Серия «Оренбург»

12

Хотите за пару-тройку часов посетить сразу несколько регионов России?

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Хотите за пару-тройку часов посетить сразу несколько субъектов Российской Федерации, увидеть стоящие по соседству хату, юрту и терем? Тогда отправляйтесь в оренбургскую Национальную деревню. Здесь на небольшом пространстве находятся сразу 10 подворий, представляющих самые многочисленные этнические группы региона.

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Как все создавалось

Идея создания уникального культурного комплекса «Национальная деревня» была предложена в 2004 году экс-губернатором Оренбургской области Алексеем Андреевичем Чернышевым. В 2005 году началось строительство 10 подворий: русского, украинского, казахского, башкирского, мордовского, немецкого, чувашского, армянского, татарского и белорусского.

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

В 2007 году на проспекте Гагарина, прямо за памятником первому космонавту, появилось пространство с яркой улочкой, на которой возникли терема, юрты, хаты, бревенчатые срубы, бани и колодцы. Каждое подворье включало в себя музей истории, культуры и быта, кафе или ресторан национальной кухни, библиотеку с литературой на родном языке. Попадались даже редакции газет на родных языках. К середине 2009 года открылись все 10 подворий. Между русским, украинским и казахским подворьями был устроен фонтан «Дружба» (конечно, горожане сразу прозвали его фонтаном «Дружба народов», по аналогии с фонтаном ВДНХ).

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Подворья

Мордовское подворье соединило в себе историю и современность. Основное здание, «кудо», построено из самых современных строительных материалов, но при этом похоже на старинный мордовский женский головной убор – панго. Главными занятиями мордвы всегда были охота и бортничество, поэтому и в экспозиции музея представлены чучела животных – кабана, лося, медведя, лисы.

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Первые поселения татар в Оренбуржье возникли в 1744 году с появлением здесь казанских купцов. Тогда неподалеку от города был основан Сеитов посад (Сеитова слобода, названная так по имени первого поселенца – Сеита Хаялина), который сейчас носит название Татарская Каргала. Именно дома купцов-татар, проживавших в Сеитовой слободе в XVIII-XIX веках, стали прообразом для создания Татарского подворья.

Немцы свои жилые помещения всегда старались обставить с максимальным комфортом. В некоторых домах даже сохранились старинные, так называемые «голландские» часы, привезенные первыми переселенцами. Вот и интерьеры чопорного Немецкого подворья, как и сам фахверковый дом, смотрятся очень аутентично – столовая со старинным буфетом и подлинной утварью, гостиная с множеством старинных фотографий и текстиля, сакральная комната, где хранятся католические и лютеранские молитвенники, спальня. Полное ощущение, что вот-вот из комнаты выйдет какая-нибудь фрау Марта и предложит какие-нибудь Кёнигсбергские клопсы.

В традиционном быту армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства. «Гость от Бога», ‒ говорили в народе, и поэтому каждому путнику, постучавшемуся в дом, всегда были готовы кров и пища, а его коню ‒ овес и вода. Армянское подворье, пожалуй, можно назвать одним из самых любимых оренбуржцами и гостями города. Где еще можно попробовать такой сочный шашлык или подрумяненный кебаб, вкуснейшую долму, хачапури и другие блюда кавказской кухни? Да и внешний облик подворья – каменные постройки, небольшой водопадик и малая архитектурная форма в виде традиционного гордого горного орла – выглядит очень симпатично.

На Белорусском подворье внимание привлекают большие деревянные фигуры. Дело в том, что деревянная скульптура – это один из самых древних, традиционных и распространённых в прошлом видов народного искусства Беларуси. Другие традиционные занятия белорусов – плетение из соломки, резьба по дереву, гончарный промысел, ковка и вышивка – можно увидеть и во внешнем убранстве подворья, и в его внутреннем оформлении, и в экспозиции музея. Есть в подворье и ресторан национальной кухни, где можно попробовать салат «Батькина радость», «Белорускую цыпу» в виде рулета и конечно же картофельные драники. Ведь в традиционной белорусской кухне насчитывается до 200 блюд из картофеля!

В Чувашском подворье одним из самых любопытных музейных экспонатов был старинный ткацкий станок. А особой гордостью – богатейшая коллекция традиционного текстиля.

