборов города пришли в упадок и опустели. Вероятно, Зосим фиксирует как сам факт сокращения городского населения, так и тяжесть налогового бремени, связанного со строительными программами.
Эпоха Константина демонстрирует, что активное строительство, начатое Диоклетианом, не только продолжилось, но и достигло нового размаха. Масштабные проекты Константина коренным образом изменили облик Трира, Рима, Константинополя, Иерусалима и других городов.
Кризис III века стал переломным моментом в истории римского градостроительства. Город-крепость сменил собой открытый город классической эпохи. Необходимость в укреплениях привела к резкому сокращению городской площади, изменению демографической и экономической географии империи, а так также к росту фискального давления на население. Строительная деятельность императоров была симптомом и причиной глубоких перемен. В IV веке римский город стал меньше, более милитаризированным и финансово зависимым от центральной власти.
Свиток Клио
Переломным моментом в многовековом римо-персидском противостоянии стала победа Галерия над царём Нарсе в 296 году у Саталы в Армении. Римляне разгромили персидское войско, захватили лагерь и семью царя, что вынудило Нарсе просить мира. Итогом стал договор 298 года, условия которого были унизительны для Персии:
1. К Риму отошли обширные области Интилена, Софена, Арзанен, Кордуена и Забдика. Границей империй была объявлена река Тигр.
2. Римский сюзеренитет был признан над Арменией, Иберией и Албанией, что распространяло сферу влияния империи в Закавказье.
3. Нисибис стал единственным разрешённым пунктом для торговли между двумя странами, что позволяло Риму контролировать и ограничивать персидский импорт.
Этот договор компенсировал Риму потери III века и поставил Персию в стратегически уязвимое положение, возмущая персидскую знать. Последующие три десятилетия на границе сохранялось затишье, но Персия тайно готовилась к реваншу. К власти пришёл Шапур II, сделавший возвращение утраченных провинций главной целью своего правления. Он провёл успешные походы в Аравию, установив контроль над побережьем Персидского залива и Аравийского полуострова, обезопасил границы от кочевников и овладел ключевыми торговыми путями из Индии.
Отношения между Римом и Персией в период между мирным договором 298 года и смертью императора Константина в 337 году в конечном итоге привели к одной из самых длительных войн между двумя державами — 25-летней войне за Нисибис. Нарастание напряжённости проявлялось и в отдельных инцидентах. Около 326/327 года персы ограбили философа Метродора, который вёз Константину дары от индийского царя. Этот эпизод свидетельствует о том, что Рим укреплял экономические и дипломатические связи с Индией, стремясь обойти персидских посредников. В это время римские порты на Красном море (Береника и Миос-Хормос) расширялись, а корабли возобновили прямые плавания в Индию.
Однако в 327 году Константин не использовал ограбление посла как повод для войны. Вместо этого он сосредоточился на строительстве новой столицы и усмирении варваров за Дунаем. Лишь к 334 году, завершив эти задачи, император смог обратить внимание на Персию. В 335 году он назначил своего сына Констанция II цезарем на Восток, поручив ему усилить региональные армии. Констанций начал набор рекрутов и создание военных запасов.
Новым и крайне важным фактором стало идеологическое противостояние. После 313 года Константин стал позиционировать себя защитником христиан по всему миру. В письме Шапуру в 324 году он прямо заявил об этом, что вызвало беспокойство в зороастрийской Персии, на территории которой проживало христианское меньшинство. Религиозная политика Константина превратила персидских христиан во «внутреннюю угрозу» в глазах шаха и спровоцировала начало гонений против них.
К 336 году Шапур был готов к схватке и нанёс первый удар. Он вторгся в Армению и посадил на её трон своего ставленника. В том же году военачальник Нарсес штурмом взял пограничную крепость Амиду и вторгся в римскую Месопотамию. Констанций II выступил со своей армией, разгромил Нарсеса в битве при Нарасаре, после чего отбил и укрепил Амиду.
В ответ Константин начал готовить масштабное вторжение в Персию, запланированное на 337 год. Его целью была не просто победа, а полная смена власти: он планировал свергнуть Шапура и возвести на трон своего племянника Ганнибалиана. Это был беспрецедентный план — ни один император прежде не стремился к полной оккупации Персии и установлению марионеточного правительства.
