Серия «Подготовка к мотопутешествиям»

17

Снаряжение для мото-путешествий: вода, багаж и развесовка

Снаряжение для мото-путешествий: вода, багаж и развесовка

Что ж, настало время заключительного поста моей серии о подготовке к мотопутешествия. Серия была мне напоминанием перед моим путешествием, чтобы ни чего не забыть и правильно собраться, а так же попробовать свои силы в составлении таких гайдов. Приятного прочтения, а я прямо сейчас уже качу по Крыму на своем V-Strom 650. Если интересно: https://t.me/derjuput (да, да, это самореклама))

Раньше я думал, что гидратор — это для трейлраннеров, а кофры нужно брать побольше, «на всякий случай». Оказалось, что оба этих убеждения — прямой путь к дискомфорту, а то и к реальным проблемам в дороге.

Гидратор: почему он важен

  • Обезвоживание — коварная штука. Даже легкая нехватка воды (которую ты можешь и не ощущать!) приводит к:

  • Снижению концентрации — реакция становится заторможенной, а это опасно на скорости.

  • Головной боли и усталости — к концу дня будешь выжат как лимон.

  • Судорогам в ногах и негативному влиянию на межсуставную жидкость — особенно если долго едешь в одной позе.

Как я использую гидратор:

Гидраторов у меня два, один за спиной и один в сумке на баке. Возможно это излишне, но 2 дополнительных литра на баке, полезно для развесовки, о которой расскажу позже.

Багаж: почему «чем больше — тем хуже»

В моем путешествии на Алтай, я ехал полностью "заряженным". Боковые кофры, центральный, рюкзак на заднем сидении. Но все изменилось, когда один из боковых кофров сполз на выхлопную трубу и баллон с газом взорвался прямо на ходу. Как-нибудь расскажу эту историю😄

Мой текущий набор для одного:

  • 50-литровая гермосумка на сиденье — основной багаж.

  • 46-литровый центральный кофр — то, что нужно быстро достать (аптечка, инструменты).

  • Сумка на бак — для гаджетов, всякой мелочи, перчаток.

  • Гермомешки на клетку — общий объем 12 литров. Хватает для технической воды или еще чего-нибудь.

  • Для езды с пассажиром у меня добавляются боковые кофры.

Почему не стоит перегружаться:

  • Больше вес = больше расход — бензин, резина, тормозные колодки изнашиваются быстрее.

  • Смещенный центр тяжести — если весь груз сзади, переднее колесо теряет сцепление, особенно на гравии или в поворотах.

Как распределять вес:

  • Тяжелое — ближе к центру (например, в гермосумку). Либо максимально вниз в боковые, чтобы снизить центр тяжести.

  • Объемное, но легкое — сзади (центральный кофр).

  • Мелкие нужные вещи — на бак или на клетку (гаджеты, телефон, перекус, воду).

Багажная сетка «Паук»: незаменимая мелочь

  • Под ней удобно крепить дождевик — всегда под рукой, а если мокрый — можно сушить на ходу.

  • Можно пристегнуть куртку или даже обувь — если нужно проветрить.

  • Не занимает места, но держит вещи надежнее, чем кажется.

На этом все. Пожелайте удачи.

Показать полностью
18

Снаряжение для мото-путешествий: что надеть, чтобы не замерзнуть, не промокнуть и не свариться

Снаряжение для мото-путешествий: что надеть, чтобы не замерзнуть, не промокнуть и не свариться

Если думаешь, что мотоэкипировка — это просто «надеть что-то потолще», то первый же дождь или горный серпантин быстро расставят всё по местам. Одежда в дальних поездках — это не про моду, а про выживание. Тут важна многослойность, как в обычном туризме, и правильный подбор материалов, которые не подведут в жару, ливень или холод.

Шлем: это база

Казалось бы, дело вкуса. Кому-то нравится три четверти(имхо не лучший выбор для дальняка), кто-то за интегралы. Но есть вещи, которые очень важны в почти любом шлеме.

  • Обтекание и шумоизоляция — если после 300 км у тебя гудит голова, значит, шлем подобран неправильно.

  • Пинлок — чтобы не запотевал в дождь и утреннем тумане.

  • Козырек — обожаю adv шлемы. Козырек добавляет контрастности на закатном солнце, даже если ты в затонированном визоре.

