Наше кино
36 постов
36 постов
38 постов
12 постов
4 поста
5 постов
20 лет назад закончился сериал о гениальном сыщике лейтенанте Коломбо, который начался 55 лет назад. А это значит, что настало время его уже и посмотреть, решил я.
Успех «Коломбо» с трудом поддается объяснению: ни динамичного сюжета, ни красавчика следователя, ни даже обычного вопроса «Кто убил?». Нам сразу показывают кто и как. А "Шерлок Холмс" тут помятый персонаж второго плана. В чём же успех сериала? Смотрим.
«Коломбо» удерживает прежде всего атмосферой – как нельзя лучше подходящей для тихого домашнего вечера. Ни мобильных устройств, ни компьютеров – наблюдение за расследованием лейтенанта переносит в ушедшую в прошлое эпоху, где можно увидеть дисковые телефонные аппараты, старомодные платья(только на женщинах) и автомобили без электроники – это ретро-мир, наблюдение за которым захватывает и сейчас. Сериал снят в полном смысле слова в приглушенных тонах, он малодинамичный, без сцен с жестокостью и насилием, без чересчур откровенных эпизодов.
Старые добрые времена телефонов без интернетов, но с дисками.
Главная, лежащая на поверхности идея сериала – то, что он «перевернутый», то есть зритель узнает о том, кто и как совершил убийство, не в конце эпизода, а в самом его начале. Основной интригой становится само расследование, которое ведет некий Коломбо из полиции Лос-Анджелеса, довольно заурядный на первый взгляд следователь, не отличающийся ни харизмой, ни отвагой, ни даже каким-то ярким чувством юмора. Да и сам сюжет разворачивается неторопливо, без драматизма, сцен насилия – помимо самого совершившегося в начале преступления. Зритель наблюдает интеллектуальный поединок между свалившейся из ниоткуда настырной ищейкой и, уже как будто родным нам, преступником.
Беседа о совершенном преступлении даже не напоминает допрос – тем более, что лейтенант Коломбо постоянно отвлекается на посторонние, казалось бы, темы, рассказывая между делом о себе и о своей семье, поддерживая имидж болтуна-простака, что часто вынуждает преступника к излишней откровенности. Как правило, злодей-убийца – представитель высшего общества, богатый, успешный и знаменитый, и на детектива в дешевом костюме и мятом плаще он смотрит свысока, пренебрежительно. Потому обнаружение истины и становится для преступника неожиданностью – лейтенант оказывается не таким тугодумом, каким казался на протяжении эпизода, и становится победителем в схватке, хотя по сути – просто выполняет свою работу.
Звание лейтенанта в мериканской полиции предполагает довольно высокий профессиональный уровень сыщика – и не случайно Коломбо выезжает на расследование громких дел в высшем обществе. А маска недотепы служит хорошим подспорьем для того, чтобы расположить к себе собеседника-подозреваемого, как и вежливость, обходительность, готовность согласиться с предложенной версией происходящего. Коломбо много спрашивает, и на первый взгляд легко принимает ответы, успокаивая бдительность преступника, который начинает смотреть на лейтенанта свысока – а значит, недооценивать.
Недотёпа в мятом плаще на самом деле – очень наблюдательный и упорный, блестящий знаток человеческой психологии.
Благодаря сериалу появился «метод Коломбо», предполагающий постоянные уточнения, дополнительные вопросы – его используют в реальной жизни и криминалисты, и психологи, и специалисты в разных областях бизнеса.
Да и сам сыщик добивается блестящих результатов, постепенно заманивая преступника в ловушку и разоблачая его.
В отличии от известных сыщиков, мы не знакомы с Коломбо. Он "мимопроходил". Появляется из ниоткуда, выполняет свою работу и исчезает в никуда.
Что же мы знаем о нём из этих редких встреч?
