Серия «Античность»

5

Как Юлий Цезарь пришел к единоличной власти

Написанная в свое время немецким историком Теодором Момзеном упрощенная история Рима до сих пор оказывает огромное влияние на историческую науку. А выдвинутая в этом научно-популярном сочинении теория о том, что Цезарь всю жизнь целеустремленно стремился к единоличной власти, довлеет над массовым сознанием.
В действительности Цезарь всю жизнь плыл по течению и зачастую был рабом сложившихся обстоятельств.

Как же произошло, что он стал единоличным правителем Рима?
Все дело в том, что он оказался более приемлемым для армии императором, чем Помпей.
После гибели Красса в Парфии, триумвират правителей (Цезарь – Помпей – Красс) превратился в дуумвират, но юридически оформился после долгих переговоров.
Для старинной аристократической верхушки Рима Цезарь всегда оставался подозрительной личностью. Помпей, наоборот, был своим. К тому же его находили "более кротким".
И Помпей отвечал римской знати взаимностью. Когда дело дошло до открытой конфронтации, оказалось, что у Цезаря есть только часть армии, а у Помпея – часть армии и поддержка большей части римского общества.

Парадокс, но это сыграло свою роль, в том, что Цезарь вышел из противостояния победителем. Помпею приходилось идти на компромиссы со своим окружением, разрываясь между ними, гражданскими институтами и солдатами.
У Цезаря проблем с этим не было. Он обещал своим солдатам все: деньги, землю, рабов.
Причём без оглядки на общественное мнение и Сенат. Соответственно, он был щедрее Помпея в настоящем и мог обещать еще больше в будущем, после победы. Никаких сдерживающих факторов, у Цезаря, для этого не было.

Другое дело, что, придя к власти, он не знал, как оформить свое положение юридически. Он даже прощупывал, в римском обществе, почву в вопросе введения царской власти. Выйти из этого тупика он так и не смог. Официально назывался Принцепсом – (принцепс – первый, главный). Принцепс первым выражал в Сенате своё мнение по рассматриваемому вопросу.

Но, конечно. реальная власть у Цезаря была поистине императорской. За что он, в конечном счёте, и поплатился. А его убийство явилось поводом для начала Гражданских войн в Древнем Риме и установления на долгие столетия (вплоть до самого распада государства) императорской власти.

Показать полностью
7

О древнегреческих именах

Древнегреческие имена, как и у большинства других народов, изначально представляли собой в основном прозвища-клички. Чаще всего они происходили от привычных и общеупотребительных слов или словосочетаний и давались в качестве некоей программы на будущее ребёнка, так сказать магической просьбы-пожелания относительно его судьбы. Разделить их можно на несколько групп.

1. Происходящие от имён богов: Аполлоний – «принадлежащий или посвящённый Аполлону», Деметрий – «принадлежащий или посвящённый Деметре», Диоген – «рождённый Зевсом», Геракл – «без лишней скромности –просто Геракл», Гермиона – «посвящённая Гермесу» и др.).
2. Происходящие от названий местностей: (Афиней – «афинянин», Македоний – «македонец», Критий – «критянин», Еврипид – от названия пролива Эврип, Гераклит – «из Гераклеи», Олимпиада – «олимпийская» и др.).
3. Представляющие собой патроним, то есть указывающие на предка по мужской линии, чаще всего – отца: (Леонид – «сын/потомок Льва», Аристид – «сын/потомок Аристона», Феогнид – «сын/потомок Феогноста», Гераклид – «сын/потомок Геракла», Пелопид – «сын/потомок Пелопса» и др.).
4. Происходящие от названий животных или растений: (Леонт – «лев», Арахна – "паук", Карп – «плод», Гиппий – «лошадиный», Гилл – «лес», Мелисса – «пчела», Пенелопа – «чирок» и др.).
5. Указывающие на социальное положение: (Евгений – «благородный», Архилох – «старший над лохагами, то есть командирами пехоты», Писистрат – «убеждающий войско», Плутарх – «богатый правитель», Филипп – «любитель лошадей», Неарх – «новый правитель», Георгий - "земледелец", Фемистокл – «славный законами», Агесилай – «предводитель народа» и др.).
6. Происходящие от явлений неживой природы или абстрактных понятий:
(Селена – «луна», Ирина – «мир», Сапфо – «сапфировая», Мильтиад – «сурик» (краска), Аглая – «радость», Орест – «гора», Елена – «факел», София – «мудрость», Арета – «добродетель», Гармония – «согласие» и др.).
7. Указывающие на качество, имена-эпитеты: (Агафон – «добрый», Филадельф – «любящий брата/сестру», Каллисто – «красивейшая», Феба – «лучезарная», Пирр – «рыжий», Трифон – «нежный», Сотер – «охраняющий», Эвергет – «благодетельный» и др.).
8. Происходящие от действий: (Ангелина – «возвещать», Птолемей – «воевать», Аякс – «стонать», Паллада – «сотрясать», Медея – «заботиться», Мегара – «возмущаться», Парменид – «выдерживать», Персей – «разрушать» и др.).
9. Составные из других имён: (Алексей – «защитник» + Андрей – «человек» = Александр – «защитник людей», Арист – «лучший» + Ника – «победа» = Аристоник – «лучший победитель» и др.).
10. Заимствованные из других языков и часто необъяснимые из древнегреческого:
(в основном мифологические – Тантал, Мидас, Атлант и др.).

