Серия «Ностальджи»

37

Белее выпавшего снега и тоньше первого ледка...

"Виноградовский" фарфор

История русского фарфора длинна и неоднозначна. Начнём с того, что в 1744 году Её Императорское Величество Елизавета Петровна озаботилась тем, что в ея коллекции нет, как не было, посуды отечественного производства. Всё китайская, да немецкая. Возможно, к этой мысли государыню подтолкнули предложенный ей заграничные дары. Воля императрицы подтолкнула исследования инженера и химика Дмитрия Ивановича Виноградова, собственноручно разработавшего, как технологию изготовления фарфоровой смеси из местного сырья, так и составы красок и позолоты для фарфора. Первые отечественные печи для обжига фарфоровых изделий также созданы инженером Виноградовым.

В 1747 году Д.И. Виноградов представил императрице результаты своих трудов, и Её Величество осталась весьма довольна, за чем воспоследовала организация первой русской порцелиновой (от немецкого Porzellan или французского porcelaine – фарфор) мануфактуры. Правда, некоторые историки считают, что первенство в его основании принадлежит русскому министру Н.А. Корфу, в том же 1744 году заключившему при датском дворе договор с неким туземным специалистом Х.-А. Гунгером, обязавшимся наладить фарфоровое производство в России. Заинтересованность императрицы в новом производстве подкрепляет и тот факт, что надзор за работами был поручен управляющему кабинетом Её Величества барону Н.А. Черкасову. А уж он, как говорят, пригласил на работу инженера Виноградова.


Специалист Гунгер, как утверждают всё те же заводские историки, оказался мошенником, так и не сумевшим создать ни одной фарфоровой вещицы, его труды, тщательно скрываемые от русских, как производственные секреты, окончились лепкой и обжигом обычного глиняного горшка. По мнению заграничного спеца, в России и глины плохие, и дрова для обжига негодные и люди – бездельники и неумёхи. Тем не менее, барон Черкасов два года ждал результатов от датского специалиста (полагаю, что и средства из казны на его содержание капали немалые). Затем терпение барона (или Её Величества) лопнуло и специалиста отправили восвояси. Ладно хоть, что не по частям. Тут-то у Дмитрия Ивановича Виноградова и пошло дело, из плохих глин, при помощи негодных дров и бездельных людишек инженер создал первый русский фарфор. Кстати, инженер, как человек образованный и обладающий даром предвидения, секретов мастерства хранить не стал, а написал для последователей монографию «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».


Порцелиновая мануфактура начиналась с малого – с изготовления пуговиц, мелких украшений, курительных трубок и модных в то время табакерок. Самым большим изделием мануфактуры стал «собственный Ея Величества» сервиз для парадных обедов.


При Екатерине Второй (что-то у нас славятся правители всё больше вторые, о первых хорошего не так уж много, разве что Пётр Великий отличился) Порцелиновая мануфактура преобразована в Императорский фарфоровый завод, перед мастерами которого императрица поставила задачу: «удовольствовать всю Россию фарфором». И, как очевидно, мастера «удовольствали». Сегодня мало кто не видел фарфора Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова, или, хотя бы не слышал о нём. Кстати, «екатерининский» (да и более поздний тоже) фарфор у антикваров ценится наравне с произведениями искусства, невзирая на плохие глины и негодные дрова. Ещё бы, ведь завод выпустил не только изящные «императорские» сервизы, вроде «Кабинетского» или «Арабескового», но и великолепную скульптурную серию «Народы России», состоящую из более ста фигур авторства мастера Павла Каменского. Работа над серией шла с 1907 по 1917 год, до самой революции.

Несмотря на презрительное отношение революционных масс к «царским безделкам», Императорский фарфоровый завод всё-таки выжил, м был национализирован в 1918 году. При этом ассортимент выпускаемых изделий разительно изменился, теперь завод включился в революционную агитацию по полной, согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. В двадцатые годы прошлого столетия русский фарфор отразил всю мощь революционного движения и становления новой страны. Заводские историки пишут: «Под руководством С. Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А. Щекотихина– Потоцкая, Н. Данько, В. Кузнецов, Лебедева, Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б. Кустодиева, К. Петрова–Водкина, М. Добужинского, ставших всемирно известными К. Малевича и В. Кандинского». Некоторые из этих имён известны во всём мире, и не только антикварам.

Конечно же, завод занимался не только искусством, мастера работали над химическим и техническим фарфором, на ЛФЗ впервые в России получили оптическое стекло. С конца 1930 годов на заводе изготавливались даже барельефы для станций Московского метро и речного вокзала. Тем не менее, основными оставались художественные изделия. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже тысяча экспонатов ЛФЗ принесла создателям золотые медали и мировое признание. Не стоит думать, будто «золото» получено за знаменитый «екатерининский» фарфор, на выставке было широко представлено новое пролетарское искусство, поразившее мир.

