Серия «АН | Анализируем Неанализируемое»

12

Как "Супермен" и "Фантастическая четвёрка" экранную супергероику спасали?

Мир супергероев не ограничивается вселенными Marvel и DC. Супергероика многогранна. И всё же именно "Большая двойка" является главным двигателем жанра. Даже в период упадка зрительского интереса к приключениям героев в трико два новых начала для крупнейших супергеройских вселенных вызывали некое любопытство. Однако второго 2008 года не случилось. А помощь жанру пришла оттуда, откуда никто её не ждал.

Отрывки постеров фильмов "Супермен" (2025) и "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" (2025)

Отрывки постеров фильмов "Супермен" (2025) и "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" (2025)

Значимый год. Культовые супергерои. Выбор направления развития жанра

Прежде чем полноценно погрузиться в ход противостояния "Супермена" и "Фантастической четвёрки", стоит вернуться на почти два десятка лет назад. Туда, откуда кинокомиксы начали своё триумфальное шествие длиной в одиннадцать лет. Туда, где два миллиардера показали разный подход к супергеройствам. И туда, где никто вроде не проиграл, но массовая экранная супергероика переняла опыт лишь одного фильма.

В 2008 году на больших экранах с разницей в несколько месяцев появились "Железный человек" Джона Фавро и "Темный рыцарь" Кристофера Нолана. Первый показал, что талантливая команда может снять хит за копейки. Второй доказал, что супергероев можно и нужно помещать в серьёзные реалистичные сюжеты. Несмотря на все различия, между кинолентами было нечто общее. И это нечто заключалось в попытке как можно дальше отойти от "комиксности" историй.

Гений, миллиардер, плейбой, филантроп и главное лицо экранной супергероики с 2008 года (Кадр из фильма "Железный человек")

Гений, миллиардер, плейбой, филантроп и главное лицо экранной супергероики с 2008 года (Кадр из фильма "Железный человек")

С реалистичностью "Темного рыцаря" всё понятно. А вот назвать "Железного человека" приземлённым блокбастером получается с трудом. Но вот в сравнении со следующими фильмами киновселенной Marvel, где появляются большие зелёные монстры, боги и суперсолдаты, картина о Тони Старке – это приключенческий боевик о гениальном изобретателе и его технологичной броне. И Старк, и Брюс Уэйн предстали перед зрителями именно людьми, надевшими костюмы. Это были не боги, а просто неравнодушные к бедам других миллиардеры.

Если говорить об исходе того противостояния Marvel и DC, то более лёгкий и комедийный "Железный человек" выиграл борьбу за тренды и на следующие десять лет обозначил курс развития большей части экранной супергероики. Однако назвать "Тёмного рыцаря" проигравшим язык не повернётся. По сей день именно картина Кристофера Нолана раз за разом возглавляет топы супергеройских проектов. И большой вопрос, вышел ли за прошедшие годы хотя бы один фильм, способный её полноценно затмить. Появление таких лент, как "Бэтмен" Мэтта Ривза, "Джокер" Тодда Филлипса, "Логан" Джеймса Мэнголда и их успех как у зрителей, так и у критиков говорят о том, что спрос на серьёзные, жестокие и реалистичные кинокомиксы никогда не спадал.

Финал "Темного рыцаря" по сей день является лучшим в супергеройском кино. Каждый раз до мурашек (Кадр из фильма "Темный рыцарь")

Финал "Темного рыцаря" по сей день является лучшим в супергеройском кино. Каждый раз до мурашек (Кадр из фильма "Темный рыцарь")

Картина сложилась следующая: в 2008 году супергеройские фильмы старались значительно переработать комиксные образы, дабы сделать их более подходящими для кино. Но со временем эта тенденция сошла на нет: MCU и поздняя DCEU стали мейнстримной супергероикой, а авторские проекты (Нолан, Ривз, Филлипс и другие) – альтернативой.

Другие культовые супергерои. Одна задача. Неравные условия

Ситуация, сложившаяся с кинокомиксами в 2025 году, очень похожа на события 2008 года. Те же Marvel и DC. Другие, но такие же культовые персонажи. Да и цель была всё та же: переоткрыть супергероику для больших экранов. И "Супермен", и "Фантастическая четвёрка" были созданы для решения одной задачи: дать новое начало увядающей франшизе. И если DC практически полностью открестились от своего прошлого, то Marvel пытаются интегрировать свои новые идеи в долгоиграющую вселенную. Мрачность и реализм теперь были никому не интересны: в 2025 году супергерои в противовес своим коллегам из 2008 года стали как можно больше копировать именно лёгкие комиксные образы. Оттого оба флагманских фильма "Большой двойки" выглядят именно как ожившие книжки с картинками.

Однако, несмотря на, казалось бы, довольно равное противостояние криптонца с суперсемьёй, кое-что в их истории отличается разительно. У Фантастической четвёрки никогда не было однозначно успешной киноадаптации. Не было ни обласканного критиками проекта, ни кассового успеха, ни даже любимого народом кинокомикса. Дилогия Тима Стори была хороша, но далеко не идеальна. О фильме 1994 года знают только гики. А картина Джоша Транка до сих считается одной из худших супергеройских лент за всю историю. То ли дело Супермен.

