Серия «Пленочное фото-барахло»

16

Pentax 67

Сегодня у меня не просто обзор, а настоящий баттл двух порождений японского камеростроения. Не мало сломано копий в обсуждениях "какая лучше", что с завидной периодичностью вспыхивают не первый десяток лет.

Размерами P67 в полной выкладке со стеклом и замером чуть больше тушки РБ67, без учета объектива и призмы.

Размерами P67 в полной выкладке со стеклом и замером чуть больше тушки РБ67, без учета объектива и призмы.

Кто я такой, чтобы пройти мимо темы и не озвучить свое крайне важное, авторитетное мнение?) Погнали!

Концепция.

Я уже рассказывал о RB67 пару обзоров тому назад. Классическая для камер среднего формата компоновка хорошо зарекомендовала себя.

Вдохновлялись простыми формами кирпича все, кому не лень - Мамия (RB67, RZ67), Броника (GS) и пеноблок от Фуджи (GX680). И это только камеры 6х8 6х7. Представителей других форматов не сосчитать.

Несмотря на "кирпичный" силуэт, РБ67 - камера очень красива

Несмотря на "кирпичный" силуэт, РБ67 - камера очень красива

Удобная концепция модульной камеры позволяет адаптировать сетап под конкретные задачи. Сменные задники дают возможность снимать на разные пленки в рамках одного сета. Камера поддерживает форматы пленки от 645 до 6х8. Существует не нулевая вероятность установки цифрового задника. Призма отлично работает при съемке портретов в студии, а компактная шахта вкупе с поворотным механизмом для вертикальной и горизонтальной ориентации более уместна на пленере. При желании можно установить рукоятку и снимать с рук. На самом деле RB67 удобна для съемки с рук и без рукояти, однако прежде всего камера ориентирована на съемку со штатива.

Mamiya RB67, Ilford Fp4

Mamiya RB67, Ilford Fp4

Встроенные в объективы центральные затворы дают синхронизацию со вспышками на любых выдержках вплоть до 1/500 секунды, что позволяет исключить паразитный свет при съемке портретов. Камера отлично работает в связке как с постоянным, так и импульсным светом, а в комбинации с предподъемом зеркала минимизирует смаз в пейзажной и макро фотографии.

Расплата за подобную универсальность - вес и размеры камеры. RB67 в походом варианте весит 1.9 кг, а с призмой и рукояткой все 3.4 кг (оба замера без учета объектива). Объем камеры при этом исключает возможность переноски в средней сумке и требует кейса/рюкзака. В варианте для прогулок - шахта и штатник, камера в сумку поместится, но о дополнительных объективах, как и удобстве придётся забыть.

Если к РБ67 прицепить рукоятку, дело становится только хуже

Если к РБ67 прицепить рукоятку, дело становится только хуже

Пентакс 67, в свою очередь - уникальная камера и полная противоположность RB67. Во-первых, корпус камеры выполнен в формате 35 миллиметровых компактных камер. И если в для кадра 6х6 такие варианты исполнения не редкость (Pentacon Six, Norita, и др.). То для размер 6х7, Pentax 67, простите за тавтологию, такой один.

На корпусе П67 расположены привычные всем элементы управления "узких" камер

На корпусе П67 расположены привычные всем элементы управления "узких" камер

Что мы выигрываем от подобного решения? Прежде всего сокращение объемов. Камера относительно компактна. В небольшую сумку помещается тушка и два объектива. При этом мы получаем хват для съемки с рук (не эргономичный, но какой есть), призменный видоискатель и опционально - отличный замер экспозиции в призме, что позволяет дополнительно сэкономить место на внешнем экспонометре. Для сравнения, компактная м645 в ту же сумку помещается в том же составе +1 стекло и весит при этом не сильно меньше.

Pentax 67, Ilford HP5

Pentax 67, Ilford HP5

Что теряем? Все остальное. Затвор с выдержкой синхронизации 1/30 секунды и небольшое число объективов с центральным затвором выглядят как костыль при съемки с импульсным светом в студии. Плёнка, единожды заряженная в камеру должна быть отснята до конца. Заменить ее в процессе не удастся. С опциональной шахтой снимать, на мой взгляд, не удобно, особенно в портретной ориентации.

Без самодельной правой рукоятки, держать камеру одной рукой крайне неудобно

Без самодельной правой рукоятки, держать камеру одной рукой крайне неудобно

67 пентакс всем своим видом говорит, что его место "в полях". Камера отлично работает в сценарии путешествий.

Оптика.

Обе камеры обладают широким парком оптики. Любые фокусные, шифт-объективы, замечательная резкость.

