1/900. Начинаю новый проект, сделал первую скульптуру с мозаикой из серии




Совмещаю скульптуру с мозаикой в одном проекте.




Совмещаю скульптуру с мозаикой в одном проекте.
Храм Вознесения Господня у Никитских ворот известен по множеству исторических событий: здесь 5 апреля 1925 года состоялось последнее богослужение Патриарха Московского и всея России Тихона. Здесь в марте 1928 года на отпевании народной артистки М.Н. Ермоловой звучал голос Шаляпина (последний раз на родине). Но самое известное событие венчание А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой в 1831 году.
Храм с тех пор видоизменялся, достраивался, реставрировался. В конце нулевых-начале десятых годов на фасаде колокольни появляется несколько мозаичных панно. О реставрации одной из них и пойдет речь в этой статье.
Сейчас, (осенью 2025 года) храм реставрируется. В связи с этим летом 25 года я произвел осмотр одной из мозаик на фасаде. Сразу же скажу, что она находилась в аварийном состоянии: прежде всего мозаика отслоилась от несущей стены, и могла упасть по частям в любой момент.
Вследствие отслоения клеящий состав с мозаикой деформировался.
Прежде чем мы приступили к работам произведение было закрыто деревянным щитом, чтобы предотвратить аварию.
Прежде всего мы сняли деревянный щит. После чего засверлились через поверхность мозаики в несущую стену. Особенно в аварийных местах. Эти участки мы зафиксировали на болты. После чего поочередно аккуратно подкручивали их что бы снизить устоявшуюся деформацию несущего мозаику слоя.
Перебарщивать в этом случае опасно- за время мозаика так деформировалась что стремление выровнять ее идеально ровно чревата тем, что мозаика может треснуть, лопнуть, частично осыпаться.
После чего мы зачистили и заделали все трещины на поверхности произведения. Делалось на этом этапе для того, чтобы минимизировать вытекание клеящего состава, который мы будем закачивать.
Далее мы просверлили отверстия в местах особо сильных отслаиваний и через них залили клеящий состав. С помощью строительных шприцов.
Делалось это постепенно слой за слоем, после просыхания предыдущего, мозаика подпиралась опалубкой из досок.
Так с низу верх, заделывая отверстия, в течение недели мы произвели инъектирование.
После чего мы удалили крепежные болты, и места их крепления закрыли мозаикой и клеящим составом.
Эти работы, длившиеся в общей сложности около 2 х недель, помогли продлить жизнь произведению, да и просто спасли от аварии. Наша команда выражает благодарность всем тем, благодаря кому эти работы стали возможны.
Художник-реставратор Никита Поляков
Так же на сайте Мастерская реставрации ArtWorker
К 1000-летию города Ярославля в 2010 году на территории Кремля была установлена стела с мозаичной копией картины Василия Игоревича Нестеренко «Клятва князя Пожарского». Со временем мозаичный слой начал отслаиваться от несущей поверхности, что вызвало появление трещин, деформацию и угрозу обвала. Кроме того, было зафиксировано несколько небольших утрат части мозаики. Эти обстоятельства значительно ухудшили внешний вид произведения, а угроза его обрушения вынудила ограничить доступ посетителей для предотвращения возможных несчастных случаев.
В августе 2025 года наша команда приехала в Ярославль для проведения противоаварийных работ. После осмотра стало очевидно, что отслоения происходят по всей площади мозаики.
Первым этапом мы провели инъектирование наиболее аварийных участков, особенно в нижней части произведения, где наблюдались наибольшие деформации и отслоения.
После высыхания клеевого состава мы заделали трещины и подобрали смальту, максимально соответствующую оригинальной, чтобы восстановить утраченные участки.
Затем поверхность мозаики была тщательно вымыта. Эти небольшие, но важные мероприятия, продолжавшиеся три дня, позволили не только продлить срок службы произведения, но и вернуть ему первоначальный экспозиционный вид.
Наша команда выражает благодарность всем, кто оказал поддержку и помог осуществить эти работы!
