Ответ на пост «Русский доктор Гавриил Попов о крестьянах Российской империи»

Или как много могли купить "голодающие" крестьяне в 1906 году, если бы они перестали покупать водку

Выложили очередные причитания прекраснодушного дореволюционного интеллигента о несчастных крестьянах:

"Употребляя молоко и яйца скорее как лакомство и относительно больше вводя в себя жиров, главным образом, в виде растительных масел, средний мужик питается почти исключительно хлебом, крупами, горохом, картофелем, капустой, огурцами и овощами..... Что касается бедного крестьянина, то он, особенно в годины неурожаев, нередко «не доедает", употребляя хлеб в недостаточном количестве или же с суррогатами."

Какой ужас! Но давайте утрем слезы, и посмотрим сколько разнесчастная деревенская беднота тратили на водку. Во время неурожая 1906-1907 гг., на «помощь населению в тех 12-ти губерниях (потрачено) 128 329 т.р. Пропито же в них за 12 мес., с 1 мая 1906 г. по 30 апреля 1907 г. вина на сумму 130 505 т.р., т. е. на 2 176 т.р. более той суммы, которую население в этих губерниях получило за предохранение его от голода и на обсеменение его полей». "Голодающее" население этих 12 губерний, в условиях неурожая, истратило на водку на 562 тыс. рублей больше, чем в предыдущий год, и на 15 миллионов рублей больше, чем за такой же период 1904–1905 г.  Всего в 1906-7 государственную помощь получили 32 губернии, постоянно страдавшие от бедности, но имевших рекордные траты на покупку водки, на душу населения:

Ответ на пост «Русский доктор Гавриил Попов о крестьянах Российской империи»

То есть в "голодающих" губерниях живущих на пособие, в пересчете на "душу" (на все население включая младенцев) было куплено 1906 году водки примерно на 5 рублей. Что можно было купить на эту сумму? Самая дешевая телятина (согласно книге Елены Малаховец) стоила 10-15 копеек за один фунт. На 5 рублей можно купить 15-20 килограмм телятины. Свежая осетрина в Москве в 1910 году стоила 52 копейки за фунт, а севрюга 44 копейки за фунт. На 5 рублей можно было купить 4.5 килограмма осетрины или 5.1 килограмм севрюги, или же 8 килограмм соленой осетрины, или же 10 килограмм свежей дешевой рыбы.

Один пуд ржи стоил 80 копеек, пуд картошки - 18 копеек. Соответственно на 5 рублей можно было купить центнер ржи и четыре с половиной центнера картошки.

Более интересно посмотреть цены на сельскохозяйственную технику, и сравнить с расходами на водку на одно крестьянское хозяйство. Хозяйство вела семья, насчитывавшая (с детьми) в среднем 5-6 человек. Соответственно при тратах на алкашку в 5 рублей на душу, семья тратила 25-30 рублей на водку в год. Что можно было на это купить? Лучший в мире стальной колесный плуг германской фирмы Зак (Sack) стоил 25-30 рублей. Другие стальные плуги стоили дешевле. Американские и немецкие сеялки (радикально уменьшавшие трудозатраты и повышавшие урожай) стоили 60-120 рублей. Веялки стоили около 30 рублей, а лучшие машины такого типа с возможностью сортировки семян стоили около 200 рублей (сортировка семян давала огромный выигрыш в урожайности - иногда до 100%).

Российские агрономы мечтали, чтобы каждое крестьянское хозяйство имело плуг фирмы Зак - одно это могло бы сильно поднять производительность труда на полях и урожайность. Если бы крестьяне один год и три месяца воздержались от покупки водки, то все крестьянские хозяйства в России обзавелись бы таким колесным стальным плугом. Но деревенская беднота предпочитала пахать самодельной сохой, а все заработанное пропивать.Сеялки, веялки, молотилки, жатки имели большую производительность, так что одной такой машины было достаточно на несколько хозяйств (а иногда и на целую деревню). Воздержавшись от водки на два года все крестьяне российской империи могли полностью перевооружить свое хозяйство машинами, и соответственно поднять урожайность полей в разы. Но покупка водки была приоритетом, для "бедняков".

Разумеется не все на деревне были такими - работающая часть крестьянства (кормившая страну) покупала технику и совершенствовала свое хозяйство. Но с этими хозяевами потом свирепо расправятся большевики опиравшиеся на "бедноту". Ведь у "бедняков" накопился праведный гнев на гадов которые покупают жатки и веялки, когда у соседей дети сидят без хлеба, и даже на опохмел денег не хватает.

