Была в летних лагерях 5 раз. Было максимально по-разному. Для справки - я с детства общительная, люблю разнообразный движ и достаточно легко выстраиваю социальные связи.
Первый раз была в 4 классе на смене компьютерного лагеря на базе лагеря "Звёздный". Была возрадована и воодушевлена. Не особо сильно - классические конкурсы типа "сделай платье из пакета" и "спляши под попсу, изображая знаменитость" не приводили меня в восторг, но мне было в новинку, и я везде участвовала. Из официальной программы были какие-то кружки, где мы рисовали на компе в пайнте.
По комфорту было норм - трёхэтажные корпуса с комнатами на 5 человек. Так сказать, "стандарт".
Со мной ездила подружка, и ещё нескольких ребят из отряда я знала, так что за общение можно было не волноваться, но и с другими ребятами я общалась хорошо, тем более что дети были приличные - все немного более ботаники, чем в среднем. Вожатых не помню, видимо, были нормальные. Короче, мне понравилось.
Воодушевившись опытом, после 5 класса попросила родителей отправить меня в тот же компьютерный лагерь. Они поменяли дислокацию и были на территории другого лагеря - постарее и победнее (иронично, что он назывался "Солнечный"). Корпуса были деревянные, комнаты человек на 12. Тумбочки одна на двоих. Две комнаты на отряд: одна женская, другая мужская. Комфорта мало.
Но это меня не особо волновало, я непритязательная. Важнее было, что дети были, в отличие от первого раза, очень среднестатистические и разные. Интеллектуально было некомфортно, были истории с хамством, буллингом и всеми вот этими классическими сюжетами про социальные роли в неблагополучном коллективе. Я их плохо помню, потому что развлекалась тем, что ходила в библиотеку читать Агату Кристи, и в целом абстрагировалась от окружения.
Но вот поведение вожатых до сих пор полыхает в памяти как недопустимое. Вожатые орали на детей, хамили, обсирали присутствующих детей во время вечерней свечки, потакали буллингу как могли, рылись в детских тумбочках... И совершенно не принимали участия во всём остальном. Однажды, помнится, тыкали одному парню в лицо его грязными носками из тумбочки, пытаясь, видимо, научить его чистоплотности. В общем, было паршиво, но впрочем не настолько, чтобы срочно оттуда сваливать. Терпимо, одним словом.
Но воспоминания о моём первом опыте всё-таки оставались актуальными. На следующий год компьютерный лагерь снова вернулся на базу "Звёздного", и я решила, что раз так - надо ехать опять. К сожалению, по медицинским причинам я не смогла быть в лагере с первого дня вместе со всеми, и приехала туда только на второй. Наверное, в этом была вся причина...
Мне не хватило места в комнате, и меня поселили не на этаже своего отряда, а вообще в другом корпусе. Я решила, что раз так, в своей комнате я буду только ночевать, а сумку с вещами оставлю в шкафу с вещами своего отряда, чтобы не отвлекаться от отрядных развлечений, если мне что-то понадобится. Так, в общем-то и происходило. Я всё доступное время была в отряде и пыталась влиться как могла...
Безуспешно. Меня не приняли. Соотрядники не общались со мной, не давали участвовать во всяких мероприятиях и всем своим видом показывали, что я здесь лишняя, не упуская возможности об этом как-нибудь высказаться. Вожатые с этим ничего не делали.
Через неделю я попросила родителей меня забрать, что они и сделали без лишних вопросов. Никакие мероприятия не смогли заменить человеческое общение. Не помню из этой смены вообще ничего кроме бесконечного ощущения безнадёги.
Два года плохих лагерей подряд - это уже слишком. Что я из этого вынесла - самым важным элементом лагеря являются его участники, то есть дети.
Поэтому в следующий раз я поехала в лагерь, кажется, после восьмого класса, и снова на базу пресловутого "Звёздного". Но теперь - на физико-математическую смену от физико-математической школы. С обязательной программой в виде посещения двух-трёх часов математики или физики в день.
И это был восторг. Нет, занятия математикой летом (причём олимпиадной математикой, причём с контрольными и всем таким в конце "курса") - это, конечно, больно. Но и дети ехали в этот лагерь целенаправленно, зная о том, что будет -интеллектуально-. По предварительному тестированию я, в отличие от своих друзей, оказалась недостаточно умной для сильной группы математиков, но попала в среднюю. (Ещё была слабая, где было мало математики, зато вторым предметом была физика).
В итоге круг моего общения на этой смене был максимально велик. Я отлично общалась с ребятами из отряда, с ребятами из учебной группы и с теми, с кем меня знакомили новые знакомые. К концу смены вокруг меня помаленьку образовалась компания человек в 15, и она не разрослась больше скорее всего лишь потому, что 15 человек - это уже и так неустойчиво, а не потому что ребята снаружи были какими-то не такими.
Вожатыми были преподаватели школы и, возможно, её же выпускники. Где-то в этот период жизни я поняла, что мне нравится иметь в наставниках людей, знающих своё дело, но не пытающихся тебя поучать и воспитывать.
В общем, это был безумный восторг. Впервые почувствовала себя там принятой, и, что ещё более странно - популярной.
Ну а последний раз в школе я ездила в лагерь совсем большая - после 10го. Одна. Сознательно выбирала образовательный лагерь. Заранее предполагала, как там может быть, и не прогадала. Было действительно хорошо. Снова занималась математикой две пары в день. Снова перезнакомилась с кучей людей и отлично провела время.
Необычно было то, что в этом лагере отряды были сформированы не по возрасту, участники лагеря от 12 до 17 лет были перемешаны по четырём отрядам равномерно. При этом возраст (класс) очевидно был поводом для разделения по учебным группам.
И нужно сказать, вожатым и организаторам лагеря - респектую неимоверно. Внеучебная деятельность кипела. Ни разу не было такого, чтобы мероприятие казалось тухлым или пошлым (в культурном значении этого слова). Ни разу не было такого, чтобы было скучно или нечем было заняться. Из минусов - участие в мероприятиях было обязательным, в отличие от всех предыдущих лагерей. Но лично мне (как и большинству детей) всё так взлетало, что я, в общем-то, была не против.
Потом ездила в этот лагерь вожатой и преподавателем, узнала, насколько вожатые упахиваются ради того, чтобы у детей осталось ощущение вот этого праздника. Полагаю, те тётки из "Солнечного" (не могу подобрать иного слова, несмотря на то, что им поди было меньше, чем мне сейчас) ни разу не были так же утомлены.
Для меня мораль этой простыни, собственно, в следующем. Для того чтобы лагерь оставил у ребёнка приятные воспоминания, надо его тщательно выбирать. Мне лично кажется более безопасным вариантом выбор именно "профильных" лагерей - научных, творческих, спортивных, или чем там ваш ребёнок увлекается. Так гораздо выше вероятность того, что дети поймут и заинтересуются друг другом. В ином случае получается такая же случайная солянка, как в школе, и значительно возрастает роль воспитателя/вожатого, на плечи которого и падает ответственность за то, чтобы было хорошо. Ну а в профильных лагерях можно хотя бы просто сосредоточиться на том, что любишь, и найти друзей по увлечениям.
Ну и да, первые два-три-четыре дня происходит привыкание, и нормально, что ребёнку может быть некомфортно. Но если время идёт, а лучше не становится, пойти на поводу у ребёнка и забрать его домой без всяких "потерпи, потом ещё будешь думать, что это было лучшее время", - кажется лучшим решением. Собственно, спасибо моим родителям за это.
Такие дела. Потом у меня ещё были палаточные студенческие лагеря, большие групповые поездки, фестивали, и много чего ещё, но это уже, разумеется, другая история.