Не стоит забывать про балаклаву или бафф, это и гигиена и комфорт.

Куртка: защита от всего

  • Идеальный вариант — мембранная ткань с защитой от воды и ветра, но с вентиляцией. Если бюджет ограничен, как у меня, можно взять обычную мото-куртку + дождевик (но о нём позже).

  • Обязательные элементы: защита локтей, плеч и спины (хотя бы мягкая).

  • Воротник — должен быть высоким и мягким, иначе шея натрется до боли за первый же день.

  • Карманы — чем больше, тем лучше. В идеале — с защитой от воды.

Если думаешь, что в дальнюю дорогу можно надеть обычные джинсы — значит, ты либо никогда не падал, либо у тебя стальные колени. Мото-штаны — это не просто «чтобы не замерзнуть». Это защита от абразива, ударов и переохлаждения.

Защита коленей: жесткая или мягкая?

Тут уже стоит руководствоваться чувством комфорта и размером кошелька. Я выбрал штаны со встроенной "мягкой" защитой. Главная функция наколенников, по моей версии, это защита от продувания и переохлаждения. Поверьте, простуженные суставы не уступают травмированным при падении.

Термобельё и многослойность

Главный принцип — слои должны работать вместе:

  • Базовый слой (термобельё) — отводит влагу, чтобы не потеть и не мерзнуть. Хлопок не подходит — только синтетика или шерсть.

  • Утепляющий слой (флис, тонкий пуховый жилет или подклад от куртки) — если станет холодно, добавишь, если жарко — снимешь.

  • Верхний слой (куртка) — защищает от легкого ветра, небольшого дождя и солнца.

  • Носки — пока вожу с собой несколько пар обычных, но подумываю использовать специальные влагоотводящие.

Дождевик: это не только про защиту от дождя, но и от сильного холодного ветра

Даже если твоя куртка «водостойкая», в ливень она промокнет. Поэтому отдельный дождевик — must have.

Лучше брать яркий цвет (оранжевый, салатовый) — так тебя лучше видно в туман или сильный дождь.

Упаковывай так, чтобы можно было достать за секунды, не взрывая весь багаж. Я вожу его под сеткой поверх всего, так и сушить удобно.

Перчатки: минимум две пары

  • Летние — с хорошей вентиляцией, но защитой.

  • Демисезонные туринговые — если ночью или в горах станет холодно.

  • Запасная пара — потому что мокрые перчатки = мучение.

Бонусом можно возить дождевые краги, но в них не очень комфортно, или мне не попадались хорошие.

Обувь: не просто «кроссовки»

Мото-ботинки — это не только про защиту. Они должны:

  • Не промокать от легкой мороси, для сильного дождя есть бахилы.

  • Фиксировать голеностоп — на разбитых дорогах или гравии это спасёт от вывиха.

  • Быть удобными для ходьбы — потому что иногда приходится идти пешком.

На этом все. Спасибо за внимание. В следующей части я порассуждаю о багаже и его расположении на мотоцикле.

Показать полностью
21

Техническая сторона подготовки к мотопутешествию1

То, что мотоцикл нужно обслуживать по регламенту, а не только перед дальней поездкой, я считаю аксиомой. Это продлевает общий срок жизни техники, спасает нервы и создает понятную картину о слабых местах и к чему следует быть готовым в путешествии.

У меня пока что не было ни одного путешествия без поломок. На Алтае карбюраторы решили, что устали, на Байкале один из датчиков инжектора «захлебнулся» и постепенно начал отказывать. Благо рядом была разборка с нужной деталью. Но чтобы в «поле» можно было обслужить или отремонтировать мотоцикл, к выбору инструментов нужно подходить особым образом.

Объем багажного места надо экономить, поэтому забываем о динамометрических ключах, канистрах с маслом, наборах с инструментом на 72 предмета. В путешествии мы точно не будем менять масло в перьях вилки, менять прокладки двигателя и т.д. Вместо этого следует задать себе вопрос: «Что реально может случиться и что мне нужно для того, чтобы это исправить?»

🛠 Набор для ремонта проколов колеса и насос. Самая распространенная неприятность, которая может случиться в пути, — прокол.