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

На территории Башкирского подворья расположились дом с шатровой крышей, площадка для сабантуев и конский дворик. Здание подворья немного напоминает очертаниями элементы знакового для Оренбурга Караван-сарая, построенного по инициативе военного губернатора Перовского и ставшего одной из визитных карточек города.

Традиционное для башкир бортничество (сбор меда диких пчел) тоже нашло свое воплощение в подворье – здесь установлены улья и деревянные колоды, из которых деревянные же медведи пытаются достать мед, сладкое «золото» Башкирии.

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Гостеприимное Казахское подворье, пожалуй, самое колоритное во всей Национальной деревне. Несколько юрт расположились на фоне современного здания в восточном стиле. Перед юртами подворья на газоне вальяжно разлегся гипсовый верблюд – «корабль пустыни», символ кочевой жизни казахского народа.

Юрта ‒ это жилище с деревянным каркасом и войлочным покрытием. Ее необычная форма подчеркивала необозримость степи и бесконечного небосвода. Юрта была идеально приспособлена к условиям кочевого быта — она легко собиралась и разбиралась, перевозилась, сохраняла необходимый температурный режим в жару и в холод. Парадные юрты, предназначенные для приёма гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Они покрывались белым войлоком и шёлком. Именно такие, гостевые белые юрты и украшают пространство Казахского подворья.

Украинское подворье в 2007 году было первым двором, открывшимся в «Национальной деревне». При его создании использовались самые узнаваемые элементы украинской культуры: беленая хата, крытая соломой и расписанная в традиционной манере, плетни, колодец, уличная печь.

Внешний облик каждого двора знакомит с особенностями культуры и быта народов, населяющих наше многонациональное Оренбуржье.

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Немного истории

Оренбург, основанный на отдаленном юго-восточном порубежье Российской империи, с самого начала своей истории стал местом притяжения для представителей самых разных национальностей и вероисповеданий. Привилегия, выданная городу 7 июня 1734 года императрицей Анной Иоанновной, обещала «всем, и всякого народа Российским …, купечеству, мастеровым и разночинцам, также Иностранных Европейских Государств иноземцам, купцам и художникам, и тутошным Башкирскому народу, и живущим с ними, и ново-подданным Нашим Киргизским, Каракалпакским народам, и из Азиятских стран приезжим Греком, Армяном, Индейцом, Персам, Бухарцом, Хивинцом, Ташкенцом, Калмыкам, и иных всякого звания и веры, приходить селитца жить, торговать и всяким ремеслом промышлять…».

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

С тех пор в Оренбург стали съезжаться азиаты и европейцы, жители ближнего и дальнего зарубежья, превращая город в яркую и многоликую мозаику. Все жили мирно. Места и занятий хватало всем, никто никого не ущемлял ни в плане языка, ни в плане религии. В городе в 1901 году насчитывалось православных церквей и часовен 41, старообрядческих молитвенных домов — 6, один католический костел, одна лютеранская кирха, две синагоги, 7 мусульманских мечетей. Пушкинские строки «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний!» очень подходили для описания тогдашней физиономии города.

В веке XXI почти ничего не изменилось. В Оренбурге по-прежнему проживают русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, армяне, немцы, евреи, представители других народов. А вообще в Оренбургской области проживают более 120 разных национальностей и этнических групп. Все ходят друг к другу в гости, угощают друг друга национальными блюдами, поют свои народные песни.

И однажды появилась мысль – а пусть все это воплотится в каком-то большом проекте, символизирующем межнациональный мир и согласие.

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Культурный комплекс «Национальная деревня». Фото: Арина Савина

Как добраться

GPS-координаты: 51.777695, 55.167718

Адрес: Культурный комплекс «Национальная деревня». Оренбург, сквер имени Ю.А. Гагарина. Остановка общественного транспорта «Национальная деревня». Автобусы № 7, 20, 21, 53н, 54н, 66н, 69н, 79н, 80н, 83н, 141, 149. Маршрутки № 1, 57н, 113, 114, 143, 151, 155а, 156, 158, 171, 775.

Текст: Елена Бурлуцкая

Показать полностью 9
9

Европейская готика в степном Оренбурге? Да, есть! Водонапорная башня

Водонапорная башня — говорим об архитектуре Оренбурга, готический стиль архитектуры, яркое запоминающееся место + научная библиотека Оренбургского государственного университета – на данный момент самое высокое здание в Оренбургской области

Европейская готика в степном Оренбурге? Да, есть! Причем это еще и объект промышленной архитектуры, так любимой современными урбанистами! Водонапорная башня — первенец крупного строительства советского Оренбурга.

