Дезертирство: Летчик, старший лейтенант Ефим Константинович Пчелинцев, служивший в 36-м истребительном авиаполку (ИАП) 234-й истребительной авиадивизии, решил перелететь к немцам. Причины его поступка до конца не ясны. По одной из версий, он был недоволен советской властью, по другой — боялся наказания за какие-то служебные проступки или потерю самолета.
План: Он выбрал для побега момент, когда его полк базировался на аэродроме Курска-Западного, недалеко от линии фронта.
Как это произошло
Выполнение задания: 4 октября 1943 года Пчелинцев в составе группы истребителей вылетел на боевое задание — прикрытие штурмовиков Ил-2.
Отрыв от группы: Во время выполнения задания он оторвался от своей группы под предлогом атаки одиночного немецкого самолета-разведчика.
Перелет через линию фронта: Вместо того чтобы вернуться на свой аэродром, Пчелинцев направил свой Як-9Д на запад и, снизившись до бреющего полета, чтобы избежать обнаружения советскими ПВО, пересёк линию фронта.
Посадка: Он совершил благополучную посадку на немецком аэродроме Шаталово (южнее Смоленска), где базировалась знаменитая немецкая истребительная эскадра JG 51 «Мёльдерс».
Немецкий летчик был потрясён. 15 минут испытательного полёта перевернули все его представления о советских истребителях. Як-9 отзывался на малейшее движение ручки управления, словно был продолжением тела пилота. «Исключительная манёвренность на малых и средних высотах. Послушен в управлении. Отличное ускорение», - записывал он для будущего отчёта.
На высоте 3.000 метров пилот выполнил серию фигур высшего пилотажа: бочки, виражи и Иммельманы. Самолёт вёл себя безукоризненно. Особенно впечатляющей была скорость виража. Истребитель мог сделать полный круг за 23 секунды, что было лучше показателей «Мессершмитта» Bf-109G.
Через 40 минут немецкий летчик посадил Як-9 на полосу. Его лицо, обычно сдержанное, выражало смесь удивления и профессионального восхищения.
«Невероятно», - произнёс он, вылезая из кабины. «Русские создали истребитель, который по манёвренности превосходит наши «Мессершмитты» на малых и средних высотах. Если они начнут массово производить эти машины, нам придётся полностью пересмотреть тактику воздушного боя на Восточном фронте».
Вечером того же дня был составлен предварительный отчёт для командования. Немецкий летчик не скупился на похвалы трофейному истребителю.
«Як-9 представляет серьёзную угрозу для нашего превосходства в воздухе. Особенно впечатляет его манёвренность, которая существенно превосходит возможности Bf-109G на высотах до 4.000 м. Самолёт обладает отличной скороподъёмностью и хорошей путевой устойчивостью.
Вооружение стандартное для советских истребителей. Одна двадцатимиллиметровая пушка и один крупнокалиберный пулемёт. Но при его манёвренных качествах этого достаточно для эффективного ведения боя».
Спустя 3 дня после первого испытательного полёта на аэродром прибыл генерал-полковник Адольф Галланд, генеральный инспектор истребительной авиации Люфтваффе. Он лично заинтересовался новым советским самолётом. Один из самых результативных немецких асов не мог упустить возможность оценить потенциального противника.
Инспектор истребительной авиации люфтваффе генерал-лейтенант Адольф Галланд
Галланд внимательно выслушал доклад немецкого летчика-испытателя и изучил технические характеристики Як-9. «Вы уверены в своих выводах, гауптман?», - спросил он. «Это противоречит всему, что мы знаем о советской авиапромышленности».
«Абсолютно уверен, господин генерал. Я бы хотел, чтобы вы сами испытали машину».
Полёт Галланда был коротким, но интенсивным. Опытный ас подверг истребитель серии сложных испытаний, пытаясь обнаружить слабые стороны. Но даже он был вынужден признать исключительные качества самолёта. Когда Галланд вернулся на аэродром, его лицо было серьёзным. Он отозвал старших офицеров в сторону для конфиденциальной беседы.
«Господа, мы столкнулись с серьёзной проблемой», - начал он. Этот самолёт демонстрирует, что советская авиационная промышленность сделала огромный скачок вперёд. Если русские смогли создать такую машину в условиях эвакуированных заводов и ограниченных ресурсов, значит, наша разведка серьёзно недооценила их возможности».
В тот же вечер в Берлин была отправлена шифрованная депеша, а на следующий день поступил приказ о немедленной транспортировке трофейного Як-9 в Рехлин для всесторонних испытаний.