Кроме того, у эллинистических царей завелась мода на «родовые, династические» имена, такие как Птолемей в Египте, Антиох и Селевк в Сирии, Антигон и Деметрий в Македонии, Аттал и Эвмен в Пергаме. Как правило, они тоже имели определённую этимологию и значение, однако внутри названных семейств почитались, прежде всего, потому, что были именами «великих предков, основателей династий, бывших диадохов (полководцев) Александра Македонского».

По этому же принципу представители менее значительных семейств могли обзывать детишек Сократами, Демосфенами, Платонами, Софоклами и т. п. (имея, конечно, в виду, что великие деятели эллинской культуры в каком-то смысле «предки» всем эллинам).
Наконец, для отличения двух лиц с одинаковыми именами могло использоваться указание на имя отца (Гиппарх Писистратид, Антиох Селевкид, Деметрий Антигонид, Кассандр Антипатрид), на место рождения (Аристотель Стагирит, Диоген Синопский, Демокрит из Абдеры, Милон Кротонский), на отличительный внешний признак (Антигон Монофтальм – «одноглазый») или предмет известности (Деметрий Полиоркет – «осаждающий города»).

Показать полностью
6

Как понималась история античными мыслителями

С одной стороны, родиной исторической науки считается Греция (а Геродот - отцом истории).
Да и само слово "история" греческого происхождения.
А с другой стороны – грекам было присуще не "временно́е", а "пространственное" мышление. Их восприятие времени (особенно прошлого) было довольно ограниченным. Взять того же Геродота, который в своей "Истории" описывает только события совсем недавнего прошлого – буквально накануне его рождения. Или Фукидид, которого считают основоположником источниковедения. Он вообще писал о событиях, в которых сам принимал участие. Поэтому, например, в Греции отсутствовал такой важный исторический жанр, как хроника, который был широко распространен у других цивилизаций: у египтян с вавилонянами, у римлян, у китайцев. И не говоря уже о периоде Средних веков, когда хроника была чуть ли не единственной формой исторических описаний.

Древнегреческая цивилизация породила какую-то совершенно особую, ни на что не похожую форму исторических описаний. Эллинский историк классической эпохи отнюдь не сродни своему древневосточному, византийскому или древнерусскому «коллеге». Он — не усердный хронист, скрупулезно заносящий в свою летопись событие за событием, «добру и злу внимая равнодушно». Он – исследователь. Кстати, и сам термин «история», вошедший из греческого во все европейские языки, изначально обозначал просто «исследование», а по сути дела – даже что-то вроде «расследования», «следствия». Ничего специфически исторического в нашем понимании он не подразумевал и мог применяться в равной степени и к материалу природного мира, а не только человеческого общества.

Этим объясняется тот факт, что греческие историки не ссылались друг на друга (только в том случае, когда надо было покритиковать) - каждый делает выводы в своем расследовании самостоятельно (даже если "ворует" идеи у коллеги). Даже методы исследования у греков – это опросы, фактически, "глубинное интервью", а не столько работа с письменными или вещественными источниками (тут Фукидид скорее исключение, чем правило). Соответственно история для греков – это не цепь событий, зафиксированная раз и навсегда, а различные суждения по поводу того, как бы это могло быть. А историк воспринимался греками скорее как поэт (не зря покровительницей истории была божественная муза Клио).

