5 февраля 1958 года. В небе над побережьем Джорджии американский бомбардировщик B-47 сталкивается с истребителем F-86. Пилоту В-47 чудом удается выровнять машину после удара. Но был один нюанс. В бомбовом отсеке находилась водородная бомба Mark 15. Ее вес составлял 3,5 тонны. Что делать? С "Марком" не дотянуть до базы на поврежденном самолете.
Экипаж принимает трудное решение. Чтобы самим не грохнуться вместе с грузом, груз надо сбросить. Сбросили. Самолет долетел до базы. А бомба – нет. Она "занырнула" в мутные воды залива Уоссо и зашла глубоко в ил.
До сих пор где-то там, в районе курортной Саванны, покоится не найденный заряд мощностью в несколько мегатонн. Местные, узнав об этом из рассекреченных в 1994 году документов, теперь с гордостью заявляют, что у них самый "мощный" курорт на планете.
Но это, надо понимать, был не единичный случай. В 1961 году над Северной Каролиной у другого бомбардировщика B-52 вдруг отказала топливная система. На его борту находились уже две ядерные бомбы. Командир, недолго думая, отправляет их в свободный полет. Одна бомба приземлилась на поле, и была вскоре обезврежена. А вот вторая – вошла в землю в районе обширных болот, и найти ее не удалось. До сих пор.
Это – лишь те случаи, которые не смогли замолчать. А сколько такого добра "потеряно" по всему миру, не скажет теперь никто. И не надо думать, что наши, советские, были аккуратней. У нас своя коллекция подобных "сувениров" также имеется.
Самое поразительное в этих историях – даже не факт потери, а реакция системы. Срабатывал универсальный алгоритм: найти, засекретить, сделать вид, что так и надо. Информация всплывала лишь годы спустя, когда какой-нибудь журналист или рассекреченный архив вскрывал эту историю.
Эти истории сегодня кажутся нам диким абсурдом. Как и вся Холодная война с ее парадоксальной логикой, когда мир балансировал на краю пропасти из-за недоговоренности или неправильно понятой шутки. Но мы удержались. Наверное, не благодаря, а вопреки. А может из-за вмешательства кого свыше.
Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, приглашаю по ссылке на канал "ТехноДрама"