Лейтенант Коломбо курит сигары – самые дешевые, ездит на стареньком и вечно ломающемся кабриолете Пежо, постоянно упоминает в разговоре свою жену – которую зритель не увидит ни разу. Детектив часто насвистывает во время расследований мелодию детской песенки «Этот старик», которая считается неофициальным саундтреком к сериалу. А его фирменное «да, есть еще кое-что» - постоянные возвращения с дополнительным вопросом – вообще едва ли не самая главная черта сыщика, за которую его крепко недолюбливают подозреваемые в преступлении. В некоторых сериях Коломбо сопровождает его пес, ленивый и малоподвижный, прекрасно вписывающийся в атмосферу неторопливого расследования.
Прослужив 40 лет в полиции, лейтенант Коломбо так и остался лейтенантом. Это и немудрено, ведь если и можно кого признать «человеком на своем месте», то именно Коломбо, с его дотошностью, вниманием к мелочам, умением разговорить всех причастных к расследованию.
Да и самому лейтенанту, как признавался он очередному подозреваемому, очень нравилась его работа, как нравились и люди, с которыми она его сталкивала.
Что ж, проведённый отпуск с Коломбо понравился и мне. За просмотром буквально отдыхаешь. Прекрасный образец старого доброго сериала.
В рамочку и на стеночку.
Трус, Балбес и Бывалый - эти клички рецидивистов были знакомы каждому советскому человеку. Троица уголовников имела большую популярность ещё до подкастов трукрайма. Про них пели песни, сочиняли байки и анекдоты, снимали фильмы и мультфильмы. Увековечивали в искусстве. Однако мало кто знал их по настоящему печальную историю.
20-й век. 60-е. Советский Союз. Надои доятся, хрущёвки строятся. Космические корабли бороздят просторы Большого театра. По Москве ходят счастливые советские люди.
Счастливые люди идут по улице и поют про то, что у них всё хорошо. Счастливые люди верят в прекрасное далёко и даже дождь не мешает им быть счастливыми.
А это наши герои. Они работают в магазине одежды. И они тоже, должно быть, счастливы.
Василий Дорошин - женат, дважды отец, директор магазина одежды. Гаврила Шереметьев - женат, дочкин папа , заведующий отделом мужской одежды. Семён Горбунков - холост, ветеран, продавец мужской одежды.
И как же порядочные сотрудники магазина одежды превратились в матёрых уголовников, спросите вы?
Ответ до банальности прост:
ПЬЯНКА!
«Придёшь домой — там ты сидишь».
Сообразить на троих между работой и приходом домой в прошлом веке было делом обычным. Посидели, отдохнули, можно и снова в бой. К жене, к детишкам.
Однако, привычка "культурно посидеть" для нашей троицы превратилась в зависимость, которая привела к деградации личности и к понижению в социальном статусе.
После увольнения, троица продолжает пьянствовать.
Алкоголь, как им кажется, даёт им не вероятные способности и пир духа.
И шаг за шагом Трус, Балбес и Бывалый скатываются в беззаконие.
"Синяя" дорожка уводит их далеко-далеко от родного дома.
И вот граждане алкоголики-тунеядцы уже в горах Кавказа, где воздух свеж, душа свободна и зреет красный виноград.
Тут они могут наслаждаться свободой на всю катушку.
Однако, на их пути встаёт советский супергерой STUDENT Shurik.
Троица получает свой первый срок.
После отсидки Трус, Балбес и Бывалый устраиваются на официальную работу.
Теперь это снова законопослушные сотрудники торговли Семён, Гаврила и Василий.
Однако, тяга к быстрой наживе оказывается сильнее страха перед Уголовным Кодексом.
Тем более, что в этот раз воровать ничего и не надо.
Лишь имитация кражи, без шума и пыли.
На их пути встаёт советский супергерой STUDENT Shurik.
Второй встречи с STUDENT Shurik троица не выдерживает.
