28

Ответ на пост «Про книжный дефицит в СССР»

Десятилетиями я искал просветления в спорах с незнакомцами в интернете. Под конец, лет 5, сражался на полях дебатов о коммунизме. Так что, словно чат-ЖПТ, мог бы легко сформулировать десяток ответов по данной теме:
- С точки зрения антисоветчика и фаната капитализма – о неэффективности плановой экономики. Причем там два разных ответа – оголтелый и умеренный.
- С точки зрения сталиниста – что ревизия-Хрущ запретил артели, которые отлично справились, компенсируя неповоротливость плана.
- С точки зрения прокоммунистического экономиста – о проблеме товарности и иных сложностях плановой экономики того периода.
- С точки зрения просоветского пропагандиста – что западный капитал был до чертиков напуган угрозой Советов, давил на нас, так что ваши книги, 128 сортов колбасы и прочее товарное разнообразие ушли на танковые клинья и косяки подводных лодок для противостояния, развязанного западом.
- И т.д. и т.п.
И самое смешное, что в каждом из ответов будет доля истины!

Но, если позволите, выдам немного собственной хфеласофеи.
Проблема в гнилой человеческой природе, которая требует конкурировать, выделяться, хотеть всегда больше. «Природа», конечно – «это не заповеди Христовы и не скрижали Моисеевы» и в теории может быть значительно подредактирована поколений за 10. На практике же – я не знаю, как это решать.

Давайте на минутку представим, что я стал эдаким Богом-Императором – величайшим колдуном-ученым. Завоевал власть над миром и построил свой коммунизм с «Зарницей» и комсомолками.

- Устранены все миллионеры-миллиардеры-крупные собственники средств производства.

- Вся техническая мощь Земли фурычит на удовлетворение усредненных нужд всех и каждого.

- Все работают (не важно, плюс это для вас или минус).

- Все сыты, стройка кипит, всем даем крышу над головой, социальные условия, закрытие базовых потребностей.

- Огромные силы брошены в образование и культуру – везде кружки, секции, клубы. Всё бесплатное – мы ж коммунизм построили.

- Социальные лифты фурычат на over9999%.

Человечество гордо смотрит вперед и стремится в космос. Заводы, институты, целые города растут как грибы. У каждого есть время и возможности для качественной жизни и развития! Живи и радуйся! Спокойно работай на благо Человечества на своём месте.

Что будет?

Мгновенно появятся миллионы, миллиарды гнилых людей! Как черви они начнут подтачивать систему, шатать, заражать словно рак!

- Микроволновку можно себе просто бесплатно взять – у нас же коммунизм. Ну нет! Вот там остался со старых времен один еще работающий завод Сименс – хочу оттуда. Да, греет она так же, но какой дизайн. И пятнадцать мелодий после готовности играет! Как будут завидовать подруги. Это статус, это положение! Надо срочно звонить Михал Иванычу – пусть поможет по своим каналам, а мы за это его сыночка-шалопая пристроим на место «не бей лежачего»!

- Социальные лифты для всех, отсутствие «стеклянных потолков» — это конечно хорошо. Но что вы хотите, чтоб мой диточка пять лет рабочим горбатил, потом еще каким-то мастером вшивым столько же? Нет! Давайте мы его формально прогоним по карьерной лестнице за год-два до директора завода – и я его к себе в Москву забираю, в министерство. Он у меня такой талантливый. Я что ли зря всю жизнь пахал, чтоб и единственный сын там в заводской грязи молодость провел?

- Санатории и отпуска для всех гарантированно – отлично. Но давайте мы доярку Марию чуть подвинем – пусть в отпуск идет зимой и едет в Таганрог – на курорты Азовского моря. А в Альпы мы с женушкой. Ну и что, что у Марии здоровье пошатанное и ей бы очень неплохо подышать горным воздухом и получить лучший уход. Кто мы и кто она?!

И так далее, и тому подобное. Начиная от колхозника, который приписывает себе трудодни или кормит скотину хлебом – хотя хлеб идет ниже себестоимости вовсе не для этого. И заканчивая министром – у которого масштабы другие, а гниль точно такая же, как и у его сельского собрата-человека.

