20

Ответ на пост «Самый первый в России сухой док "Петровский", построенный в 1752 г. Его спроектировал сам Пётр-I»

Ох какую вы историю в моей памяти всколыхнули, как мы подземный мост искали. Несколько лет назад решил я скататься к другу детства в Питер, и мы решили посетить Крондштадт, дело было как только КАД открыли. Ну и нашёл я на википедии памятник архитектуры, "устои подземного моста".

Всё что было известно что, что есть устои некого подземного моста, что это около обводного канала и что оно в Крондштадте. И что это зарегистрированный объект культурного наследия. У нас даже номер в реестре объектов культурного наследия был. В карточке значится только что они(устои) в Крондштадте и ничего более. И мы с распечаткой карточки этого объекта культурного наследия шастали по всему Крондштадту, залезали в каждую дыру, заходили в каждый музей и всех спрашивали, где подземный мост. Бабушки в музеях делали круглые глаза и совсем выпадали в осадок при предъявлении карточки объекта культурного наследия.

Что интересно что гугл на запрос об устоях подземного моста мне вообще ничего не нашёл, а по яндексу я нашёл таки ссылки http://nasledie-archive.ru/objs/7801972000.html

вот веб архив от тогдашней вики https://web.archive.org/web/20150526055251/https://ru.wikipedia.org/wiki/Кронштадт

Короче это была опечатка и пост не подземный а подъёмный, и сейчас уже есть сайт и с фото и с картой https://ru-monuments.toolforge.org/wikivoyage.php?id=7801972...

но развлеклись мы тогда по полной, хоть и остались расстроены что подземный мост найти не удалось.

Но то, как быстро информация о подземном мосте вытерлась из интернета заставляет задуматься.

Показать полностью
97

Продолжение поста «Самый первый в России сухой док "Петровский", построенный в 1752 г. Его спроектировал сам Пётр-I»

Ну и напоследок давайте заглянем в Морской Никольский Собор, построенный в 1913 г. в неовизантийском стиле, повторяющем структуру храма Святой Софии в Константинополе.

После становления советской власти собор был переоборудован в кинотеатр, потом в киноконцертный филиал Кронштадтского Дома офицеров, а с 2002 г. снова перешёл церкви.

20 ноября 2010 г. Патриарх Кирилл впервые провёл в нём Божественную литургию.

Ну а на этом всё.

Спасибо за просмотр и до новых встреч. источник

Показать полностью 7
367

Самый первый в России сухой док "Петровский", построенный в 1752 г. Его спроектировал сам Пётр-I

Сегодня мы переместимся в Кронштадт и расскажем про уникальное гидротехническое сооружение петровской эпохи - знаменитый крестообразный и первый в Российской Империи сухой док, который спроектировал лично Император Пётр-I.

Как известно, Император Пётр-I без преувеличения являлся настоящим отцом отечественного флота. Именно по его указу от 8 мая 1719 г. по собственному проекту начались подготовительные работы к строительству грандиозного на то время по своим масштабам комплекса гидротехнических сооружений будущего сухого дока, включавшего в себя канал, крестовой канал со сливом, разводные мосты, насосные и ещё множество других сооружений.

Схема Петровского дока.

В отличие от сухих доков в западных странах, где спуск воды производился насосами на протяжении нескольких дней, а порой и недель, в проекте Петровского дока спуск воды производился за несколько часов самотёком в доковый бассейн, оборудованный в стороне ниже уровня дна дока, откуда воду уже откачивали насосы пока шёл ремонт кораблей. Это значительно ускоряло судоремонтные работы.

В 1724 г. начались основные строительные работы, в которых принимало участие около трёх тысяч человек от ссыльных каторжан, до крестьян и солдатов, но в начале 1725 г. Всероссийский Император скончался, так и не увидев результаты своей задумки, а работы были остановлены.

Вновь про проект дока вспомнили в 1732 г., когда уже при наследной Императрице Елизавете Петровне, считавшей делом чести закончить строительство проекта отца, во главе с генералом Иоганном Люберасом фон Поттом была сформирована комиссия для ревизии строительства дока, решением которого были углублён и расширен доковый бассейн для скорейшего спуска воды.

И спустя 20 лет в 1752 г. Елизавета Петровна лично открыла шлюзовые механизмы для спуска воды под салют из 1331 орудия.

От границ Купеческой и Средней гаваней Кронштадтской крепости к доку ведёт 700-метровый канала имени Петра Великого, по которому корабли заходили в Петровский док на ремонт.

Канал упирается в главные шлюзовые ворота Петровского дока.

За которыми начинается Петровский Южный док.

Представляющий собой канал длиной 384 метра, шириной 34 метра и глубиной 10 метров.

Фото 1913 г. с группой депутатов у дока, найденное в интернете на сайте pastvu.com за авторством ателье Буллы. Так здесь было раньше.

Фото 1928 г. с ледоколом Красин в доке перед экспедицией, найденное в интернете на сайте Государственного каталога. В советское время док тоже использовали.

Приводящий к так называемому крест-каналу с развилкой на три отделённых шлюзовыми воротами тупиковых дока.

В центре крест-канала находилась сливная горловина для спуска воды.

Над некоторыми воротами ещё сохранились остатки конструкций разводного моста через канал.

А так выглядят тупиковые доки креста.

Все работы по запиранию шлюзов и спуску воды, а также поставлению судов на стапеля делались в ручную с большим количеством рабочих и наблюдая за ними госпитальный врач Богданов в 1865 написал строки известной революционной песни, разные интерпретации слов которой пошли в народ как песня "Дубинушка", запомнившаяся в исполнении Фёдора Шаляпина.

В частности третий куплет песни как раз об этом:

"...Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину,
Ухитрились и мы: чуть пришлося невмочь,
Вспоминаем родную дубину.

«Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!...".

За восточным тупиковым доком располагался Петровский овраг, по которому производился спуск воды в доковый бассейн.

Через овраг проходит пешеходный Макаровский мост, построенный по поручению Императора Николая-II в 1913 г. для сокращения пути с Петровской пристани до Морского Никольского Собора.

Фото 1913 г. с группой депутатов у дока, найденное в интернете на сайте pastvu.com за авторством А. И. Центера. Построили его силами Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца. Позже он был несколько раз реконструирован с заменой деревянных и некоторых металлоконструкций.

Неподалёку на Якорной площади стоит бронзовый памятник самому адмиралу С. О. Макарову, построенный скульптором Л. В. Шервудом и открытого Императором Николаем-II в 1913 г.

К слову, помимо текста о Макарове, там есть и текст про сам камень, на котором стоит памятник:

"В 1911 году камень этот по Высочайшему повелению поднят из воды в настоящем виде на рейд Штандарт и передан для сего памятника."

А ещё возле доков есть площадка, где почему-то стоит пара самолётов, привезённых в 2018 г.

Это сверхзвуковой тяжёлый всепогодный истребитель Су-27 4-го поколения.

И фронтовой бомбардировщик Су-24.

Вокруг Кронштадтского Адмиралтейства, включающего в себя комплекс сооружений Петровского дока, проходит Обводной канал длиной около трёх километров , построенный в XVIII веке.

Вдоль которого располагались семь корпусов провиантских магазинов Кронштадтского Адмиралтейства, построенных в то же время.

Но им совсем плохо.

Продолжение следует...

Показать полностью 25
Отличная работа, все прочитано!