Почему ведомство так возбудилось от третьесортного фанфика про апокалипсис с зомбарями и решило «не пущать и запрещать» — лично мне решительно непонятно.
Непонятно, т.к. вы и большинство людей не представляет как работает бюрократическая машина в РФ (да и думается в большинстве стран).
Многим думается, что в "ведомствах" сидят эдакие ватные запутинисты, которые кушать не могут, только думают кого бы тащить и непущать.
Так вот, это все ерунда.
В "ведомствах" работают обычные чиновники-госслужащие, некоторым абсолютно похрен на все, кроме собственной жопы.
Схема обычно такая: от активного гражданина (группы граждан) приходит жалоба на художественное произведение. Первым делом чиновник ищет повод, что бы гражданину дать отписку, побрить и ничего не делать.
Если формального повода послать активного гражданина не находится, то бюрократическая машина приходит в движение.
Произведению назначается экспертиза, которая сугубо по формальным признакам устанавливает, есть ли в произведении сведения попадающие под формальные, прописанные в законах критерии экстремизма или не предназначенным для детей или еще каким.
Пример: вы указали что в романе упоминаются реальные политики и общественные деятели, значит наверняка была клевета/фейк (пусть и в формате художественного вымысла, но все же о реальных живых людях) или наоборот отсутствовало указание на то человек Н-й признан экстремистом и т.п. Всё, формальный повод для реагирования есть. Чиновник реагирует - составляет протокол о нарушении, направляет материалы в суд, блокирует сайт.
Еще нужно помнить, что в законодательстве РФ нет такого понятия как "запрещенное произведение".
Есть понятие "экстремистские материалы" - это если произведение призывает ко всякому нехорошему.
Есть понятие "запрещено для детей" - это если произведение не подходит под формальные критерии до 18+. Т.е. взрослым можно, детям нельзя.
Есть понятие "запрещено распространение по конкретной ссылке" Здесь можно вспомнить историю с якобы запрещением аниме "Тетрадь смерти". Аниме никто не запрещал совсем, как писали в сми, его признали запрещенным для детей (т.е. 18+) и запретили распространять по конкретной ссылке на конкретном пиратском сайте.
Что делать авторам?
Автор, помни:
- если ты хочешь опубликовать произведение на "скользкую" тему, то изучи требования главы 2 436-фз "О защите детей" (там не много, управишься за 10 минут). В нем описывается какой контент попадает под какой возраст. Правильно поставь возрастную маркировку (0+, 6+, 12+, 16+, 18+) своего творения. На этом чаще всего попадают.
- Не упоминай имена реальных живых людей в своем произведении в негативном ключе;
- Не оправдывай и не упоминай в положительном ключе различных террористов и террористических организаций. Даже если террористы и теракты были заграницей (РФ часть мирового сообщества, и даже за попытку оправдания теракта 11.09.2001 тебе может прилететь);
- Если тебя посетило непреодолимое желание побороться с режимом, но платить большие штрафы и знакомиться с сотрудниками ФСИН неохота, то не упоминай реальные имена живых людей и названия реальных организаций и напрямую не призывай к борьбе с ними;
- Не воруй контент у больших дядей. Если пишешь фанфик по чужому произведению - не продавай свой фанфик за деньги без разрешения автора оригинала.
Роман «Мышь» Ивана Филиппова* (*признан иноагентом).
Книга вышла в 2023 году и повествует о разразившемся в Москве зомби-апокалипсисе: из-за за побега инфицированной мыши из научного института в городе погибают большинство москвичей, а оставшиеся превращаются в зомби, им противостоят неинфицированные герои, которые борются за свою жизнь. В романе упоминаются реальные политики и общественные деятели.
Спешу поделиться своим офигительно важным мнением: «Мышь» - это не роман, а либеральный фанфик с усиленным подлизыванием своим. Положительные персонажи только те, шатался по всяким болотным и любит Навального, ФБК, New York Times. Все хорошие персонажи - это умные, интеллигентные, воспитанные либералы. Все плохие - либо от власти, либо понаехавшее из глубинки быдло, невоспитанное и ограниченное.
Это подчёркивание доходит просто до смешного. Например, есть персонаж-поп, отец Сергий. Он однозначно хороший. Правда, в час X отец Сергий показывает себя весьма странно как с точки зрения обычного человека, так и с точки зрения православного: он рубит топором газовые трубы и взрывает себя вместе с подъездом и всеми жителями оного.
А угадайте, почему отец Сергий хороший? А вот почему: «...он всё равно иногда смотрел и расследования Навального, и стриминги других ребят из команды ФБК. Все они вызывали у отца Сергия огромное уважение». Разве может такой человек быть плохим? То-то.
Есть, например, пара очень умных, красивых, образованных и непременно успешных в карьере девушек-лесбиянок, которые специально летали за границу, чтобы официально оформить брак. Живут они в прекрасной квартире в Москве, питаются исключительно едой из ресторанов и даже завели ребенка. К одной из них приходит бабка-соседка с тортом, дабы познакомиться.