В итоге, историческая память у древних греков – это память с провалами, когда какие-то фрагменты могут выпасть совершенно, а какие-то превратиться в аллегории или метафоры, при помощи которых объяснялось то или иное современное явление.

Совершенно иную ситуацию мы видим в исторических описаниях древних римлян. У них история приобретает куда более близкую нам форму. Римляне ведут многочисленные хроники, на основе которых более поздние историки (типа того же Тита Ливия) могли создавать обширные исторические труды, от основания Рима до современности. Для римских историков история – это именно как было, задача исследователя – разобраться с многочисленными источниками, выделить из них все возможные версии и попытаться установить истину. И многие историки греческого происхождения (Полибий, Плутарх) постепенно заимствуют римскую модель исторического описания.

Показать полностью
8

Мужские имена древнеримской знати

В древнем Риме полное мужское имя представителя высшей знати состояло из трёх составных – пре́номен, но́мен и ко́гномен.

Преномен (лат. praenomen) – личное имя,

Номен (лат. nomen) – родовое имя,

Когномен (лат. cognomen) – прозвище.

Преноменов было ограниченное количество (одно из них, к примеру, Гай).
Всего было 72 личных имени.

Номеном (родовым именем) обладали привилегированные, как правило, патрицианские слои общества (например, род Юлиев).

Со второй половины первого века до н.э. первый властитель Рима, а в дальнейшем и его наследники, носили статус Цезаря.
В дальнейшем сами императоры добавляли к своему имени титул – Augustus.

Таким образом, читателям понятно, что в имени Гай Юлий Цезарь присутствует личное имя Гай, родовое имя Юлий (один из древних и самых знатных родов Рима, согласно легенде ведущий свою родословную от богини любви Венеры) и титулование Цезарь.

Показать полностью
4

Как выбирались чудеса света

Традиционный перечень Семи чудес света сформировался в Древней Греции. Само число семь имело для греков символический характер (сравним с перечнем семи мудрецов, к примеру).
Традиция выделять какие-то достойные восхищения сооружения идет от Геродота, который много путешествовал и обобщил свои наблюдения в масштабном сочинении «История». В частности, он выделяет три чуда на о. Самос: тоннель для водоснабжения, дамба и храм Геры (Hist., III, 60). Видел Геродот и знаменитые пирамиды (Hist., II, 124 sq.), однако они относились к другой, не эллинской, культуре (в отношении первых трех сооружений он специально замечает, что это наиболее грандиозные сооружения в Элладе).

Со временем список приобрел известный нам вид. Исследователи связывают его появление с небольшим стихотворением Антипатра Сидонского (II–I вв. до н.э.), где перечислены стены Вавилона, статую Зевса в Олимпии, висячие сады (Семирамиды) в Вавилоне, колосс Родосский, пирамиды, гробница Мавсола (Мавзолей) и храм Артемиды в городе Эфесе. Сам поэт считает, что все прочие сооружения мира (ойкумены, т.е. известного грекам населенного мира) меркнут перед этими.
Существовали вариации, где вместо Вавилонских стен указывали Фаро́сский маяк в Александрии.

Понятное дело, что перечень Семи чудес света не мог иметь единообразного вида, так как указанные в нем постройки создавались в разное время, а в список чудес их включали реальные люди со своими мнениями и предпочтениями. Например, римский поэт Марциал в конце I века н.э. отмечал (Lib. spect., 1), что все эти чудеса меркнут перед Амфитеатром Флавиев (Колизеем). И его можно понять: римлянам тоже хотелось, чтобы их постройка вошла в число чудес света.

Если подводить итог, то чудом света называлось некое сооружение, производившее впечатление своим масштабом и искусностью.

Показать полностью
2

Число зверя 666, как возникло, что означает, как воспринимается сегодня

Число 666 трижды упоминается в ветхозаветных книгах: первая книга Ездры 2:13, третья книга Царств 10:14, вторая книга Паралипоменон 9:13. Во всех трех случаях 666 упоминается как обычное число, не связанное с чем-то сатанинским.
Самые ранние рукописи Апокалипсиса показывают, что был второй вариант числа зверя - 616, или "χιϛ".

Ранний христианский писатель 2 века Ириней Лионский знал о написании числа "χιϛ", или 616, но утвердил именно 666.
Святой Иероним Стридонский, который перевёл Библию на латынь (это так называемая Вульгата, т.е., народная Библия), выбор сделал в пользу 666, а не 616.
Оба писателя считали, что число "χιϛ" является ошибкой переписчика, что очень вероятно из-за схожего начертания букв в строчном письме.

