9

Ответ на пост «Предпосылки формирования американской нации»

Протестантская этика с наивысшей силой проявляется уже в дневниковых записях капитана Джона Смита, основателя Вирджинской колонии, первой английской колонии в Новом Свете. Так вот, Джон Смит писал, что первопоселенцам было нечего ждать, кроме результатов собственного труда. Идея действенности и обязательности тяжкого труда подкреплялась (и отягощалась) кальвинистским представлением о жизни как неизбежной трагедии, о земном пути как "дороге страданий". Вот почему атмосфера первых пуритан угнетает даже в описаниях: перед современным читателем открываются унылые и мрачные картины того, как люди молча и безостановочно трудятся, пробивая путь себе и детям. Всё это без малейшей радости и словословий, целиком в русле протестанской морали.

Вы мешаете в одну кучу пуритан Новой Англии и виргинскую колонию. Между ними было очень мало общего.

Лично Джон Смит был по характеру похож на пуритан, хотя пуританином не был, он был англиканином. Но его пытались выгнать из возглавляемой им колонии, колонисты бежали от него в никуда или к индейцам, и на третий год основания колонии Смит ее покинул и больше никогда не возвращался. Взгляды Смита не оказали ни малейшего влияния на Виргинскую колонию. Это было малорелигиозное сообщество, полное авантюристов со всей Европы.

Прославилась Виргиния тем, что, несмотря на очень благоприятное для земледелия положение, колонисты мерли в невообразимых пропорциях. Большинство ехало туда заработать с одного-двух урожаев и вернуться на родину. Однако половина не переживала и первой зимы. В тогдашней рекламе рассказывалось, что несколько дней работы в поле обеспечат семью едой на целый год, и хотя это было преувеличение, место было действительно плодородное. Только сброд, приехавший туда, намеревался заработать на продаже табака, и практически всю доступную землю засевали именно им.

Уже на второй год в колонии были работники их Польши и Голландии. Через несколько лет появились и африканцы, тогда еще приехавшие добровольно. Кто какой религии, никого не интересовало. Никаких насаждаемых пуританами порядков там не было, для людей это было просто место, где можно пошабашить и навсегда его покинуть.

Между прочим, именно Виргиния, а не Новая Англия, легла в основу будущих США. Новая Англия (первая колония, не считая Попхэма, в 1620, но рост начался только со второй - в 1630) так и не успела догнать Виргинию до создания/присоединения Срединных колоний в 1660-х. А потом Срединные стали крупнейшими.

Просто американцам времен войны за независимость больше нравилось возводить свою историю к суровым трудолюбивым богобоязненным "пилигримам", сбежавшим в Америку от короля и "папистов", чем к разношерстным беспринципным жадным авантюристам Виргинии.

(изначально термин "Виргиния" применялся для обозначения всей восточной части Северной Америки примерно от 34-й до 48-й параллели, т.е. включая и значительную часть современной Канады)

Нет. Может, кто-то это место так и называл, но у колонии изначально было вполне определенное место (а гораздо севернее была неудачная попытка основать другую колонию - Попхэма). Но с легкой руки того самого Джона Смита, который стал плавать к северу от Виргинии после того, как покинул колонию, те места стали называть Новой Англией.

Виргинией условно называли места от нынешней Виргинии и к югу, то есть Каролину (потом Северную и Южную) и Джорджию, а также Мэриленд чуть к северу. В общем, в расширительном смысле Виргинией называют ранние Южные колонии.

Показать полностью
99

Предпосылки формирования американской нации

Так как в сферу моих научных интересов входит история отечественного административного управления XVII-XVIII веков и колонизация территории Матушки-России (не морщите нос, из песни слов не выкинешь), то в эту же сферу попадает и Северо-Запад Америки (северной), да и в принципе вся история США века эдак до XIX-XX. Особенно интересно мне наблюдать за сходствами и различиями в освоении новых земель между славянами и англосаксами. В связи с чем хотелось бы чуток просветить насчёт того самого начала, истоков так сказать, "клятой Америки".

А сказать тут есть что, потому как суровые английские и немецкие протестанты, в отличие от мечтательных испанцев и французов, ехали в Америку с твёрдым пониманием того, что за океаном их ждёт не райский Эдем или Эльдорадо, а тяжёлый труд в тяжёлых условиях (привет нашим сибирякам-старообрядцам). Этот момент является ключевым для понимания всей современной американской нации и культуры. Не секрет, что ядро будущей американской нации составляли пуритане (англ. puritans - "чистые"), последователи религиозного движения, настаивающего на реформах англиканской церкви (которая уже была продуктом реформ). Суть требований пуритан отражает весь подход американцев к религиозной этике - сделать проще и честнее. Вместо епископата - выборные старейшины, вместо пышных соборов - скромные церкви, вместо мессы - проповедь.