Я никоим образом не идеализирую советскую систему. Были там и «колбасные поезда», и разное обеспечение города и деревни. И  (готовьтесь, щас у тру-коммунистов бомбанет) беспаспортные несвободные колхозники, и туалетной бумаги толком не было. А если еще раньше заглянуть, да, в 30, 20, в соревнование между красным и белым террором… лучше не заглядывать, не портить с утра настроение.

Однако, хотел бы, чтобы вы вслед за мной, поднялись чуть выше, в мету, так сказать, и подумали о том, что проблема то здесь не в книгах. Хочешь читать, расти интеллектуально – книг хоть ужуйся! И данное конкретное, какое бы оно там ни было – не так трудно найти – в библиотеке, в менее пафосном или журнальном формате, в мягкой обложке, у друзей. Но нет! Внутренняя гниль требует демонстрации статуса, вот этих книжных полок, да, уставленных дефицитом (который не факт, что и открывали – он вообще тут не для этого!).

Ну сделают вам 50 книжных фабрик – поставят как высший приоритет для страны и меньше чем за год сделают. Завалят этими многотомными изданиями вообще всё вокруг, бесплатно будут ходить по квартирам раздавать. Гниль внутри вас потребует большего – шмоток, машины. И чтобы машина не просто ездить – а элитная, статусная, и желательно с водителем. И шмотки чтоб не такие, как у других – а Италия или на заказ у лучшей портнихи города. Это по сути своей процесс тупиковый и бесконечный. Да вам дай личный космический корабль для полетов по солнечной системе – вы будете ныть и завидовать, что у соседа Игната личный телепортер, и пытаться серыми путями завладеть таким же, якобы он для работы вам нужен, а сами будете шлюх на курорты Марса таскать! Такие вот пироги.

Ждете вывода из этого потока сознания? А нет его.

Показать полностью

Ответ на пост «Про книжный дефицит в СССР»

СССР был социальным государством.

С регулируемыми ценами.

Цены на книги (как и на многие другие товары) намеренно и осознанно держали на низком уровне. Особенно - на детские книги.

Правильно ли я понимаю, что цены были ниже себестоимости? Ведь, даже если держать цены на низком уровне, но выше себестоимости, то что мешало расширить производство? Пусть завод будет окупаться не 5, не 10, а 20 лет, но всё равно же окупится.

А если держать цены ниже себестоимости, то какой в этом смысл? Просто ради того, чтобы ублажить народ? Ну мне кажется, такая ситуация, когда товар стоит дёшево, но постоянно в дефиците, вредит и народу, и государству. Ну лично мне было бы комфортнее, чтобы товар стоил чуть подороже, но зато я гарантировано мог его купить, не надо было за ним ездить через полстраны, не надо было стоять в километровых очередях. Почему советский гражданин, вместо того, чтобы провести выходной с семьёй, должен был проводить его в поезде, чтобы купить товары первой необходимости?

Государству же такая система вредит, например, по следующим причинам.

  1. Люди тратят на погоню за дефицитом не только своё, но и рабочее время.

  2. Дефицит провоцирует кражу товаров с производства или из магазинов.

  3. Образуется чёрный рынок торговли дефицитом, отсюда возникает рост организованной преступности. Большинство бандитов 90-х как раз вышли из этой среды.

В чём была выгода держать цены ниже себестоимости в ущерб доступности товара? Чтобы товар могли приобретать только самые прыткие? Те, кто встаёт в 5 утра, чтобы занять очередь? Кто может провести полдня в электричке?

Показать полностью
68

Ответ Webcopywriter в «Про книжный дефицит в СССР»

Книжно-журнальный бум начался не в девяностые. Он начался в 1987 году, когда, с одной стороны, издателям разрешили печатать любые тиражи, а с другой - начался рост доходов (из-за перехода на хозрасчёт и других плюшек середины перестройки) и, одновременно, дефицит на всё остальное. Потому тиражи книг, вышедших в 1987-88, и исчислялись миллионами.

Это продолжалось недолго. Производство бумаги в СССР не было рассчитано на то, что все книги выходят многомиллионными тиражами, а основные газеты - в районе десяти миллионов. В 1989-90 наступил дефицит бумаги.