«Это Эстерхази. Знаете, у моей семьи столько воспоминаний с этим тортом связано, и у семьи, и у меня. Бабушка моя впервые попробовала его в 1910 году в Вене, в легендарной кондитерской Demel. Ей так понравилось, что она сама научилась делать этот торт! А это, скажу вам, совсем не просто. В семье нашей женщины не готовили, были кухарки, но вот бабушкин торт Эстерхази — это стало семейной традицией. Она делала его обычно на Новый год и в последний раз испекла на новый 1917 год». Заживо репрессированная нищасная семейка, в которой были кухарки. Катались бы себе по Венам и тортики кушали, но пришли клятые большевики и пьяная матросня и всё разрушили!
«Доброго ранку, невиновные»
Сокрушается бабуся: «Я, к сожалению, так его ни разу и не попробовала, но мне о нём рассказывала мама, и это для меня стало мечтой — обязательно съездить в Вену, и обязательно в Demel. И вот всю жизнь я была уверена, что мечта моя так и останется несбывшейся мечтой внучки и дочери врага народа… А потом Союз издох!» Однажды либерал в своей писанине не порадовался развалу СССР, и у него отвалилась жопа.
Но дальше - больше. Бабка вываливает подробности своей жизни: она-де тоже того-самого! «Мы познакомились на фронте, представляете? Две дурочки-москвички, пошли добровольцами на фронт. Нам по восемнадцать лет было, мы всю войну вместе прошли… А потом — знаете, Ника, такое слово было старомодное — «компаньонки»? Ну вот для всего мира мы и были «компаньонками», и только дома могли быть самими собой». А в целом бабуля заходила чтобы сказать: «...вы правда подумали, что я только тортом вас зашла угостить? Нет, конечно. Я зашла сказать, чтобы вы ни о чём не тревожились. В этом доме вы будете счастливы. Соседи у нас приличные, ну и вообще, не волнуйтесь — я вас в обиду не дам. Нике хотелось обнять эту прекрасную женщину здесь и сразу, но она сдержалась».
Утираем скупую слезу розовым платочком.
Гетеросексуальная любовная линия тоже прекрасна. В романе есть милая девушка Ася и мужчины, которые встречаются ей: Рома, русский мент. Рома мудак, он грубый, наглый, агрессивный, бухает как не в себя и ссытся. «Он грузно поднялся, алкоголь, очевидно, начал действовать — Рому штормило. — Туалет тут где? Ася показала рукой в сторону туалета. Рома сделал шаг и упал, растянувшись во весь рост на полу лицом вниз. Спустя пару мгновений Ася увидела, как под ним начинает расползаться лужица мочи. — Да что ж ты, блять, за животное такое!»
Русиш швайн, фу.
Рома наверняка изнасиловал бы Асю, однако, слава Богу, его раньше зомбари скушали. Но потом Асе везёт — она встречает Расула, понаехавшего в Москву из Дагестана и работающего курьером. Он добрый, чуткий, вежливый (на «Вы» сначала к ней обращается!). Он робко берёт её за руку, несмело заглядывает в глаза и всё-всё-всё умеет - и стрелять, и ухаживать за младенцем, и вообще Рэмбо (да, прямо в тексте есть такое сравнение). Така любовь. А ещё Ася с Расулом пристрелили Владимира Рудольфовича Соловьёва, прятавшегося от зомбаков в кафе (ну тут без претензий).
Описание эпидемии ничем не выделяется. Всё по классике: из-за раздолбайства вирус вылез из лаборатории и пошёл гулять по Москве. Кровь, кишки, всё как положено. Президент и вообще все в Кремле погибают в самом начале. Упоминаются Марго Симоньян, ведущая Екатерина Андреева, Данила «Камон» Козловский и т.д. Какой-то политической сатиры в книжке просто нет. Несколько главных героев выживает, к концу романа Москва обнесена стеной, и весь мир вовсю помогает справится с эпидемией. Концовка в лучших традициях влажных либеральных фантазий (стиль «хоть смейся, хоть плачь»): «Екатерина Шульман — нехотя и после очень длительных переговоров — приняла предложение стать новым главой МИД РФ», а и.о. президента становится Евгений Ройзман.
И.о. президента произносит эпохальную речь про то, что «мы были такие агрессивные и нехорошие. Но теперь мы всё осознали и будем хорошими, в новой России главнейшей ценностью станет человеческая жизнь. А час назад я приказал снять с боевого дежурства всё имеющееся в нашем арсенале ядерное оружие».
Сайт Москвич Mag сообщает: «Прокуратура требует изъять из продажи роман Ивана Филиппова* (*признан иноагентом) «Мышь» о зомби-апокалипсисе в Москве. Ведомство нашло в романе Ивана Филиппова угрозу общественной безопасности, о требовании изъять книгу из продажи на территории России сообщает основатель издательства Freedom Letters Георгий Урушадзе на странице в Facebook* (*принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ).
Согласно опубликованному Урушадзе скриншоту мотивировочной части запрета, в произведении нашли «ложные сообщения об актах терроризма или иную недостоверную общественно значимую информацию, которая создает угрозу здоровью и жизни граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка» и т.д».
До этого роман продавался в основном на маркетплейсах или в зарубежных магазинах, осуществляющих доставку в Россию. Книга стала недоступна на Wildberries и Ozon, теперь по ссылкам открывается удаленная страница.
Почему ведомство так возбудилось от третьесортного фанфика про апокалипсис с зомбарями и решило «не пущать и запрещать» — лично мне решительно непонятно.
В общем, и про книгу, и про её запрет с подобной формулировкой всё сказал классик: