Ответы к посту
Грамотность

Ответ на пост «Грамотность»

Что не так с примером «казнить нельзя помиловать»?

Перед нами сложное бессоюзное предложение. Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности.

Например:

«Наступило утро, дождь закончился, небо прояснилось».

Но во фразе «Казнить нельзя помиловать» нет перечисления, а значит запятой здесь не место, вместо нее уместно использовать или тире, или двоеточие. От чего это будет зависеть?

Почему, например, мы поставим двоеточие, а не запятую?

По правилам русского языка двоеточие в бессоюзном предложении ставят, когда в есть перечисление однородных членов или одна часть сложного предложения раскрывает смысл другой . Также двоеточие появится, если нужно разделить предложение, которое не соединено с первым cоюзом, и в нем раскрываются причины или раскрывается смысл первого. И вот это наш случай.

  • «Казнить нельзя: помиловать» будет означать «казнить нельзя, ТАК КАК нужно помиловать».

  • «Казнить: нельзя помиловать» будет означать «казнить, ТАК КАК помиловать невозможно».

Почему в этом примере поставим тире, а не запятую

По правилам русского языка тире появляется в бессоюзном предложении, если оно состоит из двух, не соединенных союзами, а второе – это противопоставление или по смыслу подразумевает некий итог или следствие из первого.

  • если в предложении имеется в виду противопоставление.

«Казнить нельзя — помиловать» будет означать «казнить нельзя, А НАДО БЫ помиловать»

  • если в предложении прослеживаются причинно-следственные связи:

«Казнить — нельзя помиловать» будет означать «казнить ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО, ЧТО помилование недопустимо».

Правильные варианты написания фразы «казнить нельзя помиловать»

Получается, что правильным, с точки зрения современного русского языка, будет такое написание:

  • Казнить — нельзя помиловать.

  • Казнить нельзя — помиловать.

  • Казнить: нельзя помиловать.

  • Казнить нельзя: помиловать.

Показать полностью

Грамотность

Я старый дед уже. Родился в СССР, в лучшие его годы. Образование получил в СССР. В Институт поступил. Попал на все горбачёвские эксперименты...На отсутствие нормальной еды и сахар, водку, курево по талонам.
Читаю Пикабу и удивляюсь. Насколько не совсем грамотны в основной своей массе авторы постов!
Названные частицы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- являются словообразовательными, входит в состав неопределённых местоимений и наречий и пишутся через дефис.
ЗАПОМНИТЕ, БЛЯ!!!!!
Не высшая математика.
Это просто!!!
Про пунктуацию- вообще молчу.
Казнить нельзя помиловать.
Ставьте запятую где хотите.

Отличная работа, все прочитано!