Для системы существует огромное количество линз на любой вкус

Для системы существует огромное количество линз на любой вкус

Однако стекла от RB67 не возможно установить на камеры других систем, т.к. у наводка на резкость осуществляется с помощью меха и геликоид отсутствует. Оптика от 67го пентакса через переходники встаёт как на пленочные камеры 645го формата, так и на цифровые СФ и ФФ камеры. В системе, в отличии от RB67 есть светосильные объективы и стекла с характерным рисунком, например 105 F2.4. Здесь стоит проявить некоторую осторожность, т.к. в конструкции ранних такумаров использовалось ториевое стекло и они заметно "фонят" радиоактивным излучением.

Не все версии П67 имеют предподъем зеркала

Не все версии П67 имеют предподъем зеркала

Рабочий отрезок.

Рабочий отрезок 67го пня короче RB67 на 27.05 мм. Этот, сомнительный для многих аргумент, в сочетании со шторным затвором позволяет ставить некоторые интересные объективы других систем. Однако, следует понимать, что просто поставить объектив через переходник не выйдет - но при наличии токарного и фрезерного станков и подходящей кривизны плечевых отростков, система дает интересные возможности. Я обязательно пересажу на систему 180й соннар от пентакона 6, а возможно пойду дальше и сделаю сменные байонеты под объективы хассельблад и P6. Для RB67 с центральным затвором и длинным рабочим отрезком такая опция отсутствует в принципе.

Жаль на камеру не получиться поставить объективы от m645

Жаль на камеру не получиться поставить объективы от m645

Питание.

RB67, полностью механическая камера. Вы просто берете ее и идёте снимать, она всегда готова. Пентакс требует батареек и, в отличии от той же м645, батареек с запасом. Без питания камера превращается в эффектное пресс-папье. Благо батарейки 4SR44 легко доступны, хоть и не из дешёвых.

Удивила китайская левая рукоятка держать камеру очень удобно но уснимать так не получится - правая рука нажимает кнопку спуска, левая работает с фокусом. Возможно получиться вкорячить в рукоятку пусковой курок на манер РБ67

Удивила китайская левая рукоятка держать камеру очень удобно но уснимать так не получится - правая рука нажимает кнопку спуска, левая работает с фокусом. Возможно получиться вкорячить в рукоятку пусковой курок на манер РБ67

Надёжность.

РБ67 надёжная камера, которая ни разу не подводила за многие годы работы. Потенциальное узкое место - мех фокусировки доступен для покупки на али. При выходе из строя одного из элементов, будь то затвор в объективе или механизм протяжки в камере, модуль меняется, при этом работоспособность системы не страдает. Жаль не могу сказать подобного о периферии. Капризные затворы клинит при смене влажности и температуры, пластиковый корпус призмы подвержен царапинам, а задник однажды рассыпался на шестерёнки от тряски в УАЗе.

Странное дело - долгое время для поездок использвал м645, теперь даже не знаю. Габариты камер сопоставимы, Пентакс больше ровно на одну ячейку в инвентаре.

Странное дело - долгое время для поездок использвал м645, теперь даже не знаю. Габариты камер сопоставимы, Пентакс больше ровно на одну ячейку в инвентаре.

Пентакс 67 - крепкий кусок металла, даже ранние экземпляры часто продолжают работать и по сей день. Общая надёжность камеры и их долгая жизнь привела к тому, что рынок завален потасканными жизнью камерами, утопленными, битыми, облезлыми и убитыми в хлам. Необходимо тщательно подходить к выбору экземпляра. Благо, общее состояние чаще всего видно невооружённым взглядом.

П67 как и РБ67 не лишена элегантности

П67 как и РБ67 не лишена элегантности

Что в итоге?

Обе камеры замечательные и сталкивать их лбами бессмысленно - они разные и созданы для различных задач. Да, обе можно использовать для работы в любых сценариях, от портрета со вспышками до неспешного стрита. Но раскрываются они в полной мере, лишь в привычной среде обитания. В вопросе выбора стоит шагать от задач. В шатаниях по улицам, в руках фотографа 67й пентакс не имеет себе равных, но в студии с импульсным светом он выглядит неуместно.

Pentax 67, Ilford HP5

Pentax 67, Ilford HP5

Как всегда. С наилучшими пожеланиями, ваш Белый Лис.

Показать полностью 15
22

Небольшой большой формат. Toyo Field 45A II

Toyo Field 45A II. Приготовилась к прыжку.

Toyo Field 45A II. Приготовилась к прыжку.

Для меня словосочетание "Большой Формат" всегда отзывалось болью в спине и было, если не синонимом слова "страдание", то чем-то экзистенциональным, навевающим тоску

Осенняя тоска на 4х5".

Осенняя тоска на 4х5".

Перед глазами возникала картинка огромного, побитого жизнью скворечника, либо непонятного куска рессоры марсохода на тяжелой треноге.

Чем страшнее воображение рисовало образы, тем сильнее было моё удивление, когда я впервые увидел компактный металлический корпус Toyo Field 45A II.