След Василия Дорошина - Бывалого теряется. и больше в этой саге упоминаться не будет
Семён Горбунков - Балбес берётся за ум. Бросает пить. Женится. Заводит детей. Участвует в самодеятельности. Чтит уголовный кодекс и всецело сотрудничает с администрацией. За что получает уважение в обществе и всесоюзный почёт.
А вот Гаврила Шереметьев - Трус не смог наладить свою жизнь. Влившись в банду авторитетного вора Александра Белого - Доцента, он, казалось, навсегда ушёл из мира нормальных людей
Однако, благодаря совместным усилиям внутренних органов и силовых структур, гражданин Шереметьев встал на путь исправления под чутким руководством ветерана и талантливого педагога Евгения Ивановича Трошкина.
Впрочем, это уже совсем другая история...
20 лет назад Кристофер Нолан превратил комикс в серьезное трёхчасовое кино. И началось...
После абсолютно дэбильного «Бэтмена и Робина» убившего франшизу, Warner Bros уже особо не дорожила человеком - летучей мышью и разрешила перезапустить комикс начинающему режиссёру. Нолана тогда знали лишь из-за его фильма-головоломки «Мементо» (с этим инди-проектом он получил сразу две оскаровские номинации: за лучший сценарий и монтаж).
Планка кинокомикса была столь низка, что от Нолана особо нечиго и не ждали. Если фильм станет чуть лучше клоунады Шумахера - режиссёр уже справился. И, как мы уже знаем, Нолан не только справился с Бэтменом, но и вдохновил перезапустить целую вселенную - Marvel с их «Железным человеком» и первыми «Мстителями», рассказывающих в первую очередь о людях.
Для начала Нолан расширил диапазон проходящих кастинг артистов: наравне с мощным и набравшим внушительную мышечную массу Кристианом Бэйлом на роль пробовался более субтильный Киллиан Мерфи. Последний в итоге сыграет роль злодея Пугало, покорив Нолана настолько, что их творческий союз продолжился в других проектах режиссера. С Бэйлом тоже сперва вышла накладка: к «Бэтмену» он присоединился после съемок в драме «Машинист», для которой довел свое тело до состояния критического истощения. Утверждая актера на роль, Нолан строго обязал его успеть к старту съемок восстановить нужную физическую форму, не особо на это рассчитывая. Но актер его удивил — к нужному моменту Бэйл так «раскачался», что поразил режиссера.
Было в первом «Бэтмене» и много референсов. История с акцентом на внутреннюю, а не на внешнюю жизнь супергероя была заимствована Ноланом из «Супермена» 1978 года. Общий дизайн картины родился из восхищения «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. Сюжетная линия с продажной полицейской системой, которой противился один-единственный лейтенант Гордон (Гари Олдман), перекликается с «Серпико» Сидни Люмета. А в основе трюков, связанных с хореографией драк в фильме, лежит испанский метод «грязного бокса» КФМ (Keysi Fighting Method) — впоследствии прославленная трилогией Нолана система самозащиты, в основе которой врожденные человеческие рефлексы и интуитивные движения во время боя, в которых в ход идут локти, колени, голова и ладони.
«Бэтмен» Нолана позволил иначе взглянуть экранную супергероику. Во-первых, фильм не следовал четкому канону: Нолан пересобрал классический сюжет про Брюса Уэйна под собственные нужды, оставив в нем только самое главное, но снабдив новыми авторскими прочтениями. Благодаря этому просмотр фильма казался увлекательным и непредсказуемым даже для фанатов комикса, знающих его наизусть.
Во-вторых, Нолан сразу выбрал серьезную интонацию: его «Бэтмен» — не супергерой, а трагедия. Трагедия человека.
«Бэтмен», несомненно, увлекал и развлекал, но также приглашал зрителей к серьезному разговору. О природе зла, добра и о том, что превращает человека в Человека.
