Неожиданно простой комментарий (#comment_349381716) на простой пост удостоился внимания читателей и комментаторов.
Захотелось сделать некоторый обзор.
В комментарии было несколько тезисов:
1.Для того, чтобы обратиться к Богу в молитве - не обязательно идти в церковь. Молиться можно в любом месте.
2.Ставить (зажигать) свечи - небиблейский обычай.
3.Использовать иконы в поклонении - нарушение воли и заповедей Бога.
Было несколько типичных возражений по каждому из тезисов.
Несколько комментаторов процитировали Евангелие от Матфея 18: 20 "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." Причем, не зная, откуда эта цитата. И тем более, не понимая, что к исходному комментарию этот библейский стих отношения не имеет. Где в этом стихе про молитвы? Где про свечи? И где про иконы? А если в этом стихе ни о чем об этом не сказано - зачем его цитировать?
Один из комментаторов указал также на предыдущий стих, Матфея 18: 19 "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного." Якобы этот стих говорит о том, что молиться надо в церкви. Но и это неверно. В этом стихе не говорится о каком-то особенном МЕСТЕ для молитвы. Здесь сказано, что совместная молитва нескольких людей на одну и ту же тему имеет большую силу. Но ведь совместно молиться - не обязательно в церкви. Например, христианская семья может совместно молиться о своих семейных проблемах у себя дома - и это будет в полном соответствии с Матфея 18: 19 - "двое [или даже больше] из вас согласятся на земле просить о всяком деле,"
Далее, в Библии есть доказательства того, что молиться - не обязательно в церкви. Очень яркий пример - пророк Иона - книга пророка Ионы 2:2 "И помолился Иона Господу, Богу своему, из чрева кита." И что удивительно - Бог его услышал. Пример Ионы особенно актуален для христиан, потому что Иисус себя с Ионой сравнивал. Ну и конечно же сам Иисус - он часто молился в уединенных местах, например в Гефсиманском саду в ночь перед своим арестом. иисус даже оставил указание своим последователям -Матфея 6: 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Далее, о свечках. Один из комментаторов (https://pikabu.ru/@Lastexi1e) так прям смело заявил - "свеча это символ, описанный в библии". А на просьбу - показать, где это в Библии установлен такой символ - свеча - дал ссылку на статью в Википедии, где тоже нет ссылки на Библию.
Какое же библейское основание приводят поклонники свечек?
"Свечи - это дохристианская традиция." - Ну это вовсе уже ни в какие ворота. 2 Коринфянам 6: 14 "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что́ общего у света со тьмою?" Когда христианин следует нехристианским ритуалам и традициям - он прямо нарушает волю Бога.
"Свечи - это символ жертвы" А кто же это такое придумал? Или где в Библии установлен такой "символ жертвы" В Библии описан совсем другой " символ жертвы" - письмо апостола Павла Евреям, глава 13:
15 Итак будем чрез Него [Иисуса] непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его.
То есть вот такая жертва Богу угодна - когда верующий говорит о Боге, рассказывает о нем, прославляет имя Его. А не свечки жжет.
"Свечи - это как жертвы которые сжигали в храме в дни Иисуса". Действительно, в храме и во времена Иисуса тоже приносили всесожжения - форма жертвы когда жертвенное приношение сжигали на огне. Но! И апостол Павел (письмо Евреям глава 9) это подробно разжевал - Иисус своей жертвой отменил все жертвы (в том числе и всесожжения), которые приносили по Моисееву закону. И значит, тот кто сегодня что-то делает (например, сжигает свечи) подражая всесожжениям, он отвергает жертву Иисуса.
"В Библии описано сжигание фимиама, свечи это как фимиам". Да, но только фимиам имели право сжигать только священники. А когда люди, не назначенные для этого Богом, сжигали фимиам - это был большой грех. Это не говоря уже о том, что сжигание фимиама - это была часть ритуала, установленная моисеевым законом. А ритуалы моисеева закона Иисус отменил своей жертвой.
И, наконец, про иконы. В исходном комментарии была приведена только одна цитат из Библии о том, как Бог относится к использованию изображений для поклонения. На самом деле таких высказываний много. Мне очень нравится вот это: книга пророка Иеремии глава 10: 3-5
вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,
4 Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.5 Они — как обточенный столп [в других переводах - пугало на поле], и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах.
Некоторые возражают, что "иконы - не идолы". Но в Второзаконии глава 4 сказано про любые изображения, используемые для поклонения:
изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, 17 Изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, 18 Изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; 19 И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
Некоторые возражают: мы не поклоняемся иконам. Они нам "помогают обращаться к высшим силам". Хочется спросить: а как же вам удается обращаться к своим родственникам по телефону, не имея перед глазами их фотографий? На самом деле, отношение посещающих церкви к иконам имеет форму самого что ни на есть поклонения - они учат историю каких-то ценных икон также как историю каких-то особенных верующих, они ценят одни иконы выше чем другие, они физически молятся на икону и становятся на колени перед иконой. Пророк Исайя написал (Иса 44:17) "А из остатка его делает бога, идола своего, кланяется ему, повергается пред ним, и молится ему, и говорит: защити меня, ибо ты бог мой."