Идеалистичная картина первых поселенцев в Северной Америке.

Идеалистичная картина первых поселенцев в Северной Америке.

Протестантская этика с наивысшей силой проявляется уже в дневниковых записях капитана Джона Смита, основателя Вирджинской колонии (от лат. virgо, род. падеж virginis "дева" всм "девственница", в честь Елизаветы I), первой английской колонии в Новом Свете (изначально термин "Виргиния" применялся для обозначения всей восточной части Северной Америки примерно от 34-й до 48-й параллели, т.е. включая и значительную часть современной Канады). Так вот, Джон Смит писал, что первопоселенцам было нечего ждать, кроме результатов собственного труда. Идея действенности и обязательности тяжкого труда подкреплялась (и отягощалась) кальвинистским представлением о жизни как неизбежной трагедии, о земном пути как "дороге страданий". Вот почему атмосфера первых пуритан угнетает даже в описаниях: перед современным читателем открываются унылые и мрачные картины того, как люди молча и безостановочно трудятся, пробивая путь себе и детям. Всё это без малейшей радости и словословий, целиком в русле протестанской морали.

В действительности всё было даже хуже, чем на этой современной реконструкции. Желающие могут погуглить фото поселенцев XIX века.

В действительности всё было даже хуже, чем на этой современной реконструкции. Желающие могут погуглить фото поселенцев XIX века.

Однако была и обратная сторона. Ощущение свободы от феодальных пут Европы стало проявляться на американской земле довольно быстро. В новых колониях отсутствовала религиозная дисциплина и иерархия, распространённая почти на всей территории Старого Света. Это дало не только свободу в делах духовных, но и в определило базовые принципы жизни общин. В каждом североамериканском поселении вскоре образовалась своя независимая ни от кого религиозная община, что в итоге нашло отражение уже в Первой поправке к Конституции.

Английские колонии в Северной Америке на 1689 год. С этого же года 17-летний Пётр I начал править самостоятельно.

Английские колонии в Северной Америке на 1689 год. С этого же года 17-летний Пётр I начал править самостоятельно.

Причём культурной особенностью североамериканских колоний являлось большое число книг, обращавшихся среди населения, что прямо на старте дало нехилый буст к просвещению и образованию среди белого населения. Уже вскоре после освоения атлантического побережья в новых колониях начинается развитие печати, чего на тот момент не было даже в некоторых уголках Европы. Всё это проходило конечно же под доминантой английской (чуть позже - немецкой) культуры, несмотря на наличие большого числа выходцев из Шотландии, Ирландии, Голландии, Швеции и других стран и регионов Европы. На протяжении первых полутора веков колониальной истории в Северной Америке преобладало именно английское влияние: большинство поселенцев были англичане, классовая структура носила ярко выраженный английский характер (причём самый махровый - "елизаветинский"), законы строились по английской матрице, вся теология шла англиканской церкви и англиканских же сект, формы образования были заимствованы прямиком из Англии. То же можно сказать и об искусстве, стиле жизни, развлечениях, моде и проч.

При этом не надо думать, что пуританское общество в Северной Америке было какой-то идеальной формой социума. Этика пуритан, наряду с трудолюбием, объявляла высшими ценностями для человека также расчётливость, накопительство, восхищение богатством и презрение к бедности. В колонии Нью-Йорк, например, как и в старой доброй Англии, богатые землевладельцы имели в провинциальной ассамблее своих представителей или заместителей. Их огромные дома, стоявшие вверх по течению Гудзона, охраняли вооружённые рабы (чернокожие) и небольшие частные армии, набранные из бедняков (будущее "белое отребье", white trash). В итоге очень быстро североамериканское общество устаканилось до вменяемых и понятных на тот момент форм. Например, в церквях отдельные группы верующих размещались в соответствии с положением - представители т.н. "старых семейств" запросто могли заставить простолюдинов ждать на улице до того момента, пока они не разместятся на выделенных для себя скамейках.

На этом пока всё. Возможно (если кому-то понравится) я в будущем черкану ещё что-нить про Асашай.

ТГ, ВК и Дзен.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!