Достоинства фильма отметили зрители и критики: последние высоко оценили авторскую работу Нолана, предложившего сложного и комплексного супергероя с глубоким внутренним миром. Многие сошлись во мнении, что наконец-то вышел «Бэтмен», о котором все мечтали. К числу поклонников ленты присоединился и Тим Бертон, снявший двух своих «Бэтменов» еще в прошлом тысячелетии: «Когда я снимал "Бэтмена" это было совершенно иное время. Тогда было невозможно пойти в сторону более мрачного повествования в отношении комиксов. Меня буквально схватили за руки продюсеры, чтобы я не снял третью часть... Но сейчас все изменилось, и Нолан определенно сумел ухватить и передать суть Бэтмена. ВОт же, вот же оно!Вы тоже это почувствовали??».
«Бэтмен. Начало» был признан и рядом престижных премий. Если «Оскар» все еще отмечал исключительно техническую сторону картины (фильм получил номинацию в категории «Лучшая работа оператора»), то американская премия «Сатурн» и британская Empire, учрежденная одноименным индустриальным изданием, номинировали ленту в самых главных категориях. И это тоже стало прорывом для киногероики нового тысячелетия.
За прошедшие 20 лет с момента выхода фильма значимость картины для жанра и киноиндустрии в целом стала только ощутимее.
И если первый фильм Нолана про Бэтмена нам ясно и чётко говорит: «Добро должно победить».
То второй фильм Нолана про Бэтмена задаёт вопрос: «Какой ценой, мистер добряк?».
Но это уже другая история...
Том Хэнкс:
Помню, как мне всё это надоело — бесконечная реклама менеджеров FedEx. Они всегда твердили о важности времени, о своей пунктуальности и эффективности. И мне вдруг подумалось: «Я бы многое отдал, чтобы их самолёт уже упал над Тихим океаном».
Я представил себе менеджера, который оказался в такой ситуации. Он привык к строгому расписанию, постоянным перемещениям, бесконечной работе. И вдруг — тишина, пустота, одиночество. Годы на острове, без связи с внешним миром. Что он будет делать? Как изменится?
Я поделился этой идеей с моим соседом, по совместительству режиссёром, Робертом Земекисом. Он был в восторге. И вот мы начали работать над этим фильмом.
Это было интересное путешествие — от первоначальной идеи до реализации проекта. И хотя идея возникла из моего ужасного раздражения, она вылилась в нечто большее — в историю о выживании, о борьбе человека с природой и самим собой.
Роберт Земекис:
Мой братишка Уильям Бройлес-младший быстро включился в работу над сценарием. Чтобы помочь ему лучше прочувствовать атмосферу, я отправил его на необитаемый остров в тропиках на две недели. Это было моё гениальное решение — он смог по-настоящему проникнуться одиночеством и природой, которые так важны для сюжета.
Пока писался сценарий, Хэнкс наедал килограммы. Делал он это с огромным энтузиазмом. Он прям таки обожает пиццы знаете ли. За обе щёки всасывал в себя жирный сыр наш Том!
Отсняв первую часть с пухлым Томом, я объявил перерыв длиной в год. Это было необходимо, чтобы Хэнкс смог отрастить волосы и бороду, сбросить набранные килограммы и в итоге с чистой совестью воплотить образ исхудавшего за 4 года главного героя.
В перерыве я снял триллер «Что скрывает ложь» с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайфер в главных ролях. Зрители не оценили, а я провёл время с друзьями и мне ещё и заплатили.
Да, я счастливчик. Завидуйте мне.
Затем я вернулся к Тому на остров и нашей главной работе.
Том Хэнкс:
Помню, как на съёмках все были настолько увлечёны моей блестящей игрой в одной из сцен на необитаемом острове, что не сразу услышали звонок телефона. Его слышал только я. А он всё звонил и звонил. В итоге я не выдержал и заорал: «Уилсон, возьми чёртову трубку!»
Вся съёмочная группа взорвалась от смеха.