Полевые складные камеры компактные и легко помещаются в рюкзаке. Жаль нельзя сложить камеру так, чтобы не пришлось снимать объектив

Полевые складные камеры компактные и легко помещаются в рюкзаке. Жаль нельзя сложить камеру так, чтобы не пришлось снимать объектив

Рядом с габаритной Mamiya RB67 и ее 75м шифтом (именно глюки Sekor 75mm Shift для RB67 сподвигли меня попробовать формат 4х5) тойка оказалась миниатюрным, лёгким коробком скрывающим хорошо отлаженный, точный механизм полевой форматной камеры.

Тойка, как и Mamiya RB67 имеет поворотный механизм для задников. Удобство решения невозможно переоценить.

Тойка, как и Mamiya RB67 имеет поворотный механизм для задников. Удобство решения невозможно переоценить.

Как известно, отпечатки с негативов большого формата не тонут в химии из-за "воздуха в кадре". Но я брал камеру не за тем.

Причина банальна - вертикальные подвижки. Форматная камера, это самый дешевый способ снимать натуру с правильной перспективой. Бонусом идёт супер детализация, управление плоскостью фокуса, сдвиг по горизонтали, возможность снимать на листовую пленку и 120е ролики (6х7, 6х9, 6х12), а так же невероятной красоты вид на матовом стекле.

Огромный фокусировочный экран дает яркую картинку благодаря подложке с линзой Френеля.

Огромный фокусировочный экран дает яркую картинку благодаря подложке с линзой Френеля.

Первое приятное впечатление дополнила оптика доставшаяся мне. Компактные объективы с центральным затвором вызывают непреодолимое желание набить ими сумку до самых краёв.

Полные "воздуха" объективы

Полные "воздуха" объективы

В этот момент приходится столкнуться с первым ограничением - растяжение меха камеры не позволяет использовать объективы с фокусным расстоянием длиннее 300 мм (ЭФР 79 мм). Более того, несмотря на возможность съёмки на 300 мм, по факту комфорт заканчивается на 270 мм (ЭФР 71 мм).

Toyo Field 45A II. Момент прыжка.

Toyo Field 45A II. Момент прыжка.

Фотография на широкий угол так же не без нюансов. Изображение на матовом стекле не яркое, с сильным виньетированием, что затрудняет кадрирование и фокусировку. Здесь нужно уточнить - последний момент не зависит от камеры, это особенности процесса съёмки на большой формат. И таких особенностей не мало:

Хочешь снимать на ширик? Нужна накидка. Пытаешься навести фокус? Бери фокусировочную лупу!

Без фокусировочной лупы, здесь ловить нечего.

Без фокусировочной лупы, здесь ловить нечего.

С одной стороны, "лишние" телодвижения утомляют, с другой - дают полный контроль над изображением и глубиной резкости.

Процесс неспешный и вдумчивый. Размеренной съемке способствует быстро редеющая стопка кассет с листами в сумке.

Много кассет с собой не унесешь. Каждая заряжена двумя листами пленки.

Много кассет с собой не унесешь. Каждая заряжена двумя листами пленки.

Кстати, о ней. Не знаю кто как, а я на съёмки с 4х5 камерой ношу одновременно сумку и рюкзак. Куча стекла и железа лежит за спиной, а мелочи вроде кассет, лупы и видоискателя в быстром доступе у бедра.

Видоискатель позволяет оценить сюжет на любом фокусном расстоянии.

Видоискатель позволяет оценить сюжет на любом фокусном расстоянии.

Внешний видоискатель позволяет быстро прикинуть кадр и решить стоит ли доставать барахло из рюкзака и на какое фокусное будет вестись съемка. Теоретически с ним можно фотографировать не снимая задник, сфокусировавшись на бесконечность. Для этих целей предусмотрена коррекция параллакса. Однако, я всегда использовал видоискатель исключительно для превью.

Процесс поиска масок на видоискатель под разные форматы тернист и полон разочарования. Благо есть возможность изготовить их самостоятельно

Процесс поиска масок на видоискатель под разные форматы тернист и полон разочарования. Благо есть возможность изготовить их самостоятельно

Диапазон подвижек камеры - достаточно скромный среди "больших" БФ камер, дает прекрасные возможности в сравнении с шифт-объективами среднего и, тем более, узкого форматов.

На мой скромный взгляд, подвижек камеры достаточно для большинства сюжетов "в полях"

На мой скромный взгляд, подвижек камеры достаточно для большинства сюжетов "в полях"

Родные задники для 120й пленки можно ставить так же как и кассеты под лист 4х5" - не снимая фокусировочный экран. На матовое стекло, в свою очередь, нанесена разметка под форматы 6х7 и 6х9.

В противовес классической схеме установки задника под 120ю пленку, родные задники встают на место кассет, что очень удобно - не нужно снимать матовое стекло.

В противовес классической схеме установки задника под 120ю пленку, родные задники встают на место кассет, что очень удобно - не нужно снимать матовое стекло.

