284

Ответ на пост «Всем знакомый сюжет: Баба Яга или ее дочери хотят зажарить мальчика, а он никак не может попасть в печку»

Когда не знаешь смысла фольклора, выдумывать смыслы крайне странно.

Баба-яга это существо границы миров живых и мертвых. Собственно по этому в сказке про Ивана, который идёт в тридевятое царство, она его кормит и парит в бане. Потому что он живой, но идёт в загробный мир и над ним нужно совершить обряд как над мертвым - поминальная трапеза и омовение.

И Баба Яга это не отрицательный персонаж как у нас выставляют, а своеобразный пограничник, который из этого мира не должен пускать практически никого в "загробный" мир и оттуда назад.

Сжигание кстати, это вообще похоронный обряд наших предков до христианства.

Ну, а если рассматривать смысл попытки сжечь "мальчика" в печи - мальчик то мертвенький и это его душа, которая по факту хулиганства и есть нечисть с точки зрения древних верований. Эта душа не хочет покидать мир живых и хочет хулиганить тут, а Баба Яга через сжигание (в других вариантах съедание), отправляет эту душу в загробный мир для дальнейшего перерождения.

Так что сказка про удалого "мальчика" сжигающего Бабу Ягу - это либо обычное бахвальство (полно подобного во всяких народных байках о победе над непобедимыми силами), либо вообще, возможно, более поздний выброс от христианства (да оно таким занималось для дискредитации языческой религии).

Показать полностью
797

Ответ на пост «Всем знакомый сюжет: Баба Яга или ее дочери хотят зажарить мальчика, а он никак не может попасть в печку»

Автор видимо сам "Иванушка-дурачок", но поскольку я мыслю не так как он, то всё же выскажусь: Твоя позиция ущербна и вредна, потому что её итогом будет массовое отупление и деградация. Вместо научпопа и борьбы с мракобесием ты предлагаешь отстраниться и тихо в уголочке наяривать на свою просвещенность и ум: "Ух я какой умный, не то что эти там идиоты необучаемые".

Пример СССР показал, что всего за пару десятилетий можно из отсталого зависимого средневековья преобразится до мировой державы с своим производством, передовой наукой и культурным прорывом. И всё это как раз благодаря массовому распространению знаний и борьбе с невежеством! К сожалению это работает и в обратную сторону - последние десятилетия в мире вообще и в РФ в частности, идёт повсеместное промывание мозгов населению и насаждение религиозного бреда, с отрицанием научных фактов и подхода. Если не давать отпор этой идиократии, то мы очень быстро откатимся к тому самому дремучему дикарству и то что лично ты свою жизнь был таким умным, но никому эти знания не передал, будет абсолютно бесполезно для человечества, тебя и твоих потомков.

690

Всем знакомый сюжет: Баба Яга или ее дочери хотят зажарить мальчика, а он никак не может попасть в печку

Всем знакомый сюжет: Баба Яга или ее дочери хотят зажарить мальчика, а он никак не может попасть в печку

Потому что расставляет в стороны руки-ноги и, наконец, просит научить его правильно лежать на хлебной лопате, после чего отправляет в огонь своих неприятелей.

Сказку обычно оценивают как триумф находчивости, ума и хитрости мальчика. Но есть и другая интерпретация: в фольклоре она всегда есть. Причем более важная и ценная.

В одном из вариантов сказки к Бабе Яге попал не Лутонюшко, Жихарка, Олександушко или Глебушка, а прямо-таки сам Иван-дурак, хотя, в принципе, все эти имена – пустая формальность.

Иванушка тоже ножки-ручки раскинул в стороны, в печь не втискивался, но был нюанс: злодеи принимались его переучивать буквально по зову сердца, потому что: ну как же можно быть таким дураком?

Приманка работала без осечки, семья Яги по очереди уходила в печь и сгорала. Наконец, дошла очередь и до Яги. Посадила она Ваньку на хлебную лопату, тот, как всегда, руки-ноги растопырил.

Баба Яга взглянула и поразилась: «Ой ты, Иван-дурак, не умеешь садиться-то! Дай-ка я тебя поучу!» Села на лопату, а Иван-дурак бросил ее в печку.

И сказка прямо-таки заиграла новым смыслом: «Не учи дурака! Не надо! Себе дороже!»

Какая прелесть. Сразу хочется переложить на современные реалии.

«Ой ты, Иван-дурак, у воды же нет ДНК! Дай-ка я тебя поучу!»

«Ой ты, Иван-дурак, почитай папирус Мерера, строителя пирамид! Дай-ка я тебя поучу!»

«Ой ты, Иван-дурак, не бойся ГМО! Дай-ка я тебя поучу!»

Сказка наглядно показывает: не надо ввязываться в нелепые споры, кого-то чему-то учить, что-то зачем-то доказывать. Особенно дуракам.

Редкой красоты и глубины сказка. Одна из лучших в русском фольклоре.

(Великорусские сказки Пермской губернии. Петроград. 1914. № 86)

За этот пост спасибо каналу «Минутка этнографии». Рекомендуем подписаться! Ссылка на канал — в первом комментарии:)

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!