Так же на нашем сайте: Мастерская реставрации ArtWorker
Работает до 3 августа, находится в Союзе Художников на Большой Морской ул., 38
В телеге @mosaicmasters
Весной 2023 года наша команда приступила к комплексным работам по реставрации уникального мозаичного панно «Детство», расположенного в лагере «Альбатрос» в селе Кабардинка. В рамках первых этапов мы сосредоточились на укреплении основных участков, где наблюдались утраты несущего слоя. Эти работы позволили значительно продлить жизнь произведению и подготовить его к дальнейшей консервации. Об этом в моей статье https://pikabu.ru/story/kak_myi_restavrirovali_mozaichnoe_panno_detstvo_v_lagere_albatros_s_kabardinka_11005558
Прошло полтора года, и в декабре 2024 года мы вновь возвратились к работе над этим объектом. За это время поверхность мозаики подверглась новым повреждениям: на ней образовались высолы и появились дополнительные трещины несущего слоя. Эти изменения требовали срочного вмешательства для сохранения целостности панно.
Мы приняли решение провести очистку поверхности от разрушенных плиток и заменить их на новые, изготовленные по оригинальным образцам в нашей собственной смальтоварне. Такой подход обусловлен тем, что в условиях влажного морского климата, особенно вблизи моря, тонировка и покрытие долго не выдерживают — это влияет на долговечность мозаики. Расположение объекта всего в нескольких десятках метров от побережья Новороссийска добавляло сложности, связанные с высокой влажностью, солью и воздействием морского ветра, что ускоряло разрушение.
Удаление поврежденных плиток заняло у нас около трёх дней. После этого на побережье Новороссийска разразился шторм со снегом, температура опустилась почти до минусовых значений — что, впрочем, вполне характерно для декабря. Мы надеялись завершить работы до наступления холодов, однако планам помешала непогода, и работы пришлось приостановить до весны.
В мае 2025 года наша команда вновь приступила к работам. Мы произвели точечное удаление поврежденных участков мозаики, укрепили трещины и заделали их специальными составами. После этого поверхность панно была обработана антисептическим средством для защиты от влаги и биологических повреждений.
Для восстановления утрат использовали новую плитку, изготовленную по оригинальным образцам в нашей смальтоварне. Каждая плитка крепилась на современный клеящий состав, обеспечивающий долговечность и устойчивость. После укладки мы заполнили швы специальной затиркой, максимально подобрав её цвет к исходному, чтобы сохранить авторский замысел и гармонию.
Общая продолжительность второго этапа работ составила пять рабочих дней. Благодаря этим мерам нам удалось значительно продлить срок службы мозаики и вернуть ей её первоначальный экспозиционный вид.
Мне особенно приятно, что это произведение продолжают видеть и любить посетители лагеря, ведь он остаётся действующим — а значит, и дети, и взрослые смогут наслаждаться этим шедевром, сохраняя воспоминания о лете, которые останутся с ними на всю жизнь.
Наша команда выражает искреннюю благодарность всем, благодаря кому реализовать такие работы стало возможным. Это важный вклад в сохранение советского монументального наследия и культуры в целом, ведь каждая реставрация — это шаг к сохранению исторического и художественного наследия для будущих поколений.
Художник- реставратор Никита Поляков
Так же на нашем Мастерская реставрации ArtWorker
и на моем видеоканале Реставрационный дневник. Мозаика "Детство" Кабардинка. Выпуск 2
Подземный пешеходный переход, украшенный уникальной мозаикой, был построен в 1975 году в рамках масштабной программы развития города Липецка. Проект осуществлялся по инициативе местных властей и при участии выдающегося архитектора Юрия Серова, который внес значительный вклад в развитие городского архитектурного наследия. Мозаика стала одним из ярких элементов этого проекта, создавая атмосферу культурного и исторического наследия, объединяющего прошлое и настоящее.
Основой произведения послужили эскизы талантливого художника Михаила Виноградова, который в то время был одним из ведущих мастеров советской декоративной живописи. Вдохновившись богатой историей региона, Виноградов создал панно, в котором нашли отражение важнейшие страницы истории Липецка и его связей с Россией в целом. На мозаике изображены символы города, его гербы, а также сцены, связанные с морской тематикой, что связано с развитием судоходства и торговых путей.