🛠 Набор бит для снятия пластика и отвертка с держателем бит плюс небольшая трещётка. Пластик придется снимать в большинстве случаев: например, для чистки свечей, если залили, обслуживания фильтров или других задач.

🛠 Крестовая и плоская отвертки, плоскогубцы, набор стяжек и армированный скотч. Это аксиома. На армированном скотче я собирал поворотники, разбитые после случайного эндуро-приключения под Красноярском, в 2300 км от дома.

🛠 Небольшой мультиметр и очиститель контактов. Были приобретены мной на Байкале и теперь всегда со мной. При езде во влажной среде, обильном количестве дождей или преодолении бродов, как было у меня, могут всплыть плавающие проблемы в электронике. Обычно они вызываются окислами контактов и т.д.

🛠 Масло и инструменты для его замены. Если собираетесь менять масло в дороге, возьмите с собой нужную головку, вороток или трещётку, ну а масло можно купить где угодно.

🛠 Ремонтный трос сцепления. Без комментариев, он не занимает много места, но порваться может когда угодно. Я вожу с собой два комплекта.

🛠 Смазка, очиститель, щетка и тряпочка для цепи. Это минимум для ежедневного обслуживания.

🛠 Пускозарядное устройство. Не сильно обязательный элемент, но я его беру с собой всегда.

P.S.: Раньше я думал, что пригодятся головки для гаек колеса и вороток, но зачем? У меня бескамерка, и для ремонта прокола колеса мне не надо его снимать, а натяжение цепи лучше проверять и регулировать на байкпостах, где выбор инструментов больше и, возможно, даже есть динамометрический ключ. А вот что я бы взял с собой в следующее приключение, это холодную сварку.

Замена умирающего MAP-сенсора во дворе гостиницы, полевой ремонт поворотников и прочее веселье

Показать полностью 6
5

Как собрать аптечку в путешествие

Аптечка является важным элементом подготовки, который требует тщательного планирования и выбора необходимых медицинских средств.

При составлении своей аптечки я уделяю особое внимание препаратам для лечения отравлений. В моём арсенале имеется три вида таких средств:

  • Активированный уголь — универсальное средство для детоксикации организма. Но тут на вкус и цвет, можно использовать и другие абсорбенты.

  • Спазмолитический анальгетик — для купирования болевого синдрома в области живота.

  • Антимикробное средство — для борьбы с кишечными инфекциями, вызванными употреблением некачественной пищи, или когда кишечник не осилил местную кухню.😁 Для быстрого устранения симптомов рекомендуют брать с собой лоперамид.

Одной из наиболее распространённых и неприятных проблем, с которой можно столкнуться в путешествии, является зубная боль. На случай её возникновения я вожу комбинированные обезболивающие, содержащие ацетилсалициловую кислоту, кофеин и парацетамол. Эти средства также эффективны при головной боли и повышенной температуре. Еще в моей аптечке имеются и противовоспалительные препараты нестероидного происхождения, на случай боли в суставах или спине.

Теймурова паста — дезинфицирующее и дезодорирующее средство, которое незаменимо при длительном пребывании в экипировке, особенно в условиях отсутствия возможности принять душ. Это особенно актуально для путешественников, отправляющихся в экспедиции, где доступ к гигиеническим средствам ограничен.

Выбор пластырей также требует внимания. Я предпочитаю использовать жидкие пластыри, так как обычные вызывают у меня химические ожоги на коже.

Дополнительно в аптечке следует иметь средства для лечения ожогов, включая солнечные. Это могут быть гели или спреи, обладающие антисептическими и заживляющими свойствами. Опытные люди мне порекомендовали средство для геморроя, как универсальное средство против ожогов. 😁

Кроме того, необходимо иметь стерильные бинты, стерильные салфетки и эластичные бинты для фиксации повязок, а также кровоостанавливающий жгут и ножницы.

Немаловажно периодически посещать курсы оказания первой помощи. Сам я конечно же этого не сделал, но обязательно исправлюсь.

Изначально я написал и опубликовал этот текст в своем телеграм канале, повествующем о моих мотопутешествиях. Ссылочку я оставлю, но подписываться не призываю. Следующие посты я буду делать уже без саморекламы. Но оперативные отчеты, фотографии и события из моих путешествий, только на канале. Спасибо за понимание.

Держу путь!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!