Над этими ребятами многие смеялись, но сейчас фильмы о них воспринимаются как наивная, но очень комфортная супергероика нулевых. А визуально это всё ещё лучшая киношная "Четвёрка" (Отрывок постера фильма "Фантастическая четверка")

Над этими ребятами многие смеялись, но сейчас фильмы о них воспринимаются как наивная, но очень комфортная супергероика нулевых. А визуально это всё ещё лучшая киношная "Четвёрка" (Отрывок постера фильма "Фантастическая четверка")

Фильмы о Супермене Ричарда Доннера с Кристофером Ривом в роли криптонца – это классика супергеройского кино. Да, после "Супермена 2" у Кларка Кента в большом кино были проблемы. Но они с лихвой компенсируются телевидением, где в 2001 году начала транслироваться другая супергеройская классика под названием "Тайны Смолвиля". В 2021 году на стриминге вышел ещё один добротный сериал – "Супермен и Лоис". Но больше всего на восприятие "Супермена" Джеймса Ганна повлиял "Человек из стали" Зака Снайдера.

"Снайдерверс" сумел стать культовым и каким-то недосягаемым, что ли, для экранной супергероики: мысли о его несостоявшемся будущем до сих будоражат сознание. Фанатов у киновселенной Зака Снайдера действительно много. И приход в DC Studios Джеймса Ганна многие из них восприняли в штыки. Всё из-за диаметрально противоположного курса, что выбрали для реанимации Супермена в кино. Вместо мрачного полотна, отождествляющего криптонца с Богом, в 2025 году зрителям представили супергероя, в котором человечность побеждает инопланетное происхождение. Супермен Снайдера – имба, возвышающаяся над людьми. Супермен Ганна – человек со сверхсилами, побеждающий врагов с большим трудом. Сложно сказать, какой именно герой больше достоин долгой истории на экранах. Ситуация здесь та же, что и с киношным Человеком-пауком: на вкус и цвет, как говорится...

Генри Кавилл визуально был идеальным Суперменом. Но вот для души в его образе места не нашлось (Кадр из фильма "Человек из стали")

Генри Кавилл визуально был идеальным Суперменом. Но вот для души в его образе места не нашлось (Кадр из фильма "Человек из стали")

Картина сложилась следующая: в 2025 году супергеройские фильмы всё чаще обращаются за вдохновением к первоисточникам, а блокбастеры теперь реально походят на ожившие комиксы. При этом с новым курсом не всё так хорошо. Если "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" выходила в условиях, в которых ей не нужно было соревноваться с предыдущими адаптациями о команде, то "Супермен" уже на стадии анонса вступил в тяжёлое противостояние с прошлым видением супергероя в лице "Человека из стали".

Кризис супергероев. Потеря интереса. Усталость от супергероики

2019 год стал пиковой точкой экранной супергероики. После выхода "Мстители: Финал" жанр начал искать новые пути развития. Однако где одни действительно пытались переизобрести супергероев (первые сезоны "Пацанов"), другие решили перейти от качества к количеству (MCU).

Четвёртая и Пятая фазы Киновселенной Marvel привнесли в жанр много экспериментальных проектов. Но на каждого "Локи" приходились "Женщина-Халк: Адвокат" и "Что, если...?". К началу Шестой фазы MCU сумела растерять доверие не только рядового зрителя, но и преданных фанатов. Оттого действительно хороший блокбастер "Громовержцы*" кассу не собрал. И неплохая "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" (в которой так-то прямой тизер "Судного дня" после титров) возложенных ожиданий не оправдала. Словосочетание "смерть супергероики" стало появляться в сети всё чаще. Также часто, как и выражение "усталость от супергероики".

Тони Старк умер, похоронив вместе с собой интерес аудитории к MCU (Кадр из фильма "Мстители: Финал")

Тони Старк умер, похоронив вместе с собой интерес аудитории к MCU (Кадр из фильма "Мстители: Финал")

И несмотря на то что практически одновременный выход "Супермена" и "Фантастической четвёрки" потенциально выглядел как "Барбигеймер" от мира кинокомиксов, обе ленты прорывами и вторым дыханием для жанра так и не стали. И если выражение "смерть супергероики" в корне неверно для нынешнего положения жанра (об этом дальше), то вот об "усталости от супергероики" действительно стоит поговорить подробнее.

С премьеры "ВандаВижн" до сегодняшнего момента за неполные пять лет Marvel Studios умудрились выпустить больше проектов, чем за одиннадцать лет "Саги Бесконечности". Всё это привело к тому, что супергеройские блокбастеры престали быть событиями. Перенасыщенность контентом и попытки сделать выход кинокомиксов схожим с выходом обычных комиксов (множество персонажей и отсутствие связей между собой) сыграли с боссами студии злую шутку. У DCEU тоже всё было не слава богу, но причины там крылись в абсолютном безразличии Warner Bros. к выпускаемым картинам. Так что да, усталость действительно имеет место быть. Но она скорее связана не с супергероикой в целом, а именно с преобладающим числом посредственных работ. "Бэтмен", "Дэдпул и Росомаха", "Пингвин" и "Сорвиголова: Рождённый заново" доказывают, что у "Большой двойки" получается делать успешные проекты. И зритель такие фильмы и сериалы охотно смотрит.

