АС-47. Американский "Дракон", наводивший ужас на вьетнамцев
Друзья, всем большой привет!
Сегодня я вам расскажу про самую опасную модификацию транспортника Второй Мировой войны C-47, которая наводила ужас на вьетнамцев.
Да-да, вы не ослышались. Этот старенький самолёт действительно активно воевал во время Войны во Вьетнаме. Как всегда, применению необычной или устаревшей техники в той или иной войне предшествуют определённые обстоятельства. Казалось бы, настал век реактивных самолетов. Куда уж тут применять старый транспортник?
Но на самом деле у американцев возникали проблемы с точностью применения вооружения реактивной авиацией ночью, а именно ночь была любимым временем суток бойцов Северного Вьетнама. Также добавьте к этому время на прибытие к месту прожарки и ограниченный запас топлива у самолётов.
Поэтому американцам требовался самолёт с большой продолжительностью полёта, обладающий мощным и, что самое главное, точным вооружением и способный работать в любое время суток. Я думаю, вы уже догадываетесь, к чему идёт повествование.
Да-да, дело пахнет ганшипом. У истоков создания будущего ганшипа стоял капитан Рональд Терри, служивший в испытательном центре. Анализируя опыт применения самолётов поддержки, он наткнулся на материалы, обобщающие опыт американского лётчика-миссионера Нета Сейнта по беспосадочной доставке грузов и почты в глухие деревни, затерянные в джунглях Южной Америки.
Самолёт с выпущенным с левого борта тросом вставал в левый вираж и кружился вокруг фиксированной точки на земле, куда и спускался нижний конец троса.
Терри подумал: «Почему бы вместо продуктов и медикаментов не обрушить на противника лавину свинца».
Так американцы начали формировать новую концепцию ганшипа, основы которой были заложены ещё в 1920-х годах.
Прототипом ганшипа стал самолёт C-131, на котором Терри проверял свои наработки. В конечном счёте он убедился, что ганшипом должен стать транспортный самолёт с хорошей продолжительностью полёта, большим объёмом грузовой кабины, пригодный для размещения батареи пулемётов и большого количества боеприпасов. Таким самолётом стал C-47.
Минусы у него тоже были: тихоходность, а также размеры самолёта. Но поскольку на начальном этапе войны вьетнамцы не обладали хорошо развитым ПВО, и предполагалось, что самолёт будет действовать в основном ночью, эти недостатки не посчитали существенными.
В октябре 1964 Терри установил стандартные подвесные контейнеры с миниганами на транспортный C-47. Два пулемёта установили в иллюминаторах левого борта, третий – в проёме грузовой двери. С левой стороны пилотской кабины смонтировали прицел, позаимствованный у палубного штурмовика А-1 «Скайрейдер», а кнопку управления оружием смонтировали на командирском штурвале. Огонь можно было вести как залпом из всех трёх пулемётов, так и индивидуально.
Экипаж ганшипа состоял из командира, первого пилота, второго пилота, штурмана, трёх человек, обслуживающих пулемёты и радиста-переводчика для упрощения общения с вьетнамскими союзниками.
Самолёт вначале получил индекс FC- 47 Fighter / Cargo, но лётчики-истребители подняли вой и его переименовали в AC-47. Также самолёт после выхода статьи в газете получил собственное имя «Puff, the Magic Dragon» («Извергай огонь, сказочный дракон» – название вышеуказанной статьи).
«Дракон», кстати, произвёл впечатление и на вьетнамцев. Американцы заявили, что в трофейных документах они нашли приказ о запрете атаковать AC-47, чтобы не вызывать на свою голову ответную лавину огня.
Первый значительный успех AC-47 произошёл в ночь с 23 на 24 декабря 1964 года. Самолёт прибыл на подмогу спецназовцам в дельту реки Меконг всего через 37 минут после получения запроса на оказание авиаподдержки и отстрелял 4.500 патронов, позволив спецназовцам отразить атаку.
Затем «Дракон» был вызван для поддержки второго форпоста в Чунг Хунг, примерно в 30 км. Самолёт снова отразил атаку вьетконга и вынудил вьетнамцев отступить. С 15 по 26 декабря все 16 боевых вылетов AC-47 были успешными.
В конце 1964 г и первую половину 1965 г над Вьетнамом летал только один «Дракончик».
Нагрузка на экипаж была огромной, поскольку самолёту приходилось мотаться по всей стране. В мае к нему присоединился второй ганшип, а в июле начались тренировки будущей эскадрильи «Драконов».
Проблемой была нехватка подвесных контейнеров с «миниганами», поскольку их активно применяли и другие подразделения ВВС. Предполагалось даже вместо «миниганов» установить десяток «Браунингов».
Однако даже один «миниган» был гораздо эффективней десяти «Браунингов». В конце концов, американцы продолжили устанавливать «миниганы», а общее число самолётов постепенно увеличилось до 15 ганшипов. Всего же американцы создали 53 «Дракончика».
Этот самолёт действительно был крайне эффективным, что нашло своё отражение в боевых отчётах. Зачастую «Дракону» достаточно было дать один продолжительный бортовой залп, чтобы вьетнамцы в заданном районе притихли.
Но у него были и минусы. «Дракон» плохо воевал в сложных метеоусловиях и при плохой видимости, когда ему приходилось снижаться, чтобы найти противника, вьетконговцы стреляли в него из всего, что было под рукой.
По данным Командования Вооружённых сил США, в период с конца 1964 г по начала 1969 г, благодаря огневой поддержке самолётов AC-47, удалось удержать более 6.000 деревень и опорных пунктов, что сделало «Дракона» одним из самых эффективных видов вооружения США во Вьетнаме.
Но закат «Дракончика» должен был рано или поздно настать. С появлением у ПВО ДРВ 37-мм и 57-мм зениток и крупнокалиберных пулемётов, охотник стал постепенно превращаться в добычу.
Потери AC-47 стали увеличиваться, и их боевой путь закончился в 1969 году. А последний боевой вылет «Дракончик» совершил 30 ноября. 1969 года.











