Предыстория - я арендовал катамаран в Турции, собрал желающих пойти в путешествие, мы вскладчину отплатили его и прошли из Фетхие в Каш и обратно по морю, с прогулками по берегу каждый день))
Наш катамаран первый справа -по центру картинки
Мне кажется даже если мы захотим встать поздно, то уже не сможем! Организм привык к морскому ритму - глаза сами открываются в 7 утра, уже же вышло солнце! Завтракаем, стартуем - нам сегодня надо успеть на стоянку у Калкана. Пока есть возможность проходим в соседний залив, хочу посмотреть как тут стоят на якорях - мимо проплывают отдельные валуны скал и мы протискиваемся в отдельную бухту.
Интересно тут, но пора двигаться! Мотор мерно рокочет, впереди распахивается море, а за спиной начинает подниматься солнце! При подходе к Кашу мы привычно жмемся к Турции, впереди приветом от Греции появляется остров Кастелоризо.
Между этой точкой и островами на заднем фоне мы и проходили. За островами, менее чем в километре уже Греция -остров Кастеларизо
Ребята просят меня зайти в Каш, посмотреть на город и докупить продуктов. Как я помню - рядом с городом есть парковочные буи, а пока подготовлю высаживающихся - мест нет, поэтому мы будем высаживаться на высокий пирс, который выше палубы на метр. Надо не зацепить его солнечной батареей, которая торчит на корме, а значит придется подвести катамаран к пирсу углом, с которого высадятся ребята! И вот, затаив дыхание, осторожно подвожу катамаран к пирсу и высаживаю их не берег.
Бухта Каша. яхта встала на парковку на фото слева, а высаживал ребят я на пирс по центру из бухты
Ребята спрыгнули - полный газ, катамаран отваливает в центр гавани и выходит за ее пределы. В 100 метрах есть парковочные буи к которым мы и привязываемся. Оставшиеся на яхте прыгают купаться, а я готовлю лодку чтоб забрать ребят по звонку! Еще через час, накупавшись, я забираю с пирса их обоих, тяжелые пакеты еды и прижимаемый к груди пакет с шаурмой! Шаурма оказалась вкусной и поедая ее мы двинулись в сторону Калкана. После суеты в Каше наступил этап полного расслабления!
Вид с амфитеатра Каша на греческий остров Кастеларизо (справа сверху). Где-то между ними мы и прошли
Как описать сам переход когда ты плывешь уже не первый день? Искрящаяся голубая вода и скалистые берега становятся привычной картиной, команда разбрелась по катамарану - кто-то чилит в теньке, кто-то лежит на носу и смотрит на море или читает книгу и даже проходящие навстречу яхты не вызывают интереса К 3 вечера мы подходим к знакомой нам бухте у Калкана, ровно кладем якорь и растягиваемся к берегу. Вот видео с каяка
Все хорошо, у нас еще несколько часов на неспешные купания и отдых. Завтра вечером мы будем ночевать уже на пирсе марины, поэтому сегодняшним вечером надо насладиться по полной! Ребята приготовили вкусный плов
И так за неспешными купаниями, тихими разговорами под вино, обсуждениями нашего похода и просто болтовней и медитативной неторопливостью мы завершали наш день!
Однако Макс взял удочку и отплыл к берегу ловить рыбов в последних лучах солнца. И поймал, сразу двух! За один заброс! -"Да ладно, все рыбаки так говоря" -скажут мне. Не верите? Вот он -красавец:
Следующий день выложу на выходных. Пока вот весь список День 0, подготовка День 1, когда мы потеряли якорь День 2, когда мы карабкались на гору острова Гемилер День 3, когда мы встали в бухте, уехали на такси, а вернулись на баркасе День 4, от затонувшего города до высокой крепости
Предыстория - я арендовал катамаран в Турции, собрал желающих пойти в путешествие, мы вскладчину отплатили его и прошли из Фетхие в Каш и обратно по морю, с прогулками по берегу каждый день))
Залив Каша
Ранний подъем сегодня нам не грозил, переход планируется не более 3-4 часов, но по привычке мы все равно проснулись спозаранку. Позавтракав и искупавшись в прохладно-бодрящей воде, мы собрались буквально за несколько минут и начали отчаливать.
Канат, который я вчера завел в цепь буя, в ней застрял - так что пришлось мне брать маску и купаться еще раз, вынимая веревку. Пройдя заливом Каша мимо корабликов дайверов (Каш -дайверское место, тут даже подводный музей есть) и глянув в последний раз на Ликийскую Тропу и пологие склоны гор, мы продолжили наш путь на восток - сегодня нас ждет затонувший город Кекова и крепость Симена, которая стоит над ним. Переход прошел уже привычно - теплое солнце светило в нос, постепенно разгораясь и становясь горячим. Справа проплыл греческий остров Кастелоризо – от Турции до Греции тут всего два километра, и мы вынуждены жаться к побережью.
Но вот впереди показался проход в бухту Кекова и мы сворачиваем туда. По правому борту проходит «Аквариум» - озерцо метров 50 в диаметре зажатое скалами посреди залива. Туда деловито подходит пара корабликов. Суемся туда и мы – быстро осматриваем прозрачную до бирюзовости воду и набившиеся внутрь кораблики с туристами и, подрезав еще один входящий баркас, двигаемся вдоль побережья в поисках затонувшего города.
Бухта Аквариум. Мы заходили и выходили "снизу" фото
Много лет назад он тут был, но после землетрясения ушел под воду и сегодня через прозрачную воду видные его остатки – под водой тянутся фундаменты, причалы и остатки стен, а не берегах видны лестницы и развалины тех домов что стояли повыше. Что интересно – мы в море рядом с горами и тут солидная глубина. До берега не больше 20 метров, а глубина - тоже 20 метров. Обрыв начинается прямо у берега!
Остатки домов и пирса
Навстречу нам проходят экскурсионные кораблики, а слева выплывает из-за скал причал около крепости Симена, ее развалины на горе венчает турецкий флаг. Чтож нам пора туда, делаем поворот через залив и подходим к бесплатному причалу. На нем бурлит жизнь – подходят и отходят баркасы и гулеты, высаживают туристов, которые цепочкой шагают по жаре наверх на вершину к крепости.
