Серия «Родители и дети»

79

Как не надо "готовить к жизни" своих детей

По работе и по жизни не раз уже приходилось сталкиваться с идеей, которая владеет умами многих родителей (да и здесь, в комментариях, такие люди тоже периодически отмечаются). Идея выглядит как: «Я должен подготовить своего ребенка к жизни» или "С детьми надо пожестче, чтобы подготовить их к жизни". И давайте сразу отделим конструктивную «подготовку к жизни» от «нездорового» её варианта – который используется родителями, чтобы оправдать их жестокость по отношению к собственным детям. Именно о нём и пойдет речь дальше.


Для начала – ответим на вопрос «кем, почему и зачем это делается?» Данная напасть касается значительного числа семей, многие из вас наверняка узнают в тексте если не собственные семьи, то семьи знакомых или родственников (а может даже и самих себя). Общий признак весьма характерен – родители там ведут себя жестко, а порой и жестоко по отношению к ребенку, практикуют оскорбления и унижения, различные наказания и ограничения, лишают его своей заботы и поддержки, мотивируя это как раз заботой и стремлением «подготовить ребенка к жизни». «Ты должен быть сильным», «Ты должен уметь постоять за себя», «Привыкай, в жизни с тобой ещё и не так обходиться будут», «Вырастешь – на тебя будет валиться много дерьма, так что учись расхлебывать его уже сейчас», «Мне стыдно, что ты такой слабак» и т.п. Исторически сложилось, что чаще от такого страдают мальчики.


Для удобства разделим практикующих такое воспитание («компенсирующих») родителей на два типа (по способам формирования у них данной установки):

- «тревожные»

- «мстящие»


«Тревожные» родители – это те, кто к моменту начала своего родительства пришли с большой суммой неизжитых тревог и страхов. Мир им представляется пугающим, угрожающим местом, полным притаившихся опасностей. Часто это оказываются те, кто застал неспокойные времена в стране\мире или получил личный травмирующий жизненный опыт. Будучи не в силах хоть как-то утрясти это в своей голове, выработать такую картину мира, которая давала бы хотя бы относительное ощущение контроля своей жизни и не имея достаточно навыков совладания с тревогой, такие родители проецируют свою «психологическую несостоятельность» на детей, пытаются загодя уберечь их от всех опасностей мира. Это может выливаться в гиперопеку и хорошо знакомую многим генерализованную установку «как бы чего не вышло!», а может приобретать характер «суровой подготовки к жизни». «Тревожный» родитель решает, что его ребенок обязательно должен быть «сильным», умеющим преодолевать всевозможные трудности. Однако мы помним, что к такому решению «тревожный» родитель приходит именно от собственного бессилия, поэтому он не может полноценно обучить своего ребенка требуемым навыкам. Чаще всего он ограничивается одной лишь завышенной требовательностью, расписыванием ребенку различных подстерегающих его в мире ужасов, последствий его неудач, эмоциональным давлением и манипуляциями. Причем, часто даже преподносится всё это в непоследовательном, довольно хаотичном виде, оставляющем у ребенка впечатление «мир опасен, никто тебе в нём не поможет и от тебя ожидается, что ты каким-то образом будешь готов иметь со всем этим дело».


«Мстящие» родители – те, которые так или иначе оказались обижены на мир, на людей, за то, как с ними обошлись (будь то неудачная личная жизнь, травля в школе, необходимость пройти через побои, унижения и т.д.). Девиз таких родителей «ты должен показать им всем!.. вместо меня..» и в воспитании своём они пытаются подготовить ребенка к агрессивному противостоянию с миром. Именно от таких родителей часто можно услышать: «Никому нельзя доверять», «Нельзя показывать слабость – ей тут же воспользуются», «Все только и ждут, чтобы втереться к тебе в доверие и вонзить нож в спину!», «Всем им только одно и нужно!» (гендерно-вариативная идея). Если в основе «тревожного» типа лежит собственно высокая тревожность при неумении с ней совладать, то в основе «мстящего» типа – неизжитая обида на мир, которую родитель проецирует на ребенка. Пытается через ребенка за эту обиду «отыграться», делает ребенка средством для «мести» миру. Например, обжегшаяся на отношениях с мужчинами мать одиночка может таким образом «натаскивать» свою маленькую дочурку на противостояние мужчинам\патриархату; прошедший через школьную травлю мужчина может агрессивно заставлять сына «быть сильным», и готовым жестко противостоять хулиганам, реальным или мнимым (то, что в процессе ломается психика ребенка, видится такому родителю далеко не таким страшным, как "проиграть хулиганам"). Вариантов может быть много. Родители «мстящего» типа не могут простить себя за некогда пережитое унижение и беспомощность, не могут «отпустить» те события далекого прошлого и пытаются «переиграть» их с помощью своего ребенка.


Стоит сказать – «тревожные» родители испытывают к своим детям куда больше сочувствия. Иногда у них прорывается и доброта, и ласка, и внимательность, но потом они неизбежно спохватываются и начинают в себе это подавлять, ведь «Расслабишься - не сможешь воспитать ребенка сильным! Ради этой благой цели надо задавить в себе эти телячьи нежности!» Родители второго типа куда менее склонны видеть в своем ребенке именно ребенка, личность. Для них он – дополнение к своему самолюбию, средство это самолюбие подкрепить, ну или по крайней мере выместить давно накопленные гнев и обиду. Психологически это намного менее зрелые личности. К тому же, в этой категории часто оказываются психопаты, но то уже немного другая история.


Коснёмся вопроса, почему «жесткая подготовка к жизни» применительно к ребёнку - затея не особо умная, а вредоносная и даже, при определенных обстоятельствах, опасная.


Для начала отметим, что особенность «компенсирующих» родителей при подходе к такой задаче означает, что они вольно или невольно проявляют себя как эгоцентрики. Именно их внутренние проблемы создают их мотивацию, а ребенок здесь выступает лишь средством для устранения внутреннего напряжения. В каком-то смысле такой родитель, «воспитывая» своего ребенка ведет диалог с собой, себя же пытается успокоить. Фиксированность на собственных обидах или тревогах поневоле заставляет их вести себя с ребенком, как со взрослым, ожидать от него взрослого поведения взрослой понятливости; не даёт им войти в положение ребенка, взглянуть на мир его глазами и с позиции его ограниченных возможностей; заставляет их реагировать вспышками гнева или раздражения, когда они таковой «взрослости» в ребенке не обнаруживают. Именно это – одна из главных проблем «жесткого воспитания» - оно почти всегда игнорирует фактор «низкого старта», ожидает от детской психики взрослых реакций и взрослой прочности, жестоко наказывает ребенка за «детские» слабости, которых у него не может не быть. Иначе говоря – сходу ставит ребенка в конфликт с тем, что он, собственно, ребенок. Результат для ребенка – психологические травмы и сильнейший внутренний конфликт, агрессия по отношению к себе.


С позиции взрослого может быть не совсем понятно, почему это имеет такой разрушительный эффект для детской психики. Однако тут многие забывают, что ребенок во всех отношениях зависит от своих родителей, он напрямую делает выводы о своей полноценности и своём праве на жизнь и на счастье только лишь из того, как к нему относятся главные люди в его жизни. И если эти «главные люди» выдвигают заведомо невыполнимые требования, наказывая или демонстрируя разочарование за те неудачи, которых невозможно было избежать – исход немного предсказуем. Также следует помнить, что ребенок абсолютно беззащитен перед окружающим миром в период своего детства и ничего об этом мире не знает. Если ввести в его сознание идею о каких-то «врагах», о необходимости «воевать» с окружающим миром – психика ребенка никак не сможет эту идею утилизировать, оно просто окружит её защитным слоем страха, тревоги или агрессии, как чужеродное тело (помним про важность ощущения контроля; проблема, которую мы не имеем возможности контролировать или забыть\игнорировать, приносит только тревогу и раздрай психики, так уж мы устроены).