Некоторые библеисты считают, что изначально был вариант 616. Но выбор был сделан в пользу 666, потому что оно более символично и содержит имя Антихриста.

При написании на латыни числа зверя получается нисходящая последовательность римских цифр: DCLXVI, или 500+100+50+10+5+1=666. Символизм в том, что мир как будто движется в пропасть по нисходящей - к приходу зверя (два зверя Армагеддона – это дракон и морской зверь).

Краткие выводы: Число 666 считается "несчастливым", как плохая примета. Это не означает 100% истинности такого заявления, но всё же влияет незримо на нашу психологию, как и любая другая примета или суеверие.

Кроме того, согласно древнееврейской нумерологии, каждая буква имени "Нерон Кесарь" означает конкретное число, сумма чисел равна 666 при греческом прочтении имени Nron Qsr. При латинском прочтении имени Nro Qsr, где отсутствует буква "n", сумма будет равна 616.

Имя Нерона выбрано не зря, потому что при нем начались первые массовые гонения на христиан. Во времена написания Апокалипсиса в христианской среде могло ходить поверье, что Нерон возродится (Лженерон даже объявился однажды), поэтому Иоанн Богослов , которого церковь считает автором Апокалипсиса, зашифровал его имя в книге, представив число 666 как имя Антихриста.

Показать полностью
4

Почему Великая пирамида Хеопса (Хуфу) осталась без верхушки

Вначале напомним читателям, что такое пирамида Хеопса и известные сведения о ней.
Пирамида Хеопса была построена 4 тысячи лет назад при жизни фараона. Возведение пирамиды Хеопса было начато 23 августа 2460 года до н.э. В Египте к пирамиде Хеопса относятся как к святыне. Ежегодно 23 августа празднуется начало строительства культового сооружения. 100 000 человек 20 лет строили пирамиду под руководством племянника, придворного архитектора и визиря фараона – Хемнона. Работали и рабы, и вольные каменщики. По одной из гипотез, работники низкой квалификации (чернорабочие) привлекались на строительство пирамиды из крестьян во время разливов Нила, длившихся несколько месяцев, когда сельхозработы приостанавливались.

Для постройки сооружения весом 6,4 миллиона тонны выбрали скальное основание, предварительно выровняв площадку. Каменные блоки добывали в каменоломнях и доставляли из карьера на расстояние 1000 километров – тяжелейший труд. Добыча камня, обтесывание блоков и подгонка под нужный размер требовала много времени и усилий.

Существует предположение, что доставка плит для пирамиды осуществлялась по реке. А к месту строительства их тащили на катках из дерева. Наверх доставляли на деревянных салазках по наклонным насыпям, которые после строительства убирали. В то время египтяне не знали ни железа, ни бронзы: пилы, сверла, молотки мастерили из кремня. Строили пирамиду из серого известняка, облицовывали светлым песчаником.

В пирамиду уложено 2,5 миллиона гранитных и 115 тысяч облицовочных известковых плит. Блоки тем меньше, чем выше располагаются.

Пирамида Хеопса похожа на ступенчатую гору с квадратным основанием площадью 53 000 квадратных метра (10 футбольных полей). Длина основания пирамиды 230 метров, площадь боковой поверхности – 85 000 квадратных метров. Начальная высота – 147 метров (сейчас 138), что равняется высоте 50-этажного небоскреба. Внешние плиты, тщательно отполированные, до вторжения арабов загадочно мерцали при луне, а на солнце облицовка сияла персиковым цветом.
На верху пирамиды сиял позолоченный камень – пирами́дион, который добавлял облицовке блеска и торжественности. Во 2 веке н.э. арабы разрушили Каир, и местные жители разобрали облицовку для строительства домов. Каменный верх снаружи разрушился, без облицовки стены стали осыпаться.

Вход в пирамиду – арка из каменных плит, находится на северной стороне на высоте 15 метров. В 820 году багдадский правитель в поисках сокровищ сделал в пирамиде 17-метровый пролом ниже входа на 10 метров. Сокровищ повелитель не обнаружил, зато оставил удобный вход. Пирамиду окружал внутренний двор, защищенный каменной стеной. Во двор вела насыпная дорога. Вблизи пирамиды Хеопса находятся  маленькие разграбленные пирамиды, где были погребены жены фараонов.