"Супермен" стал самым кассовым супергеройским фильмом 2025 года. Звучит круто, но если сравнивать его цифры со сборами картин из 2018-2019 годов, то выглядят они уже не так внушительно (Кадр из фильма "Супермен")

"Супермен" стал самым кассовым супергеройским фильмом 2025 года. Звучит круто, но если сравнивать его цифры со сборами картин из 2018-2019 годов, то выглядят они уже не так внушительно (Кадр из фильма "Супермен")

Картина сложилась следующая: перенасыщенность жанра действительно стала причиной упадка зрительского интереса. Однако люди всё ещё готовы поддерживать проекты от Marvel и DC. Тот же "Супермен" был одним из самых ожидаемых фильмов года. Да и касса его пусть и не доползла до миллиарда, но прибыль принесла. Суть в том, что в мире, где супергероики стало так много, интерес и внимание зрителя нужно заслужить. И один проект этого года, не относящийся к "Большой двойке", доказывает, что супергерои всё ещё могут быть в тренде.

"Смерть" супергероики. Будущее "Большой двойки". Теневые игроки

Когда "Супермен" и "Фантастическая четвёрка: Первые шаги" не смогли совершить революцию в жанре, казалось, что 2025 год ничем больше удивить не сможет. Но спасение супергероики пришло с самых неожиданных экранов – с мониторов компьютеров. Успех игры "Dispatch" от "AdHoc Studio" – наглядное доказательство того, что люди устали не от супергероев. Они истосковались по годным историям о супергероях.

Удивительно, но "Dispatch" во многом повторяет подход Джеймса Ганна в построении DCU. Здесь зрителя (игрока) также погружают в мир, в котором уже заведомо существует большое количество супергероев, а главный герой в своём ремесле трудится не первый год. Однако отчего-то история Роберта Робертсона увлекает куда сильнее, чем приключение Кларка Кента. "Dispatch" – это персонажи с живыми диалогами и химией во взаимоотношениях, крутая реализация идеи "диспетчера супергероев" и сюжет, в котором красной нитью идёт важная мысль. К обсуждению этого проекта мы ещё как-нибудь вернёмся, а пока стоит лишь закрепить: интерактивный сериал от "AdHoc Studio" – это именно тот проект, что способен дать экранной супергероике так нужное ей второе дыхание. И как же мне хочется, чтобы на него обратили внимание студийные боссы и проанализировали причины его популярности.

"Dispatch" – это тот случай, когда никто ничего не ждал, а на выходе получился лучший супергеройский проект года (Кадр из игры "Dispatch")

"Dispatch" – это тот случай, когда никто ничего не ждал, а на выходе получился лучший супергеройский проект года (Кадр из игры "Dispatch")

Но что там с будущим "Большой двойки"? Сможет ли Рид Ричардс заменить Тони Старка? Сможет ли "Сага о Супермене" удерживать зрителя у экранов на протяжении многих лет? "Судный день" и "Секретные войны" призваны поставить точку (ну или точку с запятой) в текущей MCU. Дальше балом будут править Люди Икс. И знаете, я уже успел соскучиться по мутантам, и шансы у их "Саги" вполне себе высокие. Джеймс Ганн и Питер Сафран двигают свою вселенную пока ещё в никому не известном направлении. Статус многих анонсированных на старте проектов на данный момент неясен. Сейчас у нас есть только "Сага о Супермене", а вот что там с другими героями – чёрт его знает. Всё ещё считаю "Глиноликого" странным выбором для второго года существования франшизы. Но буду рад ошибаться. У Ганна явно есть своё видение идеальной супергеройской вселенной, и то, как он будет воплощать его в жизнь, по крайней мере, вызывает любопытство.

Но всё же хочется, чтобы во второй половине двадцатых большую огласку получили именно альтернативные проекты. Второй сезон "Dispatch" (если он будет) – гарантированный бэнгер. "Неуязвимый" стабильно радует зрителей новыми сезонами. В аниме выстрелил "Быть героем X". Жанр всё ещё жив. И его смерть точно ещё далеко. Талантливые визионеры способны по-новому раскрывать идеи о героях в трико. А потому надежда на внезапные хиты сегодня как никогда крепка.

Поместить события фильма подальше от основной вселенной – решение верное. Жаль, что мир Ричардса и компании вряд ли с нами надолго (Кадр из фильма "Фантастическая четвёрка: Первые шаги")

Поместить события фильма подальше от основной вселенной – решение верное. Жаль, что мир Ричардса и компании вряд ли с нами надолго (Кадр из фильма "Фантастическая четвёрка: Первые шаги")

Картина сложилась следующая: "смерть супергероики" – это лишь красивый заголовок, с реальностью не имеющий ничего общего. Жанр будет жить, пока есть талантливые творцы, готовые рассказывать в нём свои истории. И 2025 год уверенно доказывает, что спрос на такие проекты всё ещё огромный. Так что надеемся на большие перемены и ренессанс супергероев на больших и малых экранах.


