Серия «Справочники от Lawlancer'a»

159

Про маркетплейсы со стороны покупателей. Свежий и простой гайд о том как возвращать товар

Здравствуйте товарищи.

Сегодня отвлечемся от бизнеса, его защиты, арбитража и прочих терний и разберем что-то простое и понятное. К примеру в очередной раз пройдемся по возврату товара.

С великим удивлением увидел что все еще живы юр.конторы специализирующиеся на потребитлеьских спорах с ценой иска до 50 тысяч рублей. Ну... Что-же, заберу немного вашего хлеба, но не для себя, а в общественных интересах.

Про маркетплейсы со стороны покупателей. Свежий и простой гайд о том как возвращать товар

Итак, начну с того что 90% споров такого типа о возврате товара. Учитывая роль маркетплейсов в общем количестве продаваемых товаров, давайте сосредоточимся на них. На этом вводная часть закончена... Погнали просвещаться! Специально для вас пост теперь даже с картинками как будто кому-то они нужны...

🛒 Как вернуть бракованный товар купленный на маркетплейсе и не облажаться в процесе 🛒

🔍 Что нужно знать в первую очередь:

  1. У вас есть 15 дней с момента получения товара, чтобы вернуть его. Это железное правило, прописанное в ЗоЗПП и подтверждаемое в вашем случае правилами дистанционной торговли. Продажа через маркетплейс этот всегда дистанционная торговля и никогда розница.

  2. На ПВЗ вам могут рассказать про то, что у них свои правила возврата. Это конечно прекрасно, но юридической силы не имеет, если конечно не улучшает положение потребтиеля по сравнению с правилами указанными в ЗоЗПП. Вы не продавцы, оферта для вас не свод правил, а так, некая рекомендация и художественное чтиво.

  3. Брак товара бывает следущих видов :

  • Повреждения товара при доставке;

  • Заводской брак;

  • Несоответствие описанию;

  • Отсутствие у товара заявленных функций;

    Да, все это основания для возврата.

📃 Пошаговый план действий по возврату товара ненадлежащего качества:

Фиксация брака:

  • Фото/видео товара со всех сторон

  • Упаковка

  • Если речь про несоответствие характеристик - сведения о товаре в карточке и их сравнение с реальными параметрами товара.

  • Любые дефекты крупным планом

    Обращение в поддержку:

  • Создаём заявку на возврат

  • Прикладываем фото/видео

  • Выбираем причину “брак/повреждение”

  • Письменная претензия:

  • Пишем претензию в свободной форме

  • Указываем дату покупки

  • Описываем дефекты

  • Требуем возврат денег

  • Отправляем через личный кабинет. Если хотите продублируйте по электронной почте.

    Все это время мы настойчиво должны общаться именно с маркетплейсом, а не с продавцом. Если вы хотите вернуть товар, мнение продавца вас не должно сильно волновать.


    Если вам отказывают:

  • Сохраняем все переписки

  • Делаем скриншоты

  • Фиксируем номера обращений

🎯 Важные моменты:

  • Храните упаковку 14 дней после покупки

  • Сохраняйте чек (электронный тоже подходит)

  • Фиксируйте все сроки и даты обращений (хоть в блонкноте)

  • Не выбрасывайте товар до получения денег

  • Делайте фото/видео сразу после вскрытия упаковки

  • Сохраняйте все коробки и бирки

  • Фиксируйте трек-номер при отправке претензии

🗣 Что делать, если маркетплейс уперся:

  • Пишем досудебную претензию

  • Если не хотим идти в суд, пишем жалобу в РосПотребНадзор с приложением всех собранных материалов и вашей претензии.

👮‍♂️ Когда маркетплейс может отказать:

  • Если вы сами повредили товар

  • Если истёк срок возврата

  • Если дефект возник из-за неправильной эксплуатации

💼 Если дошло до суда:

  • Собираем все документы

  • Делаем экспертизу (если нужно)

  • Пишем исковое заявление

  • Платим госпошлину

  • Ждём решения

💰 Ваши цели если идете в суд:

  • Возврат полной суммы

  • Компенсация морального вреда (в формате пары тысяч рублей)

  • Штраф 50% от суммы (за отказ в досудебном порядке)

  • Возмещение судебных расходов (если они возникнут)

А теперь дорогие друзья, я вам скажу ужасную правду - до момента обращения в суд юрист вам не нужен. А если есть много свободного времени и подвешенный язык, то и после обращения в суд - тоже.