И даже если внешне может казаться, что воспитанный в таком духе человек вырос вполне благополучным, «настоящим мужиком» (особенно с предвзятой точки зрения родителя, который стремится оправдать правоту своего жесткого воспитания), то на деле мы будем иметь дело с подломленным человеком, вся жизнь которого, зачастую, оказывается подчинена полученным в детстве травмам. Это может быть и просто саморазрушение, и саморазрушение через попытки что-то себе доказать (например – «я не слабак\неженка»). Довольно иронично – то, что по задумке должно было помочь ребенку в его взрослой жизни (ведь вроде бы именно для этого мы и делали его «сильным», не так ли?) легко становится главной его жизненной проблемой, раскаленным гвоздем в его сознании, постоянно требующим все новых и новых жертв. Другая мрачная ирония в том, что такие травмированные люди зачастую с особым рвением пытаются уже своих детей «подготовить к жизни», отчасти чтобы оправдать справедливость того, как с ними поступали их родители. Проблема отлично передается по наследству. Отчасти, именно так воспроизводится популяция родителей "мстящего" типа. А ещё - именно таким образом в наш мир пришло значительное количество массовых и серийных убийц.


Ещё один, не менее важный изъян «жесткого воспитания» - игнорирование психологических потребностей ребенка. На него постоянно оказывается давление и постоянно же от него ожидается результат. При этом, ребенок оказывается лишен нормальной доверительной обстановки в семье, поддержки значимых людей; ему негде психически восстанавливаться и набираться сил, единственное его родное место – семья, оказывается чужим ему местом, где им постоянно недовольны, где его не принимают таким, какой он есть – только с условиями, часто невыполнимыми. Проводя аналогию с человеческим организмом – это всё равно что пытаться «натренировать» человека, сделать их него «бойца», подвергая его большим физическим нагрузкам, и, при этом, не давая ему времени на полноценный сон, ограничивая его в питании, заставляя его спать на холодном бетонном полу. Здесь тоже исход предсказуем – наш «будущий боец», очень быстро подорвет своё здоровье, а то и станет инвалидом. Тем более, если за «невыполнение норматива» ему будут только назначать «наряды вне очереди» и ещё больше ограничивать в еде и отдыхе. Требовать свершений в таких условиях – верх нелепости, однако многие именно так и делают, не осознавая или не желая признавать, что детская психика – не железо, которое нужно «ковать», а такой же живой организм, со своей прочностью и витальным потребностями.


Дополнительно усложняет дело радикальность внушенных родительских установок, их несовместимость с жизнью в обществе. «Постоянно доказывай свой статус силой» несовместимо с законами цивилизованного общества, будет постоянно приводить к конфликтам и напряженностям, невозможности нормально устроиться в жизни. Установка «никому не доверяй» так же ставит человека в тупик – ведь ему необходимо как-то с обществом взаимодействовать, выстраивать отношения с людьми. Невозможно одновременно жить в обществе и ни в чем не доверять ему (следствием будет жизнь в огромном напряжении и, в перспективе, психиатричка). Особенно печально это выглядит при наличии «гендерной установки». Мужчина с установкой на «войну» с женщинами или женщина, с установкой на «войну» с мужчинами по-прежнему нуждаются близком общении с противоположным полом, но вынуждены делать это «через голову» агрессии, недоверия, презрения (к себе и\или к партнеру). Стоит ли говорить, что ни к чему хорошему такое совмещение не приводит и привести не может.


В конце делаю «дежурную» оговорку – целью моей было описать явление на крайних примерах. Далеко не обязательно описанные тенденции будут проявляться настолько же явно и приводить к настолько же серьезным последствиям.

Показать полностью
88

Ответ на пост «Про родительский контроль и ограничения компьютера»38

Пост-оригинал многим дал повод вспомнить истории из собственной жизни - эпизоды жестких запретов и ограничений от родни для детей-подростков, в стремлении отвадить их от компьютера\интернета\игровой приставки. Обычно такие истории становятся забавным примером детской изобретательности, однако у затронутой темы есть и более серьёзная и мрачная сторона.
Попытки родни взять подростка в "ежовые рукавицы" могут порождать длительные конфликты, выливаться в настоящую войну, с рукоприкладством и враждой, непредсказуемым подростковым бунтом, с побегами из дома, употреблением наркотиков, попытками суицида и пр. Давайте разбираться, в чем здесь проблема.

Во многих семьях сталкивались и продолжают сталкиваться с подобной проблемой - ребенок-подросток совсем "отбивается от рук" с появлением в его жизни компьютера\приставки, перестает учиться, пропускает занятия, почти не выходит на улицу и сутками напролёт сидит и играет в "эти свои проклятые игры" (за наиболее яркий пример возьмем именно их). Родительская логика здесь проста и понятна: "появился новый фактор (компьютер\приставка) -> поведение ребенка сразу изменилось в худшую сторону -> значит, виноват компьютер\приставка -> значит надо просто запретить\ограничить доступ к ним и сразу всё наладится (чадо снова начнет посещать школу, гулять на улице и т.д.)" А если в ответ на "воспитательные меры" чадо ещё и начинает закатывать истерики, вести себя агрессивно и неадекватно, то тут у его родни пазл-то и складывается - "Ну точно как наркоман, у которого дозу отняли! Все из-за игровой зависимости!"

На первый взгляд всё логично. И даже есть некоторые объективные факты, которые подкрепляют такую логику. Игры действительно обладают сильным влиянием, особенно на детскую психику, за счет того, что косвенно манипулируют механизмами психологического вознаграждения. В обычной жизни мы это вознаграждение чаще всего получаем в куда более "разбавленном" виде и его получение сопряжено с выполнением постоянно обновляющегося списка жизненных задач, что, как минимум, требует от нас приложения усилий и сложной деятельности, готовности довольствоваться отложенными результатами. А как максимум - у нас может и вовсе не быть представления, как эти задачи вообще выполнять (воспитание взрослыми далеко не всегда вооружает нас хотя бы минимумом необходимых для этого знаний).
К тому же, игровая зависимость, конечно же имеет место быть, однако у неё нет биологического компонента, который играет важную роль при настоящей наркомании. Это значит, что у игровой зависимости, как и у прочих психологических зависимостей, всегда только психологические причины. Обычно такое становится результатом неблагополучия и дезадаптации человека. Проще говоря - если у него психологический кризис и он не знает, как его разрешить. К благополучному адаптированному человеку психологически зависимости не липнут, потому что у него есть достаточно других способов получать психологическое вознаграждение и позитивные эмоции, чтобы не искать им замену в виде "дешевого суррогата" зависимости.

Что всё это значит, применительно к теме с детьми и играми? То, что если ребенок благополучен, если он не находится в длительном и безвыходном для него стрессе, если он адаптирован и у него есть сферы, где он чувствует себя успешным и компетентным (в меру возраста), то игровая зависимость у него не разовьется. В силу новизны и яркости впечатлений игры на какое-то время его безусловно увлекут, но достаточно быстро наступит пресыщение и он вернется к прежнему ритму жизни. В комментариях к оригинальному посту подобное было наглядно отражено фразой "...а потом мне просто надоело (играть), и я пошел кататься на велике" (именно так и должно происходить в норме).

Родители, в попытке "нормализовать" ребенка через запрет игр, часто не учитывают важные факторы, действующие на ребенка. Например, что кроме игр у него больше нет никакой отдушины. "Иди лучше погуляй" - а у ребенка, например, нет друзей, и одинокие прогулки лишь жирно это подчеркивают, а не развлекают. Либо он вовсе может быть изгоем среди сверстников. "Ты должен учиться, а не играть в игры" - а есть ли у него четкое представление, зачем ему учиться? Просто потому что вы его заставляете? Просто потому что так положено? Тем более, если начало учебы у ребенка не задалось, если он впал в "школьную дезадаптацию", то у него просто нет позитивного опыта школьных достижений, из-за чего школа ассоциируется только с обидными неудачами, давлением и бесконечными бессмысленными требованиями. Иногда и вовсе ребенку вместо игр приходится лицезреть вялотекущий супружеский конфликт в трещащей по швам семье или уныние депрессивного района города. Почему именно ребенок становится "проблемным" при семейных кризисах? Потому что у родителей и выросших братьев-сестер есть, где восстанавливаться свои ресурсы, где разгружаться. У них почти всегда есть какой-то свой мирок вне дома и семьи - друзья, работа, социальные хобби и т.д. А у ребенка никакого другого мира пока нет.
"Пусть лучше занимается спортом\читает книги" - а ввели ли вы его в мир спорта\чтения? Показали ли преимущества этих занятий своим примером?
Иногда игры становятся для ребенка единственным доступным способом убежать от проблем и стрессов, которые он не может разрешить своими силами. Отсюда и такая нервозная реакция, когда его пытаются игр лишить, отсюда отчаянное и едва ли не маниакальное стремление любым способом снова оказаться в мире игры хотя бы ненадолго - в мире, где всё просто, дружелюбно, где легко получить "вознаграждение" за свои усилия, где нет бесконечных и бессмысленных для детской психики требований.