Если снимаете в основном пейзажи, натюрморт и др. статику, благодаря возможности съёмки на любой формат до 4х5, камера способна заменить собой зоопарк фотоаппаратов.

Доступны "родные" задники под форматы 6х7 и 6х9.

Доступны "родные" задники под форматы 6х7 и 6х9.

Проблемное место большинства БФ камер - мех. Со временем он изнашивается, так же как и тканевая "шахта". Если второй момент исключительно декоративный, дырки в мехе сделают фотосъёмку на камеру невозможной.

Установка задника другого производителя.

Установка задника другого производителя.

Что удивительно, и то и другое легко приобрести в Китае на всем известном сайте, как и фокусировочный экран, линзу Френеля, лупу, накидку и другой сопутствующий хлам.

У камеры новый мех. Шахта ждет своей очереди.

У камеры новый мех. Шахта ждет своей очереди.

Все это разнообразие, а так же доступность различной технической и рентген пленки, дает уверенность, что форматные камеры первыми пришли в этот мир, но уйдут последними.

С уважением, ваш Белый Лис

Показать полностью 16
16

Mamiya RB67 Pro SD

Черный лакированный корпус. Что-то из времен Хичкоковских блондинок и красивых автомобилей.

Черный лакированный корпус. Что-то из времен Хичкоковских блондинок и красивых автомобилей.

Элегантный кусок стали в форм-факторе кирпича. 5 кг* стекла и металла. Мать драконов - Mamiya RB67 PRO SD.

Зачем все это? Закономерный вопрос возникает, если поставить рядом m645 1000s.

Справа - RB67 которая росла под шкафом.

Справа - RB67 которая росла под шкафом.

Все просто - кадр 6х7. Размер и соотношение сторон идеально подходит для печати формата 50х60 и даже имеет небольшой запас под кадрирование, а на форматах меньшего размера (40х50, 30х40) отпечатки смотрятся вовсе великолепно. При этом, фотоувеличитель под 6х7 остается, пускай относительно, но все еще мобильным и доступным для печати в домашних условиях. Все это делает камеры формата 6х7 крайне интересными, когда планируется ручная оптическая печать.

Найти линзу коррекции диоптрий для шахты, целая история.

Найти линзу коррекции диоптрий для шахты, целая история.

Если откинуть дальномерки, особенности фокусировки которых делают их неудобными при съемке крупных и ближних планов, а так же полностью исключают shift-объективы, макро и т.д., выбор среди зеркальных камер остается не велик. Рядом с одноклассниками-тяжеловесами RB67 хоть и не отличается миниатюрностью, но все же смотрится вполне естественно.

С камерой можно гулять недалеко от дома.

С камерой можно гулять недалеко от дома.

Долгое время RB67 оставалась моей основной камерой. Лишь последний год и только в полях, её слегка подвинула m645. Это правильно - студийные съемки, вот стихия чёрной бестии.

RB67 и Godox AD600BM созданы друг для друга, они даже лицом похожи.

RB67 и Godox AD600BM созданы друг для друга, они даже лицом похожи.

Металлический корпус, вес и размеры дают обманчивое ощущение надёжности и вседозволенности. Это не совсем так - камера действительно надёжна, но лишь в условиях студии или лайтового пленэра. Поход в горы старушке не понравится, а то и вовсе станет фатальным.

Для меня подобные эксперименты всякий раз оборачивались потерянным временем, деньгами и, главное, кадрами.

В поездке затвор отработал на этом ролике, на 11и других - нет.

В поездке затвор отработал на этом ролике, на 11и других - нет.

Забавно, что сама тушка работала исправно всегда и без исключений, но периферия шла в разнос - после тряски в УАЗе задник сыпал шестернями. При смене влажности и температуры клинило затвор.

Существует мнение, что на RB67 снимают лишь со штатива. Это не так. Несмотря на дизайн в стиле кубизма, камера идеально лежит в руках. Все элементы управления удобно расположены и легко доступны.

Тот самый задник после ремонта.

Тот самый задник после ремонта.

Поворотный задник даёт возможность снимать как вертикально, так и горизонтально не меняя ориентации камеры, что очень удобно при её весе и эргономике.

Помимо механических задников разных форматов (645, 6х6, 6х7), существует довольно бестолковый с точки зрения эффективности моторизированный задник, однако и от него есть польза - формат кадра 6х8. Эта опция доступна лишь на RB PRO SD, либо других моделях при замене поворотного механизма задников на новое.

Моторизированный задник смотрится инородно, однако кадр 6х8 того стоит.

Моторизированный задник смотрится инородно, однако кадр 6х8 того стоит.

Несмотря на отсутствие физических крутилок, у RB67 есть функция преподъема зеркала. Ею можно воспользоваться если у затвора объектива предусмотрено соответствующее гнездо под тросик (обозначается M. UP). В этом случае зеркало поднимется при нажатии на кнопку спуска на тушке, а затвор сработает от нажатия на тросик. Либо с помощью родного двойного пускового тросика. Он заметно упрощает работу с камерой в тех случаях, когда нужно получить максимальную резкость без смаза при хлопке огромного зеркала.

