Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и котики. Часть 1. Дневник наблюдений...за собой или котами)
Любите ли вы КПТ, как люблю ее я? 😇
Меня зовут Оксана Лазарева, я - практикующий психолог и "евангелист" когнитивно-поведенческого подхода в психотерапии.
Вообще, я «топлю» за науку, за ее практическое применение и доступность в ежедневной жизни обычного человека. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогла и продолжает помогать большому количеству людей, включая меня, поэтому я искренне считаю, что начальный уровень КПТ, суть базовых принципов и техник хорошо бы преподавать в школах и университетах.
Одна из целей когнитивно-поведенческой терапии - помочь клиенту стать психотерапевтом для самого себя, и я хотела бы поспособствовать распространению знания основ КПТ.
Сегодня мы начнем с самой базы, чтобы было с чем работать в дальнейшем. Как мы видим из названия, КПТ работает в первую очередь с мыслями, а влияя на мысли можно изменить эмоции и поведение человека. В некоторых случаях есть смысл начать с изменения поведения, но это уже другая история, об этом позже.
Первый важный навык в КПТ – научиться осознавать и распознавать свои мысли-эмоции-реакции в связке с предшествовавшими ситуациями и событиями.
Для примера предлагаю рассмотреть типичную ситуацию из жизни моего котового прайда )
.. в дверь позвонили …
….. и началось …
Как вы видите, после каждого звонка в моем доме на несколько секунд воцаряется хаос))) и только мы с Симой не теряем хладнокровия и рассудительности )
… а теперь …
Вывод: у разных людей котиков на одну и ту же ситуацию в зависимости от того, как ее себе объяснять, возникают разные чувства, эмоции и поведенческие реакции.
СМЭР для взрослых
Заполнение формата СМЭР используется для того, чтобы привить себе привычку устанавливать связь между мыслями, эмоциями, событиями, анализировать эту связку на предмет эффективности и рациональности, противостоять своим автоматическим неэффективным мыслям и реакциям, формировать новые эффективные.
С – ситуацию следует описывать беспристрастно, безоценочно, как если бы смотрели черно-белое немое кино (помните, были такие?). Не «В дверь тревожно и настойчиво-нервно позвонили», а, например, «В дверь позвонили. Звонок длился 15 минут, иногда прерывался на 1-3 секунды». Чувствуете разницу?
М – мысли лучше фиксировать без цензуры, прямо хватать, что первое пришло в голову и записывать. Да-да, даже если там присутствуют эдакие экзотические слова))
Э – тут главное научиться отличать эмоции от мыслей.
«Я почувствовала, как меня все достали звонить» - это все-таки к мыслям, а эмоция здесь, похоже, раздражение.
Р – реакция – это ваше поведение, ощущения в теле.
Например: стиснув зубы и сжав кулаки (зажав в одном сковороду или скалку) пошла открывать дверь.
Чьи мысли-эмоции-реакция более близки вам? или, может быть, в аналогичной ситуации у вас было бы что-то совсем новое, свое?)
Надеюсь, было полезно (если есть какие претензии - излагайте, передам котикам, чтобы старались лучше ))
Я верю, что чем больше людей научится понимать себя, свои истинные потребности и способы их мирного удовлетворения, тем меньше будет вот этого вот всего…
Давайте учиться опознавать свои заблуждения, вырабатывать оптимально эффективные способы реагирования на те или иные жизненные ситуации - и неизбежно будем двигаться в сторону более гармоничной жизни.
Буду рада и благодарна вашим откликам, как вы считаете – будут ли вам полезны такие «котовые КПТ-истории»?
… а в следующий раз мы будем изучать второй важный навык КПТ – формулирование альтернативных рациональных мыслей. До встречи!
Оксана Лазарева https://www.b17.ru/oksana_lazareva/























