8

Ответ на пост «Самое непонятное произведение Пушкина»

https://youtu.be/5gt6m7RwlYk?t=458

Кто в здравом уме в 45 лет будет читать "Пиковую даму?"

Я.

Для меня, как и для многих, "Пиковая дама" всегда представлялась неким мистическим произведением. Там старуха на третий день после смерти является призраком главному герою... - мистика же? Иного толкования в школе не давали, а разве может быть интересно читать какую-то мутную мистику двухсотлетней давности, да в 13-14 лет, когда как-раз открываешь для себя шедевры мировой фантастики?

В общем, когда я посмотрел это видео Михаила Казиника, это настолько меня поразило, что я натурально скачал, и прочитал "Пиковую даму." И знаете что?

"Пиковая дама" - детектив! Криминальная, мать его, история, о том, как организованная преступная группировка выставила лоха на бабки!

Просто маленький эпизод из финала. В город приехал катала, профессиональный игрок. Это как сейчас приедут "Импровизаторы", или там Баста, прости господи, - и весь "бомонд" повалит на мероприятие, чисто позырить. Так и здесь: в городе кипеш, приехал катала, устраивает вечера, все туда идут. Подтягивается и уже заряженный на успех Герман. Он таки распаковал кубышку, снял с депозита последнее бабло, 47 тысяч, и идёт играть. Никогда не играл (!), жил на жалование, - а тут, - идёт с твёрдым пониманием, что выигрыш у него практически в кармане. Натуральный зомби.

Катала раскидывает, Герман говорит "Тройка!" - и выпадает тройка!

***
Остановимся на секунду. Если в колоде есть тройка, - то это покерная колода на 52 карты, по 13 карт от туза до короля четырёх мастей. Т.е., шанс тупо угадать составляет 1 к 13, около 7,7%.
***

Герман забирает удвоенный банк, и покидает заведение. Гости в тихом ахуе.

На следующий вечер Герман приходит снова, ставит всё имеющееся бабло, и заявляет "Семёрка" - и катала вскрывает семёрку!

***
Угадать карту из покерной колоды джва раза подряд, - вероятность этого события составляет 1 к 169. Гуманитарии, поверьте на слово, я посчитал.

Кто-то до сих пор пор верит, что банковавший профессиональный игрок здесь совсем не при делах?
***

Герман забирает удвоенный банк, и снова уходит. У него есть тактика, и он её придерживается. Кто заложил ему в голову эту последовательность "тройка, семёрка, туз?" Кто договорился с каталой? Кто получает профит с этой истории? Чем всё закончится?

Посмотрите видео в начале поста. Лучше, чем Михаил Семёнович Казиник я об этом не расскажу :)

Ну, и прочитайте уже "Пиковую даму." Там немного, на самом-то деле. На полтора часа вдумчивого чтения. Получите массу удовольствия :)

З.Ы. Обсмотревшись Казиника, я глумился над библиотекаршами. "А знаете, что 99% образованных людей не назовут первые две строчки "Сказки о золотой рыбке?" И вы, кстати, тоже входите в эти 99%..." - спрашивал я их. Они смеялись над глупым монтажником. Кто же не знает эти строки? :) Они снисходительно цитировали классика: "Жили были старик со старухой..." - "Не было такого у Пушкина!" - ликовали мы с Казиником. :) Заведующая библиотекой подрывалась до стеллажа, чтоб опровергнуть, - и возвращалась весьма озадаченная... :)))

Показать полностью
1045
Книжная лига
Серия Литература

Самое непонятное произведение Пушкина

Сленг – не современное изобретение. В современную школьную программу по литературе для 8 класса (в раздел «для дополнительного чтения») включена повесть Пушкина «Пиковая дама». Она вся нашпигована сленгом, или, точнее говоря, игроцким арго начала XIX века.

"Пиковая дама". Кадр из фильма Якова Протазанова (1916 г.)

"Пиковая дама". Кадр из фильма Якова Протазанова (1916 г.)

Надо сказать, что игромания тоже появилась отнюдь не с изобретением компьютера. Один из современников Пушкина писал: «Можно положительно сказать, что семь десятых петербургской мужской публики с десяти часов вечера всегда играют в карты (...) Он приятный игрок - такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе». Видеоигр в те времена ещё не придумали – вот игроманы и «резались», в основном, в карты. И без знания «игроцких» (или, как бы мы сегодня сказали, «геймерских») выражений вы «Пиковую даму» до конца не поймёте, хоть лопните!

Вся повесть строится вокруг карточной игры, которая называлась «штосс» (а также «фараон», «чёт-нечёт» или «любишь – не любишь»). Игра эта была проста до безобразия, даже пляжный «подкидной дурак» в сравнении со штоссом – интеллектуальное занятие.

Играют двое – первый игрок называется «банкомётом», он «мечет банк» (запоминаем!). Второй игрок называется «понтёром», он «понтирует». У каждого – своя колода карт, обе колоды совершенно одинаковые. Понтёр выбирает («загадывает») одну карту из своей колоды, кладёт перед собой на стол (никому не показывая) и сверху кладёт денежную ставку («куш»). Затем банкомёт переворачивает свою колоду и сдвигает одну карту вправо – так, чтобы были видны две карты.

Теперь понтёр открывает свою карту. Если карта понтёра совпала с первой картой (она называется «лоб»), то выиграл банкомёт. Если карта понтёра совпала со второй картой (она называется «соник»), то выиграл понтёр. Масть при этом не важна – только номинал (семёрка, восьмерка и так далее). Если никто не выиграл, две карты колоды банкомёта сбрасываются («абцуг»), открываются следующие две... Пока у банкомёта не кончится колода. Всё.

