12

Ответ на пост «"Ты, Лёша, всё достанешь, а ему никто не поможет". Как Юрий Никулин просил квартиру для нищего клоуна в Ташкенте»

Один из самых уважаемых мною Людей, Юрий Владимирович еще с юности поразил меня, когда надо было в город, и я стоял и ждал автобус, а Его прекрасная Вольва с номерами Никулин, на нашем повороте мне говорит садись подброшу, а его билете в цирк в ложу директорскую, за то что выталкали парнями из лужи его машину, а целые концерты в правление нашего кооператива, в ответ на простой вопрос в зал "есть ли еще вопросы" и тут начинал шутить Юрий Владимирович и потом был практически капустник с залом вместе😊 и тем более было грустно смотреть когда дом Его столько лет не реммонтировали, все заброшенное стояло, а теперь и вообще почти все снесли , оставив только печную трубу и кирпичный пятистенок😔 и как я пару лет назад ходил и присверливал доски на ворота Его чтобы они не открывались от ветра и старости!!!!

650
Вторая Мировая

"Ты, Лёша, всё достанешь, а ему никто не поможет". Как Юрий Никулин просил квартиру для нищего клоуна в Ташкенте

Фильм "Двадцать дней без войны" - один из самых правдивых и глубоких картин о войне, созданный режиссером Алексеем Германом. Картина вызывала болезненные воспоминания у тех, кто, как Юрий Никулин, был частью той войны не только в кино, но и в жизни.

Для Германа было принципиально важно передать не абстрактные подвиги, а простой, будничный героизм тех, кто прошел через горнила боев. И потому выбор Никулина на главную роль был не случайным - он и был тем солдатом, с обветренным лицом и бесхитростной улыбкой, которого никто не выдумывал и не рисовал на бумаге. Он был настоящим.

Когда Алексей Герман рассказывал о Юрии Никулине, во всех его словах звучало нечто большее, чем просто уважение к талантливому актеру. В Никулине он видел того простого солдата, который и на войне, и в мирной жизни умел сохранять внутреннюю свободу.

"У него даже достоинство было какое-то солдатское: мол, я тебе и чаю принесу, и сапоги сниму, но холуем никогда не буду. В годы Великой Отечественной войны простого солдата очень уважали, была в них какая-то независимость. Была она и в Юрии Владимировиче"

(Из воспоминаний А.Германа)

На площадке рядом с Никулиным большинство актеров, играющих фронтовиков, казались просто лишёнными правды. Лица их были условны, а формы - словно бы взятые напрокат, без всякой памяти о пыльных дорогах войны. Настоящего солдата не сыграешь, если не знаешь, каково это - остаться один на один с фронтом, не надеясь на чудо, но сохраняя самообладание.

Только человек, который прошел через настоящее, может, сидя под солнцем на привале между дублями, выглядеть так, что не нужно слов и патетики. И даже если бы Герман хотел приглушить присутствие Никулина в кадре, ему это бы не удалось - он притягивал взгляд и обладал силой молчания, которую не наиграешь.

Кадр со съёмок фильма "20 дней без войны". Никулину наносят грим

Кадр со съёмок фильма "20 дней без войны". Никулину наносят грим

Особенно запомнился Герману момент встречи с Первым секретарем ЦК КПСС Узбекской ССР Шарафом Рашидовым. Рашидов был знаком с отцом Германа и поддерживал съемочную группу, понимая, что военный фильм требует ресурсов, особенно если он стремится к подлинности. Тем более, что картина снималась по сценарию фронтового корреспондента, писателя Константина Симонова (1915-1979).

Алексей Юрьевич знал, что такая встреча с Симоновым, который всецело поддерживал фильм, могла бы помочь в решении множества вопросов: от вагонов, которые нужны были для перевозки съемочной группы, до перекрытия целого трамвайного кольца.

И тут в разговор вмешался Никулин. С тихой, почти будничной уверенностью, он неожиданно для всех поднял совсем другую тему. Актёр начал просить о ... выделении квартиры для старого клоуна Хасана Мусина (1914-1982), которого он встретил в Ташкенте. Тот долгое время работал в городском цирке, но находился в бедственном положении.

Шараф Рашидов, Константин Симонов

Шараф Рашидов, Константин Симонов

Герман поначалу был поражен, т.к. на кону стояла судьба фильма! Однако Никулин, не смутившись, настойчиво продолжал говорить о своем. Он видел за этой просьбой судьбу простого человека, которого никто не вспомнит, никто не поднимет этот вопрос, кроме него, Никулина, который, может, и остался для всех весёлым клоуном, но знал, каково это - оставаться незамеченным, каково это - быть солдатом и при этом не просить для себя.

"Я про вагоны говорю, про железнодорожные составы, про то, что надо перекрыть трамвайное кольцо, про размещение группы. А Никулин про клоуна, которому квартира нужна..."

(Из воспоминаний А.Германа)

Когда они вышли после встречи, Герман обратился к Никулину с упрёком. Мол, встретиться с Первым секретарём, договориться о помощи - это целая история. А тут, какой-то клоун с квартирой...

Однако Никулин совершенно спокойно ответил режиссёру:

"Ты, Лёша, с Симоновым всё для картины достанешь, я в этом не сомневаюсь. А этому клоуну никто квартиру не даст..."

В этой фразе был весь Никулин - человек, для которого искусство было тесно переплетено с человечностью, тот, кто видел в каждом своем шаге не столько актёрскую задачу, сколько человеческий долг.

Таким и остался он в памяти людей: простым, бесхитростным, но твердым, как солдат, знающий, что настоящий подвиг порой заключается не только на поле боя, но и в таких вот малых поступках ради незаметных, но родных и близких для него по духу людей.

Просьбу Никулина удовлетворили и квартиру пожилому артисту подарили.

СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!

Прошу оценить публикацию лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другой материал канала "Зеленая книга".

Не забывайте о моём личном Телеграмме, где ещё больше интересных историй и живого общения. Присоединяйтесь

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!