Заглянем немного в будущее. 2026 год может стать моментом подведения промежуточных итогов для жанра. Закончатся "Пацаны". Попытаются вернуть в кино зрителей "Совершенно новый день" и "Судный день". DC сделает рисковый ход, выпустив в кинотеатрах "Глиноликого" и "Супергёрл". Продолжатся "Неуязвимый", "Рождённый заново" и "Люди Икс '97". "Фонари" представят Хэла Джордана и Джона Стюарта. Год будет насыщенным. И многие из представленных фильмов и сериалов повлияют на будущее экранной супергероики. И хочется верить, что влияние это приведёт нас в куда более хороший период, чем тот, в котором жанр существует сегодня.

Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм. Там найдутся и другие интересные заметки.

О комиксах я пишу в паблике ВК "коробка с комиксами". Там вас ждёт много коротких и не очень обзоров на отечественные и западные истории.

Читайте также другие статьи:

"Красный призрак": отечественная версия "мстителя в маске"

"Поднятие уровня в одиночку": аниме, где герой нагриндил себе лучшую жизнь

"Про": Гарт Эннис и его ненависть к супергероям

Показать полностью 8
17

Как шоу Marvel/Netflix повторили Первую фазу MCU?

Заходят как-то адвокат, частный детектив, бывший заключённый и миллиардер в китайский ресторанчик... Звучит как анекдот. Однако именно так впервые на экранах вместе собрались супергерои Marvel/Netflix. Спустя пять сезонов сольных приключений зрителей ждал кроссовер, в котором абсолютно разные герои, не привыкшие работать в команде, были вынуждены объединиться ради спасения Нью-Йорка. Стоп. Такое же уже где-то было. Что-то слишком много совпадений.

Кроссовер, который дал старт всему

2012 год был вписан в историю супергероики благодаря выходу картины, революционной для экранных кинокомиксов. "Мстители" Джосса Уидона определили развитие фильмов о супергероях на долгие годы. Однако случилось это по большей части не из-за самого кроссовера (который и по сей день невероятно хорош), а из-за того пути, которым Киновселенная шла к нему.

Поставив буквально всё на экспериментальный фильм о не самом популярном в те времена герое (какая ирония), Marvel Studios удалось сорвать банк. "Железный человек" Джона Фавро стал хитом вопреки всем ожиданиям. Если же копнуть немного глубже, то следует упомянуть и о его противостоянии в 2008 году с "Темным рыцарем" Кристофера Нолана. Сейчас, спустя почти два десятка лет, можно с уверенностью сказать, что первый выиграл борьбу за место мейнстримной супергероики. Но в последние годы всё чаще становится очевидным, что ленты, подобные трилогии Нолана, однажды возьмут своё, если уже не начали забирать. Мейнстрим – понятие переменчивое. И, возможно, уже в ближайшие пару лет нас ожидает новое противостояние, подобное случившемуся в 2008 году.

2008 год подарил зрителям одно из величайших противостояний в экранной супергероике

2008 год подарил зрителям одно из величайших противостояний в экранной супергероике

Успех "Железного человека" позволил продолжить эксперимент. В сцене после титров фильма появляется Ник Фьюри – человек, который в будущем соберёт героев-одиночек в команду. В "Невероятном Халке" в послетитровый эпизод забегает уже Тони Старк. "Забавное камео", – думают зрители. "Начало положено", – отвечают Marvel Studios. "Железный человек 2" больше раскрывает Ника Фьюри, вводит Чёрную Вдову (третий Мститель) и Воителя. Дальше выходят ещё два сольника – "Тор" и "Первый мститель", представляющие вторую половину команды: Тора, Капитана Америка и Соколиного глаза.

Герои расставлены на шахматной доске, а значит, время кроссовера пришло. Подведём краткий итог. Первая фаза MCU имеет самую стройную и простую структуру во всей Киновселенной: попеременно выходят сольники, которые завершаются кроссовером, объединяющим всех героев. Всех Мстителей до общего сбора можно считать одиночками. Работать в команде они начинают только после нападения Локи и армии Читаури на Нью-Йорк. В финале злодей повержен, а герои разбредаются по своим делам, обещая при необходимости собраться вновь.

"Мстители" были первыми, и в будущем именно на них равнялись все остальные кроссоверы

"Мстители" были первыми, и в будущем именно на них равнялись все остальные кроссоверы

Безусловно, центральным персонажем в истории являлся Тони Старк, который перед кроссовером получил аж два сольника. Ещё три картины стали ориджинами других членов команды. Наташа Романофф и Клинт Бартон не удостоились собственных проектов в Первой фазе, но всё же стали полноправными Мстителями в кроссовере. По сей день данная структура построения начала взаимосвязанной киновселенной видится наиболее правильной и, что немаловажно, успешной.