Роберт тогда предложил спрятать в одной из коробок с надписью "не вскрывать" спутниковый телефон с аккумулятором. Пусть бы он внезапно зазвонил в фильме. Я был против, говорил, что это убьёт атмосферу. Но идея ему казалась забавной.
В итоге мы не стали так делать, но этот случай до сих пор вспоминаем с улыбкой. При следующем просмотре обратите внимание на одну из коробок — может быть, представите, как бы изменился фильм, если бы мы последовали идее режиссёра.
Роберт Земекис:
Картина получилась успешной, при бюджете 90 000 000$ сборы составили 429 600 000$.
Однако! Люди не поняли посыл Тома. Говорили о чём угодно, но не о том, что имел ввиду он.
Том недоумевал: неужели из всего фильма люди запомнили только этот чёртов мяч?
Я тогда ему сказал: если зрители сами нашли ту изюминку, которая делает фильм особенным, если зрители сами решили о чём этот фильм, то, скорее всего, им виднее. Кто ты такой, чтобы спорить с толпой, дающей тебе деньги?
Том Хэнкс:
В этом есть своя магия. Мяч стал для зрителей чем-то большим, чем просто реквизит. Это настоящая метафора, которую никто специально не придумывал.
Роль моего партнёра Уилсона исполнили сразу три мяча от компании, не поверите, «Уилсон». После съёмок один из них продали с аукциона за 18 400 долларов.
Да, это всего лишь мяч, но он стал для меня одним из лучших партнёров по съёмкам.
С ним было легко и комфортно работать. Кто бы мог подумать, что обычный мячик станет частью мировой киноистории? Частью меня. Частью нас.
Уилсон:
Горбунковы?
— А как у тебя с деньгами, а?
— Это, бабуся, все нормально: мелких нет, а крупных никогда не было.
— А что вы делали, когда вам было семнадцать?
— Казнил понемногу друзей, играл в серсо, жмурки, иногда папа доверял мне управлять государством.
«Я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами. Тогда как тебя, Золушка, я воспитываю с утра до вечера. А где благодарность? Где благодарность??!»
Надежда Николаевна Кошеверова — советская кинорежиссёр-сказочница.
Смотрим на самый понятный шедевр Тарковского
Андрей Тарковский:
«Что такое детство? Для многих — это беззаботные летние дни, которые остаются в памяти на всю жизнь, согревая душу даже в самые трудные моменты. Это опора, которая помогает нам держаться на плаву и внутренний свет, который не гаснет даже в самые тёмные времена. Мы помним, как хорошо было когда-то. Но что, если ваше детство пришлось на то время, когда тебя и всех кого ты знаешь хотели просто уничтожить...»
Главную роль сразу получил Коля Бурляев, которого ещё раньше нашёл совершенно случайно на улице Горького для своей короткометражки «Мальчик и голубь» Андрон Кончаловский. Тарковский не стал нанимать знаменитых актёров. В его фильме не должны были играть. В его фильме должны были жить!
Пять часов Андрей Тарковский читал перед всей киногруппой письма детей к родителям ушедшим на фронт...
Николай Бурляев вспоминал o своей работе с Тарковским:
«Он добивался полной правды, а не игры. У него приходилось играть сцены, лёжа в леденящей мартовской грязи, ползать в холодных осенних болотах, иногда проваливаясь по горло, в одежде и ботинках переплывать студёный ноябрьский Днепр… И всё же работа с Тарковским вспоминается как увлекательнейшие счастливые путешествия под руководством озорного, остроумного человека. Его юмор снимал напряжение, завораживал окружающих, облегчал физические трудности».
Зрительский приём был самым добрым. В Венеции аплодировали стоя, вручили награду "Золотой лев". Это было новое видение войны. Война глазами человеческого ребёнка.
40 лет назад появился на Свет, сверкая мускулами, ультрамужицкий боевик Марка Л. Лестера «Коммандо». Он стал любимым фильмом советских мальчишек и подарил Арнольду Шварценеггеру его первую «человеческую» роль.
