Ответ на пост «Стрельба в школах и фальшивые краповые береты: психологическая связь»
Хоть я и сам психолог, и согласен с предлагаемым решением, но это всего лишь один шаг из ста. Насилие в школах — это системная проблема на уровне социума, а не личности.
Помимо самого стрелка, есть еще:
1. Одноклассники, которые над ним издевались;
2. Одноклассники, которые ему не помогли;
Сразу же возникает вопрос — а почему одни издевались, а другие не помогли?
Тут мы и узнаем, что над обидчиками самими издеваются дома. Либо, обидчики просто "попутали границы", то есть они используют насилие потому, что их никто не останавливает.
А кто должен останавливать обидчиков? Очевидно — учителя. А почему учителя не останавливают обидчиков?
1. Учителя тупо не понимают, как разруливать подростковые конфликты. А не знают они потому, что их хреново учили в вузе. А хреново их учили потому, что в стране образование деградирует уже 30 лет к ряду. Преподаватели делают вид, что учат, а студенты делают вид, что учатся;
2. Учителя завалены бессмысленной и тупорылой бумажной волокитой. Бесконечные заполнение отчетов и журналов. У учителя, зачастую, тупо нет сил и времени разруливать школьные конфликты. Работа-дом-работа-дом, проверка тетрадей до 12 часов, и подъем в семь утра. Люди выгорают как спички, им плевать не только на окружающих, но и на самих себя.
А почему учителя завалены бумажной работой? Потому что министерство образование тоже деградирует, в нем работают малокомпетентные люди, которые к тому же и работать ни черта не хотят. Деятельность их бессистемна, примитивна и бесконечно оторвана от реальности.
3. Учителя бесправны перед учениками, и унижены до роли обслуживающего персонала. Даже если они и захотят вступится за жертву, обидчик с легкостью может вывернуть ситуацию в свою пользу, прикинуться овечкой, и учителя лишат премии, уволят, впаяют штраф или вообще посадят. И никто за учителя не вступится: профсоюзов нет, директор такой же жопошник, как и чиновники из министерства образования, а родителям глубоко плевать.
4. Те самые психологи, которые якобы должны общаться с детьми, в большинстве своем некомпетентны. На пикабу регулярно появляются истории про тупых школьных психологов, которые предлагают то ли сходить в церковь, то ли потерпеть, то ли обвиняют самих детей в том, что над ними издеваются. А некомпетентность психологов есть, опять таки, прямое следствие деградации педагогических вузов, в которых учиться берут тех, кто не смог поступить на другие специальности. То есть откровенный неликвид, хотя должно быть строго наоборот — в педагоги должны идти лучшие умы, ведь педагог строит будущее страны.
Да и что может сделать тот же самый школьный психолог? Его функции декларативны, реальных полномочий он не имеет, и может только выражать свою озабоченность.
5. Я не говорю про зарплаты учителей, на эту тему уже даже мемов не делают, настолько все не смешно.
И это только проблемы на уровне школьного класса, а ведь есть еще проблемы на уровне организации школ, контроля на уровне муниципалитетов и субъектов, когда любая здравая инициатива и попытка хоть как-то разрешить вопрос тонет в океане бумажной волокиты, бесконечных проверок и отказов.
А есть еще проблемы на уровне идеологическом, где культ индивидуализма и потребляства приводит к атомизации общества, к волчим законам, где каждый сам за себя и моя хата с краю. Зачем помогать жертве, если за помощь бьют в морду? А кто помогает мне? А если я вступлюсь, то вступятся ли со мной другие? Или же я буду тощим рыцарем с бумажным мечом, против многоголовой гидры? А другие будут смотреть и горестно охать "Что творится, что творится!", пока меня будут жрать?
Так что проблема комплексная, и для нее явно нет одного простого решения. Можно конечно запретить людям быть злыми, создать очередную бесполезную комиссию, и выпить водочки. Кому-то, наверно, поможет...