Крепость Симена. Точнее стена и остатки фундаментов. 13-15 век, дамы и господа
Вначале мы встали на бесплатный внешний пирс, но мне не понравилась качка со стороны моря, и мы попытались перебраться внутрь, но прям перед нами пирс заняли баркасы, так что сносимые ветром мы встали к платному пирсу ресторана. Ну чтож, придется разориться на ужин! Это лучше, чем всю ночь качаться…
А пока, чтоб не терять ни минуты отличного дня, мы скидываем в воду каяк, а ребята разворачивают тенты и достают полотенца. Идеальная вода, жаркое солнце, зеленые тенистые склоны острова уступами уходящие вверх, пляж вдалеке и гробницы в воде рядом с ним. Каждый найдет то, что ему по душе, а ближе к вечеру, как чуть похолодает, мы пойдем на вершину, в крепость – смотреть на закат!
Наша яхта стоит слева от фото, а справа -пляжик. Каменный домик по центру -древняя ликийская гробница. Ей 2000 + лет
Ну а пока мы с удовольствие плаваем в теплой воде, обплываем вокруг камней и пляжа на каяке, умудрившись даже посадить его на днище у самого пляжа. Перекусив вкусным обедом и договорившись с хозяином ресторана об ужине: будет рыба с картошкой и салат с мезе, мы дожидаемся наступления прохлады. И как раз туристические суда ушли - им же еще плыть 3 часа до Каша. Наконец выходим на берег и двигаемся по тесным, узким и извилистым улочкам наверх.
Так, я знаю путь, который ведет в обход будки егеря, есть возможность сэкономить на билетах (Зимой, когда мы пришлю сюда единственной яхтой - он не поленился выскочить из своей будки, пробежать почти 200 метров, догнать нас у входа в крепость и обилетить! Надеюсь сегодня посетителей много и он нас не заметит) И мы потихоньку пробираемся по ступенькам наверх, вот развилка на высокое плато и крепость. Проходим первое кольцо стен и по сделанной для туристов лестнице поднимаемся на вершину и усаживаемся на камни, занимая лучшие места!
Однако ветер сильный, в ушах откровенно свистит и поднимает волосы. Хорошо что мы не остались на внешнем пирсе, а ушли внутрь к ресторану. Пришло время расслабиться, вершина постепенно наполняется людьми, но их немного. И вот так со свистом ветра в ушах, под развевающимся турецким флагом, мы и проводили солнце. Вообще в городском ритме жизни нечасто удается посмотреть закат, я его вижу только во время яхтенных походов. А уж восход и того реже))
Солнце медленно садится за гору, и постепенно становится темнее. Однако пора возвращаться, ребята сворачивают с тропы на плато с ликийскими гробницам, а я возвращаюсь на яхту, прыгая по ступенькам вниз. Смотрителя уже нет, турникеты открыты, свет потихоньку уходит. Я успеваю добежать до яхты, спрыгнуть в каяк и отойдя от берега успеть увидеть с воды как затухает полоска заката. Наступила темнота, выступили из острова огоньки фонарей, подсветилась крепость и нам принесли ужин. На огромном подносе -дымящаяся рыба, украшенные цветами картошка, салаты и несколько мезешек. Красивое!
Ну а после ужина мы посидели под черным уже небом, расслабившись с вином и сыром, посмотрели, как Макс пытается выловить рыбу с пирса и пошли спать. День вышел отличным -событий вроде и немного, но каждое забудется нескоро! Завтра пора разворачиваться и начинать путь обратно на запад, в Фетхие!
That's all, folks! Желающие читать меня в телеграмме - ищите на канале о яхтах, морской истории и парусе- "Яхта" или в ВКонтакте-Яхта.
Следующий день выложу на выходных. Пока вот весь список День 0, подготовка День 1, когда мы потеряли якорь День 2, когда мы карабкались на гору острова Гемилер День 3, когда мы встали в бухте, уехали на такси, а вернулись на баркасе
Предыстория - я арендовал катамаран в Турции, собрал желающих пойти в путешествие, мы вскладчину отплатили его и прошли из Фетхие в Каш и обратно по морю, с прогулками по берегу каждый день))
Место нашей ночевки -бухта Фирназ. Мы отплываем в верхний правый угол фото -вдоль побережья к Кашу
Утренний подъем был прерван гневным криком и топотом с кормы. Это очень сильно ускорило мое желание подняться. Оказалось проклятые осы с берега добрались до нас и теперь у них появился непримиримый враг, который гонял их полотенцем до самого конца путешествия. К моменты моего "выскакивания" на палубу он уже убивал вторую осу))
Катамаран стоял носом на восток, поэтому перед нами золотом лежало освещенное солнцем море, ребята слазали искупаться и, когда завтрак окончился, я изложил нехитрый план на сегодня: Мы идем в Каш, где встанем в заливе напротив города, покупаемся в удовольствие и вечером, как подcпадёт жара высадимся на лодке на Ликийскую Тропу. Именно тут расположен ее «идеальный участок», где на 2 км длины есть красивая тропа, Ликийские гробницы, пещеры и плато с великолепным видом на залив Каша.
- По пути будем проходить знаменитый пляж Капуташ, как не зайти искупаться? Зайдем! - Еще я обещал поднять людей на мачту, рассказывая какие оттуда крутые виды? Ладно, дойдем до Каша, пришвартуемся и полезем, обещаю!
Скидываем тузик на воду, ребята уже всерьез обвыклись, поэтому бодро спрыгивают в нее, отвязывают канаты от берега, и мы двигаемся вперед, поднимая якорь. До Каша 3 часа хода, яркое солнышко жжет еще не очень сильно, есть даже подобие ветерка, мы ставим парус в помощь мотору. Еще через час мы бросаем якорь напротив пляжа Капуташ. Местные им очень гордятся, поэтому я честно показываю ребятам каньон из которого притекает речушка, высокую скалу по которой мы этой зимой спускались, а Макс рассказывает, как он купался зимой)) Сейчас купаться куда приятнее, поэтому желающие лезут в воду.
1/2
Карусель фото. Пляж Капуташ. На втором фото -виден каньон по которому течет ручей
Однако неслабо тут дует - порыв разворачивает кат на якоре, и я вижу скорость ветра в 7 узлов. Готов поспорить такой ветер тут из-за наличия обрыва, как только мы отойдем от берега, ветер пропадет!
Через 30 минут мы собираемся дальше, ветер, разумеется, пропадает сразу же как мы отходим от пляжа, ну чтож - проскакиваем через две близко стоящие скалы и ложимся на курс вдоль берега на Каш! Еще через 2 часа мы входим в залив Каша, преследуемые огромным катамараном. Большое количество яхт на буях заставляет меня нервничать (будут ли места?), и судя по тому, как «преследователь» подбавляет ходу – не только меня. Мы уходим вдоль берега искать свободный буй, к которому можно пришвартоваться, а кат улетает сразу к платному пирсу у ресторана. Тоже решение.