Игровая зависимость - всегда лишь симптом куда больших проблем, растущих из семейной обстановки. В глубине души родители таких детей об этом догадываются, но не хотят признавать своих ошибок и попущений, которые к такому привели, и от того с ещё большим ожесточением пытаются "выдрать с корнем эту заразу" в виде игр, даже видя, как страдает от этого их чадо (но всегда же есть железное оправдание - "это ради твоего же блага"), и даже видя, что их меры делают только хуже.
Лучшая стратегия здесь - позволить ребенку окунуться в игры, мягко подталкивая его к соблюдению разумных рамок. А если проявляются признаки нездоровой увлеченности (играет неделями и месяцами, все мысли только об играх, сузился круг общения и занятостей, резко рухнула успеваемость, нервное раздражительное поведение и т.д.) - то это повод присмотреться, в каких условиях живет ребенок, соответствуют ли стоящие перед ним стрессы и задачи его детским силенкам и его пониманию окружающего мира. Но уж точно не надо давить и запрещать, т.к. это только увеличит количество детского стресса, и вместе с тем - усилит его стремление от этих стрессов убежать. Полностью станут недоступны игры? Он может найти для этого наркотики\алкоголь. Или шагнуть с крыши многоэтажки. Если возник устойчивый кризис и тенденция к бегству от него - любое давление сделает только хуже.

Показать полностью
104

Ответ на пост «Руки опускаются»4

Опять у нас здесь история про "отбившегося от рук, обнаглевшего" подростка.
Комментарии пышут праведным гневом: Наказать! Запретить! Отнять! Ограничить! Проучить!
Как наши чиновники, право же.
Автор поста свою позицию тоже обозначила красноречиво:

Вырастила балбеса!

Подразумевая - "я-то всё правильно делала, а вот ребенок вырос неправильным! надо его за это наказать!".
Ещё и фактически бросила клич коллективному "интернет-родителю", не желающему вникать и скорому на расправу - мол, помогите придумать, что мне с моим балбесом сделать, как его проучить. А интернету только дай волю - ух, напридумывает!
Ну и казалось бы - виновник (избалованность!) очевиден, выход (наказать!) ясен и наметился удачный повод самоутвердиться, применить "ежовые рукавицы", да ещё и под благим предлогом - "Воспитываю! Это ему же на пользу!"
Однако позвольте едко побухтеть и внести отрезвляющую ноту в возникшее единодушие.

Ребенок не может "внезапно отбиться от рук", не может "внезапно обнаглеть" и неожиданно для родителя приобрести какую-то избалованность. Ребенку просто неоткуда это брать, кроме семьи. А значит - если даже в нём такие качества проявились, то только потому, что их старательно годами в нём взращивали. Это в свою очередь значит - ему дали только одну модель поведения, причем дали люди, которым у него нет основания не доверять. Ребенок не сможет как-то сам уяснить те ценности, которые ему не объясняли, которые в нём не взращивали. Если родители показывают ему, что их чувства не важны, что важны только его капризы, что дорогие вещи не за чем беречь, ведь купят новые - он принимает это всё за чистую монету! И если потом родители ВНЕЗАПНО прозреют, что "вырастили балбеса", преисполнятся гнева и начнут жестко ребенка наказывать за то, к чему его сами с самого рождения приучали - это натуральное свинство, грязная и нечестная игра.
Тем более, что "гнев родителя избалованного ребенка" - это ещё и подлый гнев, с гнильцой. Ведь родитель фактически наказывает ребенка за СВОИ родительские ошибки, и делает это ВМЕСТО того, чтобы за свои ошибки принять ответственность. Вместо того, чтобы понять - ребенок, это продолжение его родительских поступков. Как будто говоря ребенку - "я всё делал правильно, я не могу ошибаться, это ты виноват, что не получился как надо!" (самый распространенный тип родителей у моих клиентов, кстати)

Кто-то спросит: Хорошо, хорошо, если не наказывать "балбеса", то что же с ним делать?
Ответ: В идеале - обратиться к специалисту, хотя бы чтобы провести качественную разведку. Мы не знаем семейной ситуации этого ребенка, из текста можно подумать, что это мать-одиночка с сыном подростком. Вполне может получится, что семейная ситуация "осложнена" каким-нибудь тяжелым разводом и прочими сопутствующими "прелестями". В таком случае сын может по-своему переживать этот кризис (у детей и ранних подростков это может проявляться довольно неочевидно). Через его неосторожное поведение может проявляться и какой-то его подавленный психологический протест и\или желание привлечь внимание матери. Последнее будет тем более актуально, если мать привыкла "откупаться" от сына дорогими гаджетами, оставляя его со своими психологическими\возрастными кризисами наедине (в таком случае небрежность обращения с гаджетами будет протестом против "суррогата", который ребенку подсовывают вместо нормального родительского участия в его жизни).

Но, ОК, допустим у нас простая ситуация и мы хотим обойтись без семейного консультанта. Допустим, у нас просто избалованный ребенок, который попросту не знает цену вещам, деньгам, материнским усилиям, привык относиться к этому, как к само собой разумеющемуся. Мы сразу пропускаем этап НАКАЗАНИЯ его за это незнание, т.к. обеспечить его им было НАШЕЙ родительской задачей, с которой мы хреново справились (ребенок не может "испортиться" вопреки и назло хорошему родителю). Далее мы объясняем ребенку, что именно и по поводу какого именно его поведения мы чувствуем (например - меня очень огорчает, когда ты делаешь так-то, потому что это заставляет меня чувствовать себя вот так-то), убеждаемся, что ребенок понял сообщение. Вводя какие-то ограничения в его жизнь, мы объясняем, почему мы ВЫНУЖДЕНЫ их вводить, и какого результата мы хотели бы этим добиться. Указываем, при каких условиях эти ограничения будут сняты\ослаблены. Далее важный этап, страхующий от того, чтобы ребенок не почувствовал себя загнанным зверьком в руках человека, обладающего над ним тотальной властью - мы оставляем мостик для благоприятного исхода (чтобы не скатываться в модель "властный прогибающий + зависимый прогибаемый", что только отдалит вас ещё сильнее и усугубит коммуникативные проблемы, а оставить возможность разрешить всё по-хорошему), а именно - указываем, что мы бы очень хотели, чтобы у нас с сыном всё было хорошо, и мы с радостью поддержим его шаги навстречу (обозначаем, что остаемся для него союзником). Это ВАЖНО и это позволит загладить свой родительский про...счёт, не впадая самому в состояние "обиженного ребенка", прикрывающегося "священной войной с избалованностью", чтобы убежать от ответственности и выместить раздражение на ком-то, кто не может дать отпор.

Фактически, нашей задачей будет - наверстать то, что мы не дали воспитанием своевременно. Объяснить и показать, ЧТО, ПОЧЕМУ и КАК должно измениться. Например, ребенок не ценит родительские деньги - объясняем, почему он должен их ценить (так, как сами это чувствуем), показываем, как это должно выглядеть на практике (как он сможет нам показать, что всё понял правильно), обозначаем награду, которую он получит, если пойдет нам навстречу (улучшение отношений, повышение доверия к нему, какие-то материальные плюшки тоже можно подключить). Многие думают, что худшие родители - это строгие и жестокие. Но на деле намного тяжелее для детской психики - родители непоследовательные, импульсивные, непредсказуемые. Например, сперва балующие, а потом внезапно включающие режим жестокого тирана. Это очень дезориентирует и травмирует, заставляет ребенка закрыться в себе, нарушает его возможность доверять и выстраивать продуктивные отношения.

Словом, берегите детей. У меня всё.

