Обзоры
37 постов
В Мончегорске, на площадке «Норникеля», после реконструкции заработало производство кобальта. Мощность нового цеха позволяет выпускать до 3 тысяч тонн металлического кобальта в год.
«Производство электролитного кобальта на Кольской площадке «Норникеля» — это уникальный проект по созданию востребованной продукции высокого качества. Оно полностью закроет потребности российских потребителей в этом металле, а также повысит экономическую эффективность компании, так как позволит перерабатывать кобальтовый концентрат
в металлическую форму, востребованную в различных отраслях промышленности», — прокомментировал вице-президент «Норникеля», директор Заполярного филиала компании Александр Леонов.
Кобальт чистотой 99,9% — высшей марки — будет применяться в производстве аккумуляторов, катализаторов, магнитов и в аэрокосмической отрасли. По оценкам «Норникеля», этого объёма достаточно, чтобы полностью закрыть потребности российских промышленных предприятий в этом металле. Инвестиции в запуск цеха составили 5,3 миллиарда рублей.
В Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) завершили работу над модернизацией газотурбинного двигателя АЛ-41СТ-25. Семь новых технических решений направлены на то, чтобы сделать силовую установку для газоперекачивающих станций более эффективной, надежной и долговечной.
Инженеры внесли изменения в конструкцию, основываясь на данных от опытного образца, который уже работал на компрессорной станции «Арская». Была улучшена газодинамика, а также доработаны воздушная и масляная системы двигателя.
«Специальные испытания, проведенные во время работы нового двигателя в составе газоперекачивающего агрегата, позволили детально оценить работу всех систем и узлов, верифицировать его математическую модель. Предложенные конструкторами ОКБ им. А. Люльки решения апробированы на стенде и доказали свою эффективность в ходе приемо-сдаточных испытаний. Достигнутые показатели КПД 39,3% в условиях ISO в настоящий момент являются лучшими для двигателей в классе мощности 25 МВт. В ближайшее время АЛ-41СТ-25 будет передан на компрессорную станцию „Арская“ для дальнейших опытно-промышленных испытаний и опытно-промышленной эксплуатации», — сказал управляющий директор ОДК-УМПО Евгений Семивеличенко.
Как рассказали в Ростехе, обновленный АЛ-41СТ-25 отличается не только высоким КПД и экономичностью, но и способностью сохранять работоспособность в условиях высокой температуры воздуха. Его модульная конструкция упрощает установку и обслуживание. Вскоре двигатель вернется на станцию «Арская» для нового этапа опытно-промышленных испытаний.
Эта разработка, создаваемая по соглашению между Ростехом, ОДК, «Газпромом» и Республикой Башкортостан, является первым отечественным двигателем такого уровня, призванным заменить иностранные аналоги в газотранспортной отрасли.
Информация о том, что государственный контракт на выполнение данных работ был заключен между Министерством обороны России и «Севмашем» 17 апреля 2013 года за номером Р/1/1/0122/ГК-13-ДГОЗ, появились на официальном сайте закупок, размещенным ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» 27 июня 2013 года, о чем сообщил сайт Сделано у Нас.
Информация о том, что государственный контракт на выполнение данных работ был заключен между Министерством обороны России и «Севмашем» 17 апреля 2013 года за номером Р/1/1/0122/ГК-13-ДГОЗ, появились на официальном сайте закупок, размещенным ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» 27 июня 2013 года, о чем сообщил сайт Сделано у Нас.
В конце октября 2024 года сайт Сделано у Нас сообщил, что 24 октября тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 заведён в наливной бассейн ОАО «ПО «Севмаш» для ремонта и модернизации.
В конце мая 2017 года сайт Сделано у Нас представил фотографии монтажа новой верхней палубы с вырезами для универсальных вертикальных пусковых установок на тяжёлом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», сообщив о том, что первая секция палубы уже установлена. Также в августе 2017 года сайт Сделано у Нас опубликовал фотографии крейсера «Адмирал Нахимов» во время модернизации на ПО «Севмаш».
