Серия «Киноразборка»

42

Калькуляторы и ЭВМ из фильма "Служебный роман". Киноразборка

Продолжу серию обзоров советской киноклассики, фильм "Служебный роман" просто изобилует различной радиоэлектроникой.

Я решил разбить обзор этого фильма на несколько частей, чтобы он не выглядел длинным и тягомотным.

Действие фильма происходит в некоем статистическом управлении, а раз статистика, то главное производственное орудие - это различная счетно-вычислительная техника. Установка компьютеров даже напрямую упоминается главной героиней Калугиной, да и у нее в кабинете стоит компьютер, ну не совсем компьютер, а видеотерминал Videoton-340. Такой-же стоит и в приемной у секретарши Верочки.

Видеотерминал использовался в комплекте с ЭВМ БЕСМ-4(6) или ЕС ЭВМ (Единая система электронных вычислительных машин), он производился в 70-х годах в Венгрии.

У рядовых работников была техника попроще, на столе у Новосельцева стоит огромный калькулятор, а на соседнем столе - красивый, красненький калькулятор. А на стене висят самые обычные счеты, вероятно чтобы проверять показания калькуляторов ))

Огромный калькулятор это - Soemtron 220 («Зоемтрон-220»), выпускался с 1966 по 1977 год в ГДР. Основан на дискретной транзисторной логике, индикация на газоразрядных лампах.

У Калугиной и некоторых других сотрудников на столе миниатюрные сетевые калькуляторы.

Это калькулятор Элка 50(51), он выпускался с 1978 года в Болгарии.

Один такой я видел в музее киностудии "Мосфильм". Как вы видите техника в фильме достаточно продвинутая, можно сказать на острие инженерной мысли того периода! В следующей части разберем аудиоаппаратуру из этого фильма.

Показать полностью 8
95

Радиотехника из "Бриллиантовой руки". Киноразборка легендарной комедии

Сегодня обзор одного из самых популярных советских кинофильмов - кинокомедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Начнем с начала - в порту у Семена Горбункова берут интервью, якобы в прямом эфире, но по факту в руках репортера магнитофон, скорее всего из серии портативных катушечных магнитофонов "Репортер-5", которые выпускались в Болгарии.

В кабинете милицейского начальника замечен ламповый радиоприемник "Дзинтарс".

Радиоприёмник сетевой ламповый "Дзинтарс" с начала 1960 года выпускал Рижский завод имени А.С.Попова. Цена 94 рубля 30 копеек с 1961 года.

Дома у Семен Семеныча с аппаратурой не сильно богато - как и положено старшему экономисту "Гипрорыбы". Представлен скромный телевизор и радиоточка на полочке слева.

Телевизор "Старт-4" - это хоть и свежая модель 1967 года, но по сути это модернизация более ранних телевизоров начала 60-х годов, серии "Старт". Стоил этот телевизор 239 рублей.

Радиоточка тоже простенькая - называется, как ни странно тоже "Старт", производилась с 1965 года на Ленинградском заводе пластмассовых приборов. :)

На квартире жулика Козодоева аппаратуры не замечено, лишь в паре кадров мелькает телевизор.

Как и положено моднику и пижону - телевизор у него из самых современных. "Рубин-106" с 1964 года выпускался на Московском телевизионном заводе, 12-ти канальный телевизор разработанный с применением самых современных достижений. Стоил такой телевизор 420 рублей, их было выпущено более 1 миллиона экземпляров.

Самая эротичная сцена кинофильма - соблазнение Горбункова в номере гостиницы "Атлантика". Здесь мы наблюдаем радиолу и катушечный магнитофон.

Сетевой катушечный ламповый магнитофон "Яуза-5" - уже довольно старенькая модель 1960 года, выпускалась на Московском ЭМЗ №1.

Сетевая ламповая радиола "Чайка-М", производства Днепропетровского радиозавода, выпускалась с 1965 года. Радиола третьего класса, обеспечивала прием радиостанций в диапазонах : ДВ,СВ,КВ и УКВ а так же проигрыватель грампластинок. Цена радиолы 67 рублей 85 копеек.