Показать полностью
48

В продолжение темы детского "долга" родителям

Спасибо @TheKate, за развернутый комментарий)
Он как раз отлично иллюстрирует позицию, которой я и оппонировал в предыдущем посте)

Для начала уточню - прошлый мой пост обслуживает задачу прежде всего психологического здоровья и благополучия населения, остальное вторично. Мне сложно сказать, какое влияние такая позиция оказывает на сферу демографии, например. Не уверен, что отрицательное, т.к. очень часто люди не хотят заводить семьи и вообще не могут доверять другим людям именно потому что натерпелись в детстве психологического насилия, принуждения, конфликтов и т.д. и теперь не могут воспринимать семью иначе как каторгу какую-то, не верят, что отношения могут быть счастливыми и гармоничными, боятся, единожды вырвавшись из этой системы, снова оказаться её пленником - под гнетом обязательств, с детьми на шее и т.д.

Очень умиляет, что @TheKate на полном серьёзе аргументирует свою позицию отсылками к сказкам и временам Руси. В сказках ведь всё преподносится очень лаконично и идеализированно, у них воспитательная функция. Ну и отсылки на древние времена тоже сомнительны - мало того, что тогда всё было мягко говоря не идеально, так ещё и реалии сильно отличались от нынешних. Тот же "Домострой" отлично это иллюстрирует. Мало кто захочет возвращения к чему-то подобному)

Выдавливание этого долга производится специально. Нас хотят разъединить

Пресловутый "долг" вовсе не приводит к сплочённости. Он скорее занимает собой то место, которое могли бы занимать искренние теплые человеческие отношения. Очень многие родители спустя рукава выполняют свои родительские обязанности, всячески злоупотребляют ребенком, потому что уверены - всегда можно надавить на "долг" ребенка, принудить его быть рядом, заботиться о родителе в старости и т.д. Пока есть "долг", отсутствует обязанность быть ребенку другом, заботиться о хороших отношениях с ним. Хороша "сплочённость", которая строится на принудиловке) И отравляет собой ту сферу, где человек в принципе и должен учиться близким отношениям, доверию к людям.
Принудиловка оказывает большое давление на личность, а уже это приводит к депрессиям, алкоголизму, суицидам, преступлениям на бытовой почве, вражде, разводам, травмам. Изобилие таких вещей уж точно не оздоровит систему, не приведёт к "демографическому оптимизму" и народному процветанию)

А для родителей дети были опорой и надеждой в старости. Их для этого и растили, для этого и отнимали от себя последнее, чтоб детям дать.

О, в этой цитате прекрасно всё) Родителям нужно обслуживание в старости - они заводят для этого детей. Как только они подрастают, им сразу предъявляют "ты нам должен по факту своего рождения и выживания, я вообще-то сильно на тебя потратился! теперь положи всю жизнь, чтобы этот долг выплатить... в качестве вознаграждения потом можешь своих детей заставить делать для тебя то же самое". Ребенок растет с пониманием, что он для родителей - лишь инструмент удовлетворения их потребностей и ценен, только пока принимает на себя роль этого инструмента, что его собственные желания в этой системе не важны и что если он ослушается - общество его затравит. А ведь он даже не просил себя рожать и, вполне возможно, совсем не хотел такой участи) Родился - и на тебе уже "рабская бирка" с долгом, который будешь отрабатывать большую часть жизни, а иначе - накажут. Какие восхитительные нравы породит такая система, какую богатую почву для искренних (а вовсе не из под палки) любви и уважения к родителям она создаст (нет).

Выглядит как институционализированная система рабства)
А главное - родитель в такой системе уже чувствует себя царём и богом и не чувствует никакой нужды поддерживать с ребенком хорошие отношения. Зачем, если всегда можно заставить, запугать, наказать, надавить, обвинить?

Другой важный вывод - ребенок неизбежно экстраполирует правила своего положения и на всё общество: система ко мне недружелюбна, я ей интересен только как инструмент, она будет принуждать меня служить ей и раздавит меня, если я откажусь. Сразу хочется жить, развиваться и размножаться в таких-то прекрасных условиях)

Да и вообще это сродни идиотизму - вкладываться 18 лет в человека, чтобы он потом просто ушел и тебе был ничего не должен.

Охотно верю, что размышляющий в таком духе человек способен быть ответственным и любящим родителем, внимательно выполняющим свои обязанности) Родил под свои шкурные интересы, всё детство ребенка скрупулёзно подсчитывал затраты на него, а потом такой "слыш, плати по счетам, ты вообще-то мне должен! Что значит, у тебя свои желания и планы?! Ах ты тварь неблагодарная, ты вообще-то обязан свою жизнь посвятить моей счастливой старости, понятно?!"
Впрочем, страх таких людей лишиться права требовать "долг" вполне понятен - они к своим детям относятся, как к слугам, как к инструментам, никакого контакта с ними не выстраивают, какой-то большой симпатии и уважения у детей вызвать не способны... Конечно же они догадываются, что без "долга" их ребенок пошлёт их на все четыре стороны, как только станет самостоятельным.
О, ужас! Если нельзя будет заставить, придётся делать так, чтобы ребенок сам хотел о тебе заботиться! Это ж... немыслимо! Духовные скрепы, традиции предков под угрозой! =D

С таким подходом скоро рожать вообще никто не захочет. Идиотов-то мало вкладываться во что-то просто так.

Зато много желающих завести себе пожизненных рабов) На какую интересную родительскую мотивацию делает ставку этот экстравагантный демографический план) Может, тогда снимем все ограничения на детский труд? Разрешим сексуальную эксплуатацию детей, торговлю ими? Отменим нахрен все социальные службы и детские права - их небось тоже коварный враг придумал, чтобы мы повымирали все) Уверен, такие меры создадут много новой мотивации у людей к размножению. Ну а что там потом с этими детьми будет и кем они вырастут - то дело десятое, главное - демографию поднять, утереть нос недоброжелателям!)

Даже блин у мужа и жены, чужих по сути людей друг другу есть супружеский долг, а у детей его нет! Ну что за идиотизм!

Это не "даже", а "именно"! У супругов есть их супружеский "долг" - именно потому, что два взрослых человека заключили социальный "контракт"! Взяли на себя ответственность! А ребенок никакой ответственности за своё рождение не несёт! =D

Показать полностью
160

Ответ Solovieff в «Я не благодарна своим родителям "за всё"»31

В исходном посте мнения разделились. Условно можно выделить две позиции - "прородительскую" и "продетскую". Есть ряд ключевых вопросов, вокруг которых и ломается большинство копий. Давайте попробуем в них разобраться, используя данный ответный пост (на который я сейчас отвечаю) как образец "прородительской" точки зрения, благо в нём содержится большинство характерных тезисов.

Разбирая тему "благодарности\неблагодарности" детей, невозможно обойтись без идеи долга или обязательства, который дети якобы несут в отношении своих родителей. Благодарность - это как раз и есть разновидность такого долга. Обычно это формулируется как "родитель тебя вырастил, тратил на тебя силы и ресурсы, а значит ты теперь обязан... (любить родителя, быть благодарным, тратить свои ресурсы в уплату этого "долга", терпеть неудобства и т.д.)"

Собственно, действительно ли ребенок всё это должен? Долг проистекает из ответственности - если ты взял на себя какую-то ответственность, то обязан её обслуживать, как этакий кредит в банке. Но в какой же момент ребенок берет ответственность за то, что на него будут потрачены родительские силы и ресурсы? Такого момента мы не обнаруживаем. На момент рождения, ребенок не является субъектом ответственности, да и никак не контролирует процесс своего зачатия и появления на свет, это происходит помимо его воли. Единственные субъекты ответственности здесь - это родители. Именно они принимают решение если не о зачатии (тут если только косвенная ответственность), то о рождении ребенка точно. Следовательно, это не ребенок что-то должен по факту своего рождения, а родители! У них была возможность как-то подготовиться, принять решения, учесть плюсы и минусы заведения ребенка.

Может быть, ребенок несёт ответственность за ресурсы, которые тратятся на его воспитание? Ии.. тоже нет. Ребенок и здесь не может являться субъектом ответственности, он полностью во власти родительской воли и может просто "брать, что дают". В этом плане ребенок очень "реактивен" и очень мало чего может привнести в процесс своего воспитания как личность - на 95% он будет просто отражать обстоятельства, окружающие его детство, а оставшиеся 5% - это генетика, которую ему дали опять-таки родители.