Один из трех разъемов для тросика - делает спуск после подъема зеркала.

Один из трех разъемов для тросика - делает спуск после подъема зеркала.

Два положения кнопки спуска на тросике позволяют последовательно поднять зеркало, а затем сделать кадр. Стоит запомнить порядок: короткий подключаем к объективу, длинный к камере.

Не обязательно использовать родной тросик, есть возможность подключения двух (а в некоторых редких сценариях и трех) от стороннего производителя. Это не очень удобно и камера становится похожей на ежа.

RB67 PRO SD, Ilford Fp4+, D76 1+3

RB67 PRO SD, Ilford Fp4+, D76 1+3

Зеркало камеры ощутимо бьет. Это влияет на резкость кадров при длинной выдержке и на... студийную съемку с импульсным светом.

Первое время я не мог сообразить, почему вспышки при подключении к камере начинали жить своей жизнью. Они то и дело срабатывали раньше затвора, либо могли внезапно пыхать без всякой причины. Причиной оказалось сотрясение при хлопке зеркала - контакты синхронизатора замыкало о поверхность внутренней части холодного башмака. Благо любые проблемы, в т.ч. и эту легко решить заклеив контакты скотчем, либо изолентой.

Помимо тросика, для RB67 существует множество аксессуаров, на удивление удобных и функциональных. Начиная от кассет для съемки на листовую пленку и задников под любой формат и заканчивая рукояткой с регулируемым углом наклона. Она и призма выручают при съемке с рук портретов в студии.

Единственное, что мне долгое время не давало покоя - достаточно тёмные фокусировочные экраны, благо удалось найти светлый экран за разумные деньги. Такое бывает не часто.

RB67 PRO SD, Ilford Fp4+, D76 1+3

RB67 PRO SD, Ilford Fp4+, D76 1+3

В линейке камер RB67 есть две три итерации: RB67 Professional (1970), RB67 Pro-S (1974) и RB67 PRO SD (1990). PRO SD поддерживает всю периферию от предыдущей модели, но не наоборот - некоторые объективы и аксессуары возможно установить только на PRO SD, помимо прочего это касается стекла Sekor 75 Shift, что стало решающим для меня при выборе модели. Тем более, шанс наткнуться на рабочую тушку среди камер последних лет сильно выше.

75й шифт - украшение системы, если бы не капризный затвор...

75й шифт - украшение системы, если бы не капризный затвор...

Что касаемо объективов, здесь все скучно. Относительно свежие системные объективы с маркировкой K/L отличного качества. Можно брать любой с подходящим фокусным и снимать. Нет плохих объективов, как нет и стекол с рисунком ради которого стоит перерыть все барахолки.

Фильтры диаметром 105 мм нужно еще отыскать...

Фильтры диаметром 105 мм нужно еще отыскать...

Огромный рабочий отрезок и своеобразная система фокусировки не способствуют использованию объективов вне системы RB, как и установке неродных объективов.

RB67 PRO SD, Ilford Fp4+, D76 1+3

RB67 PRO SD, Ilford Fp4+, D76 1+3

RB67 ругают за вес и размеры. И правда, камера с 75и миллиметровым шифт-объективом (ЭФР 35 мм на полнокадровой камере) поместится не в каждый рюкзак. Вот только, таскать туда-сюда RB67 в рюкзаке, все равно, что бить микроскоп о гвозди. Как и любой другой специализированный инструмент, камера хороша для тех целей, о которых думали ее разработчики. Для съемки портретов, предметки, интерьеров и доступных пейзажей, камеру лучше RB67 придётся поискать.

*Вес тушки, призмы и среднестатистического объектива

Белый Лис

Показать полностью 14
15

Mamiya M645 1000s & 645 SUPER

Mamiya M645 1000s в характерном дизайне слегка напоминает RB 67

Mamiya M645 1000s в характерном дизайне слегка напоминает RB 67

Вспомнил, что буквально на днях, месяцев десять как, я обещал рассказать о своей Мамии M645 1000S. На тот момент я был в восторге от её миниатюрных размеров и нового для меня 645го формата. Но, отсняв с камерой год, хочу сказать... Я все еще под впечатлением!

Камера безотказно отработала в десятке локаций от побережья Черного моря, до степей Забайкалья

Камера безотказно отработала в десятке локаций от побережья Черного моря, до степей Забайкалья

645я Мамия так запала в душу, что недавно я приобрёл вторую - 645 Super. Прикинув, что развитие хорошей концепции даст больше возможностей, я пошёл на поводу маркетологов. Спустя месяц я все еще не могу однозначно заявить, напрасно или нет.

Как бы то ни было, теперь есть повод рассказать об обеих тушках, да ещё и в сравнении. Погнали!