Особое место в композиции занимает изображение оттиска ладони императора Петра I — фигуры, связанной с основанием города. В 1703 году, во времена Северной войны, Петр I заложил основы будущего города, и его присутствие на мозаике подчеркивает историческую значимость этого события. В фильме «Живой» 2006 года главный герой прикладывает руку именно к этому оттиску, что делает его символом преемственности поколений и исторического наследия.
Я впервые оказался в Липецке 8 февраля 2025 года — в день, когда я приступил к осмотру состояния этого уникального произведения искусства. Моя задача заключалась в проведении фотофиксации, замеров и анализа состояния мозаики. В процессе исследования я обнаружил, что за годы эксплуатации произошло значительное разрушение: утрата части мозаичного слоя, появление трещин на плитках, поверхностные загрязнения — в том числе граффити, — а также отслаивание плиток от клеевого слоя, что создавало опасность для пешеходов и требовало безотлагательных мер восстановления.
Особенно тревожным было то, что один из ключевых сюжетов сохранился лишь на 40%, а многие плитки были механически повреждены — побиты, сколоты или треснули. Эти повреждения появились вследствие интенсивного дорожного движения, неаккуратного обращения, а также природных факторов, таких как колебания температуры и влажности. Поврежденные участки ухудшали общее восприятие произведения и негативно сказывались на эстетике городского пространства.
На основании полученных данных нами была разработана комплексная программа реставрации. В рамках нее было принято решение заменить утраченные и поврежденные плитки на точные копии — часть из них была изготовлена на нашей смальтоварне, а также мы нашли и приобрели неиспользованные оригинальные плитки того же времени, что значительно повысило точность восстановления.
В июне 2025 года команда специалистов вновь прибыла в Липецк для проведения реставрационных работ. Работы начались с укрепления опасных участков и тщательной очистки поверхности от поверхностных загрязнений. Особенно трудно было очищать швы, так как затирка обладает пористой структурой, которая способствует накоплению стойких загрязнений и затрудняет их удаление.
Параллельно мы приступили к восстановлению утраченных участков мозаики и реконструкции оригинального рисунка. Поврежденные плитки аккуратно демонтировали, а на их место монтировали новые, полностью соответствующие оригиналу.
Если под разрушенными плитками обнаруживались трещины основания, мы укрепляли их инъектированием специальных составов, что обеспечивало надежность дальнейшей эксплуатации.
После установки новых элементов мы заново затерли швы и аккуратно тонировали сколы на авторской плитке, чтобы сохранить эстетическую целостность произведения.
В завершение реставрационных работ поверхность мозаики еще раз тщательно промыли, чтобы добиться максимальной гармонии и сохранить яркость красок. В результате, благодаря слаженной работе нашей команды, мозаика обрела свой первоначальный вид, а образцы оригинальной техники и материалов позволили добиться максимально точного восстановления.
Подземный переход, украшенный мозаикой, является одной из важнейших Липецких достопримечательностей, знаковое место для всего города. Данный проект оказался возможен благодаря стараниям многих людей, наша команда благодарит всех причастных к восстановлению этой прекрасной мозаики.
Художник-реставратор Никита Поляков.
Так же на нашем сайте: Мастерская реставрации ArtWorker
Небольшой обзор на фасадные (и не только) мозаичные панно города.
Друзья, всем привет! На связи Даша ❤️ Недавно я побывала в городе Санкт-Петербург, который является огромным центром расположения монументальных мозаик. В этот раз у меня был всего один день для сборки материала, поэтому захвачу небольшую часть памятников. Но каждый из них очень интересный. Приступим!
Мозаичные панно украшают верхнюю часть здания. Всего в серии 5 мозаик, посвященных индустриальному пейзажу, который прекрасно сочетается с общей архитектурой здания.
Мозаичные панно были созданы в 1905 году по эскизам художника Сергея Шелкового в довольно известной местной мозаичной мастерской Владимира Фролова. Несколько лет назад я снимала видео о мозаиках метрополитена Санкт-Петербурга, где выяснила, что большая часть монументальных произведений метро города создана в этой мастерской.
Панно собраны из колотой на модуль смальты. По визуальным, наблюдениям, это смальта в блинах, которая используется во всех работах мастерской, поскольку само производство материала находится, там же, в городе.