Кроме сказанного надо учитывать, что все наблюдения за питанием крестьян сделаны со слов самих крестьян. А крестьяне не доверяли чужакам, и всячески прибеднялись (опасаясь, что иначе, их могут прижать с налогами). По этому всегда помните, что любые народнические причитания о голодании несчастных крестьян это в лучшем случае лепет прекраснодушных идиотов, а в худшем - сознательная разводка и манипуляция

Показать полностью 1
119

Русский доктор Гавриил Попов о крестьянах Российской империи

20 век, Российская империя, 1903 год

Целью доктора было обратить внимание общества на то, что было плохого -
для того, чтобы это плохое убрать из жизни людей. Здесь обобщение сообщений корреспондентов. Было бы интересно увидеть сами сообщения корреспондентов, увидеть их данные по населённым пунктам. Сохранились эти документы или потеряны?

Автор: Попов Гавриил Иванович

<...>
С.4-7
Говядина, как и рыба, на столе и богатого крестьянина бывает не каждый день, у среднезажиточного чаще только в праздник, а за обедом бедного и совсем редкость, притом обыкновенно соленая и далеко не всегда доброкачественная.

Употребляя молоко и яйца скорее как лакомство и относительно больше вводя в себя жиров, главным образом, в виде растительных масел, средний мужик питается почти исключительно хлебом, крупами, горохом, картофелем, капустой, огурцами и овощами, в которых черпает необходимые для его организма растительные белки и сахар 9.

Что касается бедного крестьянина, то он, особенно в годины неурожаев, нередко «не доедает", употребляя хлеб в недостаточном количестве или же с суррогатами.
В зависимости от такого питания, помимо острых и хронических желудочно-кишечных расстройств, расширения желудка, гастральгий – деревенской «грызи» в животе, вялости мышечной системы и проч. развиваются некоторые специфически деревенские болезни, неизвестные городским состоятельным классам.

В посты, особенно в весенний, Петров, когда съедобные припасы на исходе, а до новых еще далеко, нередко появляется у крестьян «куриная слепота», а при неурожаях, иногда эпидемически, цинга.

Ряд других заболеваний вызывается крестьянскими жилищами.
Обыкновенно даже в лесистых губерниях семья в 10–15 человек, имея две избы, зимнюю и летнюю, ютится зимой только в одной.
Если изба хорошо «держит тепло», температура здесь бывает нередко положительно банная и лишь разбавляется струями холодного воздуха, врывающимися через постоянно открываемую дверь.
Неблагоприятное влияние такой естественной вентиляции, в смысле возможности простуды, усиливается тем, что при русских избах обыкновенно устраиваются только холодные сени и часто нет никаких, а изба состоит из одной сплошной комнаты, пол которой, кроме печи и полатей, является и кроватью жильцов.
Там, где лесу мало, а изба уже поизносилась, в ней холодно, она промерзает и обитатели ее часто хронически дрогнут.

Если в первой избе температура достигает 20–26° и выше по Р°, то здесь бывает ниже 10°, а ночью спускается иногда до того, что замерзает вода.
Правда, в таких избах, сидя на печи, в шубах, и экономя тепло, иногда стараются закрыть трубу пораньше и «захватить дух», но за это платятся угаром.

Не говоря о тех крестьянских избах, которые топятся еще до сих пор по черному, многие из них часто содержат воздух удушливый и спертый, а. нередко и зловонный, так как, кроме взрослых членов семьи и маленьких ребят, здесь довольно часто обитают коровы, молодые телята и ягнята, живут курицы и ночуют собаки и кошки.
Немудрено, что в таких избах дети младшего возраста, сидя всю зиму безвыходно в избе, к весне становятся бледными, вялыми и малоподвижными10.

Неблагоприятное влияние на здоровье крестьянских жилищ усиливается и другими условиями.
Изба даже среднего крестьянина обыкновенно содержится грязно, пол метется кое-как или даже не каждый день, а моется, большею частью, только 3 раза в год: к Пасхе, престольному празднику в деревне и Рождеству.


9. По данным Бюро, количество потребляемого среднезажиточным крестьянином мяса равняется 12–15 ф. в год, а среднее количество картофеля и хлеба – 16—18-ти пуд.

10. По отношению к крестьянской избе едва ли даже могут возникать вопросы о том или ином количестве кубического содержания воздуха, падающего на долю одного человека, вентиляции, степени освещения и т. п.