В первой половине февраля 2018 года на сайте были опубликованы фотографии восстановления корпуса ТАРК «Адмирал Нахимов», а в начале ноября 2018 года на сайте были представлены фотографии со строящимся плавучем доком.
Во второй половине августа 2020 года сайт Сделано у Нас сообщил, что на Севмаше выведен из наливного бассейна модернизируемый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов».
Во второй половине сентября 2024 года на сайте Сделано у Нас были опубликованы новые фотографии ТАРК проекта 1144.2М «Орлан» «Адмирал Нахимов», проходящего финальную стадию глубокой модернизации на северодвинском предприятии «Севмаш».
В начале декабря 2024 года сайт Сделано у Нас сообщил о начале ходовых испытаний крейсера «Адмирал Нахимов» после завершения ремонта с модернизацией.
В середине сентября 2025 года сайт Сделано у Нас сообщил о завершении первого этапа заводских ходовых испытаний ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» закончившихся успехом.
Первый в России беспилотный поезд метро готовится выйти на тестовые рейсы. В декабре 2025 года на Большой кольцевой линии начнётся его пилотная эксплуатация.
На первом этапе современный поезд «Москва» будет курсировать по кольцу без пассажиров, в ночное время и под контролем машиниста. Его главная задача — доказать безопасность и надёжность технологии, рассказали в мэрии Москвы.
Во время испытаний проверят ключевые системы: автоматический контроль пути (чтобы обнаружить человека или предмет на рельсах), машинное зрение (для мониторинга состояния самого состава) и связь с диспетчерским центром. В будущем эта система сможет самостоятельно составлять график движения поездов.
Опыт Москвы с беспилотным трамваем, который уже три месяца возит пассажиров, показывает, что такие технологии работают. За это время он перевёз более 40 тысяч человек, совершил почти 1,6 тысячи рейсов и ни разу не нарушил ПДД. Программное обеспечение для трамвая столичные инженеры разработали самостоятельно, без привлечения сторонних подрядчиков.
В Морском техническом университете (СПбГМТУ) испытали автономный дрон для сопровождения водолазов. Устройство призвано упростить и обезопасить подводные работы, заменив собой несколько разрозненных систем.
Раньше для сопровождения водолаза требовалась группа людей на поверхности: они следили за буйками, поддерживали связь и визуальный контроль. Новый дрон делает всё это самостоятельно. Он представляет собой компактную платформу на двух движителях и работает без кабелей, не мешая действиям специалиста под водой.
Устройство автоматически отслеживает положение водолаза через гидроакустику и держит заданную дистанцию. Оно служит ярким маяком, подсвечивая район работ над и под водой, что критично при плохой видимости или ночью. Дрон также обеспечивает подводную радиосвязь — в его герметичном отсеке даже можно разместить мобильный телефон для коммуникации. Кроме работы с людьми, платформа может сопровождать подводных роботов, ретранслируя их координаты на большие расстояния.
Испытания подтвердили работоспособность в сложных условиях: при низкой температуре и ледяной шуге дрон успешно находил гидроакустический маяк, выходил на заданные GPS-точки, удерживал позицию и двигался по курсу.
«Новизна российского проекта заключается в сочетании гидроакустической пеленгации с автономным надводным роботом, функции сопровождения подводного специалиста без физических линий связи и возможности ретрансляции данных для подводных аппаратов», —
подчеркиваетАндрей Назаров, начальник научно-исследовательского сектора морских электронных систем СПбГМТУ.
Аппаратная часть дрона — смешанная: часть компонентов отечественные, часть — импортные, но ключевые системы (управление, навигация, акустика) университет разработал самостоятельно. Модульная конструкция позволит в будущем заменить большинство элементов на российские анало
В столице запущено экспериментальное производство фотонных интегральных схем (ФИС) — ключевых компонентов для высокоскоростных вычислений и связи нового поколения. Предприятие способно выпускать до 2 000 пластин в год, что позволит получать до полумиллиона чипов в зависимости от их сложности и назначения.