Должен ли что-то ребенок, в свете тяжелых условий, которые родителю пришлось преодолевать? Ну вот как в ответном посте - мать одиночка, поднимающая двух дочерей в 90-ые и т.д. И если 90-ые - это историческое обстоятельство, которое обычный смертный никак не мог контролировать, то родитель несёт ответственность как минимум тем, что решил во всём этом п*здеце завести детей. Кто-то заставлял или торопил? Не было возможности отказаться или отложить это решение до лучших времён? Ограничиться одним ребенком, вместо двух? Так или иначе, уж точно не дети несут ответственность за то, что родитель претерпел такие трудности во время их воспитания, ведь в какой-то мере он сам себе эти трудности создал и дети никак не могли на это повлиять. В сухом остатке получаем довольно безжалостный вывод - родительские лишения и траты во время воспитания - это проблема самого родителя, ребенок конечно может испытывать к нему за это теплые чувства, но он совершенно точно не ДОЛЖЕН быть благодарным, быть в долгу и этот долг выплачивать своей любовью и заботой.

Другой момент связан с границами допустимого. В ответном посте речь про психологическое насилие в духе "в этом доме ничего твоего нет" (указание на бесправие ребенка, грубое подавление его границ, требование безропотного подчинения), но этому противопоставляется вывод "да, это было, но мама также сделала для меня много чего другого" (потому, де, психологическое насилие не имеет значения и никакие претензии к родителю тут неуместны). Данный пример действительно вроде бы не критичен, однако позволяет поднять другой важный вопрос: если "немного психологического насилия" - это для родителя допустимо, т.к. он выполнял священную родительскую миссию, то где та грань злоупотреблений, которые уже нельзя оправдать "миссией"? А ведь у родителя очень много возможностей для злоупотребления, т.к. ребенок находится в полной его власти, за закрытыми стенами дома\квартиры.
Может ли "поднявший" своих детей родитель, потративший на это много своих ресурсов, например, избивать своих детей? Унижать их и растаптывать их самооценку? Запрещать им общаться, заниматься творчеством, выходить на улицу? Может ли безапелляционно навязывать ребенку свои ценности? Навязывать выбор будущей профессии, место жительства, с кем заводить семью в будущем? Может ли психологически терроризировать ребенка, держать его в страхе? Или сваливать на ребенка все обиды за свои жизненные неурядицы, сливать на него ненависть за неудачные отношения (результатом которых и стал ребенок), обиду на бросившего партнёра? Наконец, имеет ли право родитель насиловать или иным образом преступно эксплуатировать ребенка? На последнее у вас наверняка сразу ответ "нет", но проблема-то в том, где пролегает граница "плохих" действий, совершаемых против ребенка, оставляющих на ребенке негативный след, которые оправдываются родительской "миссией"? Немного углубившись в тему, нам придется признать, что эту границу провести невозможно и либо мы признаём за ребенком отдельную личность, имеющую право на комфорт, заботу и свободу выбирать своё будущее, либо такое "родительство" начинает попахивать эгоцентризмом. Если ты родил ребенка "для чего-то", под какие-то свои цели и нужды и теперь считаешь себя вправе применять насилие на своё усмотрение, распоряжаться его будущим, перекраивать его личность под себя (подавлять самооценку, постоянно атаковать критикой), требовать выплаты "долгов", требовать любви и заботы, убежден, что создал себе личных слуг, которыми теперь якобы можно как угодно распоряжаться, то ты погряз в эгоцентризме и отрицаешь в своём ребенке отдельную личность. Все разговоры про "священное родительство", якобы огромный долг, который дети на себе несут по факту их тобой производства - не более, чем ширма, прикрывающая этот эгоцентризм.

Отдельно интересен момент с "должен любить\ценить родителя, искренне интересоваться им, желать постоянного общения" и т.д. Поскольку наши чувства и наш искренний интерес к чему-то долгу и обязательству не подчиняются, то это требование не только неправомочно, но и неосуществимо. Человек в ответ на такое требование может либо создать у себя чувство вины за то, что он не испытывает те чувства, которые должен, либо пойти на самообман и просто убедить себя, что он эти чувства испытывает. Здоровое же отношение к любви и интересу ребенка будет звучать так "если я всё как родитель сделал правильно и выстроил с ребенком надежные связи (для чего у меня был миллион возможностей), то как результат я получу хорошее отношение, интерес и любовь ребенка. И если, следовательно, любви и интереса ребенок ко мне не испытывает, значит я, как родитель, весь свой миллион возможностей благополучно про*бал и вместо этого тешил за счет ребенка своё эго, вымещал на нём своё неблагополучие или вообще занимался другими делами, не обращая на ребенка внимания (и теперь не имею морального права возмущаться и чего-то там требовать)". Чувства ребенка могут быть только результатом вашего с ним совместного опыта, но никак не порождением обязательства. Грубо говоря - никто не должен никого любить, любовь нужно заработать. Если не заработал - сам виноват. И под "зарабатыванием" имеются в виду отнюдь не количество потраченных на ребенка ресурсов и сил (их переизбыток тут так же вреден, как и дефицит), а скорее качество межличностного процесса с ребенком.

Ну и наконец пример, который использует как "пугало" автор ответного поста:

Люди придумали какую-то безобразную новую игру: ставить родителей на самый высокий пьедестал, а потом с большим удовольствием их оттуда сталкивать. Зачем-то из родителей рисуют царей и богов, Атлантов, которые должны удержать на своих плечах неподьемное эго своих детей, но не справляющихся с этой задачей, а потом с грохотом сталкивать их оттуда - мама не описалась от восторга, когда я рассказала ей про своего парня! Должна была, и не стала! Предательство и позор!

Ту и про "неподъемное эго" посмевших посягнуть на родительский авторитет, и про безответственность, про мелочность желаний (родитель обязан "писаться от восторга" в ответ на любое событие в моей жизни) и прочее. Очень любят все дружно пинать эту категорию людей - кто вместо того, чтобы заниматься своей жизнью и, зачастую, "наслушавшись психологов", начинает в соцсетях самоутверждаться, обвиняя во всех своих бедах родителей. Очень яркий образ, вызывающий в людях большое раздражение. Настолько большое, что никому не интересно, какова реальная доля таких людей, как часто это вообще встречается. Подозреваю - очень редко. Но малое их количество компенсируется их медийностью и тем, насколько охотно из них делают пугало того, "насколько может офигеть ребенок в своих претензиях к родителю". Однако, даже если брать именно этот, крайний пример, то при небольшом анализе и из него напрашиваются интересные выводы. Почему какой-то взрослый человек, вместо решения своих проблем, "толчёт воду в ступе" своих детских обид? Почему он выбрал самоутверждаться именно таким образом? Ответ - потому что как личность он незрел и не умеет работать с ответственностью, пытается заработать хоть какой-то социальный капитал (привлечь внимание, вызвать сочувствие), принижая других людей (своих родителей). Могут ли в такой системе родители быть действительно хорошими, добросовестно выполнявшими свою ответственность и обязательства? Удивительно, но нет. Ведь иначе как у них получился настолько незрелый и безответственный ребенок! Как нужно было выполнять (или не выполнять) свои родительские функции и про*бать весь свой миллион возможностей выстроить хорошие отношения с ребенком, чтобы на выходе получить того, кто легко разменивает весь твой родительский авторитет на ситуативное самоутверждение? Того, кто пассивен, не хочет брать ответственности за свою жизнь и застрял в детских обидах! Мог ли у нормального родителя вырасти такой ребенок? Ответ - нет. Если только не допускать фантастический вариант, что абсолютно нормальный и хорошо воспитанный ребенок вдруг на ровном месте и без причины опустился и деграднул, как только сам стал взрослым - так не бывает). Иначе говоря - чтобы появился человек, винящий во всех бедах родителей, родители действительно должны крупно про*баться.

Показать полностью
823

Ответ на пост «Му*дак ли я от того, что больше не хочу быть отцом?»8

Люблю истории, где автор (помимо своей воли) сообщил внимательному читателю намного больше, чем собирался)

На первый взгляд, у нас тут обычная история про то, как родитель души не чаял в ребенке, старался всем-всем обеспечивать, а выросший ребенок внезапно оказался "неблагодарной тварью".

