15

Ответ на пост «Что за чёрт: почему я вдруг не могу ходить, когда думаю о том, как я хожу?»

Анекдот в тему:
По коридору ВУЗа идет профессор. Навстречу студент:
- Здравствуйте, профессор. Можно вас спросить?
- Конечно, спрашивайте, молодой человек.
- Скажите, профессор, вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под
одеяло кладете?
После некоторой паузы:
- Да, знаете, как-то не задумывался.
- Ну, извините, пожалуйста.
Разошлись.
Через неделю зеленый профессор с кругами под глазами встречает в
коридоре того же студента и хватает за грудки:
- Ну ты и сволочь! Неделю уже спать не могу - и так неудобно, и так
неудобно!

10

Что за чёрт: почему я вдруг не могу ходить, когда думаю о том, как я хожу?

Что за чёрт: почему я вдруг не могу ходить, когда думаю о том, как я хожу?

Вы идёте по улице, думаете о своём, и тут вдруг вам кто-то говорит:

А ты замечал, как странно ты двигаешь ногами, когда идёшь?

И всё. Поздравляем, вы больше не умеете ходить. Кажется, вы не знали, что у вас вообще столько суставов в ногах, и что ими надо как-то управлять. Левый носок выехал вперёд, колено подвисло, руки болтаются как у зомби, и вот вы стоите как идиот, внезапно разучившись делать то, что до этого шло автоматически. Это и есть дилемма сороконожки.

Откуда вообще эта сороконожка взялась?

Термин «дилемма сороконожки» (англ. Centipede’s Dilemma) родился не в лаборатории, а в детской поэзии. В начале XX века его ввела Кэтрин Крэйн — английская поэтесса, писавшая короткие юмористические стихи для детей. Самый известный из них:

Сороконожку как-то раз Лягушка спросила всерьёз: «Когда ты идёшь, какая нога Шагает за какой и когда?» И сороконожка задумалась... И больше идти не смогла.

Стих стал популярной метафорой, и примерно с 1940-х его начали использовать сначала в биологии поведения животных, чтобы описывать ситуации, когда животное сбивается, если начинает обращать внимание на то, что обычно делает автоматически.

Как это попало в науку?

Первое научное использование термина приписывают психологу Джорджу Хамфри. В своей книге The Story of Man’s Mind (1923) он описал парадокс:

«Когда человек задумывается о том, как он делает что-то привычное, он начинает делать это хуже. Это — дилемма сороконожки».

С тех пор в психологии и нейронауке термин используют, чтобы описать, как вмешательство сознания нарушает автоматическое действие.

Вот несколько реальных примеров из исследований:
Beilock & Carr показали, что у профессиональных спортсменов «сверхосознанность» в критических моментах ведёт к ухудшению результатов. Это получило название “choking under pressure” — когда навыки сбоят под давлением, потому что человек начинает думать.
Masters провёл эксперименты с обучением гольфу: игроки, которым объясняли механику ударов, в стрессовых условиях выступали хуже, чем те, кто тренировался интуитивно.
Gray изучал бейсболистов и подтвердил: высокий уровень осознанности в движении снижает производительность, особенно при давлении.

В когнитивно-поведенческой терапии похожий эффект наблюдается у людей с тревожными расстройствами: гиперфокус на телесных ощущениях (например, на дыхании или сердцебиении) может усугублять симптомы, вызывая ощущение «я разучился дышать».

Почему это вообще важно?

Потому что наш мозг — хитрый. Он любит автоматизировать всё, что только можно, чтобы не тратить лишнюю энергию. Вы же не думаете, как дышать? Или как заваривать чай? Или как печатать, если печатаете вслепую? Это и есть автоматизмы.

Но стоит вмешаться сознательно — и система сбоит.

Особенно если на вас в этот момент смотрят. Или если вы заставляете себя всё делать правильно.

Где это встречается в жизни?

— Музыкант на сцене вдруг забывает, как играть вступление, которое он отрепетировал тысячу раз.
— Опытный водитель заглох на перекрёстке, потому что кто-то сказал «а как ты включаешь сцепление?».
— Вы забываете пароль, который вводите каждый день.
— Или... вы впервые в жизни задумались, куда девать руки, когда идёте по улице. Не благодарите, кстати.

О чём это вообще?

О том, что контроль и эффективность — не всегда друзья.

Когда вы слишком стараетесь быть «в моменте» или «всё делать осознанно», вы рискуете столкнуться с сороконожкой: система, которая работала без сбоев, ломается от переизбытка внимания.

Это важно и в психологии, и в спорте, и в обучении. Особенно в моменты перфекционизма или тревожности. Когда человек слишком старается «сделать как надо» — и в итоге начинает делать хуже.

Что делать?

Иногда — перестать думать.

А если серьёзно:

  • Практики на автоматизм (репетиции, тренировки) работают лучше, чем гиперфокус.

  • Осознанность — это не контроль каждой мышцы.

  • И да, иногда полезнее расслабиться, чем анализировать, как вы дышите.

И напоследок. Если после этой статьи вы разучились ходить — мы вас предупреждали. Просто подождите пару минут, и тело всё сделает само. Оно умеет.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!