❝ — Вы не объясните мне, что случилось? — Да. Человек, которому я много лет доверял, хочет, чтобы я умер. — Его можно понять. Я вот знаю вас всего пять минут и у меня такое же желание. ❞
В 1980-х Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер конкурировали похлеще, чем Pepsi и Coca-Cola. Кто убьет больше в кадре? Чьи проекты соберут больше денег? Кто больше времени проводит в спортзале? Однако в 1985-м ответ был очевиден: Сталлоне. За его могучей спиной были уже легендарные «Рокки» и «Рэмбо». Собственно, именно успех «Рэмбо» хотели повторить продюсеры «Коммандо».
По сюжету, экс-спецназовец(Коммандос) и вдовец Джон Мэтрикс живет в горах с дочерью Дженни(это потом она станет Зачарованной), наслаждаясь мирной жизнью, в которой можно кормить оленей с руки, таскать брёвна и обмазываться мороженкой, под смех любимой дочурки. Однако идиллия рушится, когда южноамериканский диктатор из Вал Верде (выдуманное государство также фигурировало в «Крепком орешке 2» и «Хищнике») похищает малютку Дженни, чтобы заставить её отца убить действующего президента и таким образом вернуть власть в руки тирана.
Чем великолепен этот фильм? Главный герой тоже не в восторге от этого тупого сценария. Он действует по своему и не стесняется своих приёмов. Он не заявляет себя как хороший персонаж. Его в этот фильм втянули насильно. И ему это очень не нравится.
❝ — Помнишь, Салли, я обещал убить тебя последним? — Конечно, Мэтрикс! Ты обещал! — Я тебя обманул. ❞
«Коммандо» был для меня большим шагом вперед, — вспоминает Шварценеггер. — На тот момент я был известен только как полуголый варвар или бездушная машина из будущего. Внезапно я получил возможность сыграть нежного и любящего отца. Я просто вылетел на киностудию как пробка! Да, сделайте меня, австрийца в США, человеком! »
В операции по спасению дочери Мэтрикс использует едва ли не весь ассортимент оружейных и хозяйственных магазинов. В ход пошло всё — от голых рук, гравитации и автоматов до циркулярок, ракетниц и труб. При этом шутит экс-вояка не менее эффектно, чем убивает, метко метая не только ножи, но и запоминающиеся ванлайнеры. Самоирония и юмор выгодно отличали веселого Джона Мэтрикса от серьезного Джона Рэмбо.
❝ — Что насчёт Мэтрикса? — Звони федеральным властям. Пусть прослушивают все диапазоны — полицейские, авиационные, морские... — Чего он такого может натворить? — Третью мировую войну. ❞
Роль стюардессы Синди, помогающей Мэтриксу вернуть дочь, сыграла Рей Дон Чонг — дочь комика Томми Чонга из вечно обкуренного комедийного дуэта «Чич и Чонг». Продюсеры предлагали красоток Шэрон Стоун и Бриджет Нильсон. Чонг же удалось рассмешить работодателей на пробах — она свободно импровизировала и забавно смотрелась в кадре с огромным арийцем австрийцем Шварценеггером.
В США «Коммандо» никогда не пользовался популярностью. Более того, американцы до сих пор не верят, что австриец может в комедию.
Однако в СССР и постсоветской России фильм по-настоящему полюбили. А пиратские переводы разошлись на цитаты.
❝ — Испугался? Правильно — бойся. Сейчас Зелёный берет вломит тебе от души. — Я зелёные береты на завтрак ем, и сейчас я очень голоден! — Господи, что за чушь они несут! ❞
«Коммандо» собрал в мировом прокате $50 млн.
Вышедший в тот же год «Рэмбо 2» заработал $300 млн.
Вывод: ничего мериканцы не понимают в собственных боевиках.
Художественный фильм «Коммандо», в отличии от того же рэмбы, и сегодня смотрится великолепно!