А теперь поговорим о том, почему у великой пирамиды нет верхушки.
Часто встречающееся предположение о разрушении вершины пирамиды за счёт ветровой и температурной эрозии не выдерживает критики, поскольку на две другие, находящиеся рядом, пирамиды (Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура)), построенные через относительно небольшой период времени после пирамиды Хеопса из таких же материалов, она так не повлияла. На пирамиде Хефрена осталась даже часть известняковой облицовки на верху пирамиды.

У меня есть две собственные версии (причём, взаимоисключающие), почему пирамида Хеопса осталась без «головы». Но для того, чтобы эти версии были свободными от противоречий, необходимо принять следующие допущения.

Первое из них – что фараон Хеопс умер до окончания строительства.

Второе – что так называемый пирамидион – навершие пирамиды, не был гранитным монолитом.

Третье – что вершина пирамиды Хеопса была позолоченной, хотя многие учёные склоняются к мысли, что это произошло только с пирамидами фараонов 5-й династии.

Приняв к сведению эти три пункта, можно объяснить отсутствие вершины без всяких противоречий.

Итак:

Версия №1. Пирамида не была достроена изначально. И причиной этого, скорее всего, была смерть фараона. При этом в датах правления и смерти Хеопса (наиболее вероятные годы его правления 2589 – 2566 гг. до н.э.) и времени строительства пирамиды (опять-таки, наиболее вероятные из них 2560 – 2540 гг. до н.э.) существуют серьёзные противоречия. Получается, что фараон умер за 6 лет до начала строительства пирамиды, что, конечно, неверно. Более вероятным будет предположение, что фараон умер за несколько лет до окончания строительства, которое поэтому и осталось незавершённым. Для этого и требуется первое допущение.

Причиной прекращения строительства его сыном, следующим фараоном 4-й династии Древнего царства, Джеде́фрой (Раджеде́фом) мог быть серьёзный экономический упадок Египта, вызванный, в том числе, и огромными расходами на строительство Великой пирамиды. Кстати, свою пирамиду Джедефра построил в другом месте, севернее плато́ Гиза, практически в начале дельты Нила, и её размеры были гораздо скромнее, чем у пирамиды отца. Сегодня от неё мало что осталось: каменные блоки были почти полностью растащены, остались только руины, максимальная высота которых на месте пирамиды не превышает 10 метров.
В течение своего правления (8 лет) Джедефра, скорее всего, вёл борьбу за власть со своим младшим братом (по другой версии – дядей, братом Хеопса) Ха́фрой (Хефре́ном). Это предположение подтверждает практически полное уничтожение статуй Джедефры, в то время как количество статуй самого Хефрена является одним из самых больших в мире.

Версия №2. Пирамида была полностью построена, её вершина была позолочена. Но Великая пирамида и сегодня содержит массу неразгаданных тайн. В усыпальнице обнаружен только грубо обработанный и повреждённый саркофаг. Нет ни крышки саркофага (пусть даже поломанной), ни следов разграбления вроде обрывков бинтов для мумификации, останков мумии (которая так и не найдена до настоящего времени) и т.п. В пирамиде не обнаружено до сих пор и никаких сокровищ.
При этом у подножия пирамиды были обнаружены тайники с лодками, хранившимися там в разобранном виде. Геродот (правда, доверять ему сложно, слишком большим он был фантазёром) утверждал, что Хеопс похоронен не в пирамиде.

Всё это вместе могло навести кого-то из будущих властителей Египта на мысль, что сокровища Хеопса спрятаны в вершине пирамиды (ведь это была первая пирамида Древнего Египта, верхушка которой была покрыта золотом. А если она позолочена даже снаружи, то что может прятаться внутри!). Тогда и были предприняты работы по снятию с неё позолоты и её разбору. Было ли там что-нибудь найдено, неизвестно. Но пирамида благодаря этому осталась без вершины.
Но подчеркну, подобное было бы возможно только в том случае, если бы пирамидио́н (монолитная цельная гранитная верхушка весом 1000 тонн) не был монолитным. Такую махину ни затащить наверх, ни даже спустить вниз было бы просто невозможно.

Учёные уже сотни лет пытаются понять, что же произошло с самим фараоном, с его пирамидой, время от времени при помощи современных технических средств (вроде георадаров) находят какие-то новые полости в теле пирамиды, но Великая пирамида, единственная из сохранившихся до настоящего времени Семи древних Чудес света, очень неохотно открывает свои тайны.

