Сообщество - Лига пленочной фотографии

Лига пленочной фотографии

678 постов 1 147 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

16

Pentax 67

Сегодня у меня не просто обзор, а настоящий баттл двух порождений японского камеростроения. Не мало сломано копий в обсуждениях "какая лучше", что с завидной периодичностью вспыхивают не первый десяток лет.

Размерами P67 в полной выкладке со стеклом и замером чуть больше тушки РБ67, без учета объектива и призмы.

Размерами P67 в полной выкладке со стеклом и замером чуть больше тушки РБ67, без учета объектива и призмы.

Кто я такой, чтобы пройти мимо темы и не озвучить свое крайне важное, авторитетное мнение?) Погнали!

Концепция.

Я уже рассказывал о RB67 пару обзоров тому назад. Классическая для камер среднего формата компоновка хорошо зарекомендовала себя.

Вдохновлялись простыми формами кирпича все, кому не лень - Мамия (RB67, RZ67), Броника (GS) и пеноблок от Фуджи (GX680). И это только камеры 6х8 6х7. Представителей других форматов не сосчитать.

Несмотря на "кирпичный" силуэт, РБ67 - камера очень красива

Несмотря на "кирпичный" силуэт, РБ67 - камера очень красива

Удобная концепция модульной камеры позволяет адаптировать сетап под конкретные задачи. Сменные задники дают возможность снимать на разные пленки в рамках одного сета. Камера поддерживает форматы пленки от 645 до 6х8. Существует не нулевая вероятность установки цифрового задника. Призма отлично работает при съемке портретов в студии, а компактная шахта вкупе с поворотным механизмом для вертикальной и горизонтальной ориентации более уместна на пленере. При желании можно установить рукоятку и снимать с рук. На самом деле RB67 удобна для съемки с рук и без рукояти, однако прежде всего камера ориентирована на съемку со штатива.

Mamiya RB67, Ilford Fp4

Mamiya RB67, Ilford Fp4

Встроенные в объективы центральные затворы дают синхронизацию со вспышками на любых выдержках вплоть до 1/500 секунды, что позволяет исключить паразитный свет при съемке портретов. Камера отлично работает в связке как с постоянным, так и импульсным светом, а в комбинации с предподъемом зеркала минимизирует смаз в пейзажной и макро фотографии.

Расплата за подобную универсальность - вес и размеры камеры. RB67 в походом варианте весит 1.9 кг, а с призмой и рукояткой все 3.4 кг (оба замера без учета объектива). Объем камеры при этом исключает возможность переноски в средней сумке и требует кейса/рюкзака. В варианте для прогулок - шахта и штатник, камера в сумку поместится, но о дополнительных объективах, как и удобстве придётся забыть.

Если к РБ67 прицепить рукоятку, дело становится только хуже

Если к РБ67 прицепить рукоятку, дело становится только хуже

Пентакс 67, в свою очередь - уникальная камера и полная противоположность RB67. Во-первых, корпус камеры выполнен в формате 35 миллиметровых компактных камер. И если в для кадра 6х6 такие варианты исполнения не редкость (Pentacon Six, Norita, и др.). То для размер 6х7, Pentax 67, простите за тавтологию, такой один.

На корпусе П67 расположены привычные всем элементы управления "узких" камер

На корпусе П67 расположены привычные всем элементы управления "узких" камер

Что мы выигрываем от подобного решения? Прежде всего сокращение объемов. Камера относительно компактна. В небольшую сумку помещается тушка и два объектива. При этом мы получаем хват для съемки с рук (не эргономичный, но какой есть), призменный видоискатель и опционально - отличный замер экспозиции в призме, что позволяет дополнительно сэкономить место на внешнем экспонометре. Для сравнения, компактная м645 в ту же сумку помещается в том же составе +1 стекло и весит при этом не сильно меньше.

Pentax 67, Ilford HP5

Pentax 67, Ilford HP5

Что теряем? Все остальное. Затвор с выдержкой синхронизации 1/30 секунды и небольшое число объективов с центральным затвором выглядят как костыль при съемки с импульсным светом в студии. Плёнка, единожды заряженная в камеру должна быть отснята до конца. Заменить ее в процессе не удастся. С опциональной шахтой снимать, на мой взгляд, не удобно, особенно в портретной ориентации.