Издателям пришлось или закупать бумагу по коммерческим ценам, или пользоваться чем попало (оттого у книг, массово изданных в 1990-92, качество совершенно случайное - какая бумага была, на той и печатали). От этого стали расти цены на книги, некоторые газеты - выходить нерегулярно, а журналы - заметно тощать. Спрос на книги при этом сохранялся, потому что в 1991 дефицитом стало уже практически всё, а деньги тратить куда-то надо. Книги покупали как бы впрок, невзирая на качество. Но тиражи уже падали. С миллионов - до сотен тысяч.

В 1992 году, сразу после распада СССР, людям внезапно сделалось не до книг. Резко упали тиражи журналов, новооснованные при перестройке издания так же массово стали закрываться. В том году издатели вообще отказывались печатать авторов с русскими фамилиями. Считали, что люди так наелись отечественной беллетристикой в перестройку, что больше никогда её в руки не возьмут. Авторы тогда издавались под псевдонимами, похожими на иностранные. Пробил баррикаду Ник Перумов - его "Кольцо тьмы" в 1993 году стало первым постперестроечным бестселлером, опубликованным под русской фамилией.

В 1994 началось как раз то, что описывается - резкий рост числа изданий при постоянном падении тиражей. Для 1992 тираж в 50000 всё ещё считался стартовым, а в 1995 тираж в 20000 стал считаться весьма значительным. При этом книги издавались не просто пачками, а прям шкафами. Как раз в это время книжный развал у Дома Книги в Нижнем занял обе стороны дороги и протянулся по берегу Оки от памятника Ленина почти до цирка. Причём если в советское время он собирался только по выходным, то в середине девяностых стал практически круглосуточным. А к концу тысячелетия тиражи упали до нескольких тысяч.

Показать полностью
57

Ответ Webcopywriter в «Про книжный дефицит в СССР»

Я был там, Гендальф. Я был там 3000 лет назад…

Помню как в нашем посёлке стояла очередь в книжный, если появлялось что нибудь интересное. Дома перечитал всё что было, даже Поднятую целину Шолохова. Забавный случай, к нам в школу приехала комисия из РОНО, и наша училка по литературе вызвала меня, так как я всегда мог наизусть с выражением, прочесть что нибудь из Пушкина. И они меня спрашивают : а что ты сейчас читаешь? И я им - Поднятая целина. У них аж глаза округлились. Четвероклассник читает Поднятую целину. Не поверили, мне аж обидно стало, и я им давай рассказывать понравившиеся места про деда Щукаря. Они аж переглядываться начали. Пятёрку я тогда получил, хотя училка меня недолюбливала, больно умный и разговорчивый был наверное.

Отец как то притащил из взрослой библиотеки Братство кольца, по моему первое издание в СССР. И я конечно читал, пока он на работе был. Конечно захватило. А остальных частей нету. Несколько лет искал, потом купил уже полное издание, но в другом переводе.

70

Ответ на пост «Про книжный дефицит в СССР»

или

Краткая история книгоиздания в современной России

Про дефицит и ГУЛАГ в страшном СССР в коментах уже написали. Я хочу рассказать про сейчас, на том основании, что первое десятилетие этого века я посвятил издательскому делу. Поскольку дело было давно, то считайте это воспоминаниями деда, который забыл выпить таблетки, и ему захотелось вспомнить молодость.

Про Советский Союз не хочу рассказывать, потому что в то время я книгов не покупал, только читал. В основном в библиотеке. Дома тоже хорошие книги были: Майн Рид, Сабатини, Дюма, но родители, собирая книги по подписке, делали упор на классику из школьной программы. Видимо, что-то знали. Потому что в библиотеках можно было свободно взять того же Дюма и прочую «Библиотеку приключений», а, например, «Капитанскую дочку» — упс... нас много, а дочка одна.

Хотя первый мой контакт с книжным рынком состоялся в момент, когда СССР уже почти кончился, а 90-е ещё не начались. Потребовался мне Сканави. В Доме книги на районе его не оказалось. Кто-то посоветовал съездить в Дом педагогической книги в центре Москвы. Там я тоже ничего не нашел, но прямо на выходе из магазина меня спросили

- о чем печалишься, боярин?