Не все сразу смогли понять этот фильм. Также как и не все на обломках родины поняли, что происходит и как теперь вообще жить. Никто не мог дать ответ на этот вопрос твёрдо и чётко.
Этот фильм не похож на оскароносный «Москва слезам не верит» или на всенародно любимую драмеди «Любовь и голуби». Но в «Ширли-Мырли» есть что-то своё, что-то, что делает его особенным.
" - За отличное выполнение задания президент повысил вас всех на одно звание… А Вас сразу на шесть!"
Спустя десятилетия стало ясно, что Владимир Меньшов создал поистине уникальное и по-своему выдающееся произведение.
Со временем «Ширли-Мырли» улучшался, как хорошее вино. А сегодня можно сказать, что этот фильм стал и вовсе леген дарным.
❝ — Не забывает, как только отсидит - сразу же к маме. — Хорошего сына воспитала, дай Бог каждому. ❞
В один из солнечных дней начала 90-х на студию к Меньшову пришли авторы Виталий Москаленко и Андрей Самсонов. Они предложили создать сценарий, ведь теперь приходилось самим искать работу. Режиссёр предложил написать лёгкую комедию с простым сюжетом, например, о том, как в роддоме перепутали новорождённых детей. А почему бы не сделать их тройней? Четвернёй? Сколько вообще близнецов может родить женщина?
Возник вопрос: раз сценарий уже готов, то почему бы его не поставить? Может быть, комедия-фарс о гигантском алмазе, который спасёт Россию? Это то, что нужно современному зрителю, пытающемуся выжить в новой реальности! Он подумал и отправился к директору «Мосфильма» Владимиру Досталю, чтобы получить финансирование. Тот выделил огромную по тем временам сумму — миллион долларов!
Меньшов получил полную свободу. Он мог приглашать любых актёров, открыто обсуждать любые проблемы и даже использовать нецензурную лексику в кадре — главное привлечь зрителей в кинотеатр.
Режиссёр сразу понимал, какие актёры могли бы подойти для его фильма. Он осознавал, что нужны известные артисты. В советское время собрать такой состав было практически не реально.
Однако в 90-е годы большинство актёров были на голодном пайке. В свободной демократической России людям стало, почему то, совсем не до театров. Поэтому не пришлось уговаривать Инну Чурикову, Леонида Куравлёва, Армена Джигарханяна, Нонну Мордюкову и других советских звёзд снятся в этом фильме.
❝ — Опять с обыском? Ну надо понятого позвать... — Не надо понятого. Мы просто посидеть пришли. В засаде. ❞
Трудность заключалась в том, что главному герою предстояло воплотить на экране сразу четырёх персонажей, хотя они и были братьями, но выросли в разных культурных условиях. Меньшов долго и упорно искал подходящего актёра, но не мог найти. Среди молодых артистов не нашлось никого, кто обладал бы таким же талантом, как советские актёры.
Однажды Меньшов, просматривая газетные страницы, наткнулся на упоминание о Гаркалине, талантливом комедийном артисте. Меньшов помнил его лицо, но о его способности смешить людей слышал впервые.
Меньшов пригласил Гаркалина на пробы, но они не оправдали его ожиданий.
Однако время шло, а подходящего актёра всё не находилось. Меньшов решил ещё раз взглянуть на пробы и обнаружил, что всё не так плохо.
❝ - Ой! Как сейчас помню: Варя помирает, Иван Израилевич в соседней комнате, роялем придавленный, а вы кричите, сиську просите! ❞
❝ Тётя мама, скажи ты мне, как на духу, как русский человек русскому человеку... Фактически я что, Изя Шниперсон? ❞
Он посетил театральное представление и убедился в том, что Гаркалин действительно обладает выдающимся талантом. Меньшов всё же утвердил Гаркалина на роль.
