Серия «Вторая Мировая Война»

195

Бе-4

В 1936-37 гг. в Советском Союзе была разработана сначала десятилетняя, затем пятилетняя программа строительства "Большого морского и океанского флота". В своей речи на первой сессии Верховного Совета СССР в январе 1938 г. председатель СНК СССР В.М. Молотов заявил: "У могучей Советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела, морской и океанский флот".

Бе-4 на катапультной установке легкого крейсера Молотов.

Основой будущего "Большого океанского флота" должны были стать линейные корабли и тяжелые крейсера, которым требовались бортовые катапультные гидросамолеты разведчики-корректировщики.

Принятый к тому времени на вооружение КОР-1, абсолютно не удовлетворял военных моряков, поэтому создавать новый катапультный разведчик-корректировщик, надо было параллельно со строительством кораблей. В конце 1938 г. появилось задание на разработку перспективного катапультного гидросамолета для новых тяжелых кораблей получившего обозначение КОР-2. Свои эскизные проекты по этой теме, кроме Г.М. Бериева, представили такие конструкторы как И.В. Четвериков, В.В. Никитин и В.Б. Шавров.

Согласно тактико-технических требований КОР-2 должен был иметь полную длину не более 9,5 метров, размах крыльев не более 11,0 м (в сложенном положении ширина - 4,5 м). Полётный вес не должен был превышать 2600 кг. Дальность полета - 1200 км. Эскизный проект был разработан в двух вариантах - летающей лодки и поплавкового гидросамолета. В качестве основного предлагался лодочный вариант, с чем заказчик согласился, однако возражения вызвали линейные размеры самолета (длина 10,4 м, размах крыла 12,0 м, ширина со сложенным крылом 4,7 м). Представители флота настаивали на размерах указанных в ТЗ, однако Бериеву удалось отстоять свой вариант, мотивируя его тем, что иначе нельзя гарантировать достаточной мореходности КОР-2.

Художественное изображение самолета

В окончательном варианте КОР-2 был выполнен в виде цельнометаллической двухреданной летающей лодки с крылом типа парасоль. Крыло состояло из центроплана и двух консолей, причем консоли складывались. В качестве силовой установки был выбран двигатель воздушного охлаждения М-63 мощностью 1100 л.с., однорядный звездообразный, с двухскоростным нагнетателем. Для снижения посадочной скорости самолет имел щитки Шренка. Экипаж состоял из двух человек - пилота и штурмана. Самолет имел двойное управление расположенное в кабине пилота, причем правая ручка и педали были съемными.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести бомбы весом до 200 кг.

Запуск КОР-2 (впрочем, с выходом в декабре 1940 г. приказа НКАП №704 "О переименовании боевых самолетов" КОР-2 получил обозначение Бе-4) в серийное производство совпал с очередными организационными изменениями в советской авиапромышленности. Морское самолетостроение было решено сконцентрировать севернее Москвы, в районе системы искусственных водохранилищ (Московское море) и канала Москва-Волга. Поэтому в марте 1941 г. ЦКБ МС было переведено на Савеловский машиностроительный завод №288 (г. Кимры, Калининской обл.). До этого предприятие выпускало агрегаты планера и учебные кабины самолета Су-2, и было филиалом авиационного завода №30. Теперь завод стал самостоятельным и получил номер №288.

Первоначальное количество Бе-4, которое предстояло выпустить на заводе №288 было определено в 20 экземпляров, но, поскольку "новоиспеченный" авиационный завод никакого опыта серийного строительства не имел, то Г.М. Бериеву пришлось срочно вместе с директором завода Н.И. Чеблуковым вплотную заняться организацией производства новой летающей лодки. Впрочем, переезд на новое место, давал одно, но существенное преимущество. Впервые ОКБ стало полностью самостоятельным и перестало находиться на "вторых ролях", как это было на таганрогском заводе №31.

Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

Всего было произведено 47 машин.

Показать полностью 5
129

"Эконом-режим"

Подготовка к проведению стволиковых стрельб на лёгком крейсере "Молотов"; Черноморский флот; 1947-й год

Стволиковые стрельбы проводились для выработки и поддержания навыков наведения орудий главного калибра. В ходе таких стрельб отрабатывались все штатные операции с орудиями главного калибра: заряжание и прицеливание, однако сама стрельба проводилась из вспомогательных орудий, размещавшихся на стволе орудия, либо вкладывавшиеся внутрь ствола. В данном случае главным калибром крейсера были 180-мм корабельные пушки Б-1-П в трёхорудийной башенной установке МК-3-180, а для проведения вспомогательных стрельб использовались 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21-К.