- Сканави нужен, гости дорогие

- есть Сканави.

В общем, прямо на ступеньках магазина приобрел книгу по цене х3 от той, что указывалась на обложке (тогда ещё вроде бы указывалась).

А потом начались 90-е. «Святые» в том числе и для издателей. Ибо можно всё! И печатали всё. И это всё улетало как горячие пирожки. Старики рассказывали легенды, что в Олимпийском фура раскупалась за считанные минуты. Олимпийский — это огромный книжный рынок в Москве в спорткомплексе Олимпийский (снесен, строят такой же, но пизже, книжный рынок переехал куда-то в район ВДНХ, судя по сайту, дела там не очень):

Адрес не криво сверстан — это бегущая строка.

Адрес не криво сверстан — это бегущая строка.

Но в былые времена вход был платным (10 или 15 рублей после деноминации). И туда набигали не только мелкие оптовики, чтобы пополнить ассортимент своих лотков у метро, но и обычные читатели. Ибо там можно было найти всё то всё, что печатали издатели. Печатали, правда, не такими мощными тиражами в 100500 тыщ, как в былые времена, но цифре в 50 000 любой современный издатель позавидует.

На рубеже веков случилось страшное: пипл нахавался. Стал возмущаться: а почему бумага не отличается от туалетной (для удобства использования же!), а почему опечаток столько, будто издатели ничего не слышали о корректорах. И вообще, надоело читать про то, как власти скрывают контакты с инопланетянами.

Но беда не приходит одна. Почти одновременно возникла проблема: на полках магазинов кончилось место. То есть количество названий увеличилось настолько, что все они уже не помещались в книжном магазине. В общем, халява закончилась. Тиражи скукожились до уровня 5000 стандантарт, 10 000 — заявка на успех, больше — мегабестселлер класса «вся Москва читает». Количество названий продолжало расти.

Короче, я как раз добрался до момента, когда пришел в издательский бизнес, но что-то подзаебался. Или, как говорили в середине нулевых

Ниасилил. Многа букаф. Завтра асилю.

Ну или посмотрю по коментам, может придется к этому посту дополнение написать. В общем, продолжение следует (но это неточно).

Показать полностью 1
1874
Книжная лига

Про книжный дефицит в СССР

Почитал в ЖЖ дискуссию про советское книгоиздание под статьей со звучным названием "Как справлялись с дефицитом книг в СССР".

Дискуссия представляла собой традиционный свальный грех крикливых диванных философов.

"Гы-гы-гы, на всех полках "Малая Земля" Брежнева".

"Три мушкетера" за 20 килограмм макулатуры, я валяюсь!".

И суровый вердикт - идиоты-большевики так и не смогли насытить рынок.

В отличие от.

Я не буду растекаться мыслью, напомню только одно обстоятельство.

СССР был социальным государством.

С регулируемыми ценами.

Цены на книги (как и на многие другие товары) намеренно и осознанно держали на низком уровне. Особенно - на детские книги.

Я уже как-то приводил в пример книжку "По следам затонувшей шхуны".

Это четвертый из выпусков, изданных по мотивам сюжетов знаменитой радипередачи "Клуб знаменитых капитанов".

Большой формат, мягкая обложка, огромное количество цветных иллюстраций хороших художников.

Там вообще нет страниц без картинок.

Все страницы или такие.

Или такие.

Или хотя бы вот такие.

Знаете, сколько стоила такая книга?

А вот, посмотрите.

24 копейки.

Тем, кто забыл или по молодости лет не застал, напомню - это стоимость булки хлеба.

Обличителям дураков-большевиков предлагаю - попробуйте "насытить рынок" качественной копченой колбасой по цене 25 рублей за кг.

Вперед, насыщайте!

Сразу отвечу на напрашивающийся аргумент - такая книга не может стоить 24 копейки. Можно же было продавать хорошие книги по адекватной цене.

Можно, разумеется. После дураков-большевиков именно это и сделали. С предсказуемыми последствиями.

У книжки за 24 копейки тираж указан - 110 тысяч экземпляров. Сегодня даже тираж в 5 тысяч уже гордо аттестуют "бестселлером".

Только это называется не "насытить рынок".

Это называется "ограничить спрос".

______________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!