Тем не менее, соцреализм, как и лозунг «искусство – в массы» не оказал подавляющего влияния на производство ЛФЗ, ленинградский фарфор остался тонким («костяной» фарфор), изящным, отличающимся характерным «лунным» цветом и изысканными формами. Благодаря этому он востребован в мире и сейчас. За создание тонкостенного «костяного» фарфора мастера получили Государственную премию СССР.

С перестройкой завод едва не «ушёл» в чужие руки посредством незаконной скупки акций иностранными предпринимателями. Тем не менее, пережив чёрное время, ЛФЗ был выкуплен российским предпринимателем Николаем Цветковым и остался отечественным. В 2005 заводу вернули старинное имя, теперь он называется Императорским фарфоровым заводом. Завод производит около четырёх тысяч наименований изделий, однако, учитывая нацеленность на продукцию класса «люкс», массовым ширпотребом уже не занимается. А по разного рода аукционам и антикварным лавкам всё также ходят выпущенные ещё ЛФЗ «кобальты» и ленинградские кобальтовые и золотые сетки. Наверное, того, что сделано, хватит ещё надолго.

Показать полностью 6
302

Музей мотовилихинских заводов в Перми

Ещё этот музей называют музеем артиллерии. Снимки сделаны лет пять назад, возможно там что-то изменилось. Но тогда было так.

2С5 «Гиацинт-С» — советская 152-мм армейская самоходная пушка]. Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси — Г. С. Ефимов, 152-мм пушки 2А37 — Ю. Н. Калачников, 152-мм боеприпасов — А. А. Каллистов. Предназначена для подавления и уничтожения средств ядерного нападения, поражения органов управления, тылов, живой силы и боевой техники противника в местах сосредоточения и в опорных пунктах, а также для разрушения фортификационных сооружений.

ИСУ-152 — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе.

2С9 «Нона-С» — советская 120-мм дивизионно-полковая авиадесантная самоходная артиллерийско-миномётная установка.

Тоже "Гиацинт С", только в другом ракурсе.

На этом фото я. Попросила сына "щёлкнуть". Я тогда играла в WoT, как раз на ИСУ-152, не удержалась, чтобы не похвастаться перед друзьями-игроманами.

Пусковая установка 5П85-1 ЗРК С-300ПТ.

С-125 «Нева» — советский зенитный-ракетный комплекс малого радиуса действия.

Систему "Град" тоже снимала, но куда-то снимок затерялся.

Показать полностью 9
9

Знал бы Шишкин!

Далёкие двухтысячные, Казахстан, зона даже не рискованного, а просто отчаянного земледелия. Ибо степь, песок, редкие дожди.


В небольшом доме отдыха проходит сельскохозяйственное совещание. В перерыве в фойе перед картиной Шишкина «Рожь» стоят два директора сельскохозяйственных предприятий. Передовики, новаторы, труженики и проч. Первый:

— Хорош хлебушек, я бы с такого пятнадцать центнеров с гектара взял.

Второй:

—А я – двадцать.

Знал бы Шишкин!

Знал бы Шишкин!
Показать полностью 1
0

Как споить собаку

В моей молодости наличествовала в нашей семье собака. Немецкий дог по имени Дея. Имя у неё, согласно родословной, было длинней, чем у любого испанского гранда, но как вы представляете себе зов собаки по всем её четырнадцати именам? Поэтому Дея.


Так вот, Дея наша была всеядна. То бишь, рубала всё, что появлялось у нас на столе, очень любила овощи и фрукты. Узнавала банку с консервированными огурцами или помидорами и начинала попрошайничать, едва банку вносили на кухню. Но речь не об этом. На Новый год мы как-то закупили слишком много шампанского. Муж купил, не зная, что я уже запасла. Сидим за столом, ждём курантов. Дея рядом вертится. Мало ли, что накормили, сидят же за столом, авось что-нибудь вкусненькое дадут. Куранты трын-тыры-дын, мы шампанское пьём, а псина смотрит умильными глазами и облизывается.


Жалко мне стало Дею, взяла, да и налила ей шампанского в небольшую салатницу. Псина с азартом вылакала. Пьём по второй, Дею уже не обходим. Дальше началось веселье: псина носится по квартире вместе с детьми, спотыкается о собственные заплетающиеся лапы и норовит вылизать детей от пяток до макушки. Муж поржал, плеснул новоявленной алкашке ещё шампанского. Не отказалась.

Как споить собаку

Веселье кончилось тем, что организм сильно перебравшей собаки отказался от неприемлемого с его точки зрения угощения. И я до утра ползала по квартире с тряпкой, убирая следы собачьего перепоя. Утром Дея была тиха и грустна. Муж предлагал похмелить, или дать бедолаге рассолу, но я запретила. Отпаивала бедную псину чистой водичкой. Больше мы ей не наливали.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!