Тем не менее, несмотря на успех MCU, многие студии стали видеть в концепции киновселенных лёгкую наживу, забивая на четырёхлетний труд Marvel Studios. Так на свет появилась DCEU. Уже второй её фильм стал кроссовером Бэтмена и Супермена, в котором первый дебютировал во франшизе. Затем была "Лига справедливости", которая ввела сразу трёх её членов непосредственно в команднике. Такой подход к построению взаимосвязанной франшизы оказался провальным и в конечном итоге привёл DCEU к раздробленности и смерти.

Для построения DCEU была выбрана структура с представлением героев непосредственно в кроссоверах

Для построения DCEU была выбрана структура с представлением героев непосредственно в кроссоверах

Однако кое-кто всё же понял, в чём таился успех Первой фазы MCU. Изучил её структуру досконально, а затем воспроизвёл.

Кроссовер, который сделал всё строго по методичке

Если Мстители решают проблемы планетарного и вселенского (а скоро и мультивселенского) масштабов, то кто тогда следит за порядком на обычных улицах городов? Именно об этом решили рассказать Marvel Television и ABC Studios, запустив линейку взаимосвязанных шоу. Джеф Лоуб, бывший глава телевизионного подразделения Marvel, назвал её "Уличные герои Marvel" и "Рыцари Marvel".

Итак, первым сериалом Marvel/Netflix стал "Сорвиголова". В нашей сравнительной схеме с Первой фазой MCU Дьявол Адской Кухни сопоставляется с Тони Старком. Он не только получил два сольника перед кроссовером, но и стал его ключевым персонажем. Далее были первые сезоны "Джессики Джонс", "Люка Кейджа" и "Железного кулака". Шоу о Кейдже и Рэнде представляют ещё двух важных для "Защитников" положительных героинь – Мисти Найт и Коллин Винг. Что-то похожее в своё время сделали "Железный человек 2" и "Тор", введя в киновселенную Чёрную Вдову и Соколиного глаза. В общем и целом эти три сериала также в точности повторяют структуру Первой фазы MCU: "Джессика Джонс" вышла между двумя сезонами "Сорвиголовы" (как и "Невероятный Халк" между сольниками "Железного человека"), следом были "Люк Кейдж" ("Тор") и "Железный кулак" ("Первый мститель").

Одиночки, вынужденные работать в команде, – это, конечно, клише, но зачастую отлично работающее

Одиночки, вынужденные работать в команде, – это, конечно, клише, но зачастую отлично работающее

Интересна также следующая закономерность. Сорвиголова – негласный лидер Защитников, как и Железный человек для Мстителей. Джессика Джонс – долгое время находящийся не в себе таран, как и Халк. Люк Кейдж – невероятно сильный мужик, пытающийся спасти Гарлем, как и Тор Асгард. Железный кулак – наивный моральный компас команды, как и Капитан Америка. Ну а Винг и Найт вполне могут походить на дуэт Романофф и Бартона.

Однако на этом совпадения не заканчиваются. Ник Фьюри собрал Мстителей. Стик собрал Защитников. Оба персонажа тесно общались с негласными лидерами команд до кроссоверов. Фил Колсон являлся связующим звеном в Первой фазе. Как и Клэр Темпл в шоу Netflix. Мстители сражались против Локи и Читаури в Нью-Йорке. Защитники сражались против Руки во всё том же Нью-Йорке. Железный человек и Сорвиголова жертвуют собой, но выживают. В финале герои разбредаются. Да, деталей, отличающих проекты, масса. Однако такое количество параллелей всё же занимательно.

Помимо Клэр Темпл, кочующим из сезона в сезон персонажем является и мошенник Тёрк Барретт

Помимо Клэр Темпл, кочующим из сезона в сезон персонажем является и мошенник Тёрк Барретт

В своё время "Защитники" получили достаточно смешанные отзывы. Однако нельзя отрицать, что они стали важной частью не только телевизионной супергероики, но и Киновселенной Marvel. Долгое время франшиза Кевина Файги игнорировала существование уличных героев. Но после признания их каноном шансы на новый сбор команды стали куда выше.

Тем не менее в период сотрудничества Marvel и Netflix героям так и не суждено было собраться вновь. Разве что Дэнни Рэнд и Коллин Винг забегали во второй сезон "Люка Кейджа". Свой спин-офф получил Каратель. Готовился проект о Мисти Найт и Винг под названием "Дочери Дракона". Возможно, "Сорвиголова: Рождённый заново" намекнёт нам на будущее вигилантов с улиц Нью-Йорка. А может, шоу Дьявола Адской Кухни так и останется единственным напоминанием о прошлом.

Масштаб соблюдается во всём: вместо Геликарриера герои собираются в китайском ресторанчике

Масштаб соблюдается во всём: вместо Геликарриера герои собираются в китайском ресторанчике

***

Статья получилась немного сумбурной, но надеюсь, что у меня получилось донести свою мысль. По-моему, самое интересное в просмотре фильмов и сериалов, чтении книг и комиксов – это замечать вот такие параллели и оммажи. В конце концов, нот всего семь, но их порядок может породить совершенно непохожие друг на друга мелодии. "Мстители" и "Защитники" имели аналогичные пути развития. Однако их реализации отличны, как небо и земля. По сути, мы имеем две полноценных супергеройских фазы. Только в одной всё довольно радужно и весело, а в другой – мрачно и депрессивно.

Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.

Читайте также другие статьи:

Читаем русские комиксы №2: "Плюшевый полицейский. Идеальный план", "Паша Техник. Через вселенные", "Лучадо Рохо: Две дурацкие истории"

"Турбо-пацан": Могучий Рейнджер в постапокалипсисе

Фильмы, сериалы и анимация о супергероях, которые выйдут до конца года

"Бэтмен. Год первый": суровый Готэм и его неидеальные герои

Показать полностью 7
35

Куда движется экранная супергероика?

"Что будет, когда пройден пик?" – вопрос, которым каждый задаётся хотя бы раз в жизни. Им же, похоже, озадачили себя и студийные боссы, пытающиеся вернуть супергероику на пьедестал королей проката. Однако киноиндустрия, потрясённая пандемией и забастовками, не готова возвращаться к прежним настройкам. Оттого и ситуация вокруг жанра складывается максимально интересная.

Классическая супергероика мертва

Привычная формула супергеройского блокбастера перестала работать. Причины этому просты: после того как Marvel Studios повысили ставки в "Войне бесконечности" и "Финале" зрителя уже тяжело удивить очередным сольником о спасении мира очередным супергероем. Доказывают это кассовые сборы крайних блокбастеров по комиксам Marvel и DC. Для сравнения пронаблюдаем разницу в кассе и бюджетах фильмов, вышедших в 2022 и 2023 годах:

Сводная таблица фильмов за 2022 – 2023 года с указанием данных об их бюджете и кассовых сборах

Сводная таблица фильмов за 2022 – 2023 года с указанием данных об их бюджете и кассовых сборах

Так как данные о маркетинге не всегда попадают в открытый доступ, возьмём для каждой картины усреднённую цифру в $100 000 000. Теперь можно приступить к анализу. Первое, что сразу бросается в глаза – отсутствие фильмов-миллиардников. Ближе всех к заветной отметке добрались лишь четыре из тринадцати картин. Дабы не быть голословным: в 2018 и 2019 годах семь картин из двенадцати перешагнули порог в миллиард долларов (2020 и 2021 года учитывать не стоит из-за пандемии, хотя и там был "Нет пути домой").

Второе, что можно выделить, это количество картин сборы которых в несколько раз превысили производственные затраты и маркетинг. Как известно, фильм считается окупившимся, если его касса превышает бюджет минимум в два раза. Таких блокбастеров набралось всего пять (четыре из них детища Marvel Studios). Что же это за ленты? Три сиквела о знакомых персонажах, финал одной из популярнейших трилогий и новое видение культового супергероя. Рискну предположить, что "Стрэндж", "Тор" и "Пантера" собрали свои деньги по инерции и под влиянием более успешных и качественных фильмов (тот же "Нет пути домой"). "Стражи" и "Бэтмен" – это скорее авторские картины с супергероями на первых ролях, чем классическая супергероика. Отсюда истекает третья закономерность.

Сводная таблица фильмов-миллиардников за 2018 – 2023 года

Сводная таблица фильмов-миллиардников за 2018 – 2023 года

Классический супергеройский блокбастер более не способен себя окупить. Сольные картины о новых для зрителя героях ("Морбиус", "Чёрный Адам", "Синий Жук") и продолжения с уже знакомыми, но не столь популярными в массах персонажами ("Человек-муравей и Оса: Квантомания", "Шазам! Ярость Богов", "Капитан Марвел 2") не смогли себя достойно показать в прокате. Да и любви ни у критиков, ни у зрителей не снискали.

Вывод из всего выше перечисленного напрашивается только один: если формула перестала работать, её необходимо пересобрать, модернизировать и рассмотреть различные варианты исполнения.

Формула 1. Кроссовер + Камбэк = Мультивселенная

И Marvel Studios, и Warner Bros. оказались в ситуации, когда их центральные персонажи в текущий момент киновселенных не способны увлечь за собой зрителя (виной этому плохие сценарии, неспособные грамотно прописать сюжет и героев). Обе студии нашли выход. Однако если первые предпочли расширять собственный мир как на локальном, так и на мультивселенском уровнях, то вторые (после ряда неудач) решили начать всё заново и анонсировали перезапуск.

Итак, формула MCU (и DCEU во "Флэше") максимально проста: в повествование вводится такое понятие, как Мультивселенная, что позволяет создателям увязать между собой сторонние франшизы. Делается это посредством вовлечения в процесс актёров из других киновселенных и большого количества отсылок. Так, на экране смогли встретиться три Человека-паука, Чарльз Ксавьер и Зверь пересечься с героями MCU, а Флэш из DCEU познакомиться с Бэтменом из фильмов Тима Бёртона.

Тоби Магуайр, Патрик Стюарт, Майкл Китон – отцы экранной супергероики

Тоби Магуайр, Патрик Стюарт, Майкл Китон – отцы экранной супергероики

Однако новаторским в этом плане можно считать разве что "Нет пути домой" (и то, если закрыть глаза на "великий" CW с их "Кризисом"). Ни сиквел "Доктора Стрэнджа", ни "Флэш" не добились того же успеха, что кроссовер Пауков. И почему так происходит, пока ответить сложно. Может, дело в качестве кинолент. Может, в усталости от супергероики. Но куда страшнее звучит наиболее вероятный вывод: Мультивселенная себя исчерпала.