Как рассказали в Минпромторге, проект реализуется при поддержке государства в рамках субсидирования критически значимых технологий. Создание собственного производства позволит заместить критический импорт зарубежных компонентов для передачи и обработки данных, современной телекоммуникационной инфраструктуры и развития сенсорики.
«Эти изделия позволяют повысить скорость передачи данных до 100 раз. Соответственно, московская фотоника станет основой для внедрения в России стандарта передачи данных 5G, развития беспилотного транспорта, строительства новых центров обработки данных и в целом — для технологического лидерства в создании критически важной инфраструктуры»
Фактически в России формируется новая индустриальная отрасль, которая в мире рассматривается как одна из опор будущей цифровой экономики.


Фотонные интегральные схемы работают намного быстрее обычной электроники и при этом потребляют меньше энергии. Их главный плюс — это не только высокая скорость, но и компактность. Ещё одно важное преимущество: производство таких схем обходится на 30–50% дешевле, чем создание зарубежных аналогов. Это открывает путь к развитию квантовых компьютеров, современных систем связи и принципиально новых вычислительных технологий.
Ожидается, что проект не только сократит зависимость от зарубежных поставок, но и создаст новые высокотехнологичные рабочие места, укрепит научно-производственную кооперацию и заложит фундамент для лидерства России в области промышленной фотоники и оптических вычислений следующего поколения.
Мощный серийный морозильный траулер-процессор «Капитан Геллер» вернулся на верфь после четырёхдневных ходовых испытаний. Судно, построенное на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, подтвердило свои технические характеристики в открытом море.
За время испытаний специалисты проверили манёвренность, скорость и работу всех систем. Энергетическая установка и бытовые системы траулера отработали без замечаний. Судно не только достигло проектной скорости 12-13 узлов, но и показало максимальную скорость 15,5 узлов, что подтвердило надёжность конструкции.
«Капитан Геллер» отличается формой носовой части Enduro Bow. Такая конструкция увеличивает рабочее пространство на палубе и делает работу экипажа в суровых условиях более безопасной, гася удары волн и снижая обледенение, рассказали в ОСК.
Траулер войдёт в состав российского рыбопромыслового флота и сможет не только вести добычу, но и сразу перерабатывать улов на борту с последующей глубокой заморозкой.
Испытания проводились совместно со специалистами судостроительного завода, заказчиками и экспертами Российского морского регистра судоходства. После завершения оставшихся работ судно будет готово к передаче заказчику.
Концерн «Калашников» завершил выполнение государственного оборонного заказа на поставку 40-мм подствольных гранатомётов ГП-34. Производственный план на 2025 год, который стал рекордным для предприятия, выполнен в полном объёме и в установленные сроки. По прогнозам, высокая потребность в этом оружии сохранится и в 2026 году. ГП-34 активно применяется российскими военнослужащими в ходе специальной военной операции.
Как рассказали в концерне, оружие предназначено для поражения живой силы и небронированной техники противника с помощью осколочно-фугасных и термобарических гранат на дальности до 400 метров. ГП-34 также позволяет решать специальные задачи, такие как поддержание правопорядка, для чего могут использоваться гранаты нелетального действия, осветительные и сигнальные боеприпасы типа ВОГ-25.
Конструкция гранатомёта — классическая дульнозарядная, что обеспечивает высокую практическую скорострельность, а также удобство заряжания и разряжания. ГП-34 может устанавливаться на все современные автоматы Калашникова с длиной ствола 415 мм, а также на автомат Никонова АН-94. Стрельба из гранатомёта ведётся как настильным, так и навесным способом.
Технические характеристики ГП-34:
· Прицельная дальность: 400 м.
· Режим огня: одиночными выстрелами.
· Техническая скорострельность: 5–6 выстрелов в минуту.
· Масса гранатомёта (без комплекта монтажных частей): 1,4 кг.