Вид на Каш с горы. Мы встали слева от края фото за скалой
Будут ли места? Да! Вон свободный буй, вижу второй, третий – супер, все хорошо! Раз места есть, делаем небольшой круг и находим еще 2 буя посреди залива. Место выглядит интересно – и вид во все стороны и Тропа близко. Из минусов – время от времени мимо проходят лодки, но это не критично!
Как устроен муринговый буй? Внизу затоплена бетонная плита, к которой тянется цепь, на которой и висит буй! К нему можно привязать наш катамаран, для этого наверху крепят либо кольцо, либо веревку. Веревку вижу, вон она плавает. Поднимаем ее багром! Какая-то она потрёпанная, половина волокон размахрилась (возможно поэтому буй и свободен). «Safety first» - рисковать безопасной ночевкой не хочется, поэтому давайте привяжемся прямо к цепи! Придется нырять -берем маску, лодку, веревку и напарника.
Подплываем, ныряем – однако прозрачная тут вода! Глубина 17 метров, а я четко вижу бетонную плиту на дне. Солнце играет на моих руках, когда я подныриваю к бую – цепь толщиной в руку, крепкая, хоть и покрыта ракушками. Продеваем веревку через звено и подаем на лодку. Из нее машем руками и кат величаво двигается к нам, осталось подать веревку на кат, и мы зашвартованы, идеально!
Однако солнышко припекает неслабо! Разворачиваем специальные тенты и устраиваемся с комфортом. У нас полно времени на отдых, желающие лезут купаться – вода идеально прозрачная видно как под нами проходят рыбы, большие!
Макс закидывает удочку, купающиеся с масками его корректируют, я пока готовлю «боцманское сиденье» - вариант морской обвязки, которая позволит поднять желающих на мачту.
У нас есть электролебедка, поднимать будем на канате поднимающем парус, а для безопасности подстрахуем еще вторым канатом, которой тянется наверх. Хотя конечно человека выдержит и один канат, но безопасность наше все))
Вот такой вариант обвязки - боцманское кресло
Процесс получается небыстрый: отключить карабин грота-фала, пристегнуть его к обвязке, все объяснить… В общем первый желающий начал подниматься наверх минут через 30, как раз подошел ветер и нас начало покачивать. Внизу это не страшно, а на 16 метрах мачты – амплитуда в полметра. Однако вот пошел второй и третьим подняли меня! Залив Каша распахивается еще шире когда поднимаешься наверх, однако и качает тут ощутимо, кое-как закрепившись успеваю наделать фоток и видосов и прошу спустить меня вниз, не уронить бы телефон! Там где видео идет рывком -меня качает, причем серьезно:
Внизу у Максима наконец то начинает клевать, он вытягивает приемлемой длины рыбину! Фугу, однако! Обфотканную и надувшуюся рыбину снимают с крючка и отправляют за борт! Угадаете кто попадается на крючок через 5 минут? Вот она -уже надувшаяся
За этой суетой, обедом и еще 2-3 заходами на искупаться (как же хороша вода: теплая и прозрачная!), наступает теплый вечер и мы выдвигаемся на Ликийскую Тропу! Пристанем к пляжу ресторана, привяжем наш тузик к пирсу и пойдем, там недалеко.
Тропа размечена, пара поворотов и вот она «вспрыгнув» на 100 метров приводит нас к пещере, Делаем фото и видео, с удовольствием смотрим на залив Каша – мягкое вечернее солнышко освещает качающиеся на буях яхты, голубую воду и хвойный лес.
Вид из пещеры. Судно над головой сидящего -наш катамаран
Двигаемся дальше наверх - там должна быть гробница! Интересно - хвоя которая устилает нашу тропу, сухая как порох, теперь понятно, как случаются хвойные пожары в Мармарисе!
Ликийская гробница. Ликийцы выдалбливали их в скалах. Налево уходит Тропа - канат чтоб не упасть
Показав ребятам гробницу, я предлагаю либо остаться тут либо идти со мной вверх, но на узкой тропе сейчас серьезное повышение придется прям карабкаться вверх, что мы и исполняем! Интересно как тут идут ребята туристы с тяжелыми рюкзаками за плечами? Я так-то запыхался! Однако мы выходим на плато и по острым камням подходим ближе к заливу! Знаете с визуальной точки зрения мне очень нравится вид отсюда! Запах хвои, ветер с моря и красивый вид! Что еще надо!
Закатное солнце
Так и простоял я тут до тех пор, пока солнышко не начало прятаться за хребтом. Красиво тут! Потихонечку двигаемся обратно - тут меньше 500метров. По прямой. А пока придерживаясь за канат и прижимаясь к скале, мы двигаемся вниз к нашей лодке. Вот обзорное видео (выглядит нестрашно - но на деле там обрыв метров на 100)
Вижу что девушка на соседней лодке привязывает к лодке фонарик-маячок, а еще через 15 минут ее забирает водное такси. Логично, по маячку-мигалке она поймет где ее лодка!
Ну а мы развалились на корме и пьем пиво, насекомые до середины залива не долетают, вокруг тишина и только в темноте светятся далекие береговые огоньки, да изредка мимо проплывают огоньки лодок. Хороший получился день! Завтра встанем как встанем, у нас короткий переход))
That's all, folks! Желающие читать меня в телеграмме - ищите на канале о яхтах, морской истории и парусе- "Яхта" или в ВКонтакте-Яхта.
Следующий день выложу на выходных. Пока вот весь список День 0, подготовка День 1, когда мы потеряли якорь День 2, когда мы карабкались на гору острова Гемилер
Предыстория - я арендую катамаран в Турции, собираю желающих пойти в путешествие, мы вскладчину отплачиваем его и идем из Фетхие в Каш и обратно по морю, с прогулкой по берегу каждый день))
Остров Гемилер зимой, видно что мест для парковки с избытком
Мы встали пораньше… Кажется я начинаю повторяться, однако мы действительно встали в 7 утра, наслаждаясь утренней прохладой скушали яичницу и уже в 8 утра верёвки глухо стукнули по палубе и мы выдвинулись в сторону города Калкан. Нам сегодня идти около 6 часов
Солнца еще не было видно за горой, потому отойдя на милю у нас получилось увидеть, как солнце залило нашу бывшую стоянку, а затем поднялось над горой. На первых кадрах -стоянка с которой мы ушли, но солнце еще не поднялось над горой
Туман, просвечиваемый солнцем, струится по склонам гор как жидкий дым, отчего горы кажутся чуть мистическими.