Однако этим планам не суждено было сбыться. В мае 337 года Константин заболел и вскоре умер. Его смерть спровоцировала политический кризис и пока его сыновья делили империю, Шапур II, не теряя времени, воспользовался моментом. Летом того же года его армия, изначально собранная для отражения римского вторжения, осадила ключевой римский город-крепость Нисибис. Эта осада стала первым сражением в долгой, двадцатипятилетней войне, которой было суждено определить судьбу Ближнего Востока на поколения вперёд.
Продолжаю работу над биографией Константина. И хоть мне хочется уйти от бесконечных пересказов, про Кризис III века нельзя не упомянуть. Рассмотрим его кратко на примере смены императоров, в правление которых Константин родился (272) и провел свои детство и юность.
В 275 году император Аврелиан отправился воевать с Персией. По дороге группа заговорщиков убила его. Он правил 5 лет. Оказалось, что в армии нет человека, способного взять власть. Солдаты предложили Сенату избрать нового императора.
После долгих попыток сенаторы нашли компромиссную фигуру из своего числа: Марка Клавдия Тацита. В то время германцы вторглись одновременно в Галлию и Анатолию. Тацит собрал две армии, одну из которых возглавил сам, а вторую поручил своему брату Марку Аннию Флориану, которого назначил префектом претория. Тацит решил сначала разобраться с варварами на востоке. Это были готы, которые из района Азовского моря переплыли через Чёрное море и начали грабить Анатолию. Тацит нанёс им поражение, после чего предоставил завершать кампанию Флавиану, а сам поспешил в Галлию. По дороге он умер - то ли от болезни, то ли от кинжала. Правил около 2 лет.
После его смерти Флориан, который остался единственным командующим армией, при поддержке офицеров провозгласил себя императором. Он продолжил борьбу с готами и почти завершил её, когда узнал о восстании солдат на востоке. Они провозгласили императором одного из военачальников - Марка Аврелия Проба, которого поддержали от Сирии до Египта. Узнав об этом, Флориан оставил готов и бросил все силы против Проба, но тот уходил от сражения. Длительные марши по жаре утомили армию Флориана, его собственные солдаты подняли бунт и убили его. Правление Флориана продолжалось 90 дней.
Теперь фактическая власть вместе с армией перешла к Пробу. Он был незнатного происхождения, но сделал хорошую военную карьеру. К 276 году командовал войсками на востоке, в районе Сирии. Там его и провозгласили императором, когда стало известно о смерти Тацита. Возможно, отправленные им шпионы и убили Флориана. Осенью 276 года Проб добил готов в Анатолии, весной 277 прибыл в Рим, чтобы получить одобрение сената и уже осенью отправился в Галлию, которая несколько лет страдала от нашествия германцев. В тот же год он очистил Галлию и на следующий повторил успех в придунайских провинциях. Затем Проб вернулся на восток и подавил восстания исавров в Киликии блеммиев в Египте. В 282 году ему пришлось снова отправляться на Дунай, где ожидалось вторжение варваров. Оказалось, что в соседних провинциях солдаты провозгласили императором префекта претория Кара. Вскоре солдаты взбунтовались и убили Проба. Он правил 6 лет.
Марк Аврелий Кар объединил командование над войсками и разгромил варваров на Дунае. От прежних императоров он отличался тем, что имел двух взрослых сыновей - Карина и Нумериана. Карина он провозгласил соправителем с титулом августа, Нумериана назначил Цезарем. После грандиозной победы на Дунае, он оставил Карина следить за западом, сам же с войском и Нумерианом отправился в поход против Персии. Кар хотел отвоевать потерянную ранее Месопотамию. Кар смог захватит столицу персов Ктесифон и другие города. Но его триумфальное шествие неожиданно закончилось: летом 283 года его нашли мертвым в императорской палатке. Он правил 10 месяцев и пять дней.
После этого войска признали императором его младшего сына Нумериана, который решил вывести войска из Персии. На следующий год в Сирии он тоже умер. Считают, что в смертях Кара и Нумериана был виноват префект Претория Аррий Апр. 17 сентября 284 года об объявил армии о том, произошло, рассчитывая на поддержку солдат, но его схватили и заковали в каналы. Офицеры же провозгласили императором начальника гвардейского отряда доместиков Диокла, который вскоре сменил имя на Гай Аврелий Валерий Диоклетиан.
Он происходил из крестьянской среды. Начал службу простым солдатом и сделал - как и многие в то время - очень быструю карьеру. Именно ему удалось покончить с кризисом 3 века. Но прежде ему предстояла схватка с императором запада Карином...