Общий вид легкого крейсера Молотов

Показать полностью 2
7

На огневой позиции

На огневой позиции

Расчёт 82-мм гвардейского миномёта БМ-8-48 из состава 1-й батареи 1-го дивизиона 83-го гвардейского миномётного полка на огневой позиции на южной окраине польского города Струмень; ~ 5-12-е марта 1945-го года

Снимок сделан в период подготовки Моравско-Остравской операции - наступательной операции войск 4-го Украинского фронта начатой 10-го марта с целью овладения Моравско-Остравским промышленным районом. В указанный период полк был придан 127-му лёгкому горнострелковому корпусу, входившей в состав войск 38-й армии
К началу операции полк был полностью укомплектован боевыми машинами - 24 единицы, при этом на вооружении полка состояло 4 боевые машины БМ-8-48 и 20 БМ-13.

Показать полностью
65

Наступление

Самоходные орудия СУ-122 Брянского фронта во время боев в ходе летней кампании 1943-го года.

К 1-го июля 1943-го года бронетанковые и механизированные войска состояли из 1 танкового корпуса, 4 отдельных гвардейских танковых полков прорыва и 5 отдельных танковых полков, 3 тяжёлых и 3 средних самоходно-артиллерийских полков. В целом танковые войска фронта располагали 614 исправными танками и САУ, из которых на долю СУ-122 приходилось 40 машин.
Самоходные орудия СУ-122 были собраны в трёх самоходно-артиллерийских полках: 1444-м, 1445-м и 1452-м. На 1-е июля 1943-го года 1452-й полк располагал 1 танком Т-34 и 16 САУ СУ-122, 1444-й и 1445-й полки имели в своем составе по 9 СУ-76 и 12 СУ-122.

Лейтенант В.А. Василенко ставит задачу экипажу САУ. Согласно наградным за 1944-й год - командир ремонтного взвода 1444-го самоходно-артиллерийского полка.

Формально, все три полка содержались по штату № 010/453, численностью 255 военнослужащих, по которому в состав полка входило 4 батареи САУ, по 4 самоходных орудия в каждой батарее, подразделения боевого и тылового обеспечения. Всего полку по этому штату полагалось 16 самоходных орудий СУ-122, а также 1 танк Т-34 для командира полка. Однако этот штат был введён в апреле 1943-го года, после передачи частей самоходной артиллерии из подчинения артиллерии в состав бронетанковых и механизированных войск. Из трёх полков, входивших в состав танковых войск, только 1452-й полк формировался по новому штату. 1444-й и 1445-й полки были сформированы ещё в марте 1943-го года по старому «артиллерийскому» штату - № 08/191, численностью 289 военнослужащих. Согласно этого штата полк состоял из пяти батарей, по 4 самоходных орудия в каждой батарее, а также подразделения боевого и тылового обеспечения. Три батареи в полку вооружались 122-мм самоходными орудиями СУ-122, две — 76-мм самоходными орудиями СУ-76; всего же полку полагалось 21 самоходное орудие: 12 СУ-122 и 9 СУ-76 - кроме машин в линейных батареях, ещё 1 самоходное орудие СУ-76 полагалось командиру полка. Реорганизацию же полки завершили уже в ходе проведения операции «Кутузов» - Орловской наступательной операции, проведённой в период с 12-го июля по 18-е августа 1943-го года силами Западного, Брянского и Центрального фронтов против орловского плацдарма, занятого войсками немецких 9-й и 2-й танковых армий.

Показать полностью 2
249

Под "местными" укрытиями

Пулемётный расчёт поддерживает атаку стрелков, укрываясь за взорванным немецким средним танком Pz.V Panther; Белгородско-Харьковское направление; ~ июль-август 1943-го года

Снимки сделаны военным корреспондентом С.О. Фридляндом. Взорванный танк принадлежал 3-й роте 51-го танкового батальона 39-го танкового полка вермахта. Атакующие же советские стрелки по всей вероятности относятся к 41-му стрелковому полку 84-й стрелковой дивизии 53-й армии Степного фронта

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!