Старшее и младшее поколения камер

Старшее и младшее поколения камер

Полноценная поездка со старшей RB67 PRO SD напоминает переезд с кучей чемоданов. В этом плане, даже Toyo Field 4x5 с тремя стёклами выходит компактнее и легче.

Тем более, расхожий миф о надёжности стекла и стали RB67 на практике весело рассыпается шестернями в перемешку с винтиками. Капризные затворы клинит от перепада температуры, влажности и фазы луны, оставляя незадачливого фотографа в глуши наедине со стильным кирпичом.

Старушка не любит далеко ходить от дома, RB67 - студийная камера, кто бы что не говорил.

M645 1000s на фоне компактной 35мм камеры

M645 1000s на фоне компактной 35мм камеры

Логичным выходом для многочисленных поездок стал комплект под узкую пленку. Я уже писал о Canon EOS 1 и Olympus OM 1. И все бы ничего, но 35мм негатив при увеличении до 30х40, это компромисс. И чем больше формат печати, тем страшнее с него картинка.

Скала Киселева. Mamiya M645 1000s, Ilford FP4+, D76 1+3

Скала Киселева. Mamiya M645 1000s, Ilford FP4+, D76 1+3

Я было смирился, но судьба подкинула объявление о продаже m645 1000s в состоянии "не бит, ни крашен". Почему бы и нет?

645й формат на мелкозернистых пленках дает возможность качественно печатать 55х40 см, хоть и без запаса на кадрирование.* Что идеально подходит под мои задачи.

Здесь пора споткнуться о первые "нюансы" и "особенности" m645 1000s.

На фоне 50-миллиметровый шифт - ЭФР 35 миллиметрового шифта на полном кадре

На фоне 50-миллиметровый шифт - ЭФР 35 миллиметрового шифта на полном кадре

Модель пожилая и при этом имеет электронный затвор со всеми вытекающими конденсаторами. Найти камеру в состоянии NM задача не простая. Я перебрал несколько мертвых и умирающих лотов. И даже в камере, которая досталась мне, я обнаружил след удара, который не заметил при покупке.

С 645 super ситуация обратная. Камера относительно свежая и периодически всплывают достойные экземпляры за адекватные деньги. Индикатор - состояние пластика корпуса. Царапины мгновенно выдают рабочую лошадь на последнем издыхании.

645 Super кажется больше по габаритам, однако размеры камер практически одинаковые

645 Super кажется больше по габаритам, однако размеры камер практически одинаковые

С точки зрения функционала и эргономики Mamiya сделала все как надо ещё в 76 году.

В М645 1000S есть все, что нужно для съемки вдали от дома: выдержки от 8 до 1/1000 секунды, таймер автоспуска на случай, если забыл спусковой тросик, предподъем зеркала. Нет сменных задников. Это может стать проблемой, но не для меня - 99% кадров я снимаю на FP4+.

Единственный вопрос к эргономике M645 1000s - ручка перемотки, она цепляется за все

Единственный вопрос к эргономике M645 1000s - ручка перемотки, она цепляется за все

Классический дизайн и материалы внушают ощущение надежности. M645 1000S удобно лежит в руках, мало весит и легко помещается в миниатюрную сумку.

Камера экономно расходует батарею. За год не частых съемок я не менял батарейку ни разу.

С 645 super, что-то пошло не так. Прежде всего мы потеряли возможность подключать классический спусковой тросик. Теперь нужен электронный с нестандартным разъёмом. Найти сейчас подобный девайс, это отдельный и не интересный квест. Благо с засильем 3D печати есть возможность изготовить тросик самостоятельно, либо адаптировать девайс другого производителя - нужно печатать коннектор и замыкать 2й и 3й контакты. Таймера тоже нет, этот лайфхак больше не работает. Хорошо, что предподъем зеркала остался на месте.

Зато есть сменные задники.

Кнопка спуска на рукоятке очень чувствительная, достаточно слегка задеть чтобы сделать кадр

Кнопка спуска на рукоятке очень чувствительная, достаточно слегка задеть чтобы сделать кадр

Мне нравится, как камера выглядит, но пластиковый корпус склонен собирать царапины.

Тушка досталась мне с моторной рукояткой. У неё удобный хват и звучит она так, словно что-то ещё живое попало в мясорубку. Если рукоятку снять, мы получаем все то же, что в предыдущей модели - удобно.

Обе камеры модульные, однако сменный задник есть только у 645 Super

Обе камеры модульные, однако сменный задник есть только у 645 Super

На мои камеры установлены призмы и здесь выигрывает 645 super. Замерной призмой удобно пользоваться, она врёт на 1 стоп, но есть компенсация. С учетом поправки замер выходит точным. Можно снимать с приоритетом диафрагмы.

На м645 1000s призма с характерной полосой поперек кадра - практически все призмы м645 страдают этой болезнью - со временем портится зеркальное напыление. Есть призмы убитые в ноль, но мне повезло. Полоса есть но не мешает кадрированию и фокусировке. Надолго ли?