В общем, был такой персонаж в большой римской истории, второй император Исаврийской династии. Его отец Лев III Исавр выдержал Вторую осаду Константинополя (717-718) и спас империю от арабов. А ведь та осада могла завершиться захватом Константинополя. И все, не было бы больше Римской империи, не было бы ни Михаила Пьяницы, ни Крещения Руси! Да и вообще доброй половины того, что мы любим в эти византийские времена. Но Лев отбился, после чего раскатал арабов по полю боя при крепости Акроинон, да так, что они надолго слились из игры. С этого времени сами римляне перешли в наступление. Сначала его возглавил Лев, а после продолжил его сын Константин V. Он не переиграл и не уничтожил Халифат, но всё же арабы вздрогнули от его ходов. За что ему честь и хвала.
Но несмотря на это, Константин V вошёл в историю под неприятными прозвищами Κοπρώνυμος (копронимос), Οὐραλύφιος (уралифиос) и Καβαλλίνος (каваллинос). Первое - самое распространенное. Даже в исторических монографиях можно прочесть "Константин V Копроним". На самом деле, так историки очень грубо обзывают его, стеснительно умалчивая о значении этого слова. При этом, заметьте разницу: прозвище Михаила III - Μέθυσος - переводят всегда. Он получается Михаилом Пьяницей. А Константин 5, он, видите ли, Копроним. Это звучит так же странно, как неожиданный английский fuck в яркой русской речи.
Не переводят его прозвище потому, что оно происходит от двух слов: Κόπρος (кал, помёт) и Ὄνομα (имя). Что это значит - разобраться не сложно. Οὐραλύφιος значит "помазанный мочей". А Καβαλλίνος - это "лошадиное". Что именно - можете сами догадаться. Но самое распространенное первое. Часто пишут, что эти прозвища придумали религиозные оппоненты Константина V, поскольку он вслед за своим папенькой занимался иконоборчеством. Причем ладно бы просто занимался этим один и дома, так он еще и теоретическую базу подвел под это дело и написал целую книгу, которую публично зачитывали. То, что оппозиция обзывала его неприличными словами - это факт. А вот то, что обзывала необоснованно - не факт!
Как говорили, случилось это в июле 718 года. Арабы уже год осаждали Константинополь, когда у императора Льва родился сын, что было воспринято, как хороший знак. И действительно, уже в августе арабы сдались, сняли осаду и ушли. Тем временем маленького принца понесли крестить, но когда священник поднял его над крещальной купелью, тот испражнился прямо в нее.
Ничего невозможного в этой истории нет. И если такое, действительно, произошло, то это видели сотни людей, которые наверняка передали бы историю друзьям и знакомым, так, что о ней узнал бы весь Константинополь. Возможно, так оно и было и Константин действительно пометил жидким крещальную купель. Но об этом бы все забыли, если бы дальше он не начал совать нос в дела граждан и раздавать ценные указания насчет того, как им нужно относиться к иконам. С точки зрения части граждан, это было сугубо их личное дело. Константин считал иконы неприемлемым делом и считал, что государство должно вмешаться в дела гражданского общества. Естественно, это мало кому нравилось. Против него поднялась оппозиция, которой ему пришлось устраивать 37-й год. И тогда народная молва припомнили ему все! Так его прозвища разошлись по империи. Хотя в то же время многие римляне считали его лучшим императором. В общем, в 8 веке Римская империя была очень разной. Но в итоге иконоборцы всё провалили, по дороге уничтожив тысячи древних икон - настоящих произведений искусства. Это не говоря про уничтоженных людей. А иконопочитатели победили и припомнили Константину V всю жесть, которую он творил.
Так его прозвище зашло в 9 век и закрепилось в истории.
Арминий: как вождь херусков стал символом немецкой нации
Перед нами картина немецкого художника Йоханнеса Гертса «Арминий и Туснельда» (1884). На ней изображена сцена прощания: Могучий воин Арминий, уже облаченный в доспехи, готовится отправиться на борьбу с римскими захватчиками. Его верная жена Туснельда, полная тревоги и решимости, всем видом выражает поддержку мужу. Эта картина — один из тысяч образов главного героя немецкого национального пантеона. Его путь в культуре был долгим и извилистым: от символа религиозной свободы в эпоху Реформации до инструмента пропаганды в Третьем рейхе.