Без самодельной правой рукоятки, держать камеру одной рукой крайне неудобно

Без самодельной правой рукоятки, держать камеру одной рукой крайне неудобно

67 пентакс всем своим видом говорит, что его место "в полях". Камера отлично работает в сценарии путешествий.

Оптика.

Обе камеры обладают широким парком оптики. Любые фокусные, шифт-объективы, замечательная резкость.

Для системы существует огромное количество линз на любой вкус

Для системы существует огромное количество линз на любой вкус

Однако стекла от RB67 не возможно установить на камеры других систем, т.к. у наводка на резкость осуществляется с помощью меха и геликоид отсутствует. Оптика от 67го пентакса через переходники встаёт как на пленочные камеры 645го формата, так и на цифровые СФ и ФФ камеры. В системе, в отличии от RB67 есть светосильные объективы и стекла с характерным рисунком, например 105 F2.4. Здесь стоит проявить некоторую осторожность, т.к. в конструкции ранних такумаров использовалось ториевое стекло и они заметно "фонят" радиоактивным излучением.

Не все версии П67 имеют предподъем зеркала

Не все версии П67 имеют предподъем зеркала

Рабочий отрезок.

Рабочий отрезок 67го пня короче RB67 на 27.05 мм. Этот, сомнительный для многих аргумент, в сочетании со шторным затвором позволяет ставить некоторые интересные объективы других систем. Однако, следует понимать, что просто поставить объектив через переходник не выйдет - но при наличии токарного и фрезерного станков и подходящей кривизны плечевых отростков, система дает интересные возможности. Я обязательно пересажу на систему 180й соннар от пентакона 6, а возможно пойду дальше и сделаю сменные байонеты под объективы хассельблад и P6. Для RB67 с центральным затвором и длинным рабочим отрезком такая опция отсутствует в принципе.

Жаль на камеру не получиться поставить объективы от m645

Жаль на камеру не получиться поставить объективы от m645

Питание.

RB67, полностью механическая камера. Вы просто берете ее и идёте снимать, она всегда готова. Пентакс требует батареек и, в отличии от той же м645, батареек с запасом. Без питания камера превращается в эффектное пресс-папье. Благо батарейки 4SR44 легко доступны, хоть и не из дешёвых.

Удивила китайская левая рукоятка держать камеру очень удобно но уснимать так не получится - правая рука нажимает кнопку спуска, левая работает с фокусом. Возможно получиться вкорячить в рукоятку пусковой курок на манер РБ67

Удивила китайская левая рукоятка держать камеру очень удобно но уснимать так не получится - правая рука нажимает кнопку спуска, левая работает с фокусом. Возможно получиться вкорячить в рукоятку пусковой курок на манер РБ67

Надёжность.

РБ67 надёжная камера, которая ни разу не подводила за многие годы работы. Потенциальное узкое место - мех фокусировки доступен для покупки на али. При выходе из строя одного из элементов, будь то затвор в объективе или механизм протяжки в камере, модуль меняется, при этом работоспособность системы не страдает. Жаль не могу сказать подобного о периферии. Капризные затворы клинит при смене влажности и температуры, пластиковый корпус призмы подвержен царапинам, а задник однажды рассыпался на шестерёнки от тряски в УАЗе.

Странное дело - долгое время для поездок использвал м645, теперь даже не знаю. Габариты камер сопоставимы, Пентакс больше ровно на одну ячейку в инвентаре.

Странное дело - долгое время для поездок использвал м645, теперь даже не знаю. Габариты камер сопоставимы, Пентакс больше ровно на одну ячейку в инвентаре.

Пентакс 67 - крепкий кусок металла, даже ранние экземпляры часто продолжают работать и по сей день. Общая надёжность камеры и их долгая жизнь привела к тому, что рынок завален потасканными жизнью камерами, утопленными, битыми, облезлыми и убитыми в хлам. Необходимо тщательно подходить к выбору экземпляра. Благо, общее состояние чаще всего видно невооружённым взглядом.