Да, именно так. Игра примитивна, как три копейки. Совпала «карта направо» – проиграл. Совпала «карта налево» – выиграл. По современным меркам – игра скучнейшая. Но 200 лет назад штосс был настоящей «заразной бациллой», в эту тупейшую игру проигрывали целые состояния.

«Игра идёт в городе Петербурге и воинских казармах без зазора и страха. И это зло сие вреднее, нежели само грабительство» – так писал царь Александр I губернатору Санкт-Петербурга графу Голенищеву-Кутузову.

Штосс запрещали, за него штрафовали, даже ссылали в Сибирь – но всё было бесполезно. Дошло до того, что начальник управы благочиния (то есть тогдашней «полиции нравов», ответственной в том числе и за соблюдение запрета на азартные игры) был арестован за то, что проиграл до копейки все деньги, выделенные на детские приюты...

Вот об этом-то времени и написана «Пиковая дама»!

В чём «соль» сюжета «Пиковой дамы»? Старая графиня Анна Федотовна знает «тайну трёх карт», которую ей когда-то открыл граф Сен-Жермен. Эти карты подряд всегда выигрывают в штосс. Историю слышит главный герой – Германн. Германн пробирается в дом графини и, угрожая пистолетом, выпытывает у неё тайну трёх карт, однако старуха умирает от сердечного приступа. Через три ночи её призрак является Германну и раскрывает желанную тайну: «секретные» карты – это тройка, семёрка и туз (любой масти).

В Петербург приезжает модный банкомёт – Чекалинский, против него в штосс играют повально все, денег у него очень много. Германн вступает в игру, делает крупную ставку (47 000 рублей) на тройку – и выигрывает. На следующий день он удваивает ставку (94 000 рублей), ставит на семёрку – и снова выигрывает. А на третий день он опять удваивает сумму (188 000 рублей) и ставит на туза – но, вскрыв свою карту, неожиданно видит даму пик (такая ситуация у игроков называлась «обдёрнуться») и проигрывает всё. В результате Германн сходит с ума.

Расшифруем теперь все «игро-сленговые» моменты повести:

Играю мирандолем, никогда не горячусь

«Мирандоль» – это игра на одну и ту же маленькую сумму, то есть понтёр не увеличивает ставку (например, 1 рубль, 1 рубль, снова 1 рубль...).

Ни разу не поставил на руте?

«Руте» – это игра с удвоением ставки, когда понтёр удваивает куш каждый раз (1 рубль, 2 рубля, 4 рубля, 8 рублей...).

Отроду не загнул ни одного пароли

«Пароли» – то же самое, что и руте: удвоение куша (ставки). При этом понтёр загибал у своей невскрытой карты угол.

Каким образом бабушка моя не понтирует

«Понтировать» – как мы уже говорили, значит играть в штосс за понтёра, играть против банкомёта.

Герцог Орлеанский метал

«Метать банк» – означает играть за банкомёта, играть против понтёра.

Все три выиграли ей соника

«Соник» – это вторая, «ушедшая налево» карта из колоды банкомёта. «Выиграть соника» – означает выигрыш понтёра и проигрыш банкомёта.

Порошковые карты

Карты с «исчезающими» знаками мастей. Такими пользовались шулеры, жулики.

Чаплицкий поставил на первую карту пятьдесят тысяч и выиграл соника; загнул пароли, пароли-пе, – отыгрался и остался ещё в выигрыше...

Догадались? Переводим с «Пушкинского» на современный русский: понтёр сделал ставку 50 000, выиграл, затем удвоил ставку (100 000), выиграл, а затем удвоил ещё раз (200 000) и опять выиграл. Таким образом, общая сумма выигрыша Чаплицкого составила 350 000 рублей. Собственно, именно эту схему и пытался повторить Герман.

Талья длилась долго

«Талья» – это розыгрыш двух колод, один «круг», «раунд» в штоссе.

Отгибал лишний угол, загибаемый рассеянной рукою

Бывало так, что понтёр пытался сжульничать, удвоить ставку уже убедившись в выигрыше, втихаря «загнуть угол» на вскрытой карте (чего делать было, естественно, категорически нельзя).

Бьёте вы мою карту или нет?

Если выигрывал понтёр, то говорили что он «угадал». Если выигрывал банкомёт, то говорили что он «убил». Буквально: будете играть против меня или нет?

Дама ваша убита

Направо легла дама (лоб), налево туз (соник). Герман был уверен, что поставил на туза и «угадал соника». Однако, когда он вскрыл свою карту, там была пиковая дама! Герман «обдёрнулся», а Чекалинский «убил даму».

Славно спонтировал!

Рискованно, азартно сыграл в штосс.

Кстати говоря, в разговорном русском языке до наших времён вполне себе дожили некоторые слова и понятия из всеми забытого старинного штосса. Например, «куш». Или «понтовать» – то есть «изображать из себя крутого», «выпендриваться», «обманывать».

Надеемся, после этих разъяснений текст «Пиковой дамы» станет намного понятнее. Читайте, наслаждайтесь, в конце концов, это одно из лучших произведений Пушкина. Да, и ещё опера Чайковского – помните? «Что наша жи-и-знь? Игррррра!»

Приобрести журнал «Лучик» можно на Wildberries.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!