13

Ответ на пост «Короли инфляции: биржевые махинации позднего СССР»

Блять, как же бомбит! Хрен с ней с темой и текстом. Но нахрена, сука, вставлять эти уёбищные, не несущие никакой (капсом) смысловой нагрузки картинки из нейросетки?! И такое стало встречаться очень часто - навскидку процентов 10% всех постов имеют подобные "фишки". Подгорело...

Короли инфляции: биржевые махинации позднего СССР

В последние годы существования Советского Союза под фасадом плановой стабильности закипали процессы, способные взорвать экономику куда мощнее любого идеологического кризиса. Устаревшие механизмы централизированного управления уже не работали — чиновники и “дельцы” на местах превращали государственные ресурсы в частные миллионы, а теневые капиталы влияли на судьбу товаров и денег. На фоне товарного дефицита, скрытой инфляции, и надвигающейся либерализации, биржевые махинации и финансовые спекуляции становились уделом тех, кто готов был рискнуть — “королей инфляции” СССР.

Тени большого рынка: дефицит и скрытая инфляция

Поздний СССР жил среди мифов о стабильных ценах и доступности продуктов. На деле экономика испытывала “подавленную инфляцию”: избыточная денежная масса скапливалась у населения, но товары исчезали с прилавков. Продовольственный дефицит обострялся, товары народного потребления уходили “налево”, а деньги в магазинах теряли свою силу. Власти раздавали зарплаты и премии, но эти деньги зачастую не возвращались в Госбанк — вместо этого оседали в руках “спекулянтов”, фарцовщиков, работников торговли, которые перепродавали дефицитные продукты через черный рынок по завышенным ценам.

В самой плановой экономике был заложен механизм, создающий искусственные диспропорции: крупные промышленные города снабжались лучше, провинция жила “на талонах”, а элиты и работники торговли пользовались “блатом” и системы столов заказов. Денежная реформа 1961 года лишь закрепила девальвацию рубля — советские деньги теряли стоимость по отношению к валютам и к товарам “ширпотреба”.

Черный рынок и биржевые игры: эпоха дефицита

К 1980-м годам объем теневой экономики в СССР достигал 70–90 млрд рублей, а занятость в ней доходила до 45%. Главную роль в этом спектакле играли “цеховики”, “барыги” — настоящие криминальные предприниматели, которые захватывали рынок ценных товаров, бензина, металлов, стройматериалов и продуктов.

Пример — антиквар Валентин Рокотов, “король валютчиков”. Его сеть скупала валюту, золото и импортные продукты, сбывала за рубежом и обратно. Суммы оборотов оценивались в миллионы долларов, а стиль жизни контрастировал с советской серостью: рестораны, автомобили, шикарные любовницы. Власти периодически устраивали показательные процессы — Валентин Рокотов был казнен, на его процесс в 1964-м смотрели как на “перезагрузку” борьбы с валютчиками.

С конца 1980-х черный рынок уже не скрывал своих масштабов: даже главные секретари КПСС признавали — оборот теневых сделок превысил 10 млрд рублей, крупные дельцы вкладывались в производство “вареных джинсов”, импортную электронику, скупку недвижимости.

Бриллиантовые и мясные аферы: финал советского эксперимента

Врачи, инженеры, партийные работники становились настоящими подпольными миллионерами. На алмазном заводе “Кристалл” организовывали “сходки” с преступниками из Армении, Украины, Белоруссии: десятки людей прятали камни в ушных раковинах и под ногтями, затем вывозили и продавали их на черных рынках зарубежья. Схема работала больше десяти лет, была раскрыта в 1981-м, четыре человека приговорены к смертной казни.

В 1959-м — “рязанское чудо” с мясом. Ради показателей партийное руководство области забило весь скот и даже закупало животных на деньги, предназначенные на социальные нужды. Позже докупали скот в соседних областях и в Казахской ССР, а далее просто приписывали несуществующее мясо. Область была разорена, поголовье скота сократилось на 65%, главу области Ларионова нашли мертвым в 1960 году, народный голод закрыл миф о советском процветании.

Биржа: перестроечная либерализация и биржевые аферы

К концу 1980-х финансовая система СССР трещала по швам. Власти пытались создать и легальные каналы — появилась первая Московская товарно-сырьевая биржа (РТСБ) — в 1990 году под контролем более 200 организаций и частных лиц. Тут же вспыхнули спекулятивные операции с ваучерами, “дефицитные” товары и валютой, появились схемы подмены складской отчетности, фиктивных транзакций. После 1 октября 1992-го биржевые площадки стали определять цену советского наследства, а приватизационные махинации легализовали первые олигархические капиталы.

Весь этот переход сопровождался бурями на валютных и фондовых рынках:

  • В 1990-м советская власть законодательно вводила "предельный уровень рентабельности", все прибыль сверх нормы изымалась в бюджет — предприятия специально увеличивали расходы, крутя махинации с отчетностью и зарплатами для получения "бонусной инфляции".

  • В 1992–1993 годах массовая приватизация и биржевые торги ваучерами позволили некоторым “новым королям” скупить активы за гроши и стартовать путь к миллиардам.

Приватизационный пир: начало новой “клановой экономики”

В среде либерализации быстро формировались клановые группы нового бизнеса, союзы банкиров и биржевых спекулянтов. Пример — Михаил Ходорковский с группой “Менатеп”, которая работала над “созданием финансово-промышленной олигархии”, вовлекая крупных клиентов и обещая лоббистские возможности любого масштаба. Приватизационные чеки, инвестиционные фонды, биржевые операции определяли судьбу государственной собственности и создавали новую элиту.

В октябре 1993 года именно такие махинации сыграли роль в финансовых каскадах вокруг Белого дома, в бурях валютного рынка, и неизбежно толкали инфляцию на новые вершины. Биржевые аферы, фиктивные сделки, массовая эмиссия денег и “дележ советского пирога” — все это логично завершило эпоху централизованного контроля.

Финал советской эпохи: инфляция как инструмент и следствие

Парадокс позднего СССР — инфляция существовала реальная, но не отражалась в официальной статистике. Теневая экономика, черный рынок, фарцовка, биржевые и приватизационные спекуляции были массовым явлением, а государство по сути финансировало свой собственный экономический крах. К январю 1992 года открытая либерализация цен вызвала гиперинфляцию — 245% за месяц.

“Короли инфляции” — это не только криминальные спекулянты или подпольные миллионеры, но и чиновники верхних эшелонов, формировавшие новое “товарное сословие” и открывающие дорогу рынку: тотальному, неконтролируемому и жадному до быстрых денег.


Биржевые махинации позднего СССР стали генеральной репетицией экономического хаоса 90-х: капитал уходил в тень, продукты исчезали с прилавков, деньги обесценивались, “спекуляция” перестала быть уголовной статьей, а инфляция — порогом дорожно-продуктового выживания. Именно тогда родились будущие олигархи, отточились методы “реального” рынка и были представлены на суд истории – как опыт, который Россия вспоминает и сегодня.

Буду также рад вас видеть в своем закрытом канале, где я формирую круг единомышленников. Тут про саморазвитие, личностный рост, использование ИИ и нейросетей в бизнесе.

Также прошу вас ознакомиться с другими моими материалами. Если вам нравится мое творчество, аккуратно попрошу поделиться ими в своих социальных сетях, а также поддержать мое творчество через донат, так я пойму, что мои старания заметны:)

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!