69

Ответ на пост «Заменитель руки радистки. Инженерная хитрость»

Отец был связистом, на работе у него "валялось" много сломанных ключей. Парочку мы отремонтировали, и время от времени отец давал мне с ними играться. Радиомодуля не было, между ключами прокидывали полевик. Собственно ключ по моему и назывался телеграфным. К ключу подключались наушники, и оператор с той стороны принимал "сообщение". Посколько основные игры дворовых ребят были в войнушки, то для этих целей мы их и использовали. Азбуку морзе знал я и еще пару ребят. Но неуверен, что это можно "читать" на ходу. Максимум сразу записывать буквы . Но мы даже знавшие азбуку, сообщение сначала записывали точками и тире, и только  потом расшифровывали.

Эффективной такой телекомуникации была очень низкой. Ибо полевик был по моему метров 50-100. А времени даже на короткое сообщение уходило уйма. Сначала оператор сообщение щаписывал на бумажке, потом переводил в точки-тире. Потом медленно передавал. С другой стороны записывали и приступали к расшифровке. Быстрее было сбегать. Но антуражу добавляло между штабами-шалашами.

Пока... Пока в один прекрасный день я не обнаружил, что если говорить в наушник, то с другой стороны тебя прекрасно слышно и без всякой азбуки морзе.

889

Заменитель руки радистки. Инженерная хитрость

Об опасной работе радисток многие знают по фильмам о Великой Отечественной войне, самый известный из которых "17 мгновений весны". Все мы переживали за радистку Кэт, попавшую в руки гестапо. Чтобы такое случалось реже, инженерные умы придумывали различные устройства.

До Великой Отечественной Войны в СССР было разработано много различных радиостанций, но массового производства не было. Предполагалось, что военные действия будут исключительно на территории врага и победу обеспечат решительные наступательные операции.

В первые же месяцы войны огромные территории СССР оказались под оккупацией. В тылу врага было создано множество партизанских отрядов. Эффективность действий партизанских отрядов напрямую зависело от наличия радиосвязи с "большой землей".

В 1941 году, в блокадном Ленинграде, разворачивается производство переносных радиостанций для партизан "Север".

Радиостанция "Север" была собрана всего на 3х радиолампах и весила 3 килограмма. Выходной мощности в 1,3 Вт хватало для организации связи на расстояние до 400 километров.

Немецкая контрразведка тоже не дремала и вела охоту на партизанские радиостанции в эфире. Использовались специальные автомобили -пеленгаторы, с помощью которых быстро вычисляли место выхода в эфир партизанской радиостанции.

Задача радистки была быстро передать-принять радиограмму, собрать антенну и уносить ноги с этого места. В случай обнаружения гитлеровцами, радистка первым делом уничтожала радиограммы и радиостанцию. Было немало случаев, когда радиостанцию подрывали вместе с собой, чтобы не попасться в плен.

После окончания Великой Отечественной Войны, проблема быстрой передачи радиограмм стала даже еще актуальней: возрос объем информации , передаваемых резидентами разведки. Вот и пришлось инженерам разработать очень хитрое приспособление, практически механический заменитель руки радистки.

В 1955 году начали выпускать радиостанцию Р-350 "Орел" для разведчиков. В комплект радиостанции входило устройство ускоренной передачи информации. Принцип работы устройства был позаимствован у перфокарты.

Только где же разведчикам в чужой стране добыть перфокарты? С собой таскать кипу? Поэтому был выбран материал, который продавался свободно в любой стране-это стандартная фотопленка 35мм для фотоаппарата.

На фотопленке заранее, без всякой спешки, набивается зашифрованный текст радиограммы.

Ну а потом, во время сеанса радиосвязи пленка быстро пропускается через устройство ускоренной передачи.

Мало того, что эта "рука радистки" очень шустра в передаче шифрограммы, так ведь еще и анонимна-нельзя идентифицировать по "почерку" работы телеграфного ключа.

Как и все гениальное, техническое решение проблемы было простым и эффективным.

В далекой юности в нашей школе была "эпидемия" после очередного фильма про разведчиков: все вдруг начали изучать азбуку Морзе. На уроках перекидывались записками. Перехват учителями был не страшен-они то азбуку "точек и тире" не знали. Впрочем, как и всякая эпидемия, увлечение шифровками быстро прошло.

источник

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!