Мои предположения тоже не претендуют на истину в последней инстанции, но хоть как-то объясняют ситуацию.

Показать полностью
9

О древнегреческих именах

Древнегреческие имена в основной массе представляли собой прозвания-клички. Чаще всего они происходили от привычных и общеупотребительных слов или словосочетаний и давались в качестве некоей программы на будущее ребёнка, были, так сказать, магической просьбой-пожеланием относительно его судьбы. Разделить их можно на несколько групп.

1. Происходящие от имён богов (Аполлоний – «принадлежащий или посвящённый Аполлону», Деметрий – «принадлежащий или посвящённый Деметре», Диоген – «рождённый Зевсом», Геракл – «просто Геракл», Гермиона – «посвящённая Гермесу» и др.).

2. Происходящие от местностей (Афиней – «афинянин», Македоний – «македонец», Критий – «критянин», Еврипид – от названия пролива Эврип, Гераклит – «из Гераклеи», Олимпиада – «олимпийская»).

3. Представляющие собой патроним, то есть указывающие на предка по мужской линии, чаще всего – отца (Леонид – «сын/потомок Льва», Аристид – «сын/потомок Аристона», Феогнид – «сын/потомок Феогноста», Гераклид – «сын/потомок Геракла», Пелопид – «сын/потомок Пелопса»).

4. Происходящие от названий животных или растений (Леонт – «лев», Арахна – "паук", Карп – «плод», Гиппий – «лошадиный», Гилл – «лес», Мелисса – «пчела», Пенелопа – «чирок» (вид маленькой дикой утки)).

5. Указывающие на социальное положение (Евгений – «благородный», Архилох – «старший над лохагами, то есть командирами пехоты», Писистрат – «убеждающий войско», Плутарх – «богатый правитель», Филипп – «любитель лошадей», Неарх – «новый правитель», Георгий - "земледелец", Фемистокл – «славный законами», Агесилай – «предводитель народа»).

6. Происходящие от явлений неживой природы или абстрактных понятий (Селена – «луна», Ирина – «мир», Сапфо – «сапфировая», Мильтиад – «сурик» (краска), Аглая – «радость», Орест – «гора», Елена – «факел», София – «мудрость», Арета – «добродетель», Гармония – «согласие»).

7. Указывающие на качество, имена-эпитеты (Агафон – «добрый», Филадельф – «любящий брата/сестру», Каллисто – «красивейшая», Феба – «лучезарная», Пирр – «рыжий», Трифон – «нежный», Сотер – «охраняющий», Эвергет – «благодетельный»).

8. Происходящие от действий (Ангелина – «возвещать», Птолемей – «воевать», Аякс – «стонать», Паллада – «сотрясать», Медея – «заботиться», Мегара – «возмущаться», Парменид – «выдерживать», Персей – «разрушать»).

9. Составные из других имён (Алексей – «защитник» + Андрей – «человек» = Александр – «защитник людей»), (Арист – «лучший» + Ника – «победа» = Аристоник – «лучший победитель»).

10. Заимствованные из других языков и часто необъяснимые из древнегреческого (в основном мифологические) – Тантал, Мидас, Атлант и другие.

Кроме того, у эллинистических царей возникла мода на «родовые» имена, такие как Птолемей в Египте, Антиох и Селевк в Сирии, Антигон и Деметрий в Македонии, Аттал и Эвмен в Пергаме. Произошли они от имён диадохов (полководцев) Александра Македонского, разделивших между собой империю Александра после его смерти, и превратились в наименования династий.

По этому же принципу представители менее значимых семейств могли называть детей Сократами, Демосфенами, Платонами, Софоклами и т. п. (имея в виду, что великие деятели эллинской культуры в каком-то смысле «предки» для всех эллинов).

Наконец, для различения двух лиц с одинаковыми именами могло использоваться указание на имя отца (Гиппарх Писистратид, Антиох Селевкид, Деметрий Антигонид, Кассандр Антипатрид), на место рождения (Аристотель Стагирит, Диоген Синопский, Демокрит из Абдеры, Милон Кротонский), на отличительный внешний признак (Антигон Монофтальм – «одноглазый») или предмет известности (Деметрий Полиоркет – «осаждающий города»).

Древнегреческие имена носят и многие наши сограждане.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!