Для 1000s доступно несколько вариантов замерных призм, мне досталась без экспонометра

Для 1000s доступно несколько вариантов замерных призм, мне досталась без экспонометра

На обе модели выпускались шахты, но встречаются они редко и стоят неадекватных сумм. И раз я заговорил о ценах...

К камере подходит наклонная рукоятка и тросик от RB67. Хотя рукоять явно не по размеру

К камере подходит наклонная рукоятка и тросик от RB67. Хотя рукоять явно не по размеру

Часто всплывают БУ камеры и цены варьируются от 30к за тушку в идеальном состоянии до 150к и выше за убитый экземпляр. Если время терпит, легко дождаться хорошую камеру за приятную цену.

Та же ситуация с оптикой. Если не горит, можно набрать небольшую гору отличного стекла, заплатив 40-50к за набор.

Ладожские Шхеры. Зодиак-8, Mamiya M645 1000s, Ilford FP4+, D76 1+3

Ладожские Шхеры. Зодиак-8, Mamiya M645 1000s, Ilford FP4+, D76 1+3

Невысокая стоимость камеры и стекол компенсируются дикими ценами на аксессуары.

Шахта для м645 или адаптер для тросика 645 super по цене тушки обычное дело.

Стоимость оптики приятно удивляет. Я на радостях слегка увлекся.

Стоимость оптики приятно удивляет. Я на радостях слегка увлекся.

Это самый вкусный момент. Для системы разработанно множество качественных и резких объективов под любую задачу, а короткий рабочий отрезок даёт возможность ставить на камеры через переходник объективы других производителей и форматов: 66, 67 и др.

Отдельно радует байонет Б. Чудесный портретник Zeiss Jena Sonnar f2.8 180mm и не плохой фишай Зодиак-8 f3.5 30mm обошлись мне в 25к.

Объективы других систем на камере среднего формата. Я сплю и вижу дивный сон.

Объективы других систем на камере среднего формата. Я сплю и вижу дивный сон.

Разрешение оригинальных объективов позволяет использовать их на цифровых беззеркалках, а так же даёт возможность съемки tilt-shift при использовании специального переходника.

Переславль-Залесский. Mamiya M645 1000s, Ilford FP4+, D76 1+3

Переславль-Залесский. Mamiya M645 1000s, Ilford FP4+, D76 1+3

Что в итоге?

М645 невероятно компактна. Она и кучка объективов умещается в небольшой дорожной сумке и становится настоящим спасением в поездках.

645 super с капризным пластиковым корпусом, крупной рукояткой и отсутствием гнезда под механический тросик не вписалась в концепцию камеры для вылазок на УАЗах и скаканию по горам. Зато для неё полно сценариев лайтовых путешествий, прогулок, съемок в студии и интерьере с естественным освещением.

1000s со стеклами помещается в сумку рассчитанную на небольшие 35мм камеры

1000s со стеклами помещается в сумку рассчитанную на небольшие 35мм камеры

Искренне ваш, Белый Лис

Показать полностью 17
19

Canon EOS 1

Canon EOS 1, собственной персоной

Canon EOS 1, собственной персоной

Следующая животина в нашем зверинце, 35 миллиметровая камера Canon EOS 1 - полный антипод Olympus OM1n.

Если OMка таскается со мной по отпускам, то "единичка" постоянная камера в рабочих поездках. Самый заурядный дизайн от Canon, который не менялся последние 30 лет, внушительные габариты и вес. EOS1 не та камера, которой снимаешь ради удовольствия, она про другое...


EOS 1 в кармане не поместится...

EOS 1 в кармане не поместится...

Гора легко доступной, очень быстрой автофокусной современной оптики. Даже если у меня нет подходящего стекла, если я нахожусь в далёком регионе. Всегда можно найти нужный объектив под байонет EF. Купить, взять в аренду, попросить у местных. Стекол везде навалом и многие если не лучшие в своём классе, то очень хороши.


В системе порой встречаются уникальные объективы, например TS-E 17 mm

В системе порой встречаются уникальные объективы, например TS-E 17 mm

Все эти объективы через переходник можно поставить на любую беззеркальную цифровую камеру. Я снимаю на A7R4 с переходником Sigma MC11 и в поездке могу использовать большую часть объективов как на пленке, так и на цифре.


Кадр сделан на EOS 1 + TS-E 17mm, во время прогулки в очередной командировке

Кадр сделан на EOS 1 + TS-E 17mm, во время прогулки в очередной командировке

Пыле-влагозащита и корпус камеры - можно снимать в дождь, холод, жару. Трястись в "буханке", прыгать по горам.

В эти моменты я сосредоточен на том, чтобы не сломать себе ногу, о камере можно не беспокоиться.


