Мрак и Ужас во льдах: трагическая история пропавшей английской арктической экспедиции
В 1848 году жители Лондона с нетерпением ждали триумфального возвращения экспедиционных кораблей «Эребус» и «Террор», покинувших берег Туманного Альбиона в поисках морского прохода на севере Канады. Моряков готовились встречать как национальных героев, а суда предлагали поставить на вечную стоянку по разные стороны от HMS Victory – легендарного флагмана адмирала Нельсона.
Но «Эребус» и «Террор» встретили иную судьбу: скованные арктическими льдами они были покинуты командами, а моряки потеряли не только надежду на спасение, но и остатки человечности.
Сегодня я подготовил для вас лонгрид про экспедицию Франклина - одну из самых мрачных страниц в истории мореплавания.
Часть I. Мечты о Севере
Сначала разберёмся - что на севере Канады забыли англичане? Если кратко, то потенциальную прибыль в 300 процентов. Маршруты, связывавшие Англию с азиатскими рынками, были затратными в силу географических и политических причин. Британские учёные (ТМ) справедливо предположили, что север Канады состоит из островов, а значит есть некий Северо-Западный проход, по которому можно попасть из Атлантики к Берингову проливу и, далее, в Тихий океан. Это значит, что если там нет постоянных льдов, то такой маршрут может стать альтернативой традиционным путям в Азию. Проверить это можно было только экспедицией, организатором которой стал некий Джон Барроу, невероятно долго занимавший высокий пост в Адмиралтействе.
Сначала следовало выбрать руководителя мероприятия. Наиболее подходящий кандидат Уильям Парри отказался по состоянию здоровья, другой - Джеймс Росс вообще пообещал жене прекратить полярные исследования (спойлер: не прекратил). Среди претендентов числились также Джеймс Фитцджеймс и Фрэнсис Крозье, которые, в итоге, стали капитанами «Эребуса» и «Террора», однако, Барроу не решился доверить им руководство, так как Фитцджеймс был очень молод (32 года), а Крозье вообще оказался ирландцем (о как).
В итоге, выбор пал на бывшего вице-губернатора Тасмании и опытного полярника Джона Франклина. В некоторых источниках отмечается, что Барроу неохотно согласился на это, но что-то мне подсказывает, что это был неплохой политический ход.
Дело в том, что Джон Франклин был невероятно популярным государственным деятелем: участник Трафальгарского сражения и герой полярных экспедиций, который зарекомендовал себя честным политиком, стремившимся делами облегчить участь каторжников и жителей Тасмании. Его книги стали бестселлерами в Англии, так как открыли простым британцам правду о жестокости, преступлениях и беспринципности колониальных чиновников, а также условиях жизни в отдалённых частях империи. Народ видел во Франклине героя, а элиты - врага. Его назначение главой арктической экспедиции решало проблему: с одной стороны, рыцарь без страха и упрёка отправляется за новым подвигом во славу короны, а с другой, – политики надолго избавляются от неудобного оппонента.
Вместе с тем утверждать, что Джон Барроу желал гибели Франклину и его экспедиции, оснований нет. Иначе зачем бы ему выделили самое лучшее по тем временам оборудование?
Итак, встречайте наших следующих героев: лучшие экспедиционные корабли британской короны того времени HMS Erebus и HMS Terror.
Изначально это были боевые корабли, получившие имена для устрашения противника (Erebus – олицетворение вечного мрака в греческой мифологии, а Terror в переводе значит ужас). Суда неоднократно участвовали в исследованиях по всему миру, в том числе полярных, и были максимально подготовлены к походу. На каждом судне укрепили корпус, установили паровые машины, отопление, а также уникальные в то время системы дистилляции воды.
Запасы провизии были рассчитаны на три года, для борьбы с цингой взяли четыре тонны лимонного сока. И на этом этапе была совершена фатальная ошибка, ставшая одной из причин гибели 129 человек: почти у половины консервных банок оказалась нарушена герметичность, а неправильная пайка привела к попаданию свинца в пищу. Виной этому коррупция: английские казнокрады передали заказ по субподряду, затягивая процесс поставки, в результате провизия поступила на корабли за два дня до отплытия, когда времени на проверку не осталось.
И вот, 19 мая 1845 года наш творческий коллектив в составе 134 человек покинул порт Гринхайт. Пятеро моряков за различные провинности сошли на берег в Гренландии. Летом 1845 года китобои судов «Энтерпрайз» и «Принц Уэльский» встретили «Эребус» и «Террор» в море Баффина. В следующий раз их увидят спустя 170 лет. На дне Северного Ледовитого океана.
Часть II. Во льдах
Осенью 1845 года корабли достигли острова Бичи (в этот раз я подготовил для вас ссылки на гугл-карты, мне кажется, что так интереснее изучать) и встали на зимовку, потеряв трёх моряков от воспаления лёгких. Летом следующего года «Эребус» и «Террор» продолжили путь, лавируя среди айсбергов и ледяных щитов. В сентябре они оказались чуть южнее острова Кинг-Уильям, но зима 1846 года наступила невероятно рано и суда оказались в ледяном плену. К этому времени климат, бракованная провизия и появившееся чувство отчаяния начали сказываться на физическом и психическом состоянии моряков.
В конце весны 1847 года «Эребус» и «Террор» не смогли вырваться из ловушки, а в июне ослабший Джон Франклин умирает. Руководство переходит к единственному офицеру с полярным опытом Фрэнсису Крозье - тому, кого Джон Барроу не хотел назначать руководителем из-за этнического происхождения.
В апреле 1848 года экипажи продолжали стоять на месте, их потери составили 15 матросов и 9 офицеров. В безвыходной ситуации Крозье принимает решение покинуть корабли, смастерить сани и постараться достичь устья реки Бак. Он рассчитывал, что по ней они выйдут к канадским населённым пунктам. Но, не имея опыта пеших арктических экспедиций, Крозье допускает ошибку: сани перегружены ненужными предметами, что замедляет скорость движения экспедиции. Летом 1848 года экспедиция достигает острова Кинг-Уильям (я не знаю по какой причине они пошли на север, а не на восток) и остаётся без припасов. Изредка англичане встречают местных жителей эскимосов-инуитов, но, по какой-то причине не просят (либо не получают) помощи.
Именно здесь, на острове Кинг-Уильям, разворачивается самая страшная трагедия. Доведённые до крайнего отчаяния, страдая от отравления свинцом (его содержание в обнаруженных трупах превышало норму в 10 раз!!!), который сильно бьёт по психическому здоровью, моряки теряют остатки человечности: они становятся каннибалами и убивают друг друга ради выживания. Выживших не останавливают ни нормы морали, ни субординация: достоверно установлено, что жертвой каннибализма стал капитан «Эребуса» Джеймс Фитцджеймс.
Около 40 моряков под руководством Крозье покидают остров Кинг-Уильям и устремляются к устью реки. Но с каждой последующей встречей с инуитами англичан становится всё меньше и меньше. Последний раз эскимосы видели лишь двоих: Крозье и ещё одного моряка, которые умерли у них на глазах. Это было около 1850 года.
В это же время в 400 километрах севернее от места предполагаемой смерти Крозье и моряка, спасательные экспедиции уже третий год безуспешно их искали.
Часть III. Поиски
В 1847 году в журнале Quarterly Review появилась статья:
Мы с большим интересом ждём возвращения двух судов, которые, быть может, в этот самый момент выходят через Берингов пролив в Тихий океан. Если нам выпадет счастье увидеть их возвращение, мы предлагаем поставить «Эребус» и «Террор» на вечную якорную стоянку по обе стороны от «Виктори»; они должны стать плавучими памятниками Нельсонам-первооткрывателям, которые бросили вызов природе и ответили на призыв родины встать на службу всего мира.
Но вестей всё не было и в Лондоне начали переживать: случилось чего? Жена Франклина, леди Джейн организовала такую активность, что Адмиралтейство пообещало выплатить 20 тысяч фунтов (сейчас почти 3,5 млн фунтов) за обнаружение экспедиции. Деньги – лучшая мотивация и к лету 1850 года (когда Крозье и неизвестный моряк вероятно были ещё живы) экспедицию искали 11 английских и 2 американских корабля.
Понемногу удавалось восстановить ход событий и наибольшего успеха в этом добился шотландский путешественник Джон Рэй.
В 1854 году по заказу Компании Гудзонова залива он работал в районе, где сейчас находится деревня Кугаарук. Там он встретил инуита, рассказавшего историю о белых людях, погибших около реки Бак. Эскимос пригласил Рэя в гости, где другие местные жители подтвердили эти слова и рассказали о том, что стали свидетелями каннибализма. В доказательство своих слов они показали и продали Рэю личные вещи командиров и моряков «Эребуса» и «Террора».
Доклад Рэя для Адмиралтейства имел эффект разорвавшейся бомбы: он возмутил не только леди Джейн, но и всю британскую общественность. Многие не могли поверить в то, что цвет английской нации опустился до каннибализма. Рэю даже пришлось вступить в полемику с влиятельными людьми, в том числе Чарльзом Диккенсом, который утверждал, что даже в состоянии крайнего отчаяния образованный и воспитанный в цивилизованном обществе гражданин не потеряет остатки человечности. В любом случае, Джон Рэй привёз доказательства гибели значительной части экспедиции и получил часть заслуженной награды в размере 10 тысяч фунтов.
С началом Крымской войны спасательные работы прекратились и остальные поиски шли на средства, собранные леди Джейн. Эти путешествия не прошли даром – удалось исследовать и нанести на карту ранее неизвестные земли. Находились также дневники и записки моряков, некоторые из которых прямо говорят о психологическом сломе экипажа. Моряк «Террора» Гарри Пеглар стал известен за свои странно зашифрованные надписи. Его слова были написаны задом наперёд, с большим количеством ошибок, содержали жуткие фразы: «лагерь террора [ужаса] пуст» или «о, смерть, где твоё жало...».
Настоящий прорыв в расследовании удалось совершить только в 1980-х годах, когда сотрудники университета Альберты плотно занялись поисками.
Со временем удалось найти несколько могил и тел, которые в условиях вечной мерзлоты хорошо сохранились (Если интересно, то можно легко найти эти страшные фото. Лично меня они не впечатляют, вставлять сюда не буду).
В 2014 году учёные обнаружили «Эребус», а в 2016 году - «Террор» (к сожалению у «Террора» нет своей точки на картах, но его корпус нашли в этом районе). «Террор» хорошо сохранился, но по неизвестной причине был найден на значительном удалении от «Эребуса». Исследователи выдвинули гипотезу, что часть моряков вернулась на корабль, дождалась благоприятной погоды и смогла ненадолго вырваться из ледяного плена. Научное сообщество едино сейчас во мнении, что экспедицию погубили голод, гипотермия и отравление свинцом.
Но что же с Северо-западным проходом, в поисках которого погибло столько людей? Только спустя 60 лет в 1903-1905 годах знаменитый путешественник Руаль Амундсен и его яхта «Йоа» совершили то, что оказалось не под силу «Эребусу» и «Террору».
На этом всё! Спасибо, что прочитали! Надеюсь Вам понравилось, пишите комментарии, что думаете и т.д.
Вообще, я больше обитаю в телеграме, чем на Пикабу и других площадках, а потому приглашаю всех на свой уютный канал: https://t.me/eettubrut
Там и мемы и отдельные посты, посвящённые не только истории, но и музыке. Буду рад новым подписчикам!
Всех обнял, приподнял!


















