Один из самых уважаемых мною Людей, Юрий Владимирович еще с юности поразил меня, когда надо было в город, и я стоял и ждал автобус, а Его прекрасная Вольва с номерами Никулин, на нашем повороте мне говорит садись подброшу, а его билете в цирк в ложу директорскую, за то что выталкали парнями из лужи его машину, а целые концерты в правление нашего кооператива, в ответ на простой вопрос в зал "есть ли еще вопросы" и тут начинал шутить Юрий Владимирович и потом был практически капустник с залом вместе😊 и тем более было грустно смотреть когда дом Его столько лет не реммонтировали, все заброшенное стояло, а теперь и вообще почти все снесли , оставив только печную трубу и кирпичный пятистенок😔 и как я пару лет назад ходил и присверливал доски на ворота Его чтобы они не открывались от ветра и старости!!!!
Фильм "Двадцать дней без войны" - один из самых правдивых и глубоких картин о войне, созданный режиссером Алексеем Германом. Картина вызывала болезненные воспоминания у тех, кто, как Юрий Никулин, был частью той войны не только в кино, но и в жизни.
Для Германа было принципиально важно передать не абстрактные подвиги, а простой, будничный героизм тех, кто прошел через горнила боев. И потому выбор Никулина на главную роль был не случайным - он и был тем солдатом, с обветренным лицом и бесхитростной улыбкой, которого никто не выдумывал и не рисовал на бумаге. Он был настоящим.
Когда Алексей Герман рассказывал о Юрии Никулине, во всех его словах звучало нечто большее, чем просто уважение к талантливому актеру. В Никулине он видел того простого солдата, который и на войне, и в мирной жизни умел сохранять внутреннюю свободу.
"У него даже достоинство было какое-то солдатское: мол, я тебе и чаю принесу, и сапоги сниму, но холуем никогда не буду. В годы Великой Отечественной войны простого солдата очень уважали, была в них какая-то независимость. Была она и в Юрии Владимировиче"
(Из воспоминаний А.Германа)
На площадке рядом с Никулиным большинство актеров, играющих фронтовиков, казались просто лишёнными правды. Лица их были условны, а формы - словно бы взятые напрокат, без всякой памяти о пыльных дорогах войны. Настоящего солдата не сыграешь, если не знаешь, каково это - остаться один на один с фронтом, не надеясь на чудо, но сохраняя самообладание.
Только человек, который прошел через настоящее, может, сидя под солнцем на привале между дублями, выглядеть так, что не нужно слов и патетики. И даже если бы Герман хотел приглушить присутствие Никулина в кадре, ему это бы не удалось - он притягивал взгляд и обладал силой молчания, которую не наиграешь.
Кадр со съёмок фильма "20 дней без войны". Никулину наносят грим
Особенно запомнился Герману момент встречи с Первым секретарем ЦК КПСС Узбекской ССР Шарафом Рашидовым. Рашидов был знаком с отцом Германа и поддерживал съемочную группу, понимая, что военный фильм требует ресурсов, особенно если он стремится к подлинности. Тем более, что картина снималась по сценарию фронтового корреспондента, писателя Константина Симонова (1915-1979).
Алексей Юрьевич знал, что такая встреча с Симоновым, который всецело поддерживал фильм, могла бы помочь в решении множества вопросов: от вагонов, которые нужны были для перевозки съемочной группы, до перекрытия целого трамвайного кольца.
И тут в разговор вмешался Никулин. С тихой, почти будничной уверенностью, он неожиданно для всех поднял совсем другую тему. Актёр начал просить о ... выделении квартиры для старого клоуна Хасана Мусина (1914-1982), которого он встретил в Ташкенте. Тот долгое время работал в городском цирке, но находился в бедственном положении.
Шараф Рашидов, Константин Симонов
Герман поначалу был поражен, т.к. на кону стояла судьба фильма! Однако Никулин, не смутившись, настойчиво продолжал говорить о своем. Он видел за этой просьбой судьбу простого человека, которого никто не вспомнит, никто не поднимет этот вопрос, кроме него, Никулина, который, может, и остался для всех весёлым клоуном, но знал, каково это - оставаться незамеченным, каково это - быть солдатом и при этом не просить для себя.
"Я про вагоны говорю, про железнодорожные составы, про то, что надо перекрыть трамвайное кольцо, про размещение группы. А Никулин про клоуна, которому квартира нужна..."
(Из воспоминаний А.Германа)
Когда они вышли после встречи, Герман обратился к Никулину с упрёком. Мол, встретиться с Первым секретарём, договориться о помощи - это целая история. А тут, какой-то клоун с квартирой...
Однако Никулин совершенно спокойно ответил режиссёру:
"Ты, Лёша, с Симоновым всё для картины достанешь, я в этом не сомневаюсь. А этому клоуну никто квартиру не даст..."
В этой фразе был весь Никулин - человек, для которого искусство было тесно переплетено с человечностью, тот, кто видел в каждом своем шаге не столько актёрскую задачу, сколько человеческий долг.
Таким и остался он в памяти людей: простым, бесхитростным, но твердым, как солдат, знающий, что настоящий подвиг порой заключается не только на поле боя, но и в таких вот малых поступках ради незаметных, но родных и близких для него по духу людей.
Просьбу Никулина удовлетворили и квартиру пожилому артисту подарили.
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить публикацию лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другой материал канала "Зеленая книга".
Не забывайте о моём личном Телеграмме, где ещё больше интересных историй и живого общения. Присоединяйтесь