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Оренбургский водопровод

Город Оренбург в конце XIX – начале XX в. представлял собой не слишком благостное зрелище. Проезжающие через него путешественники отмечали довольно низкую степень развития городской инфраструктуры. «Оренбург как город не оставил у меня никакой памяти (помню, что стояла в то время жара, духота) и отличался сильной пылью», — писал московский купец Н. А. Варенцов, проезжавший через губернскую столицу в середине 80-х гг.

Прибывшему в губернскую столицу в 1909 г. в качестве нового начальника Илецкого жандармского отделения Ташкентской железной дороги А. М. Полякову Оренбург показался «пыльным и довольно грязным городом».

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Тем не менее, Оренбург время от времени (как правило, благодаря стараниям кого-то из перспективно мыслящих губернских чиновников) умудрялся выступать лидером в деле внедрения каких-либо инноваций в сфере городского хозяйства.

Например, он первым из провинциальных российских городов обзавелся стационарным водопроводом, общая сеть которого составляла около 3 верст (около 3,2 км.). Водопроводные трубы были проложены вдоль всех основных городских улиц. Вода с помощью паровой машины поднималась из Урала, а затем, по трубам попадала в некоторые дома и в «бассейн-фонтан» на центральной городской площади. Здесь водовозы наполняли свои бочки и развозили воду горожанам. К началу XX в. появились еще два бассейна-резервуара и водоразборные будки.

С расширением города в 1920-е гг. воды стало не хватать. Электрические насосы, которые качали воду, были сильно изношены. Одной из центральных задач Городского совета стало строительство водонапорной башни и фильтровальной станции для очистки воды. На строительстве башни и фильтра была занята группа инженеров, которую возглавлял Л. В. Немира.

В группу входили И. В. Рянгин и А. Б. Фишман. Проектировалось, что водопроводная башня будет иметь запасной резервуар на 80 тысяч ведер воды. Сеть городского водопровода выросла тогда на 3,5 тысячи километров.

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Готика советских времен

Иван Васильевич Рянгин был выпускником архитектурного отделения Всероссийской Академии художеств (Петроград). В годы Гражданской войны он был направлен в Оренбург, где работал на железной дороге, затем занимал должность губернского архитектора, а в 1926 г. стал губернским инженером

В условиях господства в промышленной архитектуре того времени простого и геометричного стиля советского конструктивизма, Рянгин выполнил проект башни в традициях промышленного зодчества конца XIX в. Фасады башни украсили романские и готические архитектурные формы, напоминающие крепостные сооружения далекого Средневековья. Строительство водонапорной башни стало одним из первых шагов к индустриализации Оренбуржья.

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Пропорции постройки были довольно грузными, ведь воды нужно было держать около тысячи тонн. Но мастерство архитектора, его высочайших профессионализм позволил, с помощью специфических архитектурных форм придать постройке изящество и стройность. Башня, высота которой составила 28 метров, заняла место одной из красивейших достопримечательностей города. Сооружение строилось с учетом открытой кирпичной кладки. Привезенный кирпич при осмотре разделили на пять сортов, всё вносилось в протокол комиссией, производившей осмотр. Так удалось добиться качественной кладки, которую закончили к 1 ноября 1927 г., а внешнюю штукатурку и другие отделочные работы провели в строительный сезон 1928 г.

Оренбург. Водонапорная башня. Кафе. Фото: Арина Савина

Оренбург. Водонапорная башня. Кафе. Фото: Арина Савина

Строилась башня изначально на самой высокой точке города. Однако к 1960-м гг., с появлением высотных построек отметка уровня стала слишком низкой, и своей водонапорной функции башня лишилась. После модернизации городской системы водоснабжения помещения башни были переоборудованы под мастерские для художников-оформителей из Оренбургского отделения Художественного фонда РСФСР.

В 1990-е гг. здание башни было передано Оренбургскому государственному университету и планировалось под студенческий клуб. Однако клубом башня так и не стала. Сейчас в башне располагаются офисы различных фирм и кафе.

Оренбург. Водонапорная башня. Кафе. Фото: Арина Савина

Оренбург. Водонапорная башня. Кафе. Фото: Арина Савина

Как пройти в библиотеку?