Почему? Все очень просто, с радостью сообщаюсь что государство уже поделилось с вами не просто бесплатными шаблонами, а аж целым конструктором который вы можете использовать в своих целях.

Здесь можно создать претензию: https://prav.mos.ru/construct/pretenziya

Здесь можно создать иск: https://prav.mos.ru/construct/sudebnyj_isk

А здесь база знаний по правам потребителей в целом: https://prav.mos.ru/

Пользуйтесь товарищи, постарался сделать пост для вас максимально понятным и легкоусвояемым.

Показать полностью 1
16

О потребительских правах с дополнениями и пояснениями (ч. 1)

Этот пост по своей сути, пост-справочник, на основании него вы, не привлекая компьютерного мастера юриста можете взять и оценить свои шансы и права при возникновении потребительского спора. Да, для моих замечательных микро-предпринимателей это тоже полезно, как минимум в формате понимания объемов той Ж, в которой они могут оказаться.

Нам с вами не обойтись без базиса и терминологии:

Потребитель – вы, как гражданин Российской Федерации при покупке товаров или услуг для личных, семейных или бытовых нужд. Не как ИП, не как должностное лицо, а просто как гражданин, обычно физическое лицо без спецстатуса.

Продавец/Исполнитель – тот, кто вам товар или услугу продал и получил с этого доход.

Агрегатор – маркетплейс, рынок и т.д. через который вам осуществлена продажа. Важно понимать, что, когда вы покупаете у ИП Пупкина дверные ручки через ОЗОН или ВБ, вы покупаете их у ИП Пупкина, а не у ВБ. У агрегатора вы получаете услугу по передаче и доставке.

Правовой базис:

Гражданский кодекс РФ – представьте, что это бульон, в котором варится все остальное. Без бульона не получиться суп, а без ГК не получиться спор.

Закон РФ «О защите прав потребителей» - подробно и понятно объясняет почему и как вы правы и сколько вам теперь должны.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату от 2020 года – нужен чтобы не заниматься ерундой.

Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи от 2020 года – нужен чтобы лучше понимать, как возвращать товары, купленные через интернет.

Перечень технически сложных товаров от 2011 года – нужен чтобы не верить на слово, а знать какой товар является технически сложным.

!ВАЖНЫЙ АХТУНГ!

Абсолютно любой товар, вне зависимости от того технически сложный он, пищевой, запрещенный к возврату и т.д. можно вернуть, если нарушена ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», и вы можете обосновать что ввиду того что вам не предоставили достоверную информацию о товаре, либо предоставили ложную информацию касательно его потребительских свойств опираясь на которые вы приняли решение о его покупке - он теперь для вас не имеет потребительской ценности.

Примеры:

Косметика – если на ней написано «гиппоаллергенная», а в составе пчелиный воск или иное вещество способное вызвать аллергию.

Мебель – написано, что «массив», а на деле ДСП.

Мои прошлые посты на схожие темы:

Легенда о возврате товаров в рамках защиты прав потребителей

Проверка качества, она же диагностика. Разбираемся со сроками

Так перейдем же к сути!

Итак у вас есть смутное подозрение, что вы стали жертвой правонарушения, да к тому же еще и в потребительском сегменте. Обычно этому предшествует:
1. Покупка услуги или товара описание, характеристики, а самое главное ожидание от эксплуатации значительно и в худшую сторону отличаются от того что вы ожидали/читали/слышали.
2. Звенящая пошлость хамство - когда вы пришли со всей душой узнать почему мясорубка сломалась при включении, а в ответ услышали что это ваши дескать проблемы, и от мясорубки пахнет паленой изоляцией, а значит вы ее сожгли, и никакой вам не гарантии, ни ремонта, ни поддержки.
3. Вам или вашим родным продали заведомо хрень расписав что она отбеливает кожу, повышает аппетит и подключает цифровое телевидение одновременно.
4. Вы очень устали ждать свой товар, услугу, завершение работ или даже квартиру, сроки давно прошли, а ничего нет и не планирует возникнуть в разумный срок.