Если взять за точку отчёта "Кризис на бесконечных Землях" от CW, то тема Мультивселенских путешествий на экранах активно используется уже пять лет. А ведь были ещё более ранние примеры (например, "Люди Икс: Дни минувшего будущего" в 2014 году или "Человек-паук: Через вселенные" в 2018 году). При этом самым проработанным проектом в этой нише на сегодняшний день является анимационный "Человек-паук: Паутина вселенных", который связал многие паучьи франшизы Sony (даже игровую), MCU и кучу сторонних миров (да даже LEGO).

Fox уже в 2024 году поняли силу фансервиса и ностальгии

Fox уже в 2024 году поняли силу фансервиса и ностальгии

Супергероика с головой погружена в Мультивселенную. MCU называет её главной темой своей второй Саги. Экранизации Marvel (и от Marvel Studios, и от Sony) будут пытаться раз за разом удивить зрителя показом различных миров, культовых камео и бог знает чего ещё. "Дэдпул и Росомаха", "Веном: Последний танец", "Человек-паук: За пределами вселенных", новые "Мстители", – всё это проекты, направленные ни демонстрацию мощи Мультивселенной. Возникает два вопроса: "Как долго параллельные миры смогут удерживать внимание зрителя?" и "Не убьёт ли погоня за ностальгией и фансервисом оригинальные идеи?

Формула 2. Отказ от прошлого + Талантливый визионер = Перезапуск вселенной

Удивительно, но вторая формула отлично подходит и для раннего DCEU, подконтрольного Заку Снайдеру, и для грядущего перезапуска Джеймса Ганна. Основа одна – курирование творческого направления франшизы одним человеком. Несмотря на всю неоднозначность Снайдервёрса, нельзя не признать, что у поставщика "Хранителей" получилось создать одну из самых заметных авторских работ в экранной супергероике. Однако из-за вмешательства студийных боссов в полной мере оценить замысел Зака никогда уже не получится.

После периода раздробленности DCEU, наконец, ушла на покой, уступив место новой DCU. Схема та же, что и в первый раз. Только во главе теперь Джеймс Ганн, сделавший одну из лучших трилогий в MCU. С одной стороны, перезапуск – это отличная идея, которая позволит уйти от Снайдервёрса и его продолжений, которые за десять лет всё же сумели обрисовать общие границы мира. Новый Супермен уже представлен публике, ведутся поиски нового Бэтмена. Но возникает справедливый вопрос: "Зачем нам снова погружаться в очередную супергеройскую киновселенную, когда Marvel Studios уже вдоль и поперёк эту тему изучила?"

История циклична, и в начале всегда будет Супермен

История циклична, и в начале всегда будет Супермен

Ответ таится в подходе Ганна к построению своей франшизы. Как известно, киновселенная Marvel началась с "Железного человека". Новые супергерои появлялись неспешно, а их количество в первых сольниках редко превышало двух-трёх персонажей. То ли дело будущий "Супермен". Помимо Криптонца, там появится целая россыпь супергероев. Для зрителя это будет интересный опыт. Теперь не нужно наблюдать за заселением франшизы, а можно сразу нырнуть в её богатый на персонажей мир. Решение довольно смелое.

Ганну действительно необходимо пересобрать экранную супергероику, так как в 2025 году зрителя уже сложно удивить обычной историей о борьбе добра со злом. Ставки на новую франшизу как никогда высоки. Провал видения Джеймса ознаменует конец любых других попыток создать общую киновселенную DC, освободив место альтернативным кинокомиксам вроде "Джокера" Тодда Филлипса.

Иронично, но "Стражи Галактики" привели Ганна и в Marvel, и в DC

Иронично, но "Стражи Галактики" привели Ганна и в Marvel, и в DC

Так какие у постановщика шансы на успех? На самом деле высокие. Джеймс Ганн уже давно работает с супергероикой. Например, ещё до "Стражей Галактики" он снял фильм "Супер" (2010) и написал сценарий для картины "Необыкновенные" (2000). У него есть авторский стиль, и он отлично работает с персонажами. Настораживает лишь сохранение "Миротворца" каким-то образом в каноне новой киновселенной. Если и отказываться от прошлого, то тотально. Однако Ганн обещает объяснить данный шаг логично, а особых причин не верить ему нет

Формула 3. Уход от мейнстрима + Нестандартные персонажи = Альтернативная супергероика

Альтернативная супергероика в количественном отношении всегда проигрывала мейнстримной. Однако ситуация может кардинально измениться уже в ближайшие пару лет. Например, в этом году на четыре фильма по комиксам Marvel (три от Sony и один от Marvel Studios) приходится как минимум четыре картины, подходящих под категорию альтернативы ("Ворон", новый "Хеллбой", сиквелы "Джокера" и "Кода 8").

В то время как мейнстримная супергероика развивалась в основном силами Fox, Marvel Studios и Warner Bros., другие представители жанра также не стояли на месте. Зак Снайдер сделал "Хранителей", Гильермо дель Торо – дилогию "Хеллбой", Мэттью Вон – первого "Пипца", а позже переключился на "Kingsman". И это только самые заметные представители альтернативы, добившиеся умеренного успеха. Многообразие здесь складывается из обилия направлений, в которых можно рассказать историю. Деконструкции, пародии, симбиозы сеттингов, – всё это позволяет отклониться от привычных супергеройских клише и взглянуть на типичные образы под другим углом.

Авторская супергероика редко попадает в категорию мейнстримной, но часто оказывается в топах жанра

Авторская супергероика редко попадает в категорию мейнстримной, но часто оказывается в топах жанра

За пределами Marvel и DC альтернатива уже давно чувствует себя отлично, периодически выдавая необычные экспериментальные проекты вроде трилогии "Eastrail 177" М. Найта Шьямалана или "Хэнкока" Питера Берга. Однако и в "большой двойке" уже почувствовали потребность в более нестандартных историях. Так, Fox выпустили "Логана" Джеймса Мэнголда, а Warner Bros. "Джокера". Эти картины никак нельзя отнести в категорию типичных кинокомиксов и уж тем более назвать супергеройским кино. И, вероятнее всего, именно за такими картинами будущее экранизаций книжек с картинками.

"Логан" и "Джокер" поместили знакомых персонажей в нетипичные для них истории

"Логан" и "Джокер" поместили знакомых персонажей в нетипичные для них истории

В этом году в прокат выходят переосмысления сразу двух легендарных персонажей комиксов: "Ворон" и "Хеллбой: Горбун". Тодд Филлипс представит сиквел "Джокера". В следующем году планируется "Спаун". Где-то на горизонте маячит и перезапуск "Пипца". Альтернатива актуальна как никогда. Да и спрос у зрителя на неё сейчас явно больший, чем был в нулевые, когда "Хранители" и "Хэнкок" явно опередили время.

Формула 4. Больше свободы + Небольшие бюджеты = Стриминг

Помимо больших экранов, супергероика отлично показала себя и на малых. Здесь можно встретить и фильмы, и сериалы, и анимацию. Однако мы подробнее разберём именного шоу. Многосерийный формат позволяет рассказать куда более глубокую и содержательную историю, чем полуторачасовой фильм. А меньшие по сравнению с блокбастерами бюджеты дают авторам свободу для реализации самых смелых историй.

Среди сериалов о супергероях можно встретить как классические сюжеты ("Тайны Смолвиля"), так и пародии ("Тик"), деконструкции ("Пацаны"), драмы ("Сорвиголова") и многое другое. При этом, как правило, именно в сериальном формате выходят экранизации комиксов, которые создатели не рискуют переносить на большие экраны. Так появились "Роковой патруль", "Академия «Амбрелла»", "Неуязвимый", "Пацаны", "Наследие Юпитера". Список можно продолжать ещё долго, однако указанные проекты уже доказывают больший творческий размах в сериалах.

Именно сериалы берутся за экранизации нестандартных комиксов

Именно сериалы берутся за экранизации нестандартных комиксов

До поры до времени большое кино игнорировало существование сериалов. Однако в начале двадцатых всё изменилось. Теперь у каждой уважающей себя киновселенной помимо фильмов, в обязательном порядке имеются и шоу. Так, Marvel Studios выпустила проекты "Ванда/Вижн", "Локи", "Лунный рыцарь" и прочие, а также включила в канон "Сорвиголову" и всех его коллег по улицам Нью-Йорка от Netflix. Не гнушается сериалами и новая DCU, первым проектом которой станут анимационные "Монстры-коммандос".

Как видите, стриминги позволяют в равной мере выпускать как мейнстримные шоу, так и альтернативные. Если принять во внимание все плюсы сериального формата, то именно в нём видится будущее супергероики. Во-первых, выпуск сериалов схож с выпуском комиксов: сериал = комикс, сезон = арка, серия = номер. В таком виде истории о супергероях чувствуют себя максимально уютно. Во-вторых, шоу требуют меньших денежных вложений, но способны дольше удерживать внимание зрителей. Ну и, в-третьих, большая свобода. Без неё всё же никуда.

Сериалы стали настолько популярны, что даже звёзды первой величины охотно в них снимаются

Сериалы стали настолько популярны, что даже звёзды первой величины охотно в них снимаются

***

У супергероики достаточно вариантов для манёвра. Наблюдая за жанром сегодня, становится очевидным тот факт, что студии пытаются развивать его во всех доступных направлениях. В ближайшие несколько лет мы увидим апогей MCU, зарождение DCU, море альтернативы и новые многосерийные проекты. И только зрителю решать, что из этого станет будущим супергероев на экранах.

Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.

Читайте также другие статьи:

Паутина Спайдервёрса: какие паучьи проекты ожидают нас в будущем?

5 фильмов, запустивших супергеройские киновселенные

"Спаун" – 2025: супергерой из производственного ада

Фильмы, сериалы и анимация о супергероях, которые выйдут летом

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!