Неподалеку от водонапорной башни располагается новое здание Научной библиотеки Оренбургского государственного университета. Индустриальная архитектура начала XX века смотрит на результат технической революции века XXI. Инициатором реализации масштабного проекта стал заслуженный деятель науки РФ, почетный гражданин Оренбурга, ректор ОГУ с 1989 по 2006 год Виктор Бондаренко.

Научная библиотека Оренбургского государственного университета. Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Научная библиотека Оренбургского государственного университета. Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Семнадцатиэтажное здание библиотеки — одно из самых высоких в городе. Общая высота здания со шпилем составляет 86,8 м. Со смотровой площадки, расположенной на крыше библиотеки, открывается великолепный панорамный вид на старый город. Да и само здание библиотеки служит ориентиром для всех, кто хочет попасть в Оренбургский государственный университет, поскольку золоченый шпиль на верхней башенке виден издалека. Вот уже четверть века в основании здания хранится капсула со словами: «Фундамент межвузовской библиотеки на 1 миллион 600 тысяч экземпляров учебной литературы заложен в январе 1998 года».

Основная задача, которая стояла перед авторами проекта — провести параллель между новым сооружением и Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова. Не случайно слева от центрального входа в библиотеку стоит часовня св. Татианы, покровительницы студенчества, а венчает здание шпиль. Но, на этом, по мнению многих горожан, сходство библиотеки и главного здания МГУ заканчивается. Оценки типа «лютый постмодернизм», «китайская подделка МГУ», «пародия на Московский государственный университет» и «нелепое подражание сталинскому ампиру» довольно часто проскакивают при обсуждении этого сооружения.

Построенная библиотека – очень сложное техническое сооружение, обладающее новейшими системами пожарной защиты, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Каркас библиотеки на 70 % состоит из монолитного железобетона. Фасады выполнены по новейшим современным технологиям. Подсветка здания в вечернее и ночное время превращает его в сооружение космического порядка из будущего.

Двери библиотеки открыты для всех желающих.

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Оренбург. Водонапорная башня. Фото: Арина Савина

Как добраться

GPS-координаты: 51.775012, 55.107464

Адрес: Остановка общественного транспорта «Оренбургский государственный университет». Автобусы № 53н, 60н, 65н, 66н. Троллейбус № 12. Маршрутки № 36, 78н.

Автор текста: Елена Бурлуцкая

Показать полностью 8
6

Что обязательно посмотреть в Оренбурге? Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди»

Прямо под Оренбургским туристическо-информационным центром, в подвальчике, в который можно попасть, пройдя через арку дома № 27 по улице Советской, находится уникальный музей — галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди».

Это реализованный проект Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» и его президента, Игоря Валентиновича Храмова. Здесь собраны уникальные биографические коллекции 36-ти знаменитостей, непосредственно связанных с Оренбуржьем.

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея. От идеи до открытия

Идея создания специального музея, в котором были бы размещены личные вещи известных людей, связанных с Оренбургом и Оренбуржьем, появилась задолго до его открытия.

Фонд «Евразия» и И. В. Храмов за много лет своей общественной деятельности смогли собрать уникальные биографические экспонаты — концертный пиджак Юрия Энтина и портрет Гарри Бардина работы Никаса Сафронова, бронзу Эрнста Неизвестного и рукописи Владимира Маканина. Сын Георгия Маленкова прислал портрет отца, изготовленный в Китае на шелке. Была приобретена портативная пишущая машинка «Ремингтон портэбл» 1924 года, из Германии — именно на такой печатали свои листовки студенты-антифашисты из «Белой розы».

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

В конце концов экспонатов стало так много, что возник вопрос о каком-то месте, где их можно было бы хранить, а еще лучше – показывать всем желающим.

Наконец, благодаря гранту Президента России на развитие гражданского общества, эту задумку удалось воплотить в жизнь.

В июне 2020 года Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди» открылась для посетителей. На площади всего в 56 квадратных метров уместилось огромное количество самых разных предметов, связанных со знаменитостями, родившимися в Оренбурге или находившимися здесь длительное время.