Перед отправкой самолёта в Германию было решено провести ещё один эксперимент. Сравнительные испытания Як-9 и лучшего немецкого истребителя Восточного фронта «Мессершмитта» Bf-109G-6.
Утром 17 апреля два самолёта поднялись в воздух. Як-9 пилотировал летчик-испытатель, а «Мессершмитт» - Эрих Хаас, немецкий ас с двадцатью семью победами. Испытания включали различные элементы воздушного боя. вертикальный манёвр, горизонтальный вираж, набор высоты, пикирование и преследование.
Результаты потрясли всех наблюдателей. В вертикальном манёвре на малых и средних высотах Як-9 не уступал «Мессершмитту». В горизонтальном вираже советский истребитель имел явное преимущество, позволявшее зайти в хвост немецкому самолёту за два-три круга. в наборе высоты.
Як-9 также демонстрировал превосходные показатели до высоты 5.000 м. Единственным преимуществом «Мессершмита» оставалась скорость пикирования и лётные характеристики на больших высотах. Но в условиях Восточного фронта, где основные воздушные бои проходили на малых и средних высотах, это не давало решающего преимущества.
После посадки пилот «Мессершмитта» был необычайно молчалив. Опытный пилот понимал, что появление таких истребителей у противника значительно осложнит жизнь немецким асам. «Если бы это был настоящий бой», - наконец произнёс он, «Я бы НЕ поставил на себя».
19 апреля 1943 года в ставке Верховного командования Люфтвафе состоялось секретное совещание. Результаты испытаний трофейного Як-9 вызвали серьёзную обеспокоенность у руководства. Рейхсмаршал Герман Геринг был в ярости. «Как могло случиться, что примитивные славяне создали истребитель, превосходящий наши лучшие машины?» - гремел он, обращаясь к конструкторам и представителям разведки. «Где были ваши глаза? Почему мы узнаём о таком самолёте только сейчас, когда он уже поступает на вооружение русских?».
Технические специалисты пытались объяснить, что Як-9 не был технологическим прорывом в классическом смысле. Это была тщательная эволюция уже существующей конструкции, максимально адаптированная под условия Восточного фронта. «Русские пожертвовали дальностью полёта и защищённостью ради манёвренности и скороподъёмности», - объяснял профессор Вольфганг Кляйн. «Они создали истребитель, идеально подходящий именно для тех условий, в которых ведутся бои на их территории.
По результатам совещания была принята секретная директива для лётчиков-истребителей Восточного фронта. В ней впервые признавалось превосходство советского истребителя и давались рекомендации по тактике борьбы с новой угрозой.
При встрече с истребителями Як-9 следует избегать затяжных манёвренных боёв на малых и средних высотах. Рекомендуется использовать преимущество в скорости пикирования и характеристиках на больших высотах. Атаковать преимущественно сверху, избегая перехода в горизонтальный вираж. Это была первая подобная директива с начала войны на Восточном фронте, фактически признававшая локальное превосходство советской авиации.
В конце апреля 1943 года трофейный Як-9 был доставлен в Рехлин, главный испытательный центр Люфтваффе. Здесь самолёт ожидала серия всесторонних испытаний с участием лучших немецких пилотов и инженеров.
Ханс-Вернер Лерхе
Ганс Вернер Лерхе, один из ведущих лётчиков-испытателей Германии, был поражён характеристиками советского истребителя. «Як-9 исключительно манёвренный самолёт, особенно на малых и средних высотах», - писал он в своём отчёте. «Благодаря высокой энерговооружённости и низкой нагрузке на крыло, он способен выполнять виражи с меньшим радиусом, чем наши истребители. Кабина пилота обеспечивает отличный обзор.
Управление самолётом интуитивно понятное, что позволяет даже не очень опытным пилотам эффективно использовать все его преимущества. Испытания в аэродинамической трубе подтвердили выдающиеся аэродинамические качества истребителя. Несмотря на относительно простую конструкцию, советским инженерам удалось добиться отличного соотношения веса и мощности». (Интересный абзац. В воспоминаниях самого Ганса-Вернера нет ничего о его полетах на Як-9. В списке самолетов, на которых он летал, присутствует только Як-3)
Генерал-лейтенант Адольф Галланд, присутствовавший при испытаниях, отметил в своём дневнике: «Сегодня мы увидели, что недооценка противника может стоить нам господства в воздухе. Як-9 – великолепная машина, созданная для конкретных боевых задач. Русские сделали то, что мы упустили, создали истребитель, идеально подходящий для условий Восточного фронта.