Хиро Онода
4 поста
4 поста
11 постов
11 постов
6 постов
3 поста
3 поста
2 поста
5 постов
15 постов
4 поста
12 постов
4 поста
10 постов
4 поста
8 постов
4 поста
4 поста
3 поста
Окончив цикл о викингах, думаю, о чем писать. Собрал, как мог, высказанные предпочтения читателей. Дорогие подписчики и постоянные читатели, выскажитесь, о чем вы хотите следующий цикл.
Угораздило же меня родиться в канун дня всех святых. Празднование такого дня рождения обычно растягивается, в гости начинают приходить черти и оборотни, вызывая своими костюмами и поведением, сомнения в реальности бытия. Вот так вот иногда и выныриваешь из алкогольного дурмана в не слишком знакомой компании и при этом в крайне неоднозначной ситуации. Как здесь и сейчас. Девочка, одетая ведьмой, устроившаяся на моих коленях, радовала глаза и руки, и не играло роли ее имя, а сидящие за столом напротив были как-то смутно знакомы. Эти двое - постоянно приносили неприятности. В данный момент, в процессе дискуссии успели перейти от слов к делу и пивная бутылка в руке пухленького оболтуса, загримированного под зомби, уже опускалась на голову тощего неврастеника в плаще вампира.
-Отсоси, - сказал пухленький и сплюнул прямо на своего поверженного собутыльника. Ведьмочка резво спрыгнула с моих коленей и подбежала к пухленькому.
-Ярик, ты что совсем дебил? Через два часа выезжать, а у него сотряс, к гадалке не ходи! Ты где за два часа водителя найдешь, дебила кусок?
На лице пухлого наблюдалась мучительная работа мысли. Оба они, и ведьма, и зомбак, как по команде повернулись ко мне. Ведьма подошла к Ярику и начала что-то шептать ему на ухо.
-Слушай, Паха, а ты машину водишь? - обратился ко мне Ярик.
-Ну, вожу, а что? - промямлил я, мучительно пытаясь вспомнить, какого черта они делают у меня, и кто это вообще такие.
-Привези-отвези нас в одно место, будь другом. Делов на час, ну полтора. Заплатим пять косарей.
-Да я еще не протрезвел толком, гайцы остановят, прав лишат, - сказал я.
-Да херня, ночь на дворе! Спят твои гайцы. Ну пожалуйста! - стал канючить Ярик.
Ведьма подошла ко мне, обняла за шею и впилась в мои губы таким поцелуем, что я забыл обо всем. Затем она прошептала мне на ухо:
-Чем быстрее съездим, тем быстрее останемся вдвоем. Я тебя очень хочу!
И я поплыл. Все-таки полгода секса не было.
-Ладно.
А ты уверен, спросил бы мой друг Саша? Уверен, сказал бы я. Он был умнее меня.
***
Мы просидели еще два часа. Разговор как-то не клеился. Ярик играл в телефоне, а я пытался припомнить, где связался с этой компанией. Мы отмечали мою днюху в "Гроте", были все мои близкие друзья. Вроде кто-то увидел за соседним столиком знакомых, вроде стали курсировать от "нашего стола к вашему". Там и сидела эта троица. Кажется. Смутно припоминалось, как я похлопывал по спинам зомби и вампира, капая с клыков слюной при взгляде на ведьмочку. Дальше, в общем, понятно. Как зовут ведьмочку? К счастью, мне помогло то, что Ярик обратился к ней по имени. Аля. Алевтина, Альбина, Алина. А, какая разница.
-Пора, - сказал Ярик.
***
Через полчаса мы были у какого-то здания. Ярик и Аля зашли внутрь. Я сидел и думал, как технично сбросить зомбака с хвоста и поскорее утащить Алю к себе в берлогу. Вдруг внутри что-то хлестко бумкнуло, еще и еще раз. Секунд через десять Ярик и Аля выбежали из здания, в руках у них были пистолеты и сумка. Сука, сука!
Я хотел быстро завести машину и втопить в пол, но не успел. Мои "приятели" успели подбежать к машине и рвануть дверцы. Ярик прыгнул рядом со мной, Аля на заднее с сумкой.