Однако в рассказе присутствует много странных деталей, при ближайшем рассмотрении складывающихся в довольно тревожную картину.

Для начала обратим внимание на формулировки про восприятие дочери как "продолжения себя", "сильную связь" и "чувство крови"\"кровное родство", аналогии с частью тела (рукой). Кто-то скажет - мол, это лишь про то, насколько большое чувство родитель испытывает к ребёнку, однако, как справедливо заметили некоторые комментаторы, у сравнения с частью тела есть и оборотная сторона: у "части тела" нет и не может быть никакой своей воли, она всегда должна быть при "остальном теле" (при "хозяине"), она не рассматривается как отдельная личность со своими желаниями и ценностями, а лишь как продолжение воли, желаний и ценностей "хозяина". Пока это лишь "игры в слова" и домыслы, потому давайте попробуем найти подтверждение такой логики в остальном тексте.

Дальше видим, как дочь терпит ряд неудач в своей социализации - с учебой, "плохой компанией", попытками работать и т.д., так что к 22-м годам, видимо, оказывается в полной материальной зависимости от отца, при минимуме навыков самостоятельной жизни (тут достоверно знать не можем, положимся на слова самого отца). Однако это всё перечисляется отцом через запятую, будто это не оказалось для него неожиданным развитием событий и не вызвало никаких перемен в отношениях между отцом и дочерью - он как потакал ей во всём, так и продолжал это делать. Будто и не имел ничего против её беспомощности и "иждивенчества". Запомним это. Как и то, что в описании заботы о дочери автор упоминает преимущественно материальную и денежную помощь.

Теперь обратим внимание на уже характерологические особенности автора.
Он отдельно отмечает, что дочери прощал вообще всё, в отличие от остальных людей, на проступки которых (даже мелкие) реагирует подчеркнуто ("слишком") жестко и бескомпромиссно. Отмечаем, что автор строит свой диалог с миром через жесткий "карательный" контроль.
Далее мы видим, что эта подчеркнутая жесткость вполне может применяться и к "так сильно любимой" дочери, когда она сделала что-то, что не понравилось автору. Каково же было то страшное преступление, за которое он решил полностью и одним днём (видимо) вычеркнуть её из своей жизни, полностью лишить содержания и выселить из квартиры? Ну, она посмела прервать разговор, который отец считал важным, не открыть ему, примчавшемуся выяснять отношения, дверь (хотя тут вопрос, чья это была инициатива, ведь девушка была в тот момент в квартире матери) и затем заявила ему о том, что ощущает его совсем чужим человеком, боится его и хочет отказаться от его денежной помощи.
Вот так так. И здесь миф об "охреневшей от халявы избалованной дочери" даёт трещину. Ведь она сама хочет отказаться от отцовской помощи. САМА. Даже при её описанной житейской беспомощности и зависимости, она почему-то хочет убрать из своей жизни этот "рог изобилия". Ещё и про страх говорит, про гиперконтроль. Почему-то в характеристике отношений с дочерью самого автора мы упоминаний этого не видели, эта истина прорывается только через цитирование реплик самой дочери.
Ну и масштаб её "преступления" можем оценить - ведь она "посмела попытаться отказаться от помощи отца и контактов с ним". И всю его хвалёную "невероятно сильную отцовскую любовь" разом как ножом отрезало.
И все последующие эмоциональные бури (видимо, пытались отговорить от выселения из квартиры, либо дать время на поиски нового жилья или что-то подобное) равнодушно называет "плохой актерской игрой" (хотя тут не совсем понятно, что и зачем дочери надо было "играть", и каково было её реальное, не "наигранное" отношение к ситуации... тут картина не складывается).
И сравнение с "охуевшими маленькими ублюдками, которых надо сдать в детдом" (сколь маленький шажок отделял "любимую" дочку от превращения в "охуевшего ублюдка", поразительно).

Какая картина у нас складывается?
Автор выстраивает диалог с миром через "карательный контроль" и отношения зависимости. "Счастливое право" быть "зависимым" выпало в частности его дочери. Видимо, ей ещё в детстве был предложен "договор" в виде: либо ты зависима, позволяешь себя контролировать и не рыпаешься, либо становишься моим врагом. Потому-то её неудачи и мытарства отца не сильно беспокоили - ведь дочь оставалась зависима, значит всё идёт по плану. И даже напротив - если она вдруг станет слишком самостоятельной, она сможет преодолеть зависимость, а значит - сорвётся с крючка. Этого допустить он не мог и потому всячески стимулировал зависимость дочери - вместо того, чтобы помочь встать на ноги и стать самостоятельной - просто заваливал деньгами. С её стороны мы знаем только про страх перед отцом и его гиперконтроль, так что можем только догадываться, какие ещё меры применялись, чтобы "часть тела" не вздумала возомнить себя отдельным человеком.
Легкость перехода от "бесконечной любви" к враждебному равнодушию и тотальному отвержению показывает, что со стороны отца никакой особой эмоциональной теплоты\близости и не было. Это хорошо вписывается в схему патологичной "нарциссической любви" - он одаривает тебя вниманием и подарками, только пока ты остаешься послушным продолжением его самолюбия и не смеешь ни в чём ему перечить, а иначе он хладнокровно растопчет тебя как насекомое, чтобы затем, насладившись видом твоего унижения и отчаяния, любезно предложить возобновить ваш "союз" (при условии, что игрушка ему ещё не наскучила).

С высокой вероятностью, в лице автора мы и имеем дело с нарциссом, в нарциссической же манере кошмарящим своих близких. Дочери ещё повезёт, если нынешнее его отвержение окажется таки окончательным и он больше не будет вмешиваться в её жизнь. В этом случае у неё есть шанс наверстать свою самостоятельность и стать счастливой. В ином случае ей можно только посочувствовать. Благополучно пережить ТАКУЮ родительскую "любовь" чрезвычайно непросто. Она вроде бы и вознаграждается материально, но это лишь приманка, заманивающая в паутину тотального контроля и беспомощности.

P. S. Каждый раз, когда слышу зачин про "сильную родительскую любовь и детскую неблагодарность", уже чувствую какой-то подвох. И таки каждый раз оказываюсь прав. Не бывает "слишком сильной родительской любви", которая приводила бы к негативным последствиям, зато бывает родительский эгоизм и желание под видом "сильной любви" использовать ребенка для удовлетворения собственных потребностей. Ни мало не заботясь о том, хочет ли этого сам ребенок, идёт ли это ему на пользу, поможет ли это ему стать счастливым и т.д. "Неблагодарность" ребенка означает лишь то, что человек, занятый самолюбованием в роли "любящего и жертвенного родителя", где-то потерял (а может никогда и не искал) потребности самого ребенка, контакт с ним. И то - далеко не каждый ребенок осмелится эту "неблагодарность" (читай - "протест") выразить, очень многие так и остаются безмолвными жертвами, задушенными в родительских "объятиях".

В целом, не считая нарциссической темы, история очень схожа с этой и немного даже с этой, которые я разбирал ранее.

Показать полностью
29

Ответ на пост «Меня в детстве лупили и ничего, нормальным вырос»161

Заметил, что одним из последних прибежищ сторонников "воспитательных побоев" стал тезис "А что, если ребенок животных мучает? Как ему за такое не втащить? Пусть на себе прочувствует, каково бедной животинке! Так будет доходчивее всего!"

Давайте попробуем ответить на вопрос "Почему ребенок может проявлять целенаправленную жестокость к животным и помогут ли тут побои?"

Для начала - уточним, что речь пойдет о случаях, когда ребенок именно что сознательно причиняет боль животным, а не по незнанию\недомыслию (как это бывает с совсем маленькими детьми или с теми, у кого есть нарушения интеллекта). Если это происходит впервые, неосознанно, то обычному ребенку достаточно будет 1-2 словесных объяснений, если же наказать его физически, то это, может, ситуативно и сработает, но вместе с тем размоет психологический барьер применимости насилия. Иначе говоря "если мама\папа наказывает меня болью за неправильное поведение, то тем самым это показывает мне, что насилие является в принципе приемлемым способом диалога с миром, главное - чтобы было благое оправдание".

