Серия «Курьер Ozon»

3

Будни курьера.. возвращаясь к истокам


Спустя более двух лет молчания пользователь @ProkaZa, сподвиг меня продолжить писать о работе курьера с обратной стороны луны.

За эти годы много что произошло, я уходил из курьеров в руководители курьеров, увольнялся, работал курьеров в разных организациях и пришел к пониманию, чем же я хочу поделиться.

А рассказать я хочу пожалуй о том, чего не расскажут ни в одном рекламном объявлении.
Часть первая (не относящаяся к какому-либо конкретному работодателю)

  1. Работа курьером - в первую очередь работа с людьми. Заказчики бывают настолько разными, что иногда даже не получается осознать, "а что можно быть таким невменько?".

    Многие люди заказывая что-либо где-либо начинают считать априори, что человек, который везет им заказ, по сути является их рабом. Установленный при заказе таймслот (временной интервал) зачастую является инструментом манипуляций (ну не может пеший курьер телепортироваться за 15 минут от точки забора заказа до клиента, если между ними 10 км.)

    Указание неверной точки на карте. Многие магазины (в т.ч. маркетплейсы) дают возможность клиенту поставить точку на карте, куда требуется доставить заказ. Иногда складывается ощущение, что люди ставят это точки закрыв глаза и наобум. Большинство из нас визуалы, воспринимающие информацию по тому, что мы видим, сопутствующий текст воспринимается лишь потом, когда прибежал не в ту локацию.

  2. Коммуникации. Почти везде курьер обязан заранее связаться с заказчиком. Но почему то пользуясь экспресс доставкой (в пределах часа) клиенты позволяют себе:

    - лечь спать

    - пойти гулять

    - выключить телефон/домофон

    - далее включаем воображение...

  3. Телефон. О да.... Фраза: "я не беру звонки с незнакомых номеров" приводит любого курьера в экстаз. А добавка в виде "А почему вы мне заранее не позвонили" вводит в состояние катарсиса.

    Люди вы серьезно? минимальное уважение к чужому труду становится невыносимым? Заказав доставку снять трубку телефона - непомерный труд?

    В момем личном понимании изобретение телефонных секретарей/помощником является диверсией в отношении коммуникативных навыков общества

    Подводя итоги этой краткой главы могу сказать: Увы, мы разучились уважать чужой труд (какой бы он ни был). А это беда в будущем....

Показать полностью
23

Будни и мысли курьера Ozon (часть 2) Сборка и развоз товара

Извиняюсь перед теми, кто ждал продолжения первого поста. Поскольку был на сменах, сил писать внятно просто не было.

Продолжу свой рассказ о работе курьером в Ozon.

Остановились мы на этапе приемки и фасовки товара по клиентам. Как человек аккуратный и не стремящийся искать на свою попу приключений собираю все заказы на складе. В Озоне действует железное правило - выкатил сетку с товаром за пределы складского центра - финиш, если есть недостачи, то они повиснут на кармане курьере. Мы полностью материально ответственны за получаемый товар (спойлер - не всегда).

Переходим к маршруту - маршрутный лист формирует специально обученный человек - планировщик. Накануне рабочего дня в приложение прилетает предварительный маршрутный лист по которому становится понятно, сколько точек (заказов) должен развезти курьер и сколько в этих заказах суммарно позиций. Например,

Будни и мысли курьера Ozon (часть 2) Сборка и развоз товара

Исходя из этого становится понятно несколько вещей:

1) насколько трудным и длительным ожидается рейс

2) ожидаемый доход

3) а вернешься ли вообще домой ;-)

Для понимания, на фото выше - относительно легкий день.

Главной задачей является доставка всех отправлений не взирая ни на что. По своему опыту могу сказать, что 100% доставок достигается не всегда и на то есть масса не зависящих от курьера причин:

  1. клиент не был готов принять заказ. В Озоне нет доставки ко времени, есть только временные интервалы, в которые курьер должен доставить заказ. Если указано, что время доставки с 13:00-21:00, то это значит, что курьер может появится в любой промежуток указанного интервала.

  2. курьер не смог попасть в дом/подъезд/территорию дома. Клиенты в день доставки, одновременно с заливкой рейса курьеру получают его данные и данные автомобиля на котором приедет его заказ. Озаботиться заказом пропуска заблаговременно клиенты удосуживаются исключительно редко. Каждый раз, когда курьер звонит и просит заказать пропуск на территорию (или открыть подъезд) он теряет время на следующие доставки.

  3. курьер сломался. Потянул спину, сломался автомобиль и т.п. (да, такое реально бывает)

  4. курьер перегружен заказами. На всякого курьера и на всякую зону доставки есть критическая масса заказов, свыше которой развезти практически невозможно.

  5. курьер не захотел ехать в какую-то часть района.

  6. курьер не смог припарковаться (актуально для тяжелых заказов). Камикадзе, которые будут таскать к примеру, 100-200л воды за 100 метров до подъезда единицы.

На сегодня пожалуй все, скоро вернусь и расскажу о типах доставки, плюсах/минусах и правилах.

Показать полностью 1
31

Будни и мысли курьера Ozon (часть 1) вводная

Здравствуйте, уважаемые Пикабушники!

Так сложилось, что в конце прошлого года жизнь поставила перед выбором - заработок здесь и сейчас или "голый васер". Нужна была работа с регулярными выплатами не реже раза в неделю, по возможности официально и без использования личного авто.

После нескольких дней раздумий и поисков был сделан выбор в пользу направления курьерской доставки, а после анализа рынка остановился на Ozon.

Плюсы которые казались очевидными на старте:
1) работа на корпоративном авто (страховки, солярка, обслуживание ТС за счет компании)

2) понятная работа не требующая получения новых специализированных навыков (спойлер - "ага щаззз")

3) свободный график (легко быть обманутым, особенно, когда хочешь им быть)

Этап подачи заявки, прохождения анкетирования и экзамена на вождения я пропущу, т.к. это не существенно в рамках текущего поста, факт есть в том, что в декабре 2022 я приступил к работе и выяснилось, что:

1) спасение утопающих дело рук самих утопающих
2) никто не будет ничего конкретно объяснять, все приходится узнавать самому
3) люди, заказавшие доставку, бывают мягко говоря неадекватны.

Итак, рабочий распорядок:

1) утром приезжаю на склад
2) ищу путевой лист на авто, прохожу медика. Справедливости ради могу сказать, что контроль на алкоголь серьезный (при мне тех, кто не выдувал 0 промилле отправляли домой)
3) получаю "рейс" - список и перечень отправлений для доставки на сегодняшний день
4) ищу свою сетку с товарами сваленными вперемешку, а далее у меня есть два путя:

- принять все без проверки (ускоренный вариант)
- отсканировать через телефон каждое отправления для выявления недостачи

каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы:
- прием без проверки - быстро (хоть сразу грузи отправления в машину и начинай развоз заказов). Но - все риски недостачи на тебе в виде полной мат ответственности (если чего-то в сетке не хватает, виноват ты и без вариантов)
- сканирование. Если чего-то не хватает, ты не виноват (но это не точно). Отнимает кучу времени, нервов и сил.

Итог: принял товар в сетках - далее его требуется разложить и доставить. Есть адепты варианта собирать заказы "в машине", есть те, кто скурпулезно собирают заказы на территории склада.

На этом первая часть подходит к концу. Если есть вопросы, готов ответить на них в комментариях.

В следующем посте расскажу о типах клиентов и веселых (и не очень ситуациях)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!