П67 как и РБ67 не лишена элегантности

П67 как и РБ67 не лишена элегантности

Что в итоге?

Обе камеры замечательные и сталкивать их лбами бессмысленно - они разные и созданы для различных задач. Да, обе можно использовать для работы в любых сценариях, от портрета со вспышками до неспешного стрита. Но раскрываются они в полной мере, лишь в привычной среде обитания. В вопросе выбора стоит шагать от задач. В шатаниях по улицам, в руках фотографа 67й пентакс не имеет себе равных, но в студии с импульсным светом он выглядит неуместно.

Pentax 67, Ilford HP5

Pentax 67, Ilford HP5

Как всегда. С наилучшими пожеланиями, ваш Белый Лис.

Показать полностью 15
6

Что курят бритты в Хармане?

Посты выходят раньше здесь: https://lispublica.ru
Ответ на: https://lispublica.ru/posts/oc-vygodno

Bruh!

Клиенты Илфорда не переставали задаваться, КАК?!! У всех производителей фотокиноплёнки в бобинах отрез длиной 36 кадров стоит намного дешевле, чем заводские кассеты такого же объёма. И только Илфорд продаёт свои бобины по той же цене или дороже в пересчёте на 36 кадров.

Например, если принять, что с этой бобины можно размотать 18 кассет, цена кассеты будет 1111 рублей. Тем временем кассета заводской намотки стоит:

Для сравнения, бобину Fomapan 100 можно достать в районе 6200 рублей.

В пересчете на 36 кадров - 344 рубля. Кассета оригинальной заводской намотки стоит в районе 700 рублей.

Самые дешёвые кустарные намотки продаются за ~550 рублей.

Тут хотя бы имеет смысл закупать плёнку бобинами.

Аналогично с техничкой Lucky SHD. SHD50 (фактическая чувствительность 5 ед.) стоит ~3500 рублёв за 30,5 метров, SHD400 (фактическая чувствительность 200 ед.) - начинается от 5000 рублей.

В пересчёте на 18 катушек, себестоимость первой: ~190 рублей за штуку; себестоимость второй: ~280 рублей.

В заводской намотке первая не продаётся, да и в кустарной тоже вряд ли. Во-первых, неудачный нейминг: народ привык думать, что цифра в названии - это ISO (стандартизированная чувствительность). В случае с SHD 50 цифра в названии взята с потолка, фактическая чувствительность ниже в 10 раз. При съёмке на это как ISO 50 получится жопа негра.

Ну, или скандинава - смотря на каком этапе фиксировать результат.

Другая проблема с широкой продажей низкочувствительных плёнок - даже если объяснить покупателю, что отснять плёнку нужно как ISO 5, тому может хватить ума фотографировать с рук на медленных выдержках, после чего последуют претензии о том, что получаются всратые фотографии.

Однако если кто-то хочет покосплеить фотографа XIX века, прикрутив к фотоаппарату штатив и тросик и вооружившись секундомером, то это самая дешёвая свежая фотоплёнка на рынке.

SHD 400 же имеет нормальную разницу между ISO и фактической чувствительностью - всего в два раза, поэтому если отснять её как ISO 400, то после проявки фотограф хотя бы не увидит совсем прозрачный негатив.

Поэтому китайцы не опасаются продавать её в заводской намотке, и если покупать партиями по 10 штук, то одна катушка будет стоить от 450 рублей.

Кустарные намотчики обычно продают SHD 400 на 50 рублей дешевле.

Напоминаю, себестоимость 36 кадров - ~280 рублей. Даже это дерьмище с нулевым динамическим диапазоном в полтора раза выгоднее покупать в бобинах, чем в кассетах.

Что курят бритты в Хармане/Илфорде?

Показать полностью 11
33

Пленочная техника: Bronica ETR/ETRS/ETRSi

Во-первых, это красиво, хотя и довольно утилитарно :)

Во-первых, это красиво, хотя и довольно утилитарно :)

Так получилось, что ETRSi стала моей первой СФ-камерой, и случилось это лишь в 2024 году, когда я внезапно снова заинтересовался пленкой.