Камера неприхотлива и достаточно крепкая

Камера неприхотлива и достаточно крепкая

Энергонезависимость - восемь АА батареек в батарейной рукоятке (без нее камера совсем не торт). Их можно взять с собой в путь или купить в любом комке по дороге.

Я люблю механические камеры, потому что не нужно следить за батарейками. Камера всегда готова к съемке, схватил и побежал снимать. EOS 1 с батарейной рукояткой как механическая камера.


Батарейный блок в рукоятке

Батарейный блок в рукоятке

У EOS 1, есть много достоинств. Автофокус, замер экспозиции, любые выдержки, скорость серии, ttl и прочее, прочее, прочее. О них не интересно говорить, так же как о дизайне и эргономике единички. Потому что все это есть, оно работает и работает чертовски хорошо. К этому быстро привыкаешь и перестаёшь замечать. В процессе я не думаю о камере, я работаю над кадром.


Кто снимал на цифровые камеры EOS, легко разберется и с аналоговой тушкой

Кто снимал на цифровые камеры EOS, легко разберется и с аналоговой тушкой

Есть нюансы - куда без них:

Во-первых, у многих тушек мертва часть диодов на экране видоискателя. Не всегда сразу понимаю, какие установлены параметры, цифры отображается не полностью. Благо, есть дублирующий жк-дисплей.


Дублирующий дисплей

Дублирующий дисплей

Во-вторых, в Canon что-то намудрили с протоколами камера-объектив и современные чипированые переходники с того же м42 на EF не работают и это дико бесит.

Переходники без чипа работают без подтверждения фокусировки. Мне рассказывали, что если долго и упорно искать правильный адаптер, то чудо случиться. Я пытался, но не нашёл.


Достаю Гелиос-77 раз в четыре года и очень хочу иметь подтверждение фокусировки

Достаю Гелиос-77 раз в четыре года и очень хочу иметь подтверждение фокусировки

Что в сухом остатке? Canon EOS 1, как добротный молоток. Ни какой лирики. И то и другое профессиональный инструмент. Первым легко снимаем кадры, вторым с той же лёгкостью забиваем гвозди. Главное не уронить себе на пальцы.

Искренне ваш, Белый Лис

Показать полностью 8
19

Olympus OM1, моя первая... пленочная камера

В приступе графомании хочу поделиться своим мнением об инструменте, с которым работаю не один год. Буду коротко делиться субъективным мнением об экземплярах, коих от всей души люблю и ни на что не променяю.

Первые в списке - выводок мелких хорьков, которые познакомили меня с аналоговой фотографией - Olympus OM 1 и OM 1n.

Надежные, стильные камеры, со множеством резких и главное компактных стекол. Вдумайтесь, длина светосильного 135 F2.8, всего 80 мм. С нормальными объективами и даже с некоторыми телевиками камера помещается в карман куртки. Чистая механика, ничего лишнего.


Olympus OM1 и OM1n

Olympus OM1 и OM1n

За шесть лет один раз испытывал проблемы - камера замёрзла при -20°. В обслуживании камеры все стандартно, необходимо заменить старый поролон.


Камера отрабатывает механические выдержки от 1 до 1/1000 секунды

Камера отрабатывает механические выдержки от 1 до 1/1000 секунды

Есть миф, о том, что экспонометр OMки корректно работает лишь
с батарейками рц-53. Это не так. С самого начала я использовал доступные воздушно-цинковые батарейки для слуховых аппаратов и всегда получал правильную экспозицию. Проверено на обеих тушках, никакой калибровки экспонометра не проводилось.


Рычаг включения экспонометра - единственное для чего камере батарейки

Рычаг включения экспонометра - единственное для чего камере батарейки

Обычно OMка едет со мной в отпуск, а с ней звезда системы - 35 мм F2.8 shift объектив. С ним удаётся выхватить интересный сюжет или пейзаж, подвижки способствуют. Единственное, смотрим на цвет просветления - желтое любит зайцев.

Объектив непривычно массивный в сравнении с другими стёклами системы, но возможность одновременного сдвига по двум осям прощает вес и габариты.


OM Zuiko 35 mm F2.8 Shift

OM Zuiko 35 mm F2.8 Shift

В системе гора светлых экранов, я остановился на комбинированном (1-13) с клиньями и микропризмами. Известно, что для OM4 и OM4ti, олимпус выпускали ещё более светлые экраны, жаль не довелось опробовать.


Колесо установки светочувствительности

Колесо установки светочувствительности

Из нюансов камер, разве что костыль с двойной экспозицией и съемный башмак который легко потерять, но невозможно забыть.


Порой не верится, что камера добралась до нас из начала 70х

Порой не верится, что камера добралась до нас из начала 70х

OM1 занимает отдельное место в моем сердце. Возможно, начни я снимать на пленку с другой камерой на том бы все закончилось. Но именно этот кусок удивительных инженерных и дизайнерских решений победил меня копнуть чуть глубже и понеслось..

С уважением, ваш Белый Лис

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!