Мозаичное панно я нашла не сразу, нужно было пройти вдоль набережной и здания гостиничного комплекса. Мозаика располагается на изогнутой стене, при входе в концертный зал.
Персонажи, изображенные на произведении, напоминают героев античного храмового комплекса. Похожие символы и их воплощения можно встретить в других произведениях города Санкт-Петербурга, например - в виде колонн.
Мозаика была создана в 1984 году по эскизам художников объединения "ФоРус". Это Никита Фомин, Сергей Репин, Иван Уралов и др. Кстати говоря, эти же мастера трудились над некоторыми мозаичными произведениями, располагающимися в метрополитена города.
Мозаика собрана из колотой смальты в блинах. Примечательно, что здесь не использована, как таковая, техника создания рисунка. Мозаика собрана больше в свободной, живописной манере, без привязки к определенному стилю. Хотя, столь знакомые, обводки и присутствуют кое-где, в целом, мозаика создана с свободной манере.
Это произведение является моим любимым из сегодняшней подборки. Оно выглядит весьма необычно, при этом, очень гармонично по цветовой гамме и стилистике. За счет своей формы, и контрастного цвета стены, мозаику видно издалека, что позволяет рассмотреть ее со всех ракурсов.
Мозаика посвящена космической тематике, при этом захватывает астрологический аспект и соединяет абстрактные формы с более реалистичными. Космическая тематика была довольна популярна в монументальных произведениях прошлого, поэтому встретить ее здесь - было вполне ожидаемо.
Мозаика была собрана по эскизам художницы Валентины Аноповой в 1967 году. А сама постройка принадлежит к дореволюционному периоду. Очень порадовало, что мозаика находится в прекрасном состоянии, как и все предыдущие примеры.
По визуальным наблюдениям, мозаичное панно собрано из керамической плитки, судя по форме и размеру отдельных модулей. Однако, точно утверждать не берусь, поскольку оно располагается довольно высоко, и рассмотреть его ближе, у меня не было возможности.
Музей был построен в 1904 году по проекту архитекторов Гогена и Германа Гримма. Мозаики, украшающие фасад музея - одни из первых произведений того времени, которые посвящены не религиозной тематике.
Сюжеты изображают сцены из жизни великого полководца. Слева располагается сюжет "Переход Суворова через Альпы в 1799 году", а справа "Отъезд Суворова в поход 1799 года".
Мозаичную кладку можно разглядеть только при сильном приближении камеры. Техника сборки мозаичных панно настолько тонкая и плотная, что швов на изображении совсем незаметно, и при осмотре мозаики издалека - складывается полное ощущение, что смотришь на живописное полотно.
Материал, из которого собраны полотна - предположительно, смальта. Полагаю, что при создании мозаики, художники, прежде всего, следовали модной в то время тенденции - создавать мозаику, похожую на живую картину.
Самый известный мозаичный дворик города. Уж сколько я слышала про него различных отзывов от своих коллег. Кто-то оставался в восторге от масштабов и разнообразия сюжетов. А кто-то (в частности, профессиональные художники по мозаике), говорили - что сюжеты слишком перегружены.
В Санкт-Петербурге я бываю довольно часто, но все никак не получалось посетить эту достопримечательность. В последний свой визит решила, что все - пока все-таки туда сходить и посмотреть.
После посещения у меня остались двоякие впечатления. С одной стороны - так здорово, что у нас в России есть такие места, где популяризируется мозаичное искусство. Куда можно прийти, полюбоваться на современные произведения и вдохновиться на создание чего-нибудь красивого.
С другой стороны, отчасти, я согласна с тем, что всего слишком много в одном месте. Нет какой-то структуризации, порядка и из-за этого, на некоторые произведения очень сложно смотреть. В любом случае, место к посещению советую, хотя бы для общего ознакомления.
На этом мой небольшой обзор подходит к концу, я буду с вами прощаться, в своих следующих статьях я расскажу о других интересных местах для посещений, а также о своих творческих проектах по мозаике и не только.Увидимся! ❤️
Какая мозаика вам понравилась больше всего? Какие мозаики Санкт-Петербурга являются вашими любимыми и почему?