Есть две основные группы причин, по которым ребенок может склониться к сознательному насилию. Условно назовём их "эмоциональная депривация" и "реактивная (ответная) агрессия".

"Эмоционально депривированные" дети обычно растут в обстановке, когда их значимые взрослые не дают им нормальной эмоциональной обратной связи. Это могут быть внешне очень разные сценарии - от сценариев "холодных\отчужденных родителей" до сценариев тревожной\балующей гиперопеки. Внешняя разница не должна обманывать - их объединяет то, что ребенку дают что угодно, кроме нормальных родительских чувств, из-за чего развитие его эмоционального интеллекта блокируется на очень ранней стадии, такие дети не понимают ни своих чувств и потребностей, ни в окружающих людях не умеют видеть таких же людей, с чувствами и потребностями, как и они сами. Такие дети в каком-то смысле "депривированы" от собственной жизни, не могут полноценно её прочувствовать.
Далеко не все такие дети прибегают к насилию, но если прибегают - то в качестве "способа почувствовать себя живым". "Обратная связь" на языке боли - от мучимого животного - это то, что такому ребенку будет как раз доступно для понимания. То, что будет хотя бы частично восполнять дефицит эмоционального диалога с миром, ясный и наглядный сигнал, что ты в этом мире есть и можешь на кого-то влиять (это очень ранние потребности, у большинства из нас они оказываются закрыты ещё до того, как появится возможность их осознать, потому может быть непонятно, как это может становиться причиной кого-то мучить)
Из примеров: Насколько помню, у Гитлера был холодный жесткий отец и тревожная гиперопекающая мать, т.е. - сразу сочетание двух указанных выше сценариев.
+ "Эмоциональная депривация" объясняет, каким образом знаменитыми серийными маньяками-убийцами становились какие-нибудь "мальчики из богатой семьи", которые по всем внешним показателям были "баловнями судьбы". Кого-то это озадачивает - кажется, что убийцей можно стать только от "хреновой жизни", однако тут ключевое - вопрос эмоционального интеллекта, а не материальный достаток (он-то как раз сам по себе маньяком никого сделать не может). Если тебя всё детство все баловали, в попу целовали и все силы бросали на то, чтобы доставить тебе удовольствие - скорее всего возникнут большие трудности с тем, чтобы увидеть в окружающих отдельные личности, ведь они будут казаться просто функциями, нужными для твоего удовольствия + Твои эмоциональные потребности будут в дефиците, но из-за неразвитости эм. интеллекта ты не сможешь понять, чего именно тебе не хватает и это может подтолкнуть к деструктивным способам "почувствовать себя живым".
Повторюсь - дети из этой группы не часто приходят к сценарию целенаправленного насилия. Чего не скажешь о представителях второй группы (здесь риски уже куда выше)

"Реактивная (ответная) агрессия" формируется при сценариях, когда ребенок постоянно подвергается физической и\или психологической агрессии извне, причем без возможности от этого защититься. Особенно если ребенок вообще ни в ком не находит ни понимания, ни поддержки, словом - не находит нормального человеческого отношения. В этом случае мировосприятие ребенка уплощается до концепции "ты либо мучитель, либо жертва", при котором есть только один способ не быть "жертвой" - быть "мучителем". И именно когда ребенок находится в роли мучителя - он чувствует себя в безопасности, его травмы на время утихают.
Причем, здесь могут быть и относительно "скрытые" сценарии, когда ребенка может быть никто и не избивает, но значимое окружение всячески ему сигнализирует - "ты никто и звать тебя никак, любые твои решения, хотелки, чувства ничего для нас не значат, ты полностью в нашей власти", т.е. всячески унижает и обесценивает ребенка - в этом случае насилие становится способом "почувствовать себя значимым хоть где-то". Вот такой ребенок медленно душит котенка и в этот момент он абсолютно значим для несчастного животного, он уже не пустое место.
Другие сценарии более прямолинейны - "тебе делают больно - ты делаешь больно". Насилие здесь становится самым понятным и предпочтительным способом коммуникации с миром (до других, более сложных и конструктивных способов ребенку помешают "дорасти" его травмы), способом отомстить миру за то, что он был так жесток к человеку, пока он был слаб и беспомощен.
Опять же отмечу - далеко не все, кто в детстве подвергался такому обращению становятся садистами, хоть это и происходит значительно чаще, чем с представителями первой группы. Куда чаще такие дети, вырастая, просто ломаются и спиваются, суицидятся и т.д. Собственно, нет сценария, при котором сколь-нибудь гарантированно вырастал бы маньячина, по природе своей человеку чуждо насилие и должны сложиться исключительные условия, чтобы этот барьер оказался преодолен и он насилие полюбил. В подавляющем же большинстве случаев человек просто ломается, направляет агрессию на себя или она проявляется в просто беспорядочном антисоциальном поведении. Многие, впрочем, умудряются стоически "сохранить в себе человека". Правда, в близких отношениях - с собственными детьми и партнёром всё-таки есть серьезные риски, что усвоенная в детстве жестокость всё-таки выплеснется в том или ином виде.

Вернемся к вопросу "помогут ли от такого побои?"
Ну, родители "депривированных" детей вряд ли зададутся вопросом об именно физическом наказании (здесь как в анекдоте про собаку - "они предпочитают делать больно по-другому"), потому ответ этот стоит адресовать в первую очередь именно родителям детей второй группы. Не сложно заметить, что в этом случае детская агрессия является полностью реакцией на агрессию извне, ребенок не может стать жестоким сам по себе, при хороших родителях и окружении. А это значит, что, если именно ты задаешься вопросом "а не избить ли мне моего ребенка, когда он сотворил такое (мучил животных)?", то скорее всего именно ты, мудень, и являешься причиной жестокости ребенка, и именно потому тебе на ум сразу приходит "ремень" в качестве первого способа решения проблемы, потому что это уже привычный и хорошо отработанный способ "воспитания" ребенка. В этом случае "ремень" для него лишь станет ещё одним кирпичиком в идею "весь мир против меня" и "чтобы не быть жертвой, надо быть мучителем", т.е. проблема усугубится, просто ребенок научится лучше скрывать её от взрослых.

Кто-то может вспомнить про органических психопатов, у которых эмпатия может быть нарушена на физиологическом уровне, врождённо - может хоть с ними "ремень" поможет? Нет, они станут лишь ещё злее в ответ на такое.

В итоге мы возвращаемся к ранее сформулированному мной тезису: насилие в воспитании либо избыточно, либо делает ещё хуже. Это же актуально и для случаев детской жестокости к животным. Если ребенок нормальный и склонности к жестокости не имеет, значит он может мучить животное только по недопониманию, которое легко устранить просто разговором. Если же склонность к жестокости уже есть - значит, ребенок уже является жертвой жестокого воспитания и "ремень" станет просто ещё одним эпизодом этой жестокости, лишь усилит деструктивную тенденцию.
Что же делать, если обнаружили у ребенка склонность к жестокости (за пределами 1-2 прецедентов)? Вести его к детскому психиатру\психотерапевту и потом всей семьей выполнять его (специалиста) рекомендации (т.к. это ВСЕГДА проблема всей семьи сразу, а не только самого ребенка).

Показать полностью
58

Ответ на пост «Меня в детстве лупили и ничего, нормальным вырос»161

Триггернуло меня снова по детской теме. И даже не историей из поста (тут-то всё однозначно как раз), а скорее некоторыми рассуждениями в комментариях о "допустимых границах" применения физических наказаний в виде ударов\порки\избиений к ребёнку. Высказывался по этой теме неоднократно, но сейчас хочу проиллюстрировать парочкой наглядных примеров некоторые моменты, которые упускают сторонники физических наказаний.