Мы продолжаем двигаться вперед и вот уже залив распахивается синим морем, а вдали на воде появляется неясный предмет – подхватываем бинокль и пытаемся определить что это? сап? Нет, каяк! По воде плывет каяк. Пустое транспортное средство без людей - всегда вызывает щемящее чувство тревоги. Головой конечно, понимаешь, что ветра сегодня нет, шансов что человек выпал за борт и не смог догнать свой каяк - нет. С огромной долей вероятности его принесло вчерашней волной с Родоса.
Примерно такой каяк
Подходим вплотную, аккуратно сделав круг вокруг - может человек ныряет? Однако внутри ни вещей, ни каких-либо следов присутствия человека. Только оборванная верёвка на носу. Нехорошо... Мы поднимает каяк на борт за скользкий корпус и на всякий случай делаем проход треугольником на 700 метров от каяка в поисках «следов», но не находим ничего!
Чтож, надеюсь у владельца каяка все хорошо, а нам - подарок от теплого моря за наш взорванный САП. Ребята, наученные вчерашним горьким опытом, на всякий случай сходу подспускают давление.
Мы поворачиваем вдоль побережья и слева по борту появляется полоска чистого песка – Long sand beach – 17 километров кажущегося бесконечным пляжа, за которым скрываются развалины древнего города Потара.
Вот такого пляжа 17 км. Название незамысловатое: Long sand Beach
Через 3 часа ровного движения под мотором выходим в залив Калкана, вот впереди поднимается волнолом порта и мы, крутанувшись перед входом, навешиваем кранцы и заходим внутрь.
Порт Калкана, видно заходящую яхту и стоящие у пирса суда. Слева за горой - известный пляж Капуташ. Справа за мысом - наша резервная стоянка (якорная).
Швартовка сейчас прошла как по маслу, якорь аккуратно вывален напротив пирса, кат четко подходит к месту, команда по очереди отправляет на пирс кормовые канаты и ловко прикручивает их. Трап уверенно ложится на пирс и по нему с гордостью за команду схожу я, навстречу встречающему нас Харбор-мастеру (harbor-master - начальник порта). Жму руку, узнаю как дела и спрашиваю сколько стоит стоянка и вода
-«7000 лир за стоянку и 500 за воду»- отвечают мне. Мое лицо в этот момент было таким:
Одна ночь у пирса 14 000р???
14 000 р за стоянку на одну ночь?! Зимой же было 1700! И это было дорого! Харбор-мастер лишь меланхолично пожимает плечами, объяснив, что места все равно займут и что через час приходят следующие лодки. Нервно посовещавшись, мы решаем - набираем в баки воду (400 литров), отдаем накопившийся мусор и двигаемся на резервную стоянку на якоре, в километре от Калкана. А оттуда доедем на такси!
В этот момент в гавань входит яхта с пожилым дедушкой за рулем. Как позже оказалось швейцарцем. На борту он, его бабушка и такого же возраста друг. И вот тут-то я увидел мастер-класс по швартовке – дедушка умудрился идеально втиснуть свою 44 футовую яхту в щель между нами и соседом-рыболовом. Без подрулек, чисто задним ходом – глазомер, правильно выбранная траектория и много лет опыта. Ювелирная работа, таким не стыдно залюбоваться! Вода к этому моменту уже заправилась, а вот мусор пришлось передавать не берег через пришедшую яхту. Стыдно, но мы ради того чтоб он влез отодвинулись от пирса))
Еще через 30 минут мы уже подходили к единственной удобной яхтенной стоянке рядом с калканом. Место опять загружено – стоят на якорях дэйсейлеры (daysailers)– ребята на катерах и яхтах привезшие туристов из Калкана на денек почилить.
Бухта Фирназ. Калкан в паре километрах справа
Находим место у берега, прицеливаемся и кидаем якорь, глубины тут отличные. Со второго раза якорь цепляется. Оттягиваемся к побережью, между яхтой и большим гулетом, ребята съезжают на лодке на берег (теперь уже в специальных тапочках -коралках) – крепят канаты и вроде все хорошо! Вываливаем купальную лестницу за борт и плюхаемся сами в приятную воду.
Искупавшись, открываем карту и накидываем план: через часик, как похолодает, мы поднимаемся с пляжа наверх на дорогу по куску Ликийской Тропы, там всего 400 метров. Там ищем такси и на нем едем в Калкан, а вечером возвращаемся. План идеален (как позже оказалось - нет)
Ну а мы продолжаем купаться и кататься на вовремя доставшемся нам каяке. Рядом паркуется катамаран побольше, четко и уверенно. Но это место сегодня определенно испытывает неприязнь к катамаранам: на наших глазах один из швартовых обрывается и наматывается на винт. К чести капитана, канат он снял с винта практически мгновенно и через 5 минут его кат уже снова стоял на растянутый к берегу, а об инциденте напоминал только связанный канат.
Ну а мы закрываем яхту и грузимся в динги, нас ждет тропа наверх. Тропа была ровной и заметной, поэтому, вытащив тузик на берег, мы двинулись наверх. Однако красиво! Я останавливаюсь поделать фото.
За вторым мысом прячется Калкан
И еще идти -тяжело, становится жарко, я обливаюсь потом! Густой и пахнущий хвоей воздух еще не остыл и метров через 200 я скидываю с себя майку! Последние 100 метров вообще дались нам тяжело, тропа пошла круто и начало темнеть. Как мы спускаться будем?
Последние 4 метра вообще пришлось преодолевать "с разбегу", однако, выскочив на дорогу, мы выяснили что оба имеющиеся приложения такси отказываются работать. Хорошо, рядом потягивали пиво турки. Уточнив у них варианты, я получил ответ, что есть рядом «друг» который отвезет нас в Калкан, за 700 лир. Цена была завышена вдвое, но темнело, и мы согласились)) «Друг» приехал на потрепанном жизнью ржавеньком универсале и втиснувшись впятером на 4 места мы отправились в Калкан. По дороге, отбрасываемый в поворотах на соседей и глядя на зажигающиеся фонари я подумал, что сразу по прибытию в калкан я звоню харбор-мастеру и прошу найти нам водное такси до яхты. Иначе мы спуск к яхте будем преодолевать часа 2 и хорошо если вернемся целыми…
На мое удивление безлюдный зимой белоснежный Калкан (моя любовь), оказался битком набит людьми! ну да, я же не был тут летом))
1/2
Калкан зимой и летом. Карусель фото
Из плюсов: город оккупирован англичанами (годов так с 1960х), поэтому несмотря на то, что кафешки битком, музыка играет тихо, люди беседуют вполголоса и на улице можно говорить обычными голосами.