Неопознанными остались аппараты в каюте капитана круизного лайнера "Михаил Светлов". Может кто-то из моих читателей сможет ее опознать?

Хотя есть подозрения что это может быть некомплектная радиола из серии "Гамма", с утерянными кнопками и одной ручкой-крутилкой)).

Показать полностью 17
87

Фотоаппарат Семена Семеновича Горбункова

Наверняка все смотрели гениальный фильм Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука", снятый на киностудии "Мосфильм" в 1968 году. Многие вспомнят эпизод фильма, в котором Семен Семенович Горбунков с азартом фотографирует пейзажи "Стамбула", снятые между прочим в Баку, с надетой на объектив крышкой.

О чем ему напоминает его сосед по каюте Козодоев. Молодое поколение может удивиться - как он умудрился этого не заметить, они ведь не в курсе технических особенностей шкальных фотоаппаратов. В них визирование объекта съемки происходит не через объектив, как у большинства современных цифровых фотоаппаратов, а через окошка визира и случаи съемки с неснятой крышкой не были редкостью.


Мне стало интересно что за фотоаппарат был у Горбункова, многие годы я считал что это "Смена-6", которая выпускалась на Ленинградском Оптико-Механическом Объединении (ЛОМО) с 1961 по 1969 годы.

И лишь недавно, присмотревшись, я заметил что это все же "Смена-8", которая выпускалась параллельно со "Сменой-6" с 1963 по 1971 годы. Внешне они практически идентичны, основное различие - это блокировка перемотки пленки и возможность обратной перемотки пленки в кассету.

"Смена-8" под различными названиями экспортировалась за рубеж.

В 1970 году фотоаппарат получил новый корпус и литеру "М" в названии. И именно в таким виде стал самым распространенным фотоаппаратом в СССР. Но это уже совсем другая история.

Показать полностью 6
81

В фильме "Москва слезам не верит" замечен магнитофон Самохвалова. Разберем, так ли это

Недавно мы разбирали фильм "Служебный роман" на предмет изучения меломанских вкусов Самохвалова. Мы выяснили что он слушал музыку на катушечном магнитофоне Grundig TK 248 HiFi - это топовая модель магнитофона 1969 года.

Она производилась в ФРГ с 1969 по 1973 год.

В процессе определения модели магнитофона, один из комментаторов посетовал что он видел похожий магнитофон в оскароносном фильме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит"

Я решил это проверить и действительно, в самом начале второй серии мы видим похожий магнитофон в комнате дочери главной героини Катерины - Александры, которую играет Наталья Вавилова.

Судя по расположению органов управления это действительно может быть модель Grundig TK 248 HiFi. Под левой катушкой мы видим светящийся индикатор уровня сигнала, а под правой катушкой окошко счетчика ленты с красным индикатором. Единственный нюанс - Александра танцует в наушниках которые не подключены к магнитофону. Если внимательно присмотреться - разъем для подключения наушников расположен в углу над правой катушкой, а в фильме туда ничего не подключено.

Наушники у Александры не такие крутые как магнитофон - это отечественные наушники ТДС-1.

Они с 1974 года выпускались на Львовском ПО им.50-летия Октября и стоили 20 рублей.

То, что в двух фильмах снялся один и тот же магнитофон - маловероятно, если приглядеться, то можно увидеть что деревянные боковинки самохваловского магнитофона скорее светлые, а у Александры темного цвета.

Ссылка на разбор фильма "Служебный роман" тут.

Показать полностью 7
111

Уникальная экскурсия по Одесской киностудии. От Электроника до Гоцмана

Этот пост был написан мной лет семь назад, с тех пор много что изменилось, но я думаю киноманам будет интересно.

В далеком 2008 году, после просмотра сериала "Ликвидация", возникло желание посетить Одессу. И помимо посещения общеизвестных знаковых мест, удалось побывать на Одесской киностудии. Выяснилось что там есть некое подобие музея...