Давайте возьмем классическую ситуацию "несделанные уроки\принёс двойку из школы". Многие говорят - тут-то как раз наказание уместно, чтобы "вправить мозги" и всячески наставить на путь истинный. В случае с уроками, которые не хочет делать ребенок, у него есть причины - для него уроки, это совершенно новые задачи, с которыми он пока не умеет справляться (но его заставляют это делать), из-за чего формируются негативные ассоциации с уроками (позитивные сформируются, только когда ребенок разберется, когда у него начнет получаться и это будет закреплено вознаграждениями), включаются детские защитные механизмы - "избегать неприятного". Вот родитель, видя, что чадо злостно уклоняется от уроков, применяет ремень. Что происходит в этот момент в детской головке? Обида, ощущение непонимания от того, зачем его заставляют это делать, что к нему в принципе применяют грубое насильственное принуждение. Станут ли от этого учебные задачки более понятными и приятными? НЕТ. Теперь они у него начнут ассоциироваться с ещё кучей неприятных вещей, психологическое сопротивление учёбе УСИЛИТСЯ. И дальше, на самом деле, перед ребенком всего два пути. Либо сопротивление станет достаточно сильным, чтобы ребенок начал искать новые способы избегать неприятную ему учебу (списывать, обманывать, пропускать уроки, всячески хитрить и т.д.) - это сценарий "двоечника\троечника", возможно с выходом, затем, в "малолетнего преступника", либо ребенок ЛОМАЕТ своё психологическое сопротивление ради соответствия родительским требованиям - это сценарий психологического насилия над собой, возможно с выходом в "синдром отличника", психологическую надломленность, риск депрессии\алкоголизма. Позитивных сценариев тут нет. Либо физическое наказание создаёт отдельную проблему в виде отвращения к учёбе, либо происходит психологический надлом, который даст богатые "всходы" в будущем.

Может, тогда можно п**дить за принесённую двойку? Этот ответ ПОЛНОСТЬЮ зависит от того, ПОЧЕМУ была получена эта двойка (понимаю, понимаю, для многих поинтересоваться причинами - это слишком высокий "пилотаж" родительства, но выслушайте меня). Может, у ребенка конфликт с преподавателем? Может, его травят одноклассники? Может, он глубоко запутался в предмете и сильно оторвался от остальных? Может, он не понимает, зачем ему в принципе учиться, т.к. не видит никаких внятных перспектив для себя в будущем? Или кто-то на полном серьезе считает, что ребенок может получить двойку НАЗЛО родителю? У двойки всегда есть причины и надо работать именно с ними. А физическое наказание не поможет ни с одной из описанных причин, только усугубит проблему. "Дать ремня" здесь выполнит только функцию "наказать за несоответствие моим ожиданиям, выместить раздражение". И результатом в 99% случаев будет иметь только то, что проблема усугубится, просто ребенок постарается лучше её скрывать от вас.

Приведем другой пример - когда надо срочно пресечь какое-то проблемное поведение ребенка. Давайте сразу определимся, что "отдернуть ребенка из под несущейся машины" и прочее подобное сюда не подходит, т.к. отсутствует воспитательный момент - это не наказание. Предположим, ребенок балуется за столом и "напрашивается на подзатыльник". Также предположим, что это совсем маленький ребенок и вы впервые применяете к нему такое наказание. Что происходит в голове маленького ребенка в первые секунды после подзатыльника? О, очень многое.
Для начала, включается сильная ассоциация "боль=опасность"
Сигнал опасности для ребенка обладает очень большим весом, т.к. он ещё совершенно беззащитен перед миром
Далее ребёнок осознает, что опасность исходит от объекта, которому он до сих пор БЕЗРАЗДЕЛЬНО доверял и от которого полностью зависит. Полное доверие в этот момент умирает, ребенок понимает, что уже не во всём можно на этого человека полагаться, не всё ему можно открывать, нельзя себя вести полностью расслабленно и естественно в присутствии этого человека, возникает идея "этот человек опасен, он может причинить мне боль основываясь на системе правил, которую я пока даже полностью не знаю". Т.е. следом ещё и угнетается познавательная активность - ребенок обнаруживает "минное поле" там, где до этого беззаботно резвился, теперь он будет вести себя консервативнее в познании этого мира. Пострадает способность выстраивать доверительные отношения с кем-либо. С зависимостью ещё сложнее, т.к. нашей психике крайне сложно "подружить" между собой зависимость от кого-то и ощущение опасности от этого же человека. Это создаёт внутренний конфликт. Слышали про "Стокгольмский синдром"? Он как раз связан с эффектом "этот человек для меня смертельно опасен, но и от него же сейчас полностью зависит моё выживание". Привожу этот пример лишь для иллюстрации того, что сочетание "зависимость + опасность" корёжит даже взрослую сформированную психику, чего уж говорить про детей. Возвращаясь к нашему примеру - какие будут конкретные последствия? Ну, как минимум - возникнет очаг тревоги, ребенок потеряет ощущение безопасности, усилится ощущение его беспомощности, начнут возникать вторичные защитные реакции от этого всего (они могут быть разные). Итогом получим более хрупкую психику, невротизацию, тревожность, опять-таки угнетение познавательной деятельности и нарушение способности выстраивать здоровые комфортные доверительные отношения.

Кто-то насмешливо спросит: И что, это всё от одного подзатыльника?
Ответ: скорее нет, если это окажется единичным случаем, то это загладится и забудется, однако здесь есть и некий "прецедентный эффект" - некоторые качества вашей с ребенком связи будут безвозвратно утрачены даже после разового случая (особенно если речь о раннем детстве). В остальном же это лишь положит начало тенденции, которая после каждого следующего физического наказания будет усиливаться.

Моё самое раннее собственное воспоминание о физ. наказании связано с дедом. Мне было года 4, и он наказал меня "ложкой по лбу" за то, что я шалил за столом. Помню, что это произошло совершенно внезапно и ошеломило меня. Я внезапно осознал, что тот, кому я доверял, может поступить со мной ТАК. Помню осознание, что я не могу сейчас убежать из дома, потому что меня просто даже не выпустят никуда, в ночь-то. Внешне выглядело, будто "воспитание сработало" и жизнь продолжилась своим чередом. Я больше никогда не шалил за столом, однако, я уверен, я бы понял это и если бы на меня просто прикрикнули - я был довольно разумным, осторожным, впечатлительным и сдержанным ребенком. Бить было не обязательно. Скрытым эффектом от этого наказания было то, что я больше не мог чувствовать себя в безопасности рядом с дедом и с тех пор начал сторониться и избегать его, что сохранилось до самой его смерти.
Другое яркое воспоминание - как раз классическое "надавали по попе"; мне лет 7-8. Помню, что я просто сымитировал боль и слёзы, чтобы наказание скорее прекратилось, а как только родитель ушел, осталось только чувство озадаченности и разочарования. Если до этого родители пользовались беспрекословным авторитетом, то теперь в сознании горела мысль "И это лучшее, что ты придумал? Действительно?" Я увидел, что родитель, не разбираясь в ситуации, просто выплеснул на меня свои эмоции, действовал примитивно, не видел во мне личность, а просто "устранил раздражитель". Это событие стало отправной точкой в том, чтобы начать видеть и многие другие родительские несовершенства, в тот период я сделал для себя много открытий не в их пользу (что потом усугубилось ещё и родительским разводом).
Стоило ли оно того? Для меня - однозначно нет. В первом случае ради мелкого воспитательного момента дед пожертвовал эмоциональным контактом со мной и моим доверием, во втором случае ценой стал сильно ослабленный родительский авторитет (позже, когда в подростковом возрасте начался депрессивный кризис, я даже не пытался обращаться за помощью к родителям, т.к. был уверен, что они попросту не способны мне помочь и сделают только хуже... из-за чего кризис переживался в полном одиночестве и протекал значительно тяжелее, чем мог бы).

В целом, детьми и физ. наказаниями действует один четкий принцип: Если ребенок НЕ ЗНАЛ, что он делает что-то, за что последует наказание, то наказывать его за это незнание настолько жестко - ИЗБЫТОЧНО и будет иметь кучу неприятных последствий, а если ребенок ЗНАЛ, что делает что-то, за что последует наказание, но всё равно делал это - значит есть какая-то ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, которая заставляет его это делать (это может быть и тревога, и депрессия, и дефицит внимания, и даже попытки ребенка "спасти семью" ввиду трещащего по швам родительского брака) и с которой надо работать именно как с психологической проблемой, т.е. адресно и специальными средствами, а не просто насильственно подавляя симптом.
Таким образом мы видим, что ниши для применения физического наказания фактически не остается - оно всегда либо избыточно, либо не сработает как задумано\сделает только хуже.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!