1/5
Мое фото из путешествия на Новый Год 2023. Ни души и красота. Вот так выглядит Калкан без туристов. Деревянные балкончики и бело-синий цвет -наследие греков
Пока ребята прогуливались по улицам, осматривая город (а он даже людный -красив), мы успели созвониться с харбор-мастером и договориться о трансфере на лодку. Ну а потом мы сели ужинать - самое дорогое (зимой) заведение оказалось весьма демократичным летом, поэтому мы с удовольствием поужинали мясом и запили это все вкусным пивом!
Такой вот ресторан, нашел фото на гугле
Осталось купить продуктов в супермаркете и спуститься крутыми улочками в порт, туда откуда днем нас выгнали высокие цены! Там нас уже поджидал небольшой катерок, куда наша команда бодро погрузилась!
Приблизительно такой, только без тента и трапов на носу и корме
Бодрость с которой катерок стартанул показалась мне излишней, ведь окошко капитана было не более полуметра, обзор ему загораживали посаженные на нос мы, но я утешил себя мыслью о том, что он в этих местах с детства и знает что делает. Темнота - хоть глаз выколи, мимо поплыли огни набережной Калкана, а над головой стали снова видны звезды. Хорошо, что я прихватил с собой мощный фонарик с яхты!
Приблизительно так выглядит Калкан с воды ночью. На первом плане - черный волнорез, за ним мачты яхт (пирс битком). А дальше огни города поднимающиеся на гору
Пригодился фонарь буквально через 15 минут, когда мы подошли к нашей бухте. Когда мы уходили на гору в ней было около 15 судов, из них - часть на якоре. Как выяснилось – якорные огни включили не все...
Сергей вежливо взял у меня фонарь, направил вперёд и включил. В столбе света возник белый борт яхты, к которому мы стремительно приближались. Я уверен, что штурвал повернулся от нашего вопля. Объехав, стоящую на якоре яхточку, мы продолжили движение, указав рулевому на «наш» якорный огонь на мачте и подсвечивая фонарем вперед. А затем, подсвечивая ему наш борт, дождались, когда он подойдет к кату и высадит всех. Кат встретил нас как знакомый дом - все привычно и знакомо!
Однако мы с Максом остались на борту, объяснив, что нам надо еще на пляж - забрать дингу. Сделав крюк метров в 300 (ого, сюда пришел огромный гулет?), капитан привел нас напротив пляжа, но подходить близко к берегу отказался – боялся зацепить винтом дно!
Придется плыть! Отдав Максу шорты с мобильником, я скомандовал «engine stop» (чтоб не попасть под винты) и дождавшись тишины плюхнулся с борта, ведь до берега метров 50. Дальше нужно стащить дингу в воду, переключить клапан топлива на «вкл», открыть вентиляцию бака, вытянуть подсос и дернуть ручку!
Все-таки отличный тут двигатель, завелся как часы огласив ночь своим «тр-тр-тр». Подхожу к борту катерка, где капитан уже торопит Макса - страшно ему стоять на мелководье. Чет мне кажется он не очень опытен...
Однако катер заводится, а мы двигаемся на наш кат! Привязав и подняв лодку мы расходимся по каютам, завтра переход в Каш!
Ребят, я уже предлагал встать пораньше?
That's all, folks! Желающие читать меня в телеграмме - ищите на канале о яхтах, морской истории и парусе- "Яхта" или в ВКонтакте-Яхта.
Следующий день выложу на выходных. Пока вот весь список День 0, подготовка День 1, когда мы потеряли якорь День 2, когда мы карабкались на гору острова Гемилер
Предыстория - я арендую катамаран в Турции, собираю желающих пойти в путешествие, мы вскладчину отплачиваем его и идем из Фетхие в Каш и обратно по морю, с прогулкой по берегу каждый день))
Встал я в 7:30, а поскольку стояли мы у западного берега, то передо мной разливался восход, отражающийся на воде залива. Прекрасное зрелище!
Покушав на скорую руку, мы двинулись к острову Гемилер – учитывая, как мало мест тут, есть неслабый шанс что после обеда мест там уже не будет. Пройдя через узкий проход между островами, прикрывающими залив Гечека, мы вышли в открытое море. Я и Максим теплым взглядом проводили бухты где на Новый Год 2025 мы прятались от шторма и не удержавшись, показали остальными 2 горные вершины на которые мы тогда залезали. Короткие пеший переход и роскошный оттуда был вид))
А вот как выглядит сам проход в море -ширина его около 50м
Впереди двухчасовой переход через пролив Фетхие и нас ждет остров Святого Николая с его церквями 6 века и великолепными видами с вершины.
А что это за короткий «хлоп» с носа? Взорвался и лопнул по шву Сап лежащий на солнцепеке! Да чтож такое, давление было в рамках нормы, только вчера успели на нем покататься и все?! Убираем получившуюся тряпочку внутрь лодки, там как раз есть «свободная» каюта.
В бухте при подходе к Гемилеру нас встретил угрожающе густой лес яхтенных мачт- нехороший признак, что же ждет нас у самого острова, что с местами?
Слева материк, справа остров Гемилер.
У самого острова царит гомон в той части где баркасы высаживают туристов однодневщиков у входа на остров, мимо нас туда проходят один за одним несколько гулетов с туристами и горластыми гидами. По такой жаре (сейчас минимум +32) идти 400 метров вверх на гору -тихий ужас!
Однако тесненько тут! Вдоль берегов на растяжках стоит множество яхт всех мастей и калибров, а мимо нас проносятся мелкие тузики!
Найдя приемлемые 50 метров между парусной яхтой с немцами и дорогой моторной яхтой средних размеров, мы делаем пробный заход кормой. Рядом немедленно появляется торговец мороженным –«Вай брат давай помогу». Вспомнив как в прошлый раз его «помогу» обошлось мне в 40 евро предъявленных мне после швартовки, я немедленно кричу «пошел на хрен Спасибо, немедленно отвали от нашей лодки мы сами!