Если к этому прибавить грязное содержание своего тела крестьянином, который так поразительно мало тратит мыла и моется в некоторых деревнях, вместо бань, в печах, обычную загрязненность его нижней и верхней одежды, иногда одной и той же для нескольких членов семьи, обилие всевозможных насекомых, то сделается понятной та совокупность условий, которая вызывает целый ряд накожных болезней, во главе которых стоить чесотка, и благоприятствует развитию многих инфекционных заболеваний.

Не менее дурно обстоит дело с деревенским водоснабжением.
В лучшем случае деревня пользуется водой из ключей, ручьев и речек, но эта вода часто портится притоком дождевых вод, несущих сюда всякие нечистоты, загрязняется мытьем белья, водопоями для скота, соседством и нередко поразительной близостью кладбищ и проч.11 (11 По условиям водоснабжения и содержанию источников питьевой воды не многим отличаются от деревни большинство и наших городов, даже крупных.)


Большая часть селений снабжается водой из прудов и колодцев.
Последние, ради удобства пользования, устраиваются в большинстве случаев возле скотных дворов, бань и весьма нередко вблизи тех мест, которые носят название «отхожих».
Случается, что в деревне, на пространстве 2-х квадратных саженей, можно встретить в трогательном симбиозе выгребную яму, отхожее место и колодец. Простой часто полусгнившей деревянный сруб, части которого кое-как прилажены друг к другу, с отверстием ниже уровня земли – вот обычный тип деревенского колодца.
Грязь и фекальные массы получают легкий и свободный сюда доступ, особенно весною во время таяния снегов. Но едва ли не хуже вода из прудов.
Часто деревенский пруд – это яма, иногда в 1/4—1/3 версты длины и ширины и арш. 2–2 1/2 глубины, в самом глубоком месте.
Яма эта, расположенная нередко посредине деревни и вблизи дороги, принимает в себя все деревенские нечистоты.
Летом в таких прудах вода гниет и кишит мириадами инфузорий и насекомых.
В одном и том же пруду берется вода для питья, моется грязное белье, кадки и прочая домашняя утварь, поится скот и, наконец, купаются лошади, и взрослые; словом, пруд в деревне – это, нередко, и выгребная яма вместе.

Не говоря о болотной воде, которой иногда приходится пользоваться по необходимости, крестьянин не побрезгует напиться на работе, в страдную пору, из канав и даже луж.

Как результат плохого и часто отвратительного водоснабжения, является распространение в деревне кишечных заболеваний, и в особенности эпидемий брюшного тифа.

<...>

Источник: Русская народно-бытовая медицина : По материалам Этногр. бюро кн. В.Н. Тенишева / Д-р мед. Г. Попов. — Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1903. — VIII, 404 с. : 25.

https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003715960/

https://www.prlib.ru/item/442408

Многолетними трудами князя В. Н. Тенишева, по его мысли и по выработанной им программе, собран обширный и ценный этнографический материал, имеющий задачей всестороннее исследование жизни и быта крестьян великорусских губерний.
Материал этот доставлялся сельскими священниками, учителями, учительницами, землевладельцами, земскими начальниками, фельдшерами и, отчасти, самими крестьянами.
Число таких сотрудников и корреспондентов», имеющих самое тесное и близкое отношение к народной жизни, достигло по 23 губерниям до 350.
Содержанием материала явились, главнейшим образом, личные наблюдения сотрудников и отчасти местные печатные источники.
Настоящая работа представляет посильную попытку со стороны автора разобраться в той части этою бытового материала, которая связана с вопросами народной медицины.


Гавриил Иванович Попов (1856 — 1909) — российский медик, этнограф, исследователь русской народной медицины.

Биография

Работал на протяжении многих лет в Мариинской больнице в Санкт-Петербурге, в 1905 г. опубликовал отдельным изданием очерк её истории за первые сто лет. В 1880-90-е гг. напечатал ряд работ по медицине, главным образом по вопросам лечения остеомиелита, а также о хирургическом лечении водянки яичка («К вопросу о лечении hydrocele через разрез», 1890).

Наиболее известен как исследователь народной медицины.
В 1897—1901 гг. активно работал в составе Этнографического бюро, созданного по инициативе и на деньги В. Н. Тенишева, разбирал и систематизировал собранные материалы, связанные с народными методами лечения. На основе этой работы опубликовал в 1903 году обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина».

//Википедия ру

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!