Что нужно сделать? Задать себе 5 вопросов. Даю список:

1. Чем доказано что мне должны? Чек, договор, переписка с точными формулировками, что из этого у вас есть?
2. Чем доказано что я оплатил? Чек, перевод, акт.
3. Кто мне должен? Знаете ли вы телефон, адрес, ИНН, наименование того кто виноват?
4. Почему я считаю что мне должны? Какие у вас есть доказательства того что с товаром или услугой не все в порядке?
5. Как давно мне должны? Когда вам стало известно о том, что товар или услуга для вас непригодны, или когда закончился срок на оказание услуги/выполнение работы?

Далее надо примерить все это на правовые основания:

1. Ненадлежащая информция о товаре или услуге.
2. Ненадлежащее качество товара или услуги.
3. Несоответствие товара или услуги заведомо оговоренным свойствам.
4. Нарушение срока предоставление товара, услуги или выполнения работы.


Разберем на примере. Вы заказали изготовление и установку кухни "под ключ". Идем по вопросам:

1. Что не так? Долго делают? Не тот цвет или материал? Хромает качество? Взяли и деньги и пропали? Окей, взяли и выявили причину своего недовольства, посмотрели подходит ли она к правовым основаниям. Подошла? Замечательно. Ищем ее в Законе РФ "О защите прав потребителей". Нашли? Отлично.

2. Если вы еще за товар, услугу или работу не платили, то увы, из реальности остается только вариант откзаться от этого счастью до момента получения и соответственно оплаты. В остальных случаях, мы смотрим как прошла оплата.
Худший для вас вариант - дал денег в руки и никакой фиксации сделки.

Перевод с карты на карту - уже доказательство, у нас нет презумпции "дарения", что дескать вы по ошибке перевели кому то 10 тысяч, а значит подарили. Но лучше если у вас есть акт, чек или хотя бы расписка о том, что деньги от вас приняли по такому то договору, или за такой то товар/услугу. В случае с кухней это будет чек, либо перевод, либо акт.

3. Вам должен тот с кем у вас договор. Посмотрите реквизиты в нем, обычно они на последней странице. Там должно быть наименование, ИНН, адрес, телефон, электронная почта и т.д. Если там этого нет, или вообще только закорючка без расшифровки, то посмотрите еще и на первую страницу. Там тоже не написано кто, кому и за что? Мда... Значит у вас не договор, а бумажка неясного происхождения и назначения. Допустим договора у вас нет. Но есть чек. Смотрим кто выдал, он наш злодей.
Нет ни чека, ни договора? А кому переводили и передавали деньги? Данные о переводе есть? Ну вот значит за не имением иных кандидатур - вам дожен тот кто получил деньги. В остальных случаях вам должен тот с кем договор. В случае с мебелью это будет мебельная фабрика которая вам кухню делает.

4. Не путайте первый и третий вопрос! Первый вопрос о том, что вас побудило считать что ваши права нарушены, а третий вопрос это то какие у вас есть тому доказательства. Что нарушено? Срок? Качество? Чем докажете?
Если срок, то считаем его по договору, обычно от оплаты. Если срок в договоре не указан, то разумный срок согласно ГК РФ - 7 календарных дней. Ждете дольше, а сроки не указаны были при покупе? Значит вот оно - ваше доказательство.
Если вопрос в качестве, то зафиксируйте что материал не тот, петли отваливаются, газлифты не установлены и т.д.
Вот просто возьмите и снимите фото и видео, после чего выпишите все обнаруженные недостатки на бумажку. После чего сообщите о результатах тому кто вам дожен эти недостатки исправить, либо осуществить возврат товара/денег.

5. Если прошло 3 года с того дня как у вас возникли претензии, но вы ничего не сделали - вам уже не должны. Срок исковой давности окончился. Это не относиться к длящимся услугам. Можете конечно поразвлекаться его восстановлением, но не рекомендую доводить до этого.

Срок просрочки исполнения ваших требований вам нужен для того что бы рассчитать неустойку.

Во второй части предлагаю разорать споры по услугам. Какие есть, чем заканчиваются и как их вести. Но буду рад альтернативным предложениям.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!