Вот что нам надо выполнить. Отдать якорь, подойти задом к берегу и закрепить 2 каната на берегу. При этом яхту не должно ударить об соседей. Особенно в тот момент когда канаты везут на берег, а яхта болтается на якорном канате
Делаем пробный заход, якорь пошел! Вчера 4 пары глаз проверили что он прикреплен надежно, но проблема тут в том что глубина 24 метра, а у нас 60 метров цепи (а норматив безопасной длины цепи – 5 глубин). Еще и дурацкий ветер, который сносит нас на немцев! Они уже встревожились и вывешивают дополнительные кранцы на борт))
Цепь кончилась, тянем! Нет, цепь дергает и идет рывками, а яхта все равно пятится назад значит якорь не зацепился.
Пробуем еще раз, немцы уже дают советы, подъезжает второй продавец на лодке с «помочь», но немедленно отгоняется первым, который затаился недалеко и ждет когда его позовут. На втором заходе якорь зацепляется, ура!
Кат «повисает» на нем и мы вываливаем шлюпку, кидаем в нее 2 каната по 50 метров и ребята отправляются на подпрыгивающей на мелкой волне динги подвязывать канаты к камням на берегу, пока я тихонечко маневрирую между 2 соседями. Проклятый ветер! Порывы постоянно двигают меня на немцев, подрабатываю двигателями чтобы стабилизироваться, а на берегу ребята ловко скачут по скользким, покрытым ракушками камням завязывая узлы вокруг них!
Мы по ходу заняли одно из последних мест у берега острова, остальные будут стоять напротив, через пролив, а ведь сейчас только 12 дня. С берега подвозят веревки, мы крепим 2 каната к уткам, грохочет, подтягиваясь, лебедка и вот мы надежно растянуты по 3 точкам! Немцы одобрительно поднимают большие пальцы, уровень стресса в пространстве ощутимо падет, с тихим рокотом замолкают двигатели, и вдруг наваливается жара и прохладный еле заметный ветерок (порывы, были прорывы? Может это мне со страху показалось? )
Пришло время отдыха! Мы достаем маски, плавки и ласты. Вода -как парное молоко! Теплая, прозрачная и приятная -в такой можно просидеть пару часов! Под яхтой проплывают рыбки, от стаек малышей (с палец), до вполне приличных особей с ладошку. Глубина у берега метр, за яхтой 3, а прямо под яхтой начинается резкое понижение уровня и куда-то далеко уходит наша якорная цепь. Я же пока беру лодку, чтобы съездить за знакомым из самолета на пляж. Ребята уже во всю готовят обед, а Макс забрасывает удочку.
Стайка мелких (с палец) рыбешек
Выскочив на тузике в проход между островами я залюбовался красотой голубой воды и острова! И сразу пожалел, что поехал без футболки -солнце шпарит как сумасшедшее, за 10 минут сгореть-пара пустяков, солнце прижигает даже через плавки! Через 20 минут, изрядно подгорев, я уже на борту и снова готовлюсь погружаться в воду! Вот видео с тузика на остров Гемилер
На остров будем высаживаться в 17, как похолодает до темноты успеем все посмотреть и к закату выйдем на вершину. А пока мы купаемся в щель между нами и дорогой моторной яхтой втискивается еще одна парусная яхта и взревев мотором повисает на канатах с берега! Однако с местами видимо совсем напряг -как здорово что мы вышли пораньше и успели занять место.
Наконец наступает прохладный вечер, мы загружаемся в динги и отправляемся к точке высадки на остров. Историческая справка – остров Гемилер (тогда Св. Николая) лежал на пути из Египта в Турцию, на участке Родос -Каш. Моряки, перевалив 100 км моря, останавливались у острова, где пополнялись водой, благодарили богов и позволяли себе небольшой отдых.
Гулеты с дневными туристами уже ушли, но на потрёпанном водой пирсе нет места привязать лодку, там уже привязаны с десяток тузиков. Кое-как найдя место для пришвартовать наш тузик хотя бы вторым рядом, мы проходим мимо смотрителя наверх. Есть у меня в запасе маленькая хитрость: Команда стремительно проскакивает кассу, а я предлагаю половину суммы, но без билетов. Тоскливо взглянув на пустую уже тропу, смотритель с видом делающего мне одолжение, берет денежку. Сэкономили на шаурму))
Вид из "церкви" на море
Уже на стадии первого храма (6 век, между прочим) мы начинаем разделяться -кто-то остается любоваться видами и фоткаться, а остальные идут выше. В просветах деревьев через пушистую хвою мы пытаемся увидеть нашу яхту стоящую внизу
Проходим галерею, которая раньше прикрывала идущих наверх моряков от солнца и дождей, и выходим на смотровую точку на Олюдениз и гору Баба-Даг.
Галерея
Я, привыкший к зимнему безлюдью острова (когда не нем только твоя команда и еще одна), с удивлением смотрю на цепочку проходящих мимо нас людей. Однако, летом тут сильно больше людей, но зато можно идти в шортах и футболке, а не свитере))
Вид на гору Баба-Даг (которая выше облаков) и пляж Олюдениз с острова Гемилер. Новый Год 2023. На всем острове было человек 15 - экипажи 2 яхт
Сделав крутой поворот с подъёмом, мы восходим на вершину. Однако! Помните я ворчал на людность? Так вот это было еще хорошо! На вершине стоит неплотная толпа яхтсменов, а простой пересчет яхт, стоящих вдоль острова выдает цифру явно больше 40, т.е. на острове не менее 200 человек. И, мне кажется минимум половина говорит по-русски.
Выбираем мест она камушках, садимся, достаем воду и бутеры. Солнце медленно у ходит за гору. Красиво! Как по мне зимой, в одиночестве и безмолвии, тут куда приятнее, но летний вайб мне тоже по душе!
Темнеет, и мы начинаем спуск по крутой тропе вниз, с остановками на фото. Грузимся в тузик, делаем последние фото с яхты и готовимся ужинать на яхте.
Часов в 10, выключив свет, наблюдаем за звездами, отражающимися в черной воде! Тут нет засветки от городов - поэтому их отлично видно! Договариваемся завтра встать пораньше, чтобы прийти в Калкан к обеду и успеть первыми)) Пора спать, день был энергичным и насыщенным.
That's all, folks! Желающие читать меня в телеграмме -ищите на канале о яхтах, морской истории и парусе- "Яхта" или в ВКонтакте-Яхта.