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Персонами, чьи биографии и «оренбургские страницы» жизни представлены в галерее, стали руководитель Советского Союза Георгий Маленков и Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин, актеры театра и кино Георгий Мартынюк, Виктор Борцов, Лев Дуров, Леонид Броневой, Майя Полянская, Владимир Уральский, писатели Морис Дрюон, Владимир Маканин, Юлиан Семенов, братья Стругацкие, художники Владимир Кибальчич и Сергей Калмыков, герои-антифашисты Муса Джалиль и Александр Шморель, сценаристы Алексей Саморядов и Владимир Кунин, композиторы Ян Френкель, Соловьев-Седой, популярные исполнители песен, среди которых Юрий Шатунов, и др. О каждом из них в экспозиции рассказывают подлинные документы, фотографии, предметы.

Галерею можно назвать «музеем самообслуживания» — здесь нет смотрителей и экскурсоводов. Посетителей с порога приветствуют голограммы героев галереи, а в трех небольших залах у каждого персонажа есть свой интерактивный монитор — можно послушать рассказ героя о себе или посмотреть фрагменты из фильмов и спектаклей с его участием. Все экспонаты имеют аннотацию на русском и английском языках, у каждого персонажа есть QR-код, по которому можно посмотреть видеоэкскурсию от создателя галереи.

В 2021 году галерея «Наши люди» была включена в официальный реестр музеев России. Она стала 14-м музеем Оренбургской области и 4-м официально зарегистрированным музеем Оренбурга.

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

У галереи «Наши люди» есть интересное граффити. На одном — узнаваемый многими образ Виктора Степановича Черномырдина, который задает риторический вопрос: «Мы выполнили все пункты?»; а на другом холсте расслабленный человек с запрокинутыми наверх ногами отметил те самые все пункты: «от А до Б».

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Купеческий след

Здание, в котором сейчас расположена Галерея, было построено в 1910 году оренбургским купцом 2-й гильдии Никифором Филипповичем Мальневым как доходный дом в стиле модерн. На первом этаже располагались магазины, булочные, кофейни, а на остальных этажах находились квартиры, которые сдавались в аренду.

Никифор Филиппович был разносторонним, увлекающимся человеком и удачным коммерческим деятелем, но основным его делом была торговля лесом. Мальнев был владельцем лесопильного завода, крупным застройщиком, владельцем одного из первых городских кинотеатров. В городском Тополевом саду, благодаря Мальневу, появились летний театр, деревянное здание ресторана, павильоны с бильярдом и кегельбаном. Однако бОльшую известность ему принесло строительство доходных домов и гостиниц в центральной части Оренбурга.

Дом по ул. Советской, 27 имел три этажа, большие подвальные помещения, во двор выходили два трехэтажных дворовых флигеля. До наших дней в отделке здания сохранились ажурные балконные решетки начала XX века.

Арт-арка

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

В 2013 году к празднованию 270-летия Оренбурга художники Роман Валерьев и Ольга Назарова под руководством преподавателя кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Игоря Чепурова на стенах арки, ведущей к Оренбургскому туристическо-информационному центру, изобразили несколько знаковых для города исторических архитектурных объектов.

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Общая концепция рисунков заключалась в том, чтобы на небольшом пространстве разместилась хроника жизни Оренбурга от кочевавших здесь некогда сарматов до нынешних дней.

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

В 2016 году здесь появились новые граффити — более красочные и персонализированные. Пространство украсили портреты первого космонавта Юрия Гагарина, знаменитого оренбургского губернатора Василия Перовского, бунтовщика Емельяна Пугачева, писателя Юрия Энтина. На стенах возникли Караван-Сарай, Гауптвахта, разрушенный Казанский кафедральный собор, Драмтеатр, пешеходный мост через реку Урал и другие городские достопримечательности. Авторами нового арт-объекта стали молодые оренбургские художники Максим Чукин и Михаил Лаврентьев.

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

«Истлевший угол»

В 2015 году в рамках Международного фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия» специалист по граффити из Уфы Павел Знагъ во дворе дома по улице Советской, 27, прямо над входом в туристическо-информационный центр создал новый арт-объект, получивший название «Истлевший угол». На стенах старинного здания были размещены цитаты из произведений современных авторов, связанные с Оренбургом — книг «Увидеть русский бунт» и «Закон и тайга» Александра Иванова и из биографии Юрия Гагарина, написанной писателем Львом Данилкиным.

