Ответ на пост «Иисус стал богом вместе с императором»
Примерно в то же время, когда христиане стали называть Иисуса «Богом», римляне начали называть своих императоров «Богом». Так что христиане делали это не в вакууме, а в определённом контексте.
Едва ли это могло быть случайностью, что именно в тот момент императоров стали называть «Богом». Таким образом, называя Иисуса «Богом», они фактически соревновались с вашим Богом, императором, и нашим Богом, Иисусом.
На примере Юлианского календаря -- календарь назвали в честь Юлия Цезаря (это как фамилию Ленин использовали в течении всего советского союза, а Сталин мол не причем), а на самом деле воплотил всё в жизнь император Октавиан Август при котором Юлианский календарь якобы "начал правильно функционировать" в промежутке от -8 до +8 года новой эры.
Ровно об этой разнице в 8 лет спорят христиане, а кто-то говорит 4 года -- христиане утверждают, что якобы календарь ведётся от Рождества Христова (от Р.Х.), хотя совершенно очевидно, что переход от Римской республики при Гае Юлии Цезаре к Римской империи Октавиана Августа -- это новая эра (н.э.) в Римской истории.
Так вот титул "Август" означает "божественный человек" -- не бог, но и не человек. Ровно как в истории с Исусом, у которого якобы одновременно божественная и человеческая природы.
Чтобы точно определить семантическое значение слова augustus в ранние периоды римской истории, следует подробнее остановиться на триаде divinus-augustus-humanus.
Дело в том, что для римлян вообще характерно полное противопоставление divinus и humanus, то есть божественного и человеческого (например, у Ливия только в первой декаде 36 раз встречаются парные устойчивые словосочетания divinus—humanus и deus—homo).
Таким образом, перед нами встает дилемма, с каким из миров, божественным или человеческим, можно соотнести augustus. Свидетельство Овидия (Ovid. Fasti, I, 607—608; см., также: Liv. I. 7; V. 41; VIII. 6, 9; Ovid. Trist. I. 1. 71; Val. Max. I. 8) ясно показывает, что augustus противостоит humanus [ср.: 15, S. 10—11; 17, p. 159; 18, с. 384]. С другой стороны, как мы указали выше, от эпохи республики до нас дошла лишь одна надпись, где augustus относится к божественным созданиям.
Однако и изучение источников эпохи раннего принципата показывает, что слово augustus во времена республики никогда не относилось к богам, а использовалось только для характеристики того, что связано с ними.
А теперь удивительная вещь -- православные до сих пор пользуются языческим Юлианским календарем, а католики слегка модифицированным Григорианским (в чем римского папы Григория XIII). В обоих модификациях языческого календаря есть месяц Июль (в честь Гая Юлия Цезаря) и месяц Август (в честь Октавиана Августа).
