6

Ответ на пост «Попытаемся замедлить разработку постановления об утильсборе?»

Пост для тех, кто в комментах к исходному посту просил рассказать, что ответят. Мои ответы это chatGPT, плюс что-то где-то ручками добавил/убрал. Текста будет много. В общем ответили следующее.

1. Вопрос: Какое влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации может оказать предлагаемое регулирование?

Мой ответ:
- увеличение социальной напряжённости и недовольства;
- резкое и очень существенное удорожание автомобилей, с любым количеством лошадиных сил, даже ниже 160 (из-за искусственного перекоса спроса);
- регулирование окажет более сильное негативное влияние на массовый рынок автомобилей и потребительский спрос в регионах, тогда как для премиальных автомобилей эффект будет относительно слабее. Это создаёт риск социального неравенства в доступе к транспорту;
- снижение доступности транспорта и потребительского спроса;
- замедление обновления автопарка, что противоречит экологическим задачам;
- негативное влияние на занятость и рынок услуг в приграничных регионах (ввезенные подержанные автомобили).

Комментарий разработчика:

2. Вопрос: Повлияет ли принятие проекта НПА на расходные обязательства субъектов Российской Федерации?

Мой ответ: Прямых расходов не возникает. Однако вероятно косвенное влияние на доходы региональных бюджетов: удорожание автомобилей и снижение спроса приведут к сокращению поступлений по транспортному налогу и НДФЛ.

Комментарий разработчика:

3. Вопрос: Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?

Мой ответ: Регулирование частично отвечает заявленным целям, однако не является оптимальным. Оно несет несоразмерное финансовое бремя для бизнеса и потребителей.

Комментарий разработчика:

4. Вопрос: Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

Мой ответ:
- рост стоимости автомобилей, снижение их доступности для населения; повышение ставок будет иметь непропорциональный эффект: для дорогих автомобилей высокой мощности рост цены окажется относительно незначительным (несколько процентов), тогда как для массового сегмента рост утилизационного сбора составит до 30-40 % от цены автомобиля, что значительно снижает его доступность для населения; увеличение расходов бизнеса (611,7 млрд руб. за 6 лет);
- коррупционные риски из-за «письма Минтранса» как основания для льготы;
- дискриминация электромобилей при определении порогов мощности;
- падение потребительского спроса и сокращение налоговой базы субъектов РФ;
- риск оспаривания отдельных норм в судах как несоразмерных целям регулирования.

Комментарий разработчика:

5. Вопрос: Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

Мой ответ:
- рост доходов федерального бюджета (661,7 млрд руб. за 6 лет);
- стимулирование отечественного автопрома к развитию энергоэффективных технологий;

Комментарий разработчика:

6. Вопрос: Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?

Мой ответ: Да, существуют:
- использование смешанной модели (объем + мощность) для разных категорий авто;
- учет экологического класса и выбросов CO₂ как дополнительного критерия; установление переходного периода (2–3 года) для бизнеса и физических лиц;
- унификация критериев для автомобилей с ДВС и электродвигателями;
- дифференциация ставок по социально-экономическим характеристикам регионов.

Комментарий разработчика:

7. Вопрос: Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию?

Мой ответ: Крайне негативное. Не поддерживаю проект в предложенной редакции. Причины:
- регулирование несет чрезмерное финансовое бремя для бизнеса и потребителей;
- отсутствует переходный период, что приведет к резкому росту цен;
- подход дифференциации по мощности создает перекос — нагрузка непропорционально сильнее ложится на массовый сегмент автомобилей, тогда как для дорогих машин эффект относительно малозначителен.

Комментарий разработчика:

UPD: Только что во 2ом и 3ем комментарии разработчика "В обработке" сменилось на "Не учтено", текст комментария при этом остался тот же.

Показать полностью 10
1851

Попытаемся замедлить разработку постановления об утильсборе?

Здравствуйте, друзья мои, с Вами Шамов Дмитрий.
Как и так все знают, наши друзья-чиновники, с которыми врагов не надо, продуктивно пообщавшись со своими «кураторами и кормильцами» из Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» пришли к выводу, что они нас недонаёбывают неработающий утильбор можно реанимировать ещё большим увеличением, докучи привязав его к мощности двигателя. Видимо, чтобы в результате у холопов вообще шанса купить себе нормальное авто не появлялось.

В результате Минпромторг подготовил проект постановления, которым вносятся изменения в Правила утилизационного сбора.

О том, как утилизационный сбор влияет на цену авто и насколько эти изменения повысят их стоимость, в том числе на вторичке, писали во многих СМИ, поэтому не буду заострять внимание. Но общий посыл в том, что стоимость ввозимых автомобилей возрастёт существенно и сильней, чем когда-либо раньше.

Идея кормления мертворождённого дитя Соколова за счёт средств остальных налогоплательщиков понравилась немногим. И здесь даже размещались посты с призывом голосовать против этого постановления (тык, тык).

визуально смотрится эффектно

визуально смотрится эффектно

Как человек, который знает сайт regulation чуть ли не с момента его создания, скажу, что это вообще не так работает. И хоть на момент подготовки этого поста количество дизлайков перевалило за 100 000, разработчику на то решительно пофиг. И ваши минусы нигде не учитываться не будут. Это Вам не РОИ.


Но есть то, что может реально замедлить принятие этого проекта постановления.

В соответствии с Правилами проведения оценки регулирующего воздействия у каждого из нас есть реальная возможность направлять замечания и предложения по размещенному на regulation проекту нормативного правового акта (НПА).

20. Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения и не позднее 20 рабочих дней со дня окончания срока проведения публичного обсуждения разместить ее на официальном сайте.

То есть Минпромторг обязан будет рассмотреть все наши предложения и дать объяснение по существу каждого полученного замечания (если он не согласен их принять).
Это потом будет проверять Минэкономразвития в рамках процедуры ОРВ.


Но что делать, если я не юрист и анализировать проекты НПА не умею?

Именно для этого я здесь и написал эту инструкцию и промт, чтобы каждый мог написать замечания. И если нас будет много, это заставит Минпромторг часами придумывать аргументацию того, почему надо сохранить текущую редакцию и проигнорировать все полученные замечания правового характера.

Итак. Чтобы направить замечания к проекту постановления об утильсборе нужно:

  • Зарегиться на regulation.gov.ru

  • Зайти на адрес, по которому размещен наш проект постановления, т.е. https://regulation.gov.ru/projects/160081/

  • Нажать кнопку «Информация по этапу» и скачать файлы с проектом НПА и пояснительной запиской к нему (это важно).

  • Открыть любую LLM-нейронку (gpt, deepseek.com, gemini, grok), главное, чтобы там был режим размышления и возможность прикреплять файлы).

  • Вставить промт, который я специально написал для этого поста, и загрузить в нейронку скачанные файлы.

  • Запустить генерацию ответа. Вот и всё. Теперь Вы – эксперт в области правовой экспертизы проектов НПА. Результат будет примерно такой…

  • Остаётся только скопировать сгенерированный текст и вставить в ответы на вопросы анкеты на https://regulation.gov.ru/projects/160081/.

    🔥Обращаю внимание, что для проекта постановления об утилизационном сборе сегодня последний день направления замечаний. Дальше это сделать будет технически невозможно.

    Спасибо, что прочитали. Желающие, действуйте – злодействуйте.

UPD:

К сожалению, 1 ноября принято постановление Правительства РФ, повышающее утильсбор с 1 декабря 2025 г. (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202511010019)
Размер утильсбора будет зависеть от типа, объема и мощности двигателя.

Показать полностью 3 1
Отличная работа, все прочитано!