«Истлевший угол». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

«Истлевший угол». Фото: Центр развития туризма Оренбургской области

Один из этих фрагментов и дал название объекту: «Истлевший угол бревенчатого сруба. В этих срубах лежали забытые деспоты степи – иссохшие скелеты, обряженные в ржавые кольчуги, и с сёдлами под черепами. Во тьме погребений блестело золото. Сокровища сарматских курганов, собранные Петром I в Кунсткамере, стали первой археологической коллекцией России» (А. Иванов. Закон и тайга).

Сам А. Иванов даже оставил на верхотуре автограф под своими текстами – расписывался, конечно, маркером, а Паша Знагъ профессионально, по-стритартовски, обвел автограф краской.

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Галерея выдающихся оренбуржцев «Наши люди». Фото: Арина Савина

Как добраться

GPS-координаты: 51.764499, 55.099836

Адрес: Оренбург, улица Советская, 27. Вход со двора. Остановка общественного транспорта «Улица Кирова». Автобусы № 2, 6. 21, 23, 24, 52н, 80н, 83н, 90. Маршрутки № 36, 178н, 156.

Остановка общественного транспорта «Советская улица». Автобусы № 7, 10, 23, 24, 53н, 59н, 65н, 82н, 83н, 90. Маршрутки № 14, 78н

Автор текста: Елена Бурлуцкая

Показать полностью 12
5

Музей изобразительных искусств в Оренбурге: уникальная коллекция и интересная история

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Здание Музея изобразительных искусств располагается на одном из наиболее исторических мест Оренбурга – его первой, Плац-парадной площади, предназначенной для проведения различных воинских построений.

В середине XIX столетия площадь получила название Александровской, по памятнику-обелиску, поставленному в 1822 году благодарными оренбуржцами императору Александру I, освободившему город от воинского постоя. В начале XX века площадь получила название Думской по расположенному на ней зданию Городской думы и Городской управы.

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств

Оренбургский областной музей изобразительных искусств был основан в 1960 году по инициативе искусствоведа Сергея Андреевича Варламова.

Залы музея открылись для посетителей в 1961 году вначале в небольшом здании на улице Правды (бывшей ул. Эссенской), неподалеку от здания бывшей Городской управы. Только в конце 1986 года Оренбургский музей ИЗО перебрался в здание по переулку Каширина, 29.

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Основой его коллекции стали произведения оренбургского художника-передвижника Лукиана Васильевича Попова (1873 – 1914). Он родился в селе Архангеловка Оренбургского уезда Оренбургской губернии, в семье крестьянина.  Живописи Попов обучался в Петербурге, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской Владимира Егоровича Маковского. В 1912 году Императорская Академия художеств присвоила Попову звание академика живописи. На сегодняшний день Оренбургский музей изобразительных искусств обладает самой большой коллекцией работ Попова (около 250 единиц хранения). В Музее Попову отведен целый зал, в котором представлены самые яркие работы художника – портреты и жанровая живопись.

Музейные фонды также пополнили экспонаты, полученные в дар от Оренбургского краеведческого музея, Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского музея А. Н. Радищева и разнообразных частных коллекций. В дальнейшем собрание музея пополнялось произведениями живописи, графики и декоративно-прикладного искусства местных мастеров.

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

На сегодняшний день в музейных фондах более 14 000 предметов, а в экспозициях можно увидеть древнерусское, русское искусство, произведения советской эпохи, работы оренбургских художников, а также декоративно-прикладное творчество.

Древнерусское искусство представлено старинными иконами. Жемчужина коллекции — лик «Параскева Пятница», написанный в конце XVI столетия.

Залы русского искусства представлены произведениями И. К. Айвазовского, Ф. А. Малявина, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова и других признанных авторов. Экспозиция музея ИЗО дает полное представление о художественной жизни Оренбургского края с дореволюционной эпохи до настоящего времени.

Последние десятилетия представлены работами оренбургских художников, отмеченных званиями и наградами: Николая Ерышева, Виктора Ни, Надежды Петиной, Геннадия Глахтеева, Юрия Рысухина, Антона Власенко, Александра Овчинникова и других художников.

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Сегодня музей — это не только основное здание на Каширина, 29, но и Выставочный зал, галерея «Оренбургский пуховый платок», Дом-музей семьи Ростроповичей, Музей скульптуры имени Петиных, Культурный центр «Эрмитаж-Евразия», а в скором времени открывается M’AРT — Музей современного искусства с арт-резиденциями для молодых художников.

Ежегодно музеем реализуется около 60 выставочных проектов, которые привлекают более 75 тысяч зрителей.

