Почему бывает большая разница в страховых выплатах? Общие случаи выплат ОСАГО с примерами
Привет! Хотел бы рассказать о том, почему очень часто возникает разница в выплатах в убытках, которые на первый взгляд практически одинаковы.
Поехали.
Для начала, надо понимать, что в общем случае, все Страховщики, все независимые эксперты для определения стоимости запасных частей (в 80% именно от них зависит львиная доля размера выплаты) используют так называемые справочники РСА, имеющиеся в открытом доступе.
По справочникам можно выбрать место ДТП (регион), дату ДТП, марку автомобиля и вбить артикул запасной части.
В справочниках РСА есть около 80% артикулов запасных частей, которые встречаются в продаже. Отсутствуют – детали для некоторых старых автомобилей (например многих японских праворульных и американских) и крайне редкие запчасти, которые отсутствуют в продаже в РФ даже под заказ.
Обновление справочников происходит раз в три месяца. Корректировка по регионам – коэффициентами (логику там не ищите. Например, для японской праворульной машины бампер в Приморье будет иметь повышающий коэффициент, а в Новосибирске – пониженный).
Все бы ничего, но цены пляшут просто адски.
Поехали по примерам.
Возьмем несколько деталей.
Так, задний бампер на не очень популярную, но лично мне крайне симпатизирующую машину Volvo S60 второго поколения (год 2012+). Артикул 39802573.
Смотрим цены : в августе 23, в январе 25, августе 25го цены на бампер не менялись (цена – 51646, завидная стабильность). Зато в августе 2024 года цена была почти в три раза больше – 144983 рубля! Т.е. человек, попавший в ДТП на таком Вольво в августе 2024 года получит даже с износом почти на 50 тыс рублей больше, чем в другие месяцы. Логика? Да нет ее.
Далее, тоже задний бампер на VAG, Volkswagen Passat CC первого поколения не R-line. Артикул - 3C8807417QGRU. Смотрим цены. Август 22 – 70542 рубля, в августе 23 подорожал до 85 тысяч, в августе 24го – до 101 тысячи, в январе бампер подешевел (91 тыс), а сейчас сделал х2 и стоит 209812 рублей. Как вам взлет цены в более чем два раза за 8 месяцев? Ну чем не биткоин?
Посмотрим корейцев. Фара линзованная на Второй солярис дорест. Артикул - 92101H5100. Цена в августе 22 – 27895 руб, август 23 – 15791 (подешевела почти в два раза!), август 24 и январь 25 – 19399, август 25 – 19723. Как видно, выплата в 22м году была бы выше, чем в 2025м. Вы спросите – почему так дешево, если в емексе эта фара – от 106000 рублей и выше?!
А вот потому что справочник РСА считает, что вместо оригинала в Солярис можно поставить заменитель марки TECHWIT (что это вообще?) с артикулом HD001HYD025TW.
И такая проблема с аналогами и заменителями почти для всех популярных машин. Есть китайская запчасть – в 90% случаев в РСА будет ее цена. Да, страховое лобби оно таково. Причем Страховщики называют такую замену «сертифицированной» (именно так, в кавычках).
Так, например переднее левое крыло на Субару Легаси Аутбек в кузове BR имеет артикул -
57120AJ0509P.
В РСА вместо оригинала будет замена на производителя BLIC с ценой менее 9000 рублей, из которой еще и вычтут 50% износа. Маловато будет. И это в Москве. В Приморье РСА предлагает вообще купить SAT за 6300 и двигаться дальше!
Ну, проверим еще пару позиций и пойдем дальше.
Еще Субару – исконно праворульный Levorg (объективно нравится многим, выглядит вообще огонь). Первое поколение, передний бампер. Артикул 57702VA030. В августе 2022 и августе 2023 данные детали отсутствовали в РСА (их считали по среднему рынку). В Августе 24 они появились. При этом в Москве данная деталь стоила 92924 рубля, а в Приморье 58980 рублей. Естественно никаких китайских замен. Потом цены плавно снизились и почти сравнялись по регионам. Сейчас бампер в Приморье стоит 52405 рубля, а в Москве – 47700 рублей. Т.е. для прульки выплата в Москве будет ниже выплаты в Приморье, хотя доставка с Японии явно будет разной по ценам. Л – логика.
Рассмотрим еще один пласт – наши автомобили. Возьмем дверь задка на Калину 2 (2192). Артикул 21920630002070.
Сравним цены в родном для ВАЗ Самарском регионе и в Москве.
Так, в августе 22 и августе 23 года цены в Москве были ниже, чем в Самаре (17397 против 18789 и 21941 против 23038). Потом детали резко подешевели в 2024м стали стоит 16396 и 17380 соответственно. Потом, в Тольятти в январе 25 года произошел обвал цен на двери и цена стала 15355 (в Мск – 19434 рубля). Сейчас цены стабилизировано подорожали, в Тольятти снова дороже, чем в Москве и значительно дороже января (25393 и 24323 рубля соответственно). Так что, запчасти в Самарском регионе, согласно РСА, имеют тенденцию быть дороже, чем в Москве. Логистика – злая штука.
По запчастям вроде понятно, что ничего не понятно.
Еще одна статья расходов ущерба – работы. Их стоимость (точнее цена нормо-часа) также определяется РСА.
Там вообще стабильность радует.
Цены не меняются годами.
Вот пример. Стоимость нормо-часа на автомобиль Audi в Псковском регионе.
Август 2017 года – 960 рублей;
Январь 2020 года – 1000 рублей;
Январь 2021 года – 1000 рублей;
Январь 2022 года – 990 рублей;
Январь 2023 года – 990 рублей;
Январь 2024 года – 990 рублей;
Январь 2025 года – 990 рублей;
Август 2025 года – 990 рублей.
Потрясающая стабильность! Цены по сравнению с 2020м снизились на 1%. Работы не подорожали ни на рубль. Надеюсь, в отличие от слесарей Страховщиков, у вас зарплата выросла.
Поэтому не удивляйтесь, когда СК посчитает вам покраску бампера за 1500 рублей, и покраску заднего крыла за 2800 рублей. Ведь у карманных СТО цены стоят годами. Фактически, за 10 лет в справочниках РСА цены на работы почти не изменились ни на что. На ВАЗ только чуть подорожало, но на этом все.
Вот поэтому, выплаты по ОСАГО такие маленькие и очень нестабильные. Однако, есть возможности это обойти и взыскать по рыночным ценам. Но об этом позже. В следующий раз расскажу о частных случаях разниц в выплатах по конкретным страховым случаям.
P.S. Я в этот раз не вставлял никаких рекламных слоганов, просто написал статью.