Камера, безусловно, интересная, но не без недостатков, к которым я бы отнес узкий диапазон выдержек (1/1000 крайне не помешала бы) и механические проблемы в силу возраста камер. Есть и плюсы: сами камеры стоят относительно недорого (от 400 долларов за готовый к съемке комплект), а объективы к ним - вообще копейки (оценка, конечно, условная). Кроме того, камера может работать без батареек.

А вообще, у меня их три: первую мне слегка разбили при перевозке (вынужден был положить в багаж, с которым, видимо, обошлись не очень бережно), вторую я технично уронил на корейский асфальт, и там же, в Корее, купил по случаю третью. В принципе, из этих запчастей собирается две рабочих камеры: ETRS и ETRSi :)

Вообще, для того, чтобы снимать портреты, я предпочитаю Mamiya 645 Pro TL - там есть 1/1000, меньше механических проблем (скажем, у меня на небольшом морозе замерзал штырек, что мешало перематывать пленку), и у меня к ней есть замечательные 80/1.9 и 150/2.8, но на ETRS/ETRSi приятней снимать тогда, когда торопиться некуда.

И несколько сэмплов с разных пленок:

Показать полностью 13
11

Ответ Foxtrot13 в «Просто хочу поделиться фотографией, которую у себя нашел а архиве»787

Фото студенческих лет. После Хэллоуина кто-то оставил тыквы посредь тротуара.

ФЭД НКВД, весна-осень 1939г.
Кодаколор 200 или Фуджиколор С200
машинная проявка

Ответ Foxtrot13 в «Просто хочу поделиться фотографией, которую у себя нашел а архиве»
12

Пленочная техника: Bessaflex TM

Красивое :)

Красивое :)

Bessaflex TM - последняя и самая новая камера с резьбой М42 из когда-либо выпускавшихся. На конвейере камера пробыла с 2003 по 2007 год, и поэтому до сих пор бывает доступной практически или совсем новой, хотя цены немного кусаются (типично - 600-700 долларов и выше). Версий было две - черная и серебристая (как моя).

Вид сверху

Вид сверху

Отличительные особенности: во-первых, М42 вместо более современных байонетов. Во-вторых, камера полностью механическая, из электроники здесь только батарейка и несопряженный экспонометр с индикацией в виде трех светодиодов в видоискателе (включается переключателем, который на фотографии от объектива справа). Замер - только на рабочей диафрагме, вместо открытой у всех других относительно современных камер. DX-коды считывать камера не умеет тоже, ввод чувствительности исключительно ручной.

Ручка для обратной перемотки пленки и диск для выбора чувствительности пленки

Ручка для обратной перемотки пленки и диск для выбора чувствительности пленки

Зато камера весьма приятна тактильно, очень качественно собрана (за исключением включателя экспонометра - он ощущается несколько хлипким) и снимать ей интересно :)

Диск выбора выдержки, кнопка спуска, курок для перемотки пленки и счетчик кадров

Диск выбора выдержки, кнопка спуска, курок для перемотки пленки и счетчик кадров

Затвор - отличный, имеет выдержки от 1 до 1/2000 секунды с шагом в стоп и В, выдержка синхронизации - тоже приличная, 1/125.

Есть окошечко, через которое видно, какая пленка заряжена: полезно, если камера используется редко.

Есть окошечко, через которое видно, какая пленка заряжена: полезно, если камера используется редко.

Объектив пока один, и тот радиоактивный. Надо купить еще парочку :)

Объектив пока один, и тот радиоактивный. Надо купить еще парочку :)

Некоторое количество сэмплов (все - Kodak Ultramax 400):

Показать полностью 17
17

Cinestill 400D

За этот год поснимал на без малого полусотню пленок (если считать 135 и 120 версии разными пленками), Cinestill 400D - пожалуй, одна из тех, что в арсенале хотелось бы иметь всегда :)

Mamiya 645 Pro TL, Mamiya Sekor 80/1.9 (первые два снимка) и 150/2.8 (третий)

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!