-Гони! - завопил Ярик, и я рванул.
Пропетляв по улицам, я заехал в подворотню и буквально заорал:
-Это че за херня была, а?!
-Не твоего ума дело, - грубо ответил Ярик. - Давай баранку крути, и подальше отсюда.
-В смысле, не мое дело? А чье? Короче, либо вы мне сейчас рассказываете, либо я никуда не поеду.
-Поедешь, - сказал Ярик.
И я почувствовал прикосновение холодного ствола к своей щеке. Блин, это ж надо так влипнуть! Все, никогда никаких пьяных знакомств, никаких пьянок, буду работать и жить примерной жизнью, господи, господи, только спаси!
Решение, принятое под влиянием гормонов, не может быть взвешенным, сказал бы мой друг Саша. Он был очень умным.
-Езжай по Андарскому тракту, - сказал Ярик и ткнул меня стволом.
Мы проехали километров двадцать. Он велел мне съехать на проселок. Твою мать, не нравится мне это! Какая-то слишком прозрачная траектория. Скорее всего, они завалили кого-то, а я свидетель. Что для них лучше сделать, вопрос риторический. Мысли стали вращаться с космической быстротой, потому что их хозяина могло вот-вот накрыть известным женским органом, еще и медным.
-Стой! - прикрикнул Ярик. - Вылезай.
-Никуда я не вылезу, стреляй здесь, - надеясь, что им нужна тачка, сказал я.
Как будто бы прочитав мои мысли, Ярик сказал:
-Ну ок, на попутке доберемся, а тачку сожжем.
-Стой, стой, Ярик, не надо! У меня есть золото! Я тебе его отдам, вы свалите из города, вас никто не найдет. Много золота! - умоляюще пробормотал я.
-Звездишь же, помирать неохота, - усмехнулся Ярик.
-Правда, я могу доказать! Давай, я на телефоне тебе фотку покажу.
-Ну давай, - недоверчиво протянул Ярик.
Я осторожно вытянул телефон из кармана, полистал, и передал Ярику.
-Это чего такое? Желтое, правда. Аля, глянь, - он передал телефон девушке на заднее сиденье.
-Ага, желтое. На вид килограмма три, - подтвердила Аля.
-Ну, бомби, что это за штука, и где ты ее взял, - сказал Ярик.
-Это чей-то идол, статуэтка бога, духа, не знаю. Нашли мы его с другом совершенно случайно, когда ходили в поход, в пещере. Вход туда елками зарос, так что вряд ли кто знал о ней. Там, на камне мы его и нашли.
-А что не унесли, не продали, а? - недоверчиво протянул Ярик.
-Нельзя вот так взять и продать три килограмма золота, - сказал я. - Наводили справки.
-А где твой друг, - спросил Ярик. - Он не вытащил уже этого истукана?
-Он умер, - нехотя сказал я.
-Завалил его? - хохотнул Ярик. - Из-за золота?
-Нет, сердечная недостаточность.
-Ладно, пофиг, показывай, где это.
***
Место было километрах в пятидесяти от города. Дорога ровной лентой стелилась под колеса. Ярик был в радостном возбуждении и его безостановочно словесно несло. Он рассказал мне, как умно придумал, что на Хэллоуин все будут в масках и гриме, и замаскироваться для ограбления труда не составит. Как он ловко разузнал, когда в нужном месте будут деньги.
-Заткнись, Аль Капоне, - подала голос с заднего сиденья Аля, - если такой умный, зачем начал палить?
-Он сам дернулся! – оправдывался Ярик. – Зато бабла взяли немеряно.
-Щас глянем, сколько это, немеряно, - Аля зашуршала сумкой.
Минут через пять она яростно заорала:
-Знаешь, что, идиота кусок?! Ты навесил на нас мокруху за сто штук. Легче было заработать! Бля, бля!
***
Доехали мы туда быстро. Я сказал своим похитителям, что нужно оставить машину возле трассы и пройти пешком еще километров пять. Мы шли по осеннему лесу, а я думал, что очень жаль, конечно, что придется это сделать, но выбора не остается. Я соврал грабителям, что мы наткнулись на это место случайно. На самом деле, мы искали его целенаправленно.