Музей киностудии держится на энтузиазме Вадима Васильевича Костроменко, режиссера многих фильмов в том числе "Секретный фарватер". В ходе знакомства выяснилось что мы земляки, он тоже родом с Урала, поэтому для земляков, самолично провел обзорную экскурсию и рассказал много интересного. В тот период времени (10 лет назад) там сняли ряд фильмов и сериалов которые часто крутят по ТВ. Такие как "Ликвидация", "Диверсант", "Улыбка бога, или Чисто одесская история" и так далее...
Одесская киностудия ведёт свою историю с 1907 года. На ней снято несколько сотен фильмов, в том числе:
"Место встречи изменить нельзя"
"Десять негритят"
"Три мушкетера"
"Зеленый фургон"
"Каникулы Петрова и Васечкина"
"Приходите завтра ..."
"Дежа вю"
"Приключения Электроника" и т.д. т.п.

Осмотрели территорию киностудии. Этот бассейн (на фото ниже) был построен в середине 20 века (точнее забыл), для для съемки морских батальных сцен. Технология съемки такая, в бассейн наливается вода так, чтобы переливалась через край парапета. На воду спускаются эскадры маленьких корабликов, которые при помощи хитрых приспособлений и веревочек плавают и стреляют. На заднем плане, там где сейчас выросли высокие деревья, открывалась панорама на Черное море (сама киностудия располагается на Французском бульваре на берегу моря) и создавалась иллюзия морской дали. На снимке в бассейне стоят декорации фильма "Улыбка бога, или Чисто одесская история", в них снимали сцену наводнения в Одессе. Опять-же в бассейн наливалась вода, а справа стоит огромный опрокидывающийся бак для воды (не влез в кадр), он опрокидывался и получалась довольно приличная волна, которая открывала двери и выбивала стекла в декорациях.

Вот так декорации выглядят сзади, палки, фанерки, а спереди вроде как нормальное кирпичное здание (из фильма "Улыбка бога, или Чисто одесская история").

На территории встречается много различной автотехники. Трупы военной техники из фильма "Диверсант" и ходовые герои "Ликвидации".

Среди павильонов расположилось здание музея. Это бывшая дача уральских горнозаводчиков Демидовых, дом построен для больной дочери Акинфия Демидова, которой прописали морской климат. И раз строил сам Демидов, то и спроектировано известным архитектором, чуть-ли не Растрелли. Во дворе этого дома снята одна из последних сцен "Ликвидации" - бой Академика с доблестной милицией.

Во дворе расположен бутафорский фонтан, который как и здание на заднем плане, снимались в сериале "Диверсант", изображая швейцарскую усадьбу (может что-то путаю, но для "Диверсанта" точно).

Это тот-же фонтан вид сбоку, а на заднем плане железный балкончик, с него в заключительной серии "Ликвидации" падал Гоцман и "Академик".

В музее очень много интересных артефактов, но места мало, все лежит на стеллажах. В кабинете Вадима Васильевича Костроменко, висит рында (морской колокол) звук которого мы слышим на заставках всех фильмов киностудии, к сожалению фото нету.

Различное кинооборудование.

Макеты для комбинированных съемок.

Макетный эскиз кареты, по моему для фильма "Три мушкетера", на заднем плане режиссерские альбомы с кинопробами и сценариями различных фильмов: "Цыган", "Приходите завтра" и т.д.

Альбом кинопроб фильма "Приключения Электроника".

На мой взгляд самая крутая реликвия, плащ и шляпа Глеба Жеглова.

На этом экскурсию заканчиваю. Сразу скажу, что в те далекие годы фотографировал на мыльницу и качество фото соответственное ))
Что касается судьбы киностудии сейчас, я ничего не знаю. Она находится в "элитном" районе города, со всех сторон подступают шикарные многоэтажки. Не исключено что скоро ее не будет или уже.... довольно лакомый кусок земли...

Показать полностью 17
67

На чем слушали музыку советские "дикари" с высшим образованием. Киноразборка

Наверно большинство моих читателей смотрели советскую комедию "Три плюс два", который был снят в 1963 году - это была совместная работа киностудии им. Горького и Рижской киностудии. Три друга - типичные представители "золотой" молодежи 60-х годов(дипломат, доктор наук и ветеринар), приехали отдохнуть "дикарями" в Крым.

