64

Ответ на пост «Подкаст Гильдия Миров. Глава 5: Разнообразие Рас»

Я долго размышлял по поводу того, каким может оказаться другой разумный вид выросший в отличных от наших условиях. По сути все вымышленные, на данный момент, инопланетные или фентезийные виды это те же люди с некоторыми гипертрофированными чертами или стереотипами. И так будет до тех пор, пока человечество не встретит совершенно другой разумный вид. Люди слишком привыкли проецировать себя на других. Даже если в литературе описывают какой-то инопланетный вид не от лица людей, а допустим разумные крабы, то всё равно это будет интерпретация человека оказавшегося в теле ракообразного. Писатель не может понять что ощущает краб при линьке. А даже такая мелочь сильно повлияет на формирование цивилизации разумных членистоногих. Или даже если человечество создаст полноценный искусственный интеллект обладающий сознанием, то он будет проекцией человеческого разума. И на следующий день, когда тот обгонит своих создателей в развитии по геометрической прогрессии на миллионы лет, он всё равно будет основан на человеческом разуме. Так же как и в основе современных людей, лежат их пещерные предки.

В том же сериале Star Trek разумные виды населяющие галактику по большей части это гуманоиды с небольшими внешними отличиями и не испытывающие проблем при межвидовом скрещивании. Там это было объяснено в одной из серии ST:Next Generation. Разумная жизнь в галактике зародилась в одном месте. И когда этот вид исследовал космосмическое пространство, то куда бы они не прилетали, везде была пустота. Они понимали, что рано или поздно их вид исчезнет, а вместе с ним и единственная разумная жизнь. Тогда они решили распространить жизнь в галактике на основе своей ДНК. Именно по этому во вселенной Звёздного пути земляне могут прилететь на другой конец галактики и создать жизнеспособное потомство с местными видами.

Тут даже не сколько вина малого бюджета, как неспособность понять по настоящему чуждое сознание. И дело вовсе не в проблеме "китайской комнаты". Она предполагает, что общение между видами возможно, пусть даже те и не могут понять друг друга. А именно то, что виды не смогут даже опознать разум в чуждом существе. Может даже два вида будут много времени существовать вместе но не считать разумным друг друга. Им даже не придёт в голову искать разумную жизнь у себя под боком. Как мы ищем разум за пределами планеты, а не пытаемся общаться, допустим, с грибами. Может они разумные? Откуда нам знать. Вдруг они так же не считают разумными нас. Ходят тут лысые обезьяны, строят что-то. Муравьи вон тоже любят строить, но они же не разумные... наверное :)

Можно конечно предположить, что существует "великий фильтр", пройти который может только вид с определённым складом мышления. А те кто его не прошёл, тем он и не особо и нужен. Однако это уже отдельная история.

Если же взять фэнтези, то большинство из него это современные люди в декорациях средневековья. И даже полностью проигнорировав современные тренды толерантности, снять/написать фэнтези основанное на наборе ценностей и морали людей той эпохи, то получится лютая чернуха вгоняющая, и без того унылое современное общество, ещё глубже в депрессию.

Хотя может именно это ему и хочется т.к. всё больше мрачняка в современном творчестве. Не знаю с чем это связанно, может люди не потеряли веру в человечество, может что ещё. Однако иногда хочется почитать что-то воодушевляющее, где драконы срущие радугой летают на эльфийских принцессах, но в книжных только всякие Аберкромби с Мартиным. Никакого волшебства. Только кровь, кишки, интриги и предательства, словно людям хочется почитать про тех, кому хуже, чем им.

С космической фантастикой всё ещё хуже. Если в двадцатом веке люди видели будущее светлым, то в произведениях двадцать первого века, что ни возьми, так чем дальше, тем хуже. Раньше человечество виделось как благородные исследователи (Родденберри, Ефремов, Азимов и др.), то теперь это злые бездушные корпорации, для которых нет ничего важнее прибыли любой ценой или космическое средневековье с инквизицией и экстерминатусом.

А по поводу антропоморфности других фольклорных рас, из которых и вышло фэнтезийное разнообразие, то мне кажется дело в изначальной эротизации мифологии. Чего стоят только похождения Зевса.

Хотя в последнее время в медиа, играх и литературе идёт десукселизация персонажей. И если в первых версиях те же ящероподобные виды обладали первичными и вторичными людскими половыми признаками, то теперь их сделали физически менее привлекательными для человека, однако при этом почему-то оставили им человеческое мировосприятие и сознание. Т.е. фактически это те же люди, просто с чешуёй и откладывающие яйца.

Как это повлияет на дальнейшую интерпретацию иных видов в фантастики, сложно сказать. Скорее всего они продолжат изменяться только внешне в сторону уменьшения привлекательности относительно прежних стандартов красоты. Может им чуть больше добавят гипертрофированных животных черт, как внешних, так и поведенческих. Тут даже не столько проблема в описании инаковости другой расы автором, как сложность в её представлении для массового читателя/зрителя. Они слишком привыкли наделять человеческими чертами обычных животных, даже не смотря на то, что они ими не обладают. Чего уж говорить о другом виде, который может говорить на их языке. Если условная раса минотавров может говорить, то читатель наделит её всеми возможными мотивациями присущими человеку. И напротив, при невозможности общения посредствам привычного языка, она проассоциируется с дикими животными.

Подытожив могу сказать только то, что проблематика создание иных разумных видов в кино и литературе остаётся открытой. И если подумать, то несмотря на всё развитие данного направления мы в представление иных видов стоим на уровне древних греков с их сатирами и минотаврами.


P.S. Извините за сумбур, самоповторы и не очень литературный язык. Как смог так и отредактирова, я всего лишь кот, у меня лапки. Хотел написать краткий комментарий в пару абзацев, а вышел целый пост.

Показать полностью 9
16

Подкаст Гильдия Миров. Глава 5: Разнообразие Рас

Привет, путник! Сегодня нашим героям предстоит оказавшись дома и обнаружить таверну «Гильдия Миров» не совсем в том состоянии, в котором они ее оставили. А после этого забавного художественного эпизода, мы обсудим такой элемент любого мира, как расы. Разнообразие, необходимость, односторонность. Делает ли множество рас мир интереснее, или это совсем необязательно? Пиши своё мнение по этому важному и интересному вопросу в комментариях! И удачи в творчестве, демиург!

Если что, мы свой подкаст кидаем на все подкаст-площадки, какие знаем. Ищите по названию.

Отличная работа, все прочитано!