Предыстория - я арендую катамаран в Турции, собираю желающих пойти в путешествие, мы вскладчину отплачиваем его и идем из Фетхие в Каш и обратно по морю, с прогулкой по берегу каждый день)) Проснувшись рано поутру мы уже в 8 утра выдвинулись в кафе, где позавтракали и полноценно перезнакомились всей командой, обсудив наш катамаран. Завтрак был непритязательный (яйца, сыр, мед, масло, оливки), но зато недорогой.
2 варианта завтрака, стащил фото с сайта ресторана)) Чет я был занят закупками и ничего не сфоткал))
Покушав, мы обсудили и подкорректировали список покупок который я выслал в общий чат похода. После этого выдвинулись в местный супермаркет Migros. Поскольку нас таких умных было много – то нужные нам 3 тележки под продукты сразу добыть не удалось и двое с единственной тележкой пошли в магазин, а еще 3 остались на улице в надежде взять тележку у выходящих. Наши надежды оправдались и через час, вспотевшие и убегавшиеся по магазину мы выкатили 3 огромных телеги продуктов на кассу. Хорошо что тут есть бесплатная доставка на яхту – бодрые ребята из магазина затолкали все наши покупки в мотороллер, посадили меня рядом с водителем и повезли меня в марину.
Мигрос. На переднем фоне -мотороллер для доставки продуктов на яхты - наличие крупных яхтенных марин привносит свою специфику в работу супермаркетов.
Еще через 40 минут мы, перекидав весь наш груз в салон и затолкав мясо в один из 2 холодильников, приготовились отходить.
Короткий инструктаж, ребята вытягивают канаты на борт, первый порыв соленого морского ветра и наш катамаран, развернувшись посреди широкого прохода уходит в море! Нас ждет бухта Сарсала, где мы встанем на якорь и будем купаться.
А пока вокруг распахивает простор невероятно синее море и кажется достаточно ветра чтобы поднять паруса! Поставленные паруса начинают работать и мы даже глушим двигатели -катамаран, покачиваясь на небольшой волне, двигается вперед! Да, это классический Sailing – шелест воды из-под кормы, солнце и синее море!
Через пару часов, обогнув острова, закрывающие нас от бухты Сарсала мы были неприятно удивлены количеством яхт у берегов! Все берега вокруг покрыты белыми точками, похоже что каждые 50 метров стоит яхта!
Вот эти белые точки -яхты! На дикой бесплатной парковке. Сейчас 2 часа дня! Что же будет вечером?
Подойдя ближе, мы поняли что не ошиблись -яхты стояли плотно, пляж был набит народом, но сделав полкруга по огромной бухте мы, посовещавшись нашли неплохое местечко. Немного напрягала глубина 25м, но к берегу шло повышение до 3 метров (а значит якорь зацепится за грунт в любом случае) и я смело вывел наш кат на точку отдачи якоря и скомандовал «якорь пошел».
Бухта Сарсала в обычный день, мы втискивались справа, где нагромождение яхт
Ремарка -вчера меня убедили что у нас 70м якоря и еще 20 метров подвязанного каната. Работу лебедки я проверил лично, но до конца якорную цепь не вываливал, ограничившись 30 метрами.
Якорь лег на дно, мы двинулись назад, продолжая отдавать цепь. Кат плавно вошел между двумя судами, на носу мерно грохотала цепь пока… грохот цепи внезапно резко ускорился и наступила тишина. -«Цепь ушла целиком! Под воду!» -крикнули с носа. Б»№@, как?! Наша цепь оказалась НЕ прикреплена к яхте!!
-«Поставьте метку на карте!» -завопил я, замедляя яхту между 2 «соседями». Ребята успели поставить метку, а я вывел кат на открытую воду.
Что делать? Глубина 20+ метров, мы не нырнем сами… Вариантов нет – мы уходим на резервную стоянку (помните я говорил о подготовке? Да, к каждой точке подбирается резервная стоянка на случай неудачи на основной) -в ресторан в дикой бухте, где есть собственный пирс и нас пришвартуют даже без якоря! Попутно звоним в чартерную компанию, сообщив о происшествии.
Владелец ресторана (который помнит меня -такая профессиональная память всегда вызывала у меня восторг) по телефону говорит мне, что нас встретят на пирсе и помогут пришвартоваться. Так что через 10 минут мы уже стоим на пирсе.
Пирс у ресторана. Парковка бесплатная, но придется недешево поужинать в ресторане
Ребята переодеваются чтобы купаться, а меня извещают о том, что к нам выдвинулся дайвер и нам надлежит встретить его через 2 часа. Хозяин ресторана, обняв меня, любезно выделяет катер и представляет мне своего сына лет 18, пообещав что он отвезет меня к пирсу, чтоб забрать дайвера и поможет дальше. Все-таки классный он дядька!
Я успел пару раз искупаться и прокатиться по бухте ресторана на сапе – прозрачная вода была тепла и приятна, пока не позвонил дайвер. Вечер перестал быть томным и наполнился событиями – вначале мы забрали немолодого уже, но крепкого дайвера, акваланг и бухту длинной веревки, нашли место, потом мне не дали подойти к точке по навигатору (зря!) и начали готовиться к погружению выбрав место «на глазок». Глубина 20 метров – это серьезно для любого дайвера и даже короткое погружение требует остановки на 5 метрах на несколько минут.
Через 30 минут вынырнувший дайвер оповестил нас что цепи нет, глядя при этом на меня очень укоризненно. А я что, предлагал же по навигатору выйти на точку! В результате точка поиска сместилась на 50 метров, а дайвер пошел на второй заход, пояснив что воздух заканчивается. Через 10 минут вода забурлила и из воды выскочил ярко красный буек! Ура, цепь найдена и помечена! По лодке прокатилось одобрительное бормотание, в котором я тоже принял участие))
Дождавшись дайвера, я получил указание двигаться за яхтой -без судовой лебедки мы цепь не вытащим. Прервав купание, ребята отвязали канаты и мы снова двинулись на место нашей потери. Вытащив багром буек, подтянули канат (цепь которая на нем - тяжелая!)
Дальше должно быть несложно – цепь в ее родную якорную лебедку и поднимаем! Ээээээ -а чой-то лебедка то у нас задыхается и… выключилась?
Мчу в каюту включать выбивший предохранитель, а с носа кричат что мы подняли на якоре адского размера трос в четыре пальца толщиной (от сухогруза что ли?). Следующие 10 минут мы посвятили осторожному маневрированию напротив 2 припаркованных яхт, заведению под трос веревки и высвобождению нашего многострадального якоря из плена ржавого якорного троса от какого то очень-большого корабля.