Все началось в XV века, когда в одном из монастырей Германии обнаружили манускрипт с трудом «Германия» римского историка Тацита. Эта находка произвела на образованных немцев неизгладимое впечатление: оказывается, у них есть своя древняя и самобытная история, не уступающая римской! В конце XV — начале XVI века были открыты идругие античные источники: «Римская история» Луция Аннея Флора и «Анналы» Тацита, где подробно описывалось, как в 9 году н.э. объединенные вождём херусков Арминием племена уничтожили в Тевтобургском лесу три римских легиона и остановили продвижение Рима за Рейн. К тому времени немец Гутенберг в уже изобрел книгопечатание и эти античные тексты были изданы и стали доступны читателям, знавшим латынь.
Среди читателей был и Мартин Лютер, который вскоре начал Реформацию — борьбу против власти Римско-католической церкви. История Арминия стала для него идеальной метафорой. Победа в Тевтобургском лесу трактовалась как первая победа свободолюбивых германцев над чужеземным гнетом, которую теперь предстояло повторить в духовной сфере. Лютер и его последователи видели в себе современных Арминиев, сражающихся с новым Римом. Именно Лютер «германизировал» латинское имя Arminius в немецкое Герман (Hermann).
Другой ключевой фигурой той эпохи был гуманист и ярый критик папства Ульрих фон Гуттен. В своих диалогах, а затем и в драме «Арминий» (1529 г.) он проводил параллели между борьбой древних германцев и современной ему борьбой против Рима. В его изложении Арминий стал величайшим полководцем в истории и первым национальным героем, воплощением немецкой доблести и свободы.
Забавно, но до этих находок о самом Арминии в Германии полностью забыли. Стёрлось из памяти и точное место Тевтобургской битвы. Лишь спустя 1500 лет римские тексты вернули его историю немцам. С тех пор популярность Арминия-Германа только росла. В период с 1680 по 1910 год было создано не менее семидесяти шести опер о нём, что показательно. Если в эпоху Реформации он был символом духовного сопротивления, то в Новое время, особенно во время Наполеоновских войн, он стал символом национального объединения и борьбы с французским захватчиком.
Кульминацией стало открытие в 1875 году грандиозного памятника в Детмольде. Это произошло уже после объединения Германии под эгидой Пруссии. Теперь Арминий олицетворял не только победу над внешним врагом, но и мощь единой немецкой нации.
Его популярность ненадолго пошла на спад после поражения в Первой мировой войне и краха Германской империи. Однако уже в 1933 году нацистский режим, одержимый мифами о «крови и почве», возродил его образ. Арминия стали представлять не просто храбрым вождем, а истинным арийцем, защитником «нордической расы» от чуждых народов. Его победа была воспринята как расовый триумф над морально разложившимся Римом. Этот миф использовался для оправдания агрессивной политики и права на «жизненное пространство» (Lebensraum) на Востоке.
Так красивую и трагичную историю любви Арминия и Туснельды, воспетую поэтами эпохи Романтизма, вытеснило расистское прочтение его образа. Путь Арминия в немецкой истории — это яркий пример того, как один и тот же исторический нарратив можно использовать для совершенно разных. Это напоминание о том, что история — не просто набор фактов, а живой материал, который каждое поколение заново осмысляет и использует в своих интересах.
А вот и памятник Арминию. В Германии Арминий, или Герман, как его предпочитали называть некоторые немецкие поэты, облюбовавшие историческую тематику, считается национальным героем. В 2009 году фрау Меркель даже произнесла речь по поводу двухтысячелетия его победы.
Сам памятник появился у городка Детмольд в 1875 году при финансовой поддержке кайзера Вильгельма. Тогда ещё не было известно точное место Тевтобургской битвы и памятник поставили в примерном месте на господствующей высоте. Впоследствии оказалось, что он в 75 км по прямой линии от поля боя.
Высота статуи составляет 26,57 метра, меч 7 метров. Памятник должен был символизировать единство немцев в их борьбе с захватчиками, которые приходят с запада, из-за Рейна. Сначала римляне, а потом и французы, с которыми в 19 веке немцы немало воевали. Арминий смотрит именно на запад, а под его левой ногой - придавленный орёл. Это символ римских легионов, уничтоженных в Тевтобургском лесу.
На голове у него шлем с крыльями. С некоторого ракурса выглядит странно, словно заячьи уши. Ну и лицо у него тоже как-то не очень выражает немецкий дух, на мой взгляд. Кажется, что он вот-вот достанет из-за спины кебаб и начнет предлагать его с турецким акцентом. Но с расстояния памятник выглядит мощно. Монументальная штука. Ну и как вы видите, рядом с ним любили делать групповые фото как бюргеры конца 19 века, так и дойче зольдатен 20 века.