Фильм снимался в поселке Новый Свет, близ Судака. Там они встречаются с двумя очаровательными девушками и у них завязываются романтические отношения.

Но мы оставим лирику в стороне, нас интересует радиотехническая составляющая этого фильма. Невозможно представить курортника тех лет без переносного транзисторного радиоприемника, вот и один из героев фильма (дипломат Вадим) не расстается с симпатичным "транзистором" в кожаном чехле. Учитывая его профессию можно было бы предположить что это импортный приемник, но логотип Рижского радиозавода имени Попова в центре шкалы настройки, сразу выдает страну производитель. Учитывая год съемки фильма (1963) и производителя, не очень сложно выяснить модель приемника, ведь "транзисторы" в те годы были "горячей" новинкой и их было не так много.

Это радиоприемник "Гауя" - названный по названию одной из литовских рек. Он выпускался с 1961 года и является одним из первых переносных отечественных радиоприемников.

Работал радиоприемник от одной батарейки "Крона" или аккумулятора 7Д-0,12. Длительность работы от батареи порядка 40 часов, от аккумулятора 15 часов.

Девушки не отставали от парней и у них тоже был транзистор, но приглядевшись - мы видим, что их приемник подозрительно похож на ту же "Гаую" ))

Да, так и есть, это тоже радиоприемник "Гауя", только без кожаного чехла, а скорее всего в фильме снялся один и тот же приемник, в двух ролях)

Кстати стоил этот радиоприемник не так дешево, в комплекте с батареей 43 рубля 70 копеек, а в комплекте с аккумулятором 52 рубля 90 копеек. Но и дипломату, и киноактрисе это было по карману.

В отличии от современной моды на крутые гаджеты, в те годы радиоприемник был скорее средством получения информации, нежели модным аксессуаром. Предыдущий обзор фильма по этой ссылке.

Показать полностью 6
56

На чем слушал музЫчку советский мажор Самохвалов. Разбор фильма

Фильм Эльдара Рязанова "Служебный роман" очень щедро нафарширован различной радиоэлектроникой. Сегодня разберем подхалима и подлеца Самохвалова, который оказался еще и меломаном, во владении которого приличный парк радиоаппаратуры.

В самом начале фильма он хвастается перед своим однокурсником Новосельцевым, своей новой Волгой ГАЗ-24, изюминкой которой был автомобильный стерео-магнитофон "Филипс".

Это действительно "Philips", но с точностью определить модель сложно, ведь модельный ряд был достаточно широкий.

Возможно это модель N2605 или N2607, в комплекте с магнитофоном были и колонки, но судя по всему в Волге Самохвалова стоят не родные динамики, на фото ниже такая магнитола с кассетой BASF как в кино.

На квартире у него тоже все "фирмОвое", никаких "Маяков" или "Вег". В первых кадрах вечеринки мелькает катушечный магнитофон, пришлось изрядно помучаться, но коллективный разум узнал в размытом стопкадре модель магнитофона.

Это немецкий стереофонический магнитофон Grundig TK 248 HiFi, который выпускался в ФРГ с 1969 года по 1973 год. "топовый" аппарат 1969 года.

Рядом с Грюндиком обязательный для правильного меломана проигрыватель виниловых пластинок. Фирму производитель определили достаточно быстро, сложнее было идентифицировать модель.

С большой долей вероятности это проигрыватель Garrard Zero 100 SB. Это аппарат широко известной среди меломанов британской компании Garrard. Подобные проигрыватели в настоящее время, стоят от 70.000 рублей. Как пишут знатоки:

Отличный английский вертак с уникальным поворотным тангенциальным тонармом, тяжелым литым опорным диском, очень редкий и высоко ценимый среди аудиофилов экземпляр за непревзойденное качество звука на уровне мастодонтов от elac и lenco.

Как мы видим Самохвалов знал толк в хорошей музыке и обладал отличной для своего времени аппаратурой. Продолжение следует ...

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!