Еще через 20 минут мы были снова у пирса, с изгвазданной водорослями и илом палубой и технически в полном (а морально нет) порядке.
Дальше был непростой разговор с чартерной компанией из которого выяснилось что лодка была в идеале (эх, зря я вчера не вывалил якорь полностью!) и ледяной голос сообщил что все произошедшее моя вина и моя проблема. И 400 евро дайверу должен заплатить тоже я. Вообще то у меня специально сделана страховка от ущерба третьим лицам, надеюсь она сработает…
Сын хозяина повез дайвера на пирс в бухте Сарсала (в бухту ресторана автомобильной дороги нет), стемнело и мы решили пойти на ужин. Ужин был неплох -стол уставили тарелочками с разными мезе, хлебом и запечённой до хрустящей корочки рыбой с картофелем. День был насыщенным, поэтому за столом наступила тишина, пока мы кушали… Кратенько обсудив план на завтра, мы отправились спать! День получился чуть более чем насыщенным - и покупались и на Сапе покатались, якорь этот проклятый...
Знаете, в чем главный секрет идеального путешествия? В подготовке и четкой и отлаженной организации!
Я заранее договорился с чартерной компанией о бесплатном раннем заезде в пятницу, поэтому в Турции нас ждали уже к 12:00 пятницы (а не в субботу к 12, как принято).
Катамаран Excess 11. Арендовал я свежий -2022 год
В 8:30 у меня был вылет и в 13:50 я уже выходил из зала аэропорта.
И здесь работает первая магия организованного трипа: вышел на жару из зоны прилета, а там уже ждет кондиционированная машина. Никакого стресса, только предвкушение. Полтора часа - и я уже в Фетхие, вооружаюсь местной симкой (для справки: 1200 лир за 20 ГБ, чтобы делиться местной красотой с вами). Еще 15 минут - пожимаю руку хозяину катамарана и ступаю на палубу.
Вот так это выглядит с пирса. Теперь надо все проверить и убедиться что все системы работают и все необходимое на борту
А вот тут начинается настоящая работа капитана. Пока подъезжали первые члены команды, я успел принять катамаран, проверив все системы: паруса, двигатели, якорь, свет, помпы итд - всё должно работать идеально. Запросил у компании недостающие мелочи - от дополнительных кранцев на борт до бокалов и новой зажигалки для плиты. Каждая такая вещь по своему важна!
Еще через 3 часа подьехали первые 2 члена команды и мы отправились в город - знакомиться за ужином вкусной шаурмой.
Неказисто, зато вкусно! И недалеко от марины))
А затем мы втроем вернулись на яхту, сгоняли помыться в душевые марины и по темноте встретили открытым пивом еще 2 членов команды. Нас стало 5.
Яхтенная марина ночью. Идеально ровная вода и ряды яхт
Обсудили что мы закупаемся продуктами завтра утром и, если остается достаточно времени на переход, выходим в море. Уставшие, но невероятно довольные, мы отправились спать, даже не подозревая, какие сюрпризы приготовил для нас следующий день.
That's all, folks! Желающие читать меня в телеграмме -ищите на канале о яхтах, морской истории и парусе- "Яхта" или в ВКонтакте-Яхта.
В следующий раз расскажу, как мы "налетели" на неожиданные трудности уже в первый день, почему планирование важно и как настоящая команда справляется с вызовами))
Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на морскую тематику и зову с собой в походы на парусной яхте по Турции на Новый Год! Когда мне исполнится 70 -я хочу быть таким же как герои поста. Я куплю древнюю яхту, расширенную страховку и стану проблемой службы спасения западного побережья Англии и Скандинавии. Ну а мы приветствуем -71-летних Боба Вайса и Стива Шапиро, которых спасали семь раз за последние семь месяцев и их лодку "НОра"!
Яхта нора транспортируется к берегу, наши герои на борту
Пара яхтсменов из США в июле отправилась в круиз из Скандинавии в Северную Америку на паруснике Nora. За семь месяцев путешествия они вызывали спасательные команды семь раз: в Норвегии, Дании, Шотландии, Ирландии и уже дважды в Корнуолле.
В последний раз это случилось 19 января: береговая охрана Фалмута послала спасательную лодку, которая отбуксировала «Нору» обратно в гавань. У парусника отказал двигатель и он дрейфовал в 1,5 милях к северу от городка Сент-Айвс.
Можно увидеть как мужчины упорно двигались из Норвегии на Юг. Так понимаю цель была дойти до Гибралтара и повернуть в сторону Америки
Владельцы парусника, сценарист Стив Шапиро и бывший пилот вертолета американских ВВС Боб Вайс, намерены продолжить путешествие через Атлантический океан после починки судна. У «Норы» оказался сломан приводной вал и неисправен аккумулятор.
Вот эти крутые деды
Знаменитый кругосветчик Роберт Нокс-Джонстон просил их остановиться, мотивируя это тем что каждая спасательная операции стоит от 6 до 8 тысяч фунтов.Некоторые очевидцы их спасения поговаривают, что яхтсмены просто недостаточно опытны для такого вояжа.
Однако сами герои этой истории так не считают. Они заявили журналистам, что им просто не повезло. Стив Шапиро отметил, что «Нора» — «очень безопасная и надежная» лодка, а сам он ходит под парусом с девяти лет.
Последняя встреча со спасателями получилась эпичнейшая.Яхтсмены плохо привязали свой 40-футовый гафельный куттер Nora постройки Колина Арчера (Colin Archer) к причалу Хэйл-харбор в Корнуолле. Во время отлива, канаты натянулись и яхта легла набок
Великолепный комментарий наших героев об этой истории вынесу в первый комментарий, чтобы не перегружать пост, почитайте))
That's all, folks! Желающие читать меня в телеграмме -ищите на канале о яхтах, морской истории и парусе- "Яхта" или в ВКонтакте-Яхта. Там я скоро расскажу как мы утопили якорь))
Ну а желающим пойти со мной на парусной яхте на новый год на НГ2026 (на 1 или 2 недели): Уникальный двухнедельный поход вдоль Турецкой Ривьеры, присоединяйтесь! Пока я еще молод, тщательно готовлю маршруты и арендую свежие яхты)) Если сомневаетесь в яхтах -ниже п.5 -почему яхты удивительно надежны.