" — Прости меня, Изенька, дуру грешную! — Простить, мама, значит — понять. А понять, что я Шниперсон, я не в состоянии. "
Процесс создания фильма протекал в атмосфере лёгкости и непринуждённости. Меньшов всецело полагался на своих актёров, предоставляя им полную свободу импровизации. Он считал, что настоящий талант проявляется именно в спонтанных решениях и живых эмоциях. Актёры, чувствуя доверие режиссёра, раскрывались с неожиданных сторон, привнося в каждую сцену уникальную энергетику.
❝ — Ментов надо кончать! — У вас какая-то мания появилась с возрастом - кончать! Консенсус надо искать, консенсус! — Правильно! Найти консенсус и ногами его, ногами! ❞
" — Прости меня, Васенька, дуру грешную!.. — Мама, мама! Вы повторяетесь! — Ага. Как сейчас помню: вы трое лежите, кричите, сиську просите..."
Меньшов тщательно подбирал актёров, видя в них не просто исполнителей, а полноценных партнёров. На площадке царила дружеская атмосфера, где каждый чувствовал себя частью единой команды. Актёры могли свободно обсуждать свои идеи, делиться сомнениями, что способствовало созданию искренних и глубоких образов.
" - Разрешите доложить: особо опасный рецидивист Кроликов, вступив в преступную связь с послом и президентом США… Кто генерал? Я генерал? Я Пискунов... Третья мировая? Из-за меня? Уже идёт?! Ах, идиот... "
❝ — Президент только что присвоил мне звание полковника. — Как? — А вот так. Говорит, генерал Пискунов, с этой минуты можете считать себя полковником. ❞
Вера Алентова, супруга режиссёра, также исполняла несколько ролей. Одним из её любимых образов стала американка Кэрол Абзац, которая вступает в брак со Шниперсоном. Ходят слухи, что актриса лично посещала свадебные салоны, где тщательно подбирала и примеряла белое платье, предназначенное для съёмок.
❝ — У вас это называется «кое-что»? По-моему, вы слишком много кушать. — В каком смысле? — В смысле, зажралúсь! ❞
Гаркалину выпала наиболее сложная задача. Его герои-братья часто появлялись на одном кадре, а зелёного фона в то время ещё не существовало. Актёр просто играл свои партии в разных частях декораций, а затем кадры склеивались при монтаже.
❝ — Ты что, моего Христа в евреи записываешь?! — А ты как думал, если папа — еврей, мама — еврейка, то ребеночек — русский? — Папа у него голубь! ❞
Премьера фильма «Ширли-мырли» состоялась в 1995 году. Режиссёр Меньшов ожидал, что кинотеатры будут переполнены зрителями, но его ожидания не оправдались. Народ уже и в кино перестал ходить.
❝ — Всем оставаться на местах! Это ограбление! — Ты что, охренел, какое ограбление? — Пардон... это погром! ❞
Однако наиболее огорчительной для режиссёра стала реакция критиков. Фильм был охарактеризован как образец безвкусицы и обвинён в пошлости, звенящей пошлости.
❝ — Приказываю всей банде построиться в колонну по четыре. Шаг влево, шаг вправо - считается побегом. Прыжок на месте расцениваю как попытку улететь. Стреляю без предупреждения! ❞
Признание пришло к фильму позднее, когда появилась возможность спокойно пересмотреть его и оценить заново. Тогда стало очевидно, что более яркого и точного портрета того странного времени не существует.
Даже актёры, с некоторым скепсисом относившиеся к своим персонажам в фильме, впоследствии осознали свою неправоту. Гаркалин вспоминал, как в начале нулевых ему позвонила Чурикова. Она сообщила, что пересмотрела фильм и он ей неожиданно понравился. Более того, она похвалила себя, заявив, что с каждым годом всё лучше играет тётю-маму Прасковью Алексеевну. И тут нельзя не согласится. Советские актёры с каждым годом играют лучше.
Что касается шуток, то они, хоть и не всегда отличаются изысканностью, но всё же вызывают добрую улыбку. А это для постсоветского кино уже не мало.