Оренбург. Фото: Арина Савина

Оренбург. Фото: Арина Савина

Архитектор Михаил Малахов

Здание Городской управы появилось здесь в 1814 году и вмещало в себя Городскую думу, Городовой магистрат и Сиротский суд. Строительство происходило в период, когда оренбургским военным губернатором был Григорий Семенович Волконский, отец будущего декабриста. Проект здания был выполнен известным русским архитектором Михаилом Павловичем Малаховым.

Выпускник Петербургской академии художеств, автор проекта Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге Михаил Малахов оказался в Оренбурге из-за своего «неблагонадежного поведения». Поскольку специалистов такого уровня в городе было мало, в Оренбурге Малахов в 1809 – 1815 годах занимал сразу две должности — губернского секретаря и губернского архитектора.

Кроме здания Городской управы, архитектор Малахов построил в Оренбурге здание Штаба оренбургского гарнизона (сегодня — Музыкальная школа по переулку Каширина, 31) и, вероятно, еще несколько зданий. В 1815 году Михаил Павлович покинул Оренбург и был зачислен в штат Екатеринбургских горных заводов. Больше ста построек, созданных по его проектам, украшают сегодня многие города Урала.

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Здание городской управы

В середине ХIХ столетия здание Городской управы представляло собой здание значительно меньших размеров, чем сейчас. К центральной двухэтажной части, перекрытой четырёхскатной крышей, с двух сторон примыкали одноэтажные крылья-флигеля. По словам «летописца» Оренбурга П. Н. Столпянского, «дом напоминал из себя высокую и узкую коробку, таким он и оставался вплоть до новой думы по положению 1870 года».

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

В начале 1870-х годов при оренбургском генерал-губернаторе Николае Андреевиче Крыжановском было принято решение о расширении и капитальной перестройке этого сооружения. Новая двухэтажная симметричная постройка, выполненная в неоклассическом стиле, располагалась на высоком цоколе из природного камня. Ступени из граната вели к парадному входу, украшенному шестиколонным портиком ионического ордера. На треугольном фронтоне была выполнена скульптурная композиция в виде венка из дубовых листьев и перевитых лент. Внутренние помещения были капитально перепланированы. 18 октября 1875 года состоялось торжественное открытие реконструированного здания.

Однако грандиозный пожар весной 1879 года, уничтоживший практически всю центральную часть города, нанес непоправимый ущерб и Городской управе. Ремонтные работы затянулись до конца столетия. Только в конце 1890-х годов Управа приняла тот внешний облик, который мы можем видеть сегодня. Автора-архитектора проекта перестройки установить пока не удалось.

Здание Городской управы было не только центром административной жизни Оренбурга, но и занимало значимое место в общественно-политической и научной жизни. Именно здесь на заседании Оренбургского отдела Русского географического общества 20 декабря 1880 года и 23 декабря 1885 года по возвращении из своих экспедиций по Центральной Азии выступал с отчетом Николай Михайлович Пржевальский.

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

После революции 1917 года здание продолжало выполнять свою функцию – в нем разместился Оренбургский горсовет. Во время Великой Отечественной войны и после нее, вплоть до 1959 года в этом здании находился штаб ВВС Южно-Уральского военного округа. Затем уникальное здание перешло городскому детскому саду № 35.

Странное впечатление оставалось от вида детских песочниц, горок и грибков, расположившихся на бывшей главной площади города перед монументальным главным фасадом бывшей Городской управы. В 1985 году здание по переулку Каширина, 29 передали Оренбургскому областному музею изобразительных искусств. В 1987 году здание было признано объектом культурного наследия регионального значения.

В 2023 году главное здание Музея закрылось на ремонт. Во время ремонтных работ случайно было обнаружено ранее скрытое подвальное помещение. После проведенных инженерных и историко-архивных изысканий было выявлено, что данное помещение было устроено после пожара 1879 года и использовалась как топочная. Предполагается, что после ремонта это пространство восстановит свой исторический облик и будет доступно для посетителей.

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Музей изобразительных искусств. Фото: Арина Савина

Как добраться

Адрес: Оренбургский областной музей изобразительных искусств. Оренбург, переулок Каширина, 29. Остановка общественного транспорта «Драмтеатр». Автобусы № 2, 6, 21, 52н, 66н, 80н. Маршрутки № 36, 105н, 156

Автор текста: Елена Бурлуцкая

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!