Сашка был отличным этнографом и умел вытягивать из мифологии ценную информацию. Из многочисленных интервью местных жителей он узнал легенду о существовавшем в наших местах святилище бога Харги, хозяина Нижнего мира. Как положено, святилище сделали в пещере ниже уровня земли. Идола отлили из золота. Аваны считали его проклятым металлом. Именно из-за него к ним приходили разные жестокие пришельцы, убивали аванов и друг друга. Чей же еще это может быть металл, непригодный ни на что, но порождающий убийства? Искали мы эту пещеру несколько лет, и все же нашли. Как оказалось, очень зря.
Я шёл впереди, Ярик и Аля вышагивали сзади и молчали. Местность и летом угнетала, полумертвая тайга с деревьями, поросшими мхом, причудливые темные скальники. Сейчас бы не ошибиться, здесь я был год назад. И не собирался возвращаться.
-Эй, ты чего такой кислый, - это Ярик. Не ссы, если не звездишь, отпущу тебя.
Ну да, ну да, конечно. Знаю я таких ублюдков. Нет человека, нет проблемы. Привалят в той пещерке, и привалят камнями.
Сашка рассказывал, что информацию о святилище было трудно найти, так как оно было заброшено почти сразу после обустройства. Вокруг него ходили разные мрачные легенды. О том, что Харги самолично явился посмотреть на построенное во славу его. О жутких стражах, которых он поставил святилище охранять. Сашка был материалистом до мозга костей, и всячески шутил на тему этих легенд. А вот мне было не по себе. Но я все равно помогал ему, мне всегда нравилось бродить по лесу, а тут еще поиск сокровища, дух приключений.
В конце концов мы нашли пещеру. Это было вот здесь, точно.
-Все, пришли. За этими ёлочками.
-Лезь вперед, - Ярик навел на меня пистолет.
-Погоди, тут вход надо откопать.
Я откидывал камни. Вторая моя ложь была в том, что Саша умер вовсе не от сердечного приступа. Наконец, я расширил вход настолько, чтобы можно было протиснуться внутрь. Зажег фонарь и влез.
Внутри все было ровно так, как и в прошлый раз. Грабители влезли вслед за мной. Луч наших фонарей обежал пещеру и остановился на высоком камне посередине ее. Там стоял идол аванов. Внешность у него была, конечно, оригинальная. Тело, покрытое шерстью, вместо головы - череп, вместо правой руки - оскаленная человеческая голова, вместо левой - огромный коготь.
-Аля, держи его, я посмотрю.
Ярик подошел к идолу и с большим трудом смог приподнять его с постамента.
-В натуре золотой! Да тут все десять кило будет! На Мальдивах дом купим, Алька! Уух! - Ярик чуть не заплясал на месте. Зря.
Из темноты вынырнула фигура, схватила Ярика и швырнула о стену. Отчетливо раздался влажный хруст черепа. Аля заорала и стала стрелять по фигуре. От грохота у меня заложило в ушах. Фигура, не обращая внимания на пули, подошла к Але и схватила ее за горло, потом отбросила от себя. Затем шагнула ко мне.
-Привет, Саша! - просипел я.
Это и правда был мой друг Саша, точнее, его тело. Уже сильно мумифицированное, но все же узнаваемое. В тот раз, когда мы нашли пещеру, все было очень похоже. Только когда Саша коснулся идола, его убил совершенно другой мертвец. А я убежал. Впрочем, тот страж и не пытался меня убить. Наверное потому, что я не трогал истукана.
-Я могу идти? - дрожащим голосом произнес я.
-Иди.
От звуков этого голоса мне захотелось завыть и расплакаться, ничего страшнее в жизни я не слышал.
-Ты. Молодец. Привел. Их. Теперь. Они. Будут. Нести. Стражу. А я. Получу. Покой.
-Я повернулся к выходу и пошел, едва переставляя ноги. И услышал в спину:
-Не. Приходи. Сюда. Больше. Они. Не были. Твоими. Друзьями.
Повзрослевший, я любил Союз не за то, каким он был, а за то, каким он мог стать, если бы по-другому сложились обстоятельства.
Михаил Елизаров
В тяжелые девяностые, когда был только мрак кругом (сейчас выскочит кто-то, и закричит, что тогда была свобода). Так вот. На фоне нищеты, чернухи из телевизора, безысходности и беспросветности грела мне сердце советская фантастика. Ефремов, Стругацкие, Булычев. Они рисовали светлое завтра, где каждый может быть тем, кем захочет.
И не только фантастика. Был нонфикшен, замечательный советский нонфикшен, где превосходно писали о черных дырах и сверхпроводимости, о Науке. Верилось в светлое завтра, когда мы полетим на Марс. Всё это было рядом, только рукой подать.
Когда я осознал, что это всё недостижимо и не вернется, мне захотелось заплакать. Как же так, вы же обещали!
И ещё хуже стало, когда я осознал, что это завтра мы про-е-ба-ли. Проебали в погоне за семьюдесятью сортами колбасы.
Со временем мое сердце заскорузло, я научился жить в этом сволочном мире, где человек человеку волк. Где стремление к Науке обозвали ботанством, а тягу помочь ближнему лоховством.
Но где-то там, в глубине сердца, обросшего мозолями, теплится еще надежда, что не все еще потеряно, что Светлое Завтра ещё возможно. Ради этого я и живу.
Года три назад я ходил к колдунье, ведунье, знахарке, хз, как ее обозвать, короче, к представительнице второй древнейшей профессии, если не первой.
Есть у меня два друга, один тогда много пил, а второй чуть поменьше. Тот, который, чуть поменьше, озаботился тем, что друг наш пьет как-то дохера и нашел оригинальный, если не сказать сверхъестественный, способ решить проблему. Сводить его к знахарке. Ну, и меня заодно позвали. Делать мне в ту пору было нечего, так что я решил тоже съездить.
В общем, отъехали от города километров на пятьдесят. Приехали в некий поселок. Стоим. Машина раз, два, три... короче, к назначенному времени мы были то ли четвертыми, то ли пятыми, а за нами выстроилась вереница автомобилей, десятка полтора, не менее. Даже местного депутата видел, он просил, чтобы у него электорат поднимался. Шучу, депутата не видел. Мы сидели в машине, чесали языки. Наконец, пришла наша очередь. Двор был как двор, такой крепкий крестьянский, но ничего особенного. Зашли внутрь. Там было много хлеба, он стоял повсюду. Сначала зашел много пьющий товарищ, потом меньше, потом я. Внутри было много хлеба. Этот хлеб пекли знахарка и ее помощницы. Я прошел внутрь избы, положил своих пятьсот рублей на столик у входа. Там уже лежало тыщ десять. Большинство клало по тыще, а это человек двадцать за пару часов. Плата была неопределенной, каждый клал, сколько хотел. Сел на стульчик, куда показали. Подождал. Наконец ведьма удостоила меня вниманием. Она спросила, часто ли я пью. Я ответил честно - раз в неделю-две. Знахарка немножко разочаровалась по виду и сказала, что мое пьянство укладывается в нормальное поведение. Затем поводили по голове рукой и дала кусок хлеба. Велела его скормить собаке. Еще дала кусочек красной ленточки с булавкой.
Поехали мы домой, по пути выпили по паре бутылок пива. Я хлеб забыл в сумке, когда заплесневел, выбросил в помойку
А товарищ мой пить бросил. Через пару лет. Закодировался.
Я уверен, что если запостить на Пикабу видео, где ты какаешь, набежит толпа знатоков с криками, что ты делаешь это неправильно.
Ранним утром медведь лежал в своей берлоге, снедаемый экзистенциальной тоской.
"Зачем, зачем это всё, - думал он, вперясь остановившимся взглядом в земляной потолок своего жилища. - Постоянная забота о малине, шишках и мясе насущных, чтобы просто продлить это бессмысленное существование. Эти отношения с медведицами, животный секс, ради того, чтобы еще одна неприкаянная медвежья душа явилась на свет. Лучше просто ничего не делать, чтобы не продолжать кальпу за кальпой бессмысленный круг перерождений".
В животе забурчало. "Парадокс, - подумал медведь. - это всего лишь плоть, груда белков требует внимания к себе. Но мой нематериальный разум вынужден изощряться в мыслях, как накормить эту массу вещества".
Кряхтя, он вылез из берлоги и потопал по тропинке, пытаясь снискать себе пропитание. Вдруг ищущий взор медведя привлекло некое трепетание света на горизонте. Его равнодушный, казалось бы, разум обожгло любопытством и медведь пошел в ту сторону. Он довольно быстро дошел до источника мерцающего света. Там ревело и трещало пламя, охватывающее одну из повозок двуногих пародий на медведей.
Медведь молча смотрел на огонь. Есть в нем что-то всеочищающее. Чистая энергия. Как сказал тот андалузский еретик, которого жгли на костре?
"Пламя лишь быстрее вознесет мою душу к Богу"?
Может, он был прав? Душу медведя вдруг пронзила такая тоска, что терпеть ее не было никакой возможности. Он шагнул вперед и бросился в пламя.
Дикий крик разнесся над лесом. Одинокий заяц на опушке поднял ухо и прислушался, а потом снова принялся за еду.
Какое там массовое представление о Средневековье? Кровавые войны, жестокие эпидемии, казни, невежество, вера в магию, религиозный фанатизм. В наше-то время такого нет, правда? Костры инквизиции, всюду грязь, беспредел и тирания. Ну, и так далее.
Разумеется, все эти представления возникли не на пустом месте, но еще с 19 века долго продолжался черный пиар Средневековья, который создал такие живучие штампы, что их крайне трудно разрушить.
Естественно, что Средневековье очень разное. Неевропейское Средневековье это не особый этап, а просто отрезок времени. Но и европейское Средневековье очень разное. Это тысяча лет с 6-го по 15-й века. Первые пятьсот лет после падения Римской империи довольно похожи на массовое представление, а вот 11-15 века часто нет. Я расскажу о некоем усредненном западноевропейском Средневековье именно 11-15 века, расцвете и закате эпохи.
Миф:
Одно из самых популярных представлений о Средневековье - там никто не моется. Рыцари ходят и воняют, ведь они мылись только в день посвящения. Дамы тоже воняют, но более нежно, дамы все-таки. А к простолюдинам современному человеку можно было бы подойти только в костюме высшей биологической защиты.
Реальность
Да, средневековые люди мылись реже современных, хотя бы потому, что получить теплую воду было трудно. Надо было натаскать дров (которые стоят денег), воды, запариться с долгим и трудным процессом подогревания.
Но, несмотря на это, средневековые люди стремились мыться почаще. В богатых домах были умывальные лохани и бадьи, сельские жители регулярно купались в природных источниках. Если где-то были термальные воды, они сразу же становились популярны.
Средневековье представляется временем крайне зажатым и стыдливым, когда видеть наготу противоположного пола считалось чем-то крайне греховным. Действительно, церковь относилась ко всему телесному, тем более, связанному с сексом, очень подозрительно. Но жизнь людей часто отходила далеко от религиозного идеала.
Так, совместная помывка мужчин и женщин не считалась чем-то плохим. В средневековой литературе полно примеров, как женщины, включая и аристократок, помогают своим гостям мыться и вытираться, подают им необходимые предметы. То же самое делают и мужчины по отношению к дамам.
Королева Изольда готовит Тристану ванну, омывает его и умащает маслами. Герой поэмы 13 века подносит даме халат и стоит рядом при ее вытирании. Понятное дело, что перейти грань между гигиеной и эротикой в таких условиях легко. На гравюрах 15 века частый сюжет - милующиеся парочки в бадье, а рядом на столиках стоят вино и еда.
Купальни входят в моду в Высоком Средневековье не только в замках, но и в монастырях, и домах богатых горожан. Становится хорошим тоном предложить ванну гостю сразу после его приезда.
***
После крестовых походов рыцари привезли в Европу любовь к общественным баням. Собственно, и римская культура бань не исчезала совсем. Известно, что в Париже в конце 13 века было не меньше 26 общественных бань (на 100-150 тысяч населения).
По субботам по улицам городов ходили зазывалы в бани. Омовение рассматривалось как подготовка к воскресному богослужению, телесное очищение перед духовным. Трубит рог банщика и горожане и горожанки, раздевшись дома, голые идут по улицам в баню. Это не считалось неприличным.
Очень долго мужчины и женщины мылись вместе. В парные и купальни входят голые, в двухместных ваннах, как видно по изобразительным источникам, лежат вместе мужчины и женщины. Поперек такой ванны часто клали доску, на которой стояли фрукты и напитки.
В банях общались, ели, играли в игры, слушали музыку. Средневековая поговорка гласит: “Хочешь радости на весь день? Иди в баню”.
Горячие и целебные источники были крайне популярны. Папский секретарь Поджио описывает немецкий Баден начала 15 века как место, где можно полюбоваться на купающихся женщин и присоединиться к ним. Это делают и монахи со священниками.
«В эти простые бассейны кучей набиваются мужчины, женщины, юные мальчики и девочки, представляющие собой сборище местных простолюдинов. Ради пристойности помещения, предназначенные для каждого пола, разделены между собой деревянными перегородками, которые, надо сказать, ничуть не мешают видеть, как дряхлые старухи входят в воду вперемежку с молоденькими девушками, причем и те, и другие раздеты донага, позволяя всем вокруг лицезреть их груди, бедра и все остальное. Меня самого не раз приводило в отличное настроение подобное зрелище, напоминающее собой игры Флоры, причем в душе я мог лишь воздать хвалу простоте нравов, каковая присуща этим добрым людям, отнюдь не отводящим глаза от подобного зрелища и не видящим в таковом ничего предосудительного», пишет Поджио.
До поры до времени в банях, несмотря на совместное мытье мужчин и женщин, все обстояло относительно прилично. Но к 14 веку бани стали приобретать дурную славу. В банщицы стали идти профессиональные проститутки. Слова для обозначения тех и других становятся синонимами. “Растиральщицами” стали называть и массажистку, и секс-работницу. В бани пускали с любовниками.
«Если вам необходимо помыться, и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется?»
Церковь обрушивается с критикой бань. Они греховны и обнажением тела, и удовольствием от горячей воды, “разжигающей страсти”, и прямым развратом. Св. Августин призывает ходить в баню не чаще раза в месяц, отшельники и отшельницы вовсе не моются.
Но это официальная позиция церкви. На деле, и монахи, и священники ходят в бани и пользуются всеми услугами. Святые отцы нисколько не стесняются прибегать к помощи банщиц с “опциями”. Источник 1520-го года говорит, что монахам категорически запрещается развращать девственниц, но с “развратницами” возлечь и отдохнуть после баньки допустимо.
Городские власти тоже вроде бы борются с “рассадниками разврата”, но как-то без фанатизма. Бани приносят деньги в городскую казну. Если их запретить, бани уйдут в подполье, где их будет гораздо труднее контролировать. Выпускается предписание, что обслуживать женщин в банях могут только женщины, но обратного для мужчин оно не утверждает. Вводится раздельность мужских и женских бань, но она часто не соблюдается. Мужчины посещают бани как бордели, женщины как места, где можно уединиться с любовником. Про бани говорят, что “в них больше срама, чем в публичных домах”. Все же к концу Средневековья банные вольности очень урезаются.
Регулировались законом и другие стороны банного бытия. Старейший правовой сборник Германии «Саксонское зерцало», составленный в первой четверти XIII века, гласит: «Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения».
Шведский общегородской кодекс 1345 года предупреждает: «Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатить двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасет свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен».
Можно привести и выдержку из Валенсийских фуэрос — законов, действовавших в королевстве Валенсия с 1261 года, когда их установил король Хайме I, по 1707 год. В них, в частности, указывается, что «всякий, кто у женщины, которая будет мыться в бане, украдет одежду или отнимет, платит триста солидов».
Банщики бывали сводниками, однако они занимались и другими, более полезными для общества делами. Средневековые врачи не занимались хирургией. А вот банщики-цирюльники (парикмахеры) как раз проводили операции, вправляли суставы, проводили кровопускания, вскрывали нарывы, делали ампутации. Именно поэтому их профессия считалась “нечистой”, так как имела дело с кровью, больным человеческим телом и трупами. Но мало-помалу занятие цирюльника-хирурга становилось престижнее. Они проходили долгое обучение и сдавали экзамены. Власти тоже пытались поднять престиж профессии, так как нуждались в кадрах военно-полевых хирургов.
К началу Нового времени (16 века) бани испытали упадок. Во-первых, из-за Малого ледникового периода и сведения лесов отапливать их становилось невыгодно. Во-вторых, эпидемии чумы и сифилиса привели к боязни бань, как источника заразы, и большая доля истины в этом была.
«Двадцать пять лет назад, — пишет Эразм Роттердамскийв 1543 году, — в Брабанте не было ничего более привлекательного для публики, чем общественные бани; теперь все они стоят холодные. Новая болезнь научила нас отказываться от них». Новая болезнь, это как раз сифилис.
Чем мылись и стирали?
Вы удивитесь, но какое-то подобие мыла было уже у шумеров, более 4500 лет назад. Пользовались мылом и римляне. Похожее на современное, твердое мыло появляется на арабском Востоке и в Италии в 7 веке нашей эры. В Италии в это время была создана гильдия мыловаров.
К 13 веку продавалось разнообразное мыло, белое, серое, черное (самое дешевое). Правда, мыло было дорого, так что им предпочитали мыть только лицо и руки. Но дешевым жидким стирали и одежду, правда оно было едким, так что у прачек руки были в волдырях.
Стирка без мыла, и даже с мылом, которое было, конечно, хуже современного, была делом крайне трудоемким, так что стирались, конечно, реже. Однако чистотой одежды гордились. Женщина, появляющаяся в грязном белье, называлась в средневековой Англии slutte (грязная, неряшливая). Так называли и мужчин. Позже это слово трансформировалось в slut (шлюха).
Носили в Средневековье и нижнее белье. Оно появляется еще в Древнем Риме, широко распространяется в последующую эпоху. И женщины и мужчины носили нижнюю рубаху, а вот подобие трусов - брэ, было только у мужчин. Женщины трусов не носили до 19 века. Брэ, строго говоря, были ближе к штанам, чем к современным трусам, в них не зазорно было ходить и при народе.


Римское и средневековое нижнее белье
Разумеется, я не пытаюсь сказать, что средневековые люди соблюдали гигиену не хуже нас. У них хватало отвратительных привычек. Например, выплескивать мочу и фекалии прямо на улицу, стирать в моче вещи, вешать в уборных одежду (считалось, что это помогает от вшей, которых, увы, хватало), подтирать задницу чем попало, за неимением гербовой бумаги. Чего стоит описание подтирания у Рабле:
После долговременных и любопытных опытов я изобрел особый способ подтираться, — отвечал Гаргантюа, — самый, можно сказать, королевский, самый благородный, самый лучший и самый удобный из всех, какие я знаю.
— Что же это за способ? — осведомился Грангузье.
— Сейчас я вам расскажу, — отвечал Гаргантюа. — Как-то раз я подтерся бархатной полумаской одной из ваших притворных, то бишь придворных, дам и нашел, что это недурно, — прикосновение мягкой материи к заднепроходному отверстию доставило мне наслаждение неизъяснимое. В другой раз — шапочкой одной из помянутых дам, — ощущение было то же самое. Затем шейным платком. Затем атласными наушниками, но к ним, оказывается, была прицеплена уйма этих поганых золотых шариков, и они мне все седалище ободрали. Антонов огонь ему в зад, этому ювелиру, который их сделал, а заодно и придворной даме, которая их носила! Боль прошла только после того, как я подтерся шляпой пажа, украшенной перьями на швейцарский манер...
И все же, и все же, не так-то уж нечистоплотны были наши предки, как это любят описывать.
Если эта тема будет интересна читателям, могу написать и о других аспектах не такого уж и дикого Средневековья.
Литература
Бальхаус А. Любовь и секс в Средние века
Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть II