Ответ на пост «Природа любви»
Харлоу решил исследовать, как формируется привязанность у обезьянок-резус.
Харлоу решил исследовать, как формируется привязанность у обезьянок-резус.
Эксперимент Гарри Харлоу, американского психолога и профессора Висконсинского университета, стал знаковым событием в изучении привязанности и любви. Проведённый в 1950-х годах, он вызвал много споров из-за своей этической стороны, но результаты оказали глубокое влияние на понимание воспитания детей.
Харлоу решил исследовать, как формируется привязанность у обезьянок-резус. Он заметил, что эти животные значительно умнее других видов и способны решать сложные задачи. Это побудило его проверить, как они реагируют на отсутствие матерей. Ученый забрал детенышей у их матерей и поместил их в клетки, устланные махровыми полотенцами. Обезьянки быстро привязались к этим мягким материалам, обнимая их и сопротивляясь попыткам забрать. Кормление малышей осуществлял сам Харлоу, и вскоре он заметил, что их интерес к нему быстро угасал после удовлетворения голода. Однако полотенца вызывали у них гораздо более сильные эмоции. Это заставило Харлоу усомниться в традиционном представлении о том, что любовь к матери основана только на источнике питания.
Чтобы проверить свои наблюдения, он создал две "матери" для детенышей. Первая была сделана из проволоки и имела устройство для кормления, а вторая — мягкой ткани. Результаты показали, что малыши обращались к проволочной матери только в моменты голода, тогда как большую часть времени проводили с мягкой "мамой", обнимая и прижимаясь к ней. Следующий этап эксперимента стал ещё более жестоким: Харлоу добавил механизмы, которые отталкивали детенышей от мягкой матери. Сначала это были простые сбросы, а затем иглы, причиняющие боль. Несмотря на это, малыши продолжали стремиться к своей "маме".
Однако когда она становилась холодной и неподвижной, это приводило к состоянию полного отвержения, которое Харлоу описал как психологическую смерть. Эксперимент достиг своего пика, когда детенышей помещали в клетку с "холодной" проволочной матерью, где у них была еда. Несмотря на наличие пищи, они испытывали страх и беспокойство, забиваясь в угол. В противоположной ситуации с мягкой игрушкой они оставались спокойными и расслабленными, даже без еды. Эти наблюдения стали основой для глубокого понимания важности эмоциональной привязанности в развитии.
Что показали опыты? У всех млекопитающих главной задачей кормления является физический контакт между мамой и ребенком, а также установление между ними привязанности. Это открытие натолкнуло на идею создания слингов для ношения маленьких детей. Кроме того, в роддомах врачи стали заботиться о том, чтобы матери могли проводить больше времени со своими детьми.
Большую часть времени обезьянка проводила с "мягкой мамой", а к "стальной маме" она подходила только когда хотела есть
ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ
Обезьянки, которые участвовали в эксперименте, выросли. Как отметил Харлоу, они сильно отличались от сверстников в плане психического здоровья. Эти особи были очень агрессивными не только по отношению к другим, но и к себе. Они могли себя укусить или даже отгрызть пальцы. Это, а также раскачивание из стороны в сторону наталкивало на мысль о развитии аутизма.
Выросшие самки оказались лишенными инстинкта размножения. Они ни при каких обстоятельствах не хотели сближаться с самцами. Пытаясь решить эту проблему, а также узнать, какое появится потомство, Харлоу сконструировал специальную рамку, которая удерживала самку до тех пор, пока самец не оплодотворял ее.
Закончилось такое размножение печально. Большая часть самок либо убила малышей, либо игнорировала их. Но были и исключения из правил – обезьяны, которые заботились о детенышах. Но их было крайне мало.
КОЛОДЕЦ ОДИНОЧЕСТВА
В самом начале своей исследовательской деятельности для экспериментов Харлоу смастерил специальную клетку, которой впоследствии дал название «Яма отчаяния» или «Колодец одиночества».
Клетка была изготовлена из стали. На одной стенке было зеркало, которое позволяло ученому наблюдать за тем, что происходило внутри. Позже конструкция была модифицирована. По внешнему виду она стала напоминать перевернутый конус с гладкими стенками. Отверстие сверху закрывалось решеткой.
Поначалу обезьяны пытались вырваться из заточения. Но с течением времени теряли желание сопротивляться, впадали в депрессию, забивались в угол. Так Харлоу пытался показать, что происходит с человеком, который испытывает отчаяние. Он буквально воспроизвел эти ощущения.
Подопытным не становилось лучше даже после освобождения. Более того, их здоровье оставалось таким же и через несколько месяцев. Они пребывали в тяжелой депрессии. Психика была разрушена полностью.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Что показал анализ экспериментов Гарри Харлоу о привязанности? Что же удалось выяснить и изменить благодаря проведению такого жестокого исследования?
Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, ему нужна не только еда. Важно, чтобы у него был телесный контакт с матерью.
Сотрудники детских домов изменили свое отношение к маленьким детям. Они стали чаще брать их на руки, качать, обнимать.
Начали широко применяться рюкзаки-кенгуру, слинги и другие подобные приспособления для ношения маленьких детей.
Эти выводы сделали Гарри Харлоу всемирно известным. Его эксперимент признали классикой экспериментальной психологии.