Ответ на пост «Парадоксы образования»
И, как всегда мой заголовок.
Что случилось с образованием в XXI веке
Простите, что публикую с опозданием в пять месяцев — начал писать и забыл. Хоть сейчас опубликую свои «сверхважные» (сарказм) мысли.
О чём было в исходном посте? О том, что сейчас с образованием проблемы во всём мире.
И вот, наступает эпоха индустриализации, надо учить кретьенов [крестьян] умнеть, чтобы они могли выполнять разнообразные операции у станка. Бесплатное начальное образование становится нормой.
[…]
21 век. Начальное образование бесплатно в большинстве стран Европы. Школьники не хотят ходить в школу и прогуливают уроки. […] Повсюду наблюдается идиократия и какистократия, клиповое мышление, неспособность решать простые задачи и упрощение.
А что случилось за это время? А случилось многое.
Раз. Болонская система — свечку не держал, но самые разные люди (в том числе преподы по старой дружбе) говорят, что сама идея дрянь. Об этом не буду, ибо не в курсе.
Два. Появились страны, где уровень образования значительно лучше уровня жизни: или когда-то была сверхдержавой, или метит в сверхдержавы. И тут у развитых стран появляется идея: а зачем готовить специалистов? А не лучше ли пылесосить эти самые страны? Это приводит к крайней деградации образования, особенно среднего, в развитых странах.
Но в развитых странах есть несколько отраслей — скажем, право и медицина — куда иностранцев пригнать сложно. И в них люди живут. В развитых странах, разумеется.
Три. Общий кризис капитализма: всё, дальше расширяться некуда, глобус окончательно поделен. Правящий класс жиреет, остальные беднеют.
С коммерциализацией образования гарантированно будет перепроизводство кадров: задача — выпустить кадра, а как он будет пристраиваться, нас ниипёт. Пока капитализм расширялся, специалисты как-то пристраивались (сегодня инженеров N? через пять лет будет 2N!), а когда перестал — пристраиваются постольку, поскольку покрывают естественную убыль.
Четыре. Разный инструментарий, от САПРов до ИИ, который повышает производительность человека умственного труда. Их просто требуется меньше. Причём этот САПР мастера не выгонит, а подмастерье — вполне способен.
Автопром оптимизировался так, что моторы выпускает головное предприятие автохолдинга, а коробки, резину и прочее — независимый концерн. На это тоже типа инженеров меньше нужно.
Что сейчас востребовано? Любые мэдскиллы, от программирования до размахивания сиськами на камеру. Но даже размахивать сиськами надо не как попало, а на уровне мэдскилла.
А у тебя есть свой мэдскилл?