LA.Dragon

LA.Dragon

На Пикабу
Дата рождения: 19 июля
25К рейтинг 36 подписчиков 25 подписок 19 постов 3 в горячем
14

Выученная беспомощность — инструмент нездоровой адаптации

Была беседа с отцом девочки, который пришел разбираться с ее одноклассником. Ребята в восьмом классе. Оказывается, с начала учебного года юноша не дает покоя девочке: то ее пенал украдет, она его ищет потом по всей школе, то настройки телефона поменяет так, что надо к мастеру обращаться. Мне не повезло, я временно заменяю у этих ребят классного руководителя. Основной классный руководитель — суровая справедливая дама, воспитанием детей занимается основательно, но эту проблему она не озвучивала никогда. Спрашиваю, о чем говорили с классным руководителем? Оказывается, не обращались к ней, ни девочка, ни родители. Не верили, что помогут. Поэтому сейчас папа хочет видеть ребенка, а вечером его родителей, моя задача, по его мнению, это обеспечить. Приходится объяснять законы, как они работают и как работают педагоги, когда надо решить проблему. Если бы обратились раньше — и девочка, и папа потратили бы меньше нервов и денег, а юноша не уверовал в свою безнаказанность.

Случай на 5 лет раньше: в пятом классе, где я, опять таки, классный руководитель, два мальчика пинали рюкзак девочки. Мама попросила старшего брата (10 класс) разобраться. Тот взял каждого за горло и поднял на уровень своих глаз, озвучил просьбу не трогать сестру и отпустил. Я об этой ситуации узнаю спустя месяц. Почему не сказали сразу? Привыкли, что учитель начальных классов за девочку не заступалась. Директору жаловались? Тоже нет, а зачем?

Затем, что своевременно поднятый шум поможет избежать больших и бОльших проблем. В обоих случаях уже можно было обращаться в полицию с заявлением на защитников и у них были бы проблемы. Дети не говорят о своих проблемах взрослым — кто-то из старших уже им не помог. Вырастая эти дети привыкают к мысли о том, что они не в силах помочь себе и обращаться за помощью смысла нет. Часть таких людей и за медицинской помощью обратиться в последний момент.

С одной стороны, такой подход очень хорош тем, что не надо тратит силы, отстаивая себя, своих близких, просто потому, что смысла нет. С другой стороны, минусов такого подхода гораздо больше, главные — это вред физическому и ментальному здоровью, неумение взаимодействовать в обществе.


Недавно была история здесь на пикабу о том, что ребенка избивают одноклассники и портят вещи, обращение родителей в администрацию школы и в полицию результатов не дали. Мама пишет пост о безнадежном положении, хорошо, что пригласили неравнодушного @ChelovkzKemerova, который решил помочь родителям и ребенку. Но скольким не помогли, потому что у родителей не было даже мысли заступиться за ребенка?

10 лет назад работали в одном кабинете с коллегой. Каждую зиму в кабинете было очень холодно, в углах бывал иней. Коллега хихикала, что наш кабинет промерзает из-за расположения и ничего с этим не сделать (кабинет был в переходе в пристройку, буквально висели в воздухе), что обращаться и жаловаться бесполезно. Через два года, когда наступила очередная зима, я жалуюсь завхозу, приходит слесарь и говорит, что батареи завоздушило. Вопрос решили за час. В кабинете стало тепло.

Преодоление выученной беспомощности — сложный процесс, подразумевает изменение образа мысли и борьбы с устоявшимися привычками. Сложно, непривычно, но результат всегда есть. А если ничего не делать, то результата не будет. Не бывает волшебников, которые исправят вашу жизнь кроме вас.

Показать полностью
4

Разочарование

"Разочарование (крушение иллюзий) — это величайший дар, который я могу дать тебе. Однако, учитывая твою привязанность к иллюзиям, ты считаешь этот термин негативным. Ты выражаешь соболезнование другу фразой: «Каким же разочарованием это стало для тебя!», вместо того, чтобы поздравить его. Слово «раз-очарование» («disillusion») буквально означает «освобождение от чар (иллюзий)». Но ты хватаешься за свои иллюзии." ("Мирный воин").
Давно забытая цитата из фильма, которую стоит запомнить и применять в жизни.
Разочарование - прямой путь в реальную жизнь, когда видишь мир таким, какой он есть, когда видишь людей такими, какие они есть на самом деле. И можешь жить в полную силу, не прячась в иллюзии.
Очароваться человеком - фактически, сделать его несчастным. Потому что думать о человеке лучше, чем он есть - не принимать его настоящим, предъявлять завышенные требования к нему и иметь какое-то ожидание в отношении него.
Наверное, все упирается в проблему принятия самого себя, для того, чтобы принять других?

10

И все же, почему давать физический отпор в ситуации травли неэффективно?1

Десятки комментариев к постам про травлю с повторяющейся мыслью: «Надо дать обидчику в нос/стулом по хребту/отловить и избить поодиночке» и в продолжении «Мне только это и помогло». 

Да, некоторые пользователи сами видели, как кому-то (часто им самим) помогло дать физический отпор. Но, к сожалению, немногие указывают годы, когда этот опыт имел место. И, к еще большему сожалению, кажется, что они не видят разницы между теми случаями и ситуациями с травлей в текущее время.

Сравнивать ситуации тогда и сейчас не стоит по многим причинам:
- фиксация всего происходящего на камеру может пойти во вред тому, кто вошел в боевой режим и дал отпор нескольким людям, серьезно им навредив. В нынешнее время это чревато серьезными последствиями со стороны закона. Задача взрослых помочь ребенку, а не испортить ему жизнь.
Интересную историю на эту тему рассказал пользователь AlCh3lov3k
#comment_370390462
В той ситуации повезло и ребёнку и отцу, что пострадавшие не написали заявление.

Есть еще несколько нюансов, которые отличают нынешнее время от нашего детства:
- сейчас ребят, обученных боевым искусствам в разы больше, поскольку выросла их популярность и выросло количество тренеров, способных обучить (причем в геометрической прогрессии). Если раньше ребята, которые доставали в школе, учились драться по фильмам с Ван Дамом, то теперь это физическии хорошо подготовленные и уверенные в себе ребята - буйных хулиганов всегда советуют отправить в спорт и борьбу, чтобы нескучно было всей школе, видимо.

- влияние акселерации: дети развиваются быстрее, выше и крепче, чем дети, рожденные в 80-90х (если сравнивать подростковый возраст). 
Как итог, есть серьезная вероятность навредить здоровью ребенка.

Самая главная мысль - не все дети МОГУТ дать отпор физически. В силу физического развития, воспитания или склада характера   Есть разные типы нервной системы, у кого слабый тип нервной системы и слабые реакции — не бойцы, как бы им не хотелось быть другими. Они творцы, они чувствительны и интересны и ничего из этого не дает права их обижать и калечить. Сколько эмоционально чувствительных детей пострадали в коллективе?

Агрессоры не щадят никого - ни мальчиков ни девочек. Если обидчиков — сложенный коллектив внутри класса из 5-6 человек, то и попытки дать отпор почти безнадежны.  
Совет дать физический отпор не является поддержкой. Наоборот, некоторые дети могут воспринять его как укор в слабости и расстроиться еще больше. Увы, ребенок в подростковом возрасте в ситуации буллинга может быть подвержен аффективному поведению, в том числе с уклоном в самоповреждение.   И, рекомендуя решать вопрос одному, оставляя его один на один с бедой, не просто проблемой, есть немалый шанс подтолкнуть его к самому страшному шагу.

И тут разговор не об изнеженности детей. Как говорил один мудрый классный руководитель, детей надо учить постепенно, сначала с помощью родителей, потом самостоятельно искать способы решения проблем.

#comment_3635844

Показать полностью
509

Мифы о буллинге. А точнее - опасные заблуждения2

1. В комментариях к статьям о буллинге часто пишут, что буллинг — "эффективная" стратегия для того, чтобы занять определенную позицию в иерархии класса. Как классный руководитель, наблюдавший два класса в процессе буллинга (и «лечивший» еще больше классов психолог), могу заметить, что выстроенная на буллинге иерархия класса подвижна. Коллектив усваивает нормы поведения и идет борьба за лидерскую позицию в классе. Одни сменяют других и эта ситуация по своей сути бесконечна, так как мотивация ее — выплеснуть свою боль, а она постоянная. Даже команда лидеров, которая травила успешно одноклассников может в один момент поссориться и пытаться направить гнев коллектива друг на друга. Почему идет эта борьба? Потому что отсутствует сильный лидер — классный руководитель. Нет правил и рамок, соблюдение которых контролируется классным руководителем. Почему в данному случае важен взрослый лидер, почему не рекомендую передавать часть ответственности детям в 5-7 классах — будет борьба за место лидера, дети будут считать возможным управлять классом, соответственно, будут пытаться навязать свои правила.
2. Это дети, им свойственны драки
Травля считается естественным процессом. Многие столкнулись с ней в детстве и нормализуют травлю и во взрослой жизни (подробнее описано в первой статье). Это одно из опасных заблуждений (рационализация как способ психологической защиты), которое не дает решить вопрос с травлей — уверенность в том, что так бывает и это нормально. Помню последний опыт классного руководства: за три года не было ни одной драки. В данном случае драки -как способ разрешения конфликта. Возможно, потому что у меня было правило «драк быть не должно», с пояснением о том, что я всегда помогу им разобрать конфликтную ситуацию и всегда готова прийти на помощь. Детям свойственно опираться на мнение взрослого, даже если внешне он протестует против него. Для большинства школьные драки заканчиваются без серьезных последствий, вот только о последствиях серьезных драк мы стали узнавать совсем недавно, благодаря тем, кто снимал это все. Или тем, кто поднял шумиху. Самый трагический случай из моей практики — из-за словесного конфликта десятиклассник ударил девятиклассника кулаком в висок, тот потерял мгновенно сознание и упал головой о бордюр. Он не выжил. Можно себя утешить мыслью о том, что такое происходит редко, что с близкими такого не произойдет, но это иллюзия. Да и остальным одноклассникам жить после трагедии было нелегко. Хочется, чтобы дети жили в мире лучшем, нежели в свое время жили мы.
3.Это просто ссора или конфликт
Конфликт, ссора — это разовое событие, столкновение интересов или результат недопонимания. Конфликт можно разрешить, например, попытаться договориться, либо от конфликта можно уйти. В конфликте стороны равны по силам и равноправны.В случае травли силы неравны, травля длительна по времени и не имеет разрешения, поскольку детей развлекает сам процесс.
4. Это просто невоспитанность и грубость, или «они просто такие, какие есть»
«Они просто невоспитанные», «Он такой, потому что им не занимаются», «У него родители развелись, поэтому он себя так ведет» и тд. «Плохо воспитанные» дети, то есть для которых грубость – норма, как правило, грубят всем. При травле «обзывают» (изводят, буллят) ребенка, выбранного на роль пострадавшего. Нельзя снимать ответственность за действия с ребенка, оправдывая насилие его неприятностями. Помочь нужно, но прежде обозначить границы дозволенного.

5. Дети просто играют
Иногда со стороны педагог не сразу может понять, игра это или травля. Потому что ребенок, над которым издеваются, не обращается за помощью. Скрывает чувства. Стоит научить детей обращаться за помощью И быть внимательнее взрослым. Вообще только на первый взгляд сложно отличить игру от травли. Основное отличие в том, что удовольствие от этой игры жертва травли не получает и ее ему навязали. Ему не смешно, ему не весело, ему страшно. И он постепенно теряет доверие к взрослым.

6.Всегда есть дети, которых недолюбливают/которые провоцируют/ которые привлекают внимание/ которые «какие-то не такие»
Таким нехитрым способом смещается фокус ответственности с агрессоров, начавших травлю, и с педагогов, допустивших её. Это манипуляция, нормализующая неподобающее поведение. Но в другом коллективе к тому же ребенку относится будут по-другому. Буллинг – болезнь коллектива и результат принятых в нем установок, не важно, какой ребенок попадется. Тем более, что при уходе этого ребенка из коллектива, всегда находится новая жертва.
7.Травят слабых
А если задир больше, чем 2 – они будут сильнее практически любого ребенка в коллективе. Группа из 4-х и более детей способна затравить педагога. Мальчики физически сильнее девочек, они будут травить всех девочек? Нет и нет. Травят любых.

8.Надо один раз дать сдачи/избить по одиночке обидчиков – буллинг закончится
Буллинг – не только физическое насилие, это и моральное воздействие (оскорбление, угрозы, кражи, порча вещей, преследование в социальных сетях). Физическое воздействие лишь ярче видно и, зачастую, ребенок, который дал отпор, попадает в поле зрения социальных педагогов и полиции быстрее обидчика. Реальный случай, когда двое юношей издевались словесно над одноклассником несколько лет, в девятом классе он не выдержал и ударил одного из них гантелей по голове. У того ЧМТ, на ребенка написали заявление и через суд требуют компенсацию 100 тысяч. Педагоги на стороне юноши с гантелей, администрация его поддерживает, но с точки зрения закона он виноват. Не у всех есть силы и возможности дать отпор (см. предыдущий пункт), а даже если и получится, то может прекратиться физический, но останутся оскорбления и преследования.

Показать полностью
8

Ответ на пост «Телефон недоверия»8

Почему телефоны/чаты психологической помощи иногда не помогают?
1. Чаще всего операторы телефона доверия - студенты, некоторым засчитывают практику за работу. В студенчестве нам предлагали работать на телефоне доверия от нашего вуза. И у меня возник вопрос, а чем я помогу? Третий курс, я на середине обучения и, самое главное, оказывать помощь в кризисных ситуациях нас не учили.
2. Сложность в установлении контакта. Разные люди и при встрече не всегда могут понять друг друга, а тут за короткое время надо установить контакт и понять другого человека. Это тоже задача со звёздочкой.
3. Человеческий фактор.
в комментариях к исходному посту описали историю обращения женщины с послеродовой депрессией. Совет дан правильный: " обратитесь к врачу". Но дан неправильно. Надо было сказать: " ваша проблема, скорее всего, физического характера. Вам требуется медицинская помощь. Пожалуйста, обратитесь в поликлинику к терапевту/эндокринологу для исследования, чтобы Вам оказали качественную помощь". Но у меня есть опыт и понимание, что людям надо говорить точно, подробно и повторять несколько раз, пока не сделают.
Все же в сложных ситуациях рекомендую искать реального человека с консультацией "оффлайн"

Отличная работа, все прочитано!