Давайте сотрудникам чувство контроля в работе
В психологии есть такое понятие как чувство контроля, ощущение, что человек способен влиять на свою жизнь и происходящие с ним события. И это ощущение определяется тем, на какую долю важных вопросов мы можем влиять. Чем выше эта доля, тем лучше ощущение контроля, выше заинтересованность, вовлечённость, мотивация, лучше настроение. Тем интересней сотрудникам заниматься своей работой.
Продемонстрирую феномен на паре примеров.
Автоматические лифты долгое время не были популярными: люди боялись ими пользоваться, предпочитая те, которые обслуживались специальными людьми. Всё перевернула большая красная кнопка "Стоп". Люди увидели, что у них есть возможность влиять на ситуацию и стали регулярно пользоваться автоматическими лифтами. Понятия не имея, что эта кнопка делает и работает ли вообще.
Этот же путь успешно прошли и беспилотные автомобили. Практика показала: люди быстро привыкают к новым рискам с возможностью ими управлять. Даже когда водителю настоятельно рекомендуется держать руки на руле и быть готовым принять управление, многие перестают следить за дорогой и занимаются своими делами уже через 5-10 минут.
История применения термина «ощущение контроля» любопытна. В XX веке ему уделялось довольно много времени в исследованиях, была написана целая серия научных работ и книг, которые прямо показывали, что отсутствие возможности влиять на свою работу резко бьёт по удовлетворённости сотрудника, его счастью и продуктивности. И высокая нагрузка с регулярным стрессом, то есть, с переработками и хаосом в организации, действует как мультипликатор. В то же время высокий уровень контроля в работе выступает в качестве щита, препятствуя различному негативному давлению на работника. В бизнесе остались слова «вовлечённость», «доверие» и так далее, а сам термин ушёл на задний план. Настолько, что «ощущение контроля» у меня не было в первой версии этой книги.
И всё же этот термин крайне важен. Исследовательская компания IPSOS и вовсе выделяет ощущение контроля в качестве одного из ключевых драйверов, который значительно влияет на счастье людей.
Для бизнеса это проявляется в двух ключевых нюансах.
Во-первых, ощущение контроля над своей жизнью и рабочим процессом оказывает значительное положительное влияние на продуктивность сотрудников. Исследованиями показывают о том, что разница в результативности между сотрудниками с высоким и низким уровнями контроля может достигать 50%.
Во-вторых, описываемый феномен имеет огромное влияние на формирование уверенности работников и выработку внутреннего локуса контроля, убеждения, что их действия и решения определяют исход событий. А это не только сохраняет более высокий уровень удовлетворённости от работы, но и повышает готовность сотрудника браться за более сложные задачи и успешно их выполнять.
И вот что бизнес может сделать для того, чтобы повысить у сотрудников ощущение контроля над работой:
Обеспечьте прозрачность и доводите важную информацию до сотрудников. Боритесь с неопределенностью, которая снижает ощущение контроля.
🍀Необходимо, чтобы у сотрудников были ясные ожидания и цели. Убедитесь, что сотрудники четко понимают свои цели и общие цели компании, знают, что ожидают от их работы
🍀Обеспечьте открытость информации. Делитесь информацией о состоянии компании, изменениях в стратегии и принятых решениях
🍀Развивайте практики открытого общения, когда сотрудники чувствуют себя комфортно, могут свободно выражать своё мнение, идеи и опасения без страха осуждения.
2. Вовлекайте сотрудников в принятие решений. Давайте работникам возможность влиять на происходящее в бизнесе:
🍀Спрашивайте мнение сотрудников о тех или иных вопросах и проблемах, интересуйтесь их позицией, как улучшить рабочие процессы, снизить издержки или повысить качество.
🍀Привлекайте работников к планированию и постановке задач
🍀Давайте сотрудникам право выбирать проекты или задачи, которые соответствуют их интересам и навыкам
🍀Признавайте достижения работников, выделяйте их личные и коллективные успехи.
3. Делегируйте. Давайте возможность полностью отвечать за различные отдельные вопросы:
🍀Позволяйте сотрудникам самим определять, как они будут достигать поставленные цели
🍀Позволяйте работникам выбирать инструменты, методы и практики для решения их задач
🍀Давайте право самостоятельно принимать решения в рамках определённых границ или из некоторых полноценных альтернатив
🍀Наделяйте сотрудников ответственностью за конечный результат
🍀Поощряйте практики, когда сотрудники выявляют проблемы и сложности в бизнесе или при решении их задач на раннем этапе. При возможности давайте им возможность самостоятельно их устранить или преодолеть
🍀Давайте возможность работать по гибкому графику: даже возможность самостоятельно выбирать начало и окончание рабочего дня (в разумных пределах) даёт сотрудникам контроль над работой и благоприятно влияет на возможность сохранения work-life баланса
🍀Позвольте сотруднику выбирать гибридный формат и возможность трудиться удалённо; это одна из самых простых форм улучшения удовлетворения жизни работника и повышения его продуктивности. Если компания позволяет работникам не просто периодически трудиться в таком режиме, но и выбирать формат и условия, это тоже сильно улучшит у сотрудника ощущение контроля над рабочим процессов
🍀И последнее в списке, но не последнее по значению. Давайте возможность сотрудникам самостоятельно принимать решение о рабочей нагрузке: позвольте работникам самостоятельно определять, что они будут выполнять и с какой интенсивностью. Опять же – в разумных пределах. Потому что иногда лучше дать вашей лучшей команде выдохнуть и провести пару недель работы над простыми задачками, чтобы предотвратить выгорание или их увольнение.
Эти рекомендации, разумеется, стоит выполнять с определёнными нюансами: контроль всё-таки важен, особенно на первых порах. Плюс, необходимо отслеживать, чтобы сотрудник оставался в определённых рамках и не выходил за них. Плюс, важно обеспечить сотрудника подходящим обучением или даже передать ему логику тех или иных выборов лично.
Но на выходе, если вы сделаете всё адекватно, вы со временем получите более автономного и самостоятельного сотрудника, который лучше вовлечён, больше заинтересован и имеет более высокий уровень счастья, а потому – более продуктивен и приносит лучшие результаты.
Эта заметка - часть будущего второго издания книги "Бережливое управление людьми", в которой